ИВВАИУ. Фото: Оленникова Мария, IrkutskMedia

Через 7 лет со дня закрытия от ИВВАИУ в Иркутске остались брошенные корпуса и горечь слез

Историю училища вспоминает ИА IrkutskMedia

Семь лет прошло со дня официального закрытия Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища. Именно в этот день, 2 декабря, в 2008 году на заседании коллегии в министерстве обороны России был вынесен вердикт, согласно которому училище в Иркутске закрыли, а курсантов перевели в Воронеж. Сейчас же от ИВВАИУ остались только разрушенные корпуса, воспоминания бывших преподавателей и курсантов, жителей военного городка. Историю и печальное настоящее училища представляет ИА IrkutskMedia.

Все начиналось красиво и легко...

Авиационная история Иркутска началась в далеком 1931 году, когда в областной центр прилетела группа руководителей Наркомата обороны во главе с наркомом Климентом Ворошиловым. Иркутск и Дальний Восток – это оплот Советского Союза. В то время требовалось укрепление восточных границ, в том числе с помощью авиации. В Иркутской области уже существовал гарнизон "Белая", крупная авиационная база по сегодняшним масштабам. Требовалась подготовка специалистов для военной авиации, которая бы базировалась на аэродромах Сибири и Дальнего Востока.

Некоторые историки говорят, что Иркутская авиационная школа стала правопреемником Юнкерского училища, которое было основано в 1872 году. Однако школе по наследству достались фактически одни корпуса.

— Да, корпуса начали строить в районе 1910-1911 годов. Одна половина корпусов предназначалась для Иркутского юнкерского училища, вторая – Иркутского кадетского корпуса. Правопреемником авиационную школу нельзя считать, хотя территориально это так, — считает генерал-майор авиации в отставке, начальник ИВВАИУ с 1991 по 2000 год Александр Барсуков.

Училище сменило немало названий: Иркутская военная школа авиационных техников, Иркутская военная авиационная школа авиационных механиков, Иркутское военное авиационно-техническое училище и другие. Стоит отметить, что там с первых лет готовили хороших специалистов, прославившихся подвигами. Так, в 1933 году орденом Ленина наградили моториста самолета, который в полете из-за того, что лыжное шасси не вставало по потоку, вылез зимой из кабины, встал на "лыжу" и, удерживая ее, обеспечил безопасную аварийную посадку. И это далеко не единственный случай.

Училище миновало войну и было переименовано в очередной раз в Иркутское военное авиационно-техническое училище, стало готовить техников. Была трехгодичная программа обучения. Училище славилось своей учебно-лабораторной, учебно-материальной базой. Здесь были уникальные экспонаты, впервые в военно-воздушных силах делались тренажеры, испытательные стенды.

В 1965 году в связи с высокой аварийностью в авиации вооруженных сил ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о мерах по борьбе с аварийностью. В связи с усложнением техники был предусмотрен перевод ряда технических училищ в разряд высших. И в 1975 году первым среди всех технических училищ Иркутское стало высшим. Ни Харьковское, ни Воронежское (ныне знаменитое), ни Васильковское, а именно Иркутское, отметил Александр Барсуков.

Вскоре в столицу Восточной Сибири приехали молодые офицеры, окончившие Академию Жуковского, появились кандидаты наук. И в 1980 году был первый выпуск. В настоящее время первые выпускники с высшим образованием уже на пенсии, им по 55-57 лет. Многие из них занимают высокие должности в авиационной сфере. Так, главный инженер дальней авиации, главный инженер военно-транспортной авиации, главный инженер фронтовой авиации – выпускники Иркутского училища.

Сам Александр Барсуков приехал в ИВВАИУ в 1979 году, когда вышел из стен адъюнктуры (кафедра безопасности полетов Академии Жуковского). После приезда начал преподавать, внедрять свои навыки. К середине 1980-х годов в училище было порядка 60-ти кандидатов наук, доцентов.

Пережить 90-е...

— Мне посчастливилось возглавить училище в 1991 году. На тот момент было 102 кандидата наук, на 12 курсантов приходился один преподаватель с ученой степенью. Вскоре я понял, как мне не повезло, я столкнулся с 90-ми годами. С училища ребята поехали домой на Украину, в Ригу. В результате остался 71 кандидат наук. Но на одном из совещаний я сказал, что уволюсь только тогда, когда кандидатов наук будет не меньше, чем, когда я пришел. Тяжело, конечно, было, но Иркутское училище – единственное в ВВС ни разу не испытало недобор курсантов в 90-е. Это при плотности-то населения Сибири. А люди приезжали со всей страны, вот такой был авторитет. У многих иркутян была мечта поступить в ИВВАИУ, перед девчонками в хромовых сапогах и форме походить, — рассказал генерал-майор в отставке.

В 1995 году был открыт Авиационный лицей с четырьмя классами. Примерно 75% лицеистов поступали в училище. Это было первое учебное заведение, где учились одни мальчики. В 1998 году училище было награждено третье премией правительства России за лучшую организацию научно-исследовательских работ в министерстве обороны.

— Я увольнялся по состоянию здоровья в 2000 году, за полтора года до своего предельного возраста. На тот момент в училище было 112 кандидатов и докторов наук, я на десятку перевыполнил свой желаемый план. И сразу попросил, чтобы мне дали возможность преподавать. Меня сменил один начальник, через четыре года пришел второй, не уроженец, который стремился покинуть Сибирь. Вы не представляете, как я жалею о том, что уволился, со слезами иногда жалею. Если б я только знал, что училище "грохнут", — поделился воспоминаниями генерал-майор в отставке.

Тенденция сокращения количества училищ наметилась, когда Александр Барсуков руководил ИВВАИУ, считает он. Одни училища теряли самостоятельность, превращались в филиалы. Но никогда не заходил разговор о придании Иркутскому училищу другого статуса, ведь оно было единственным за Уралом. На совещаниях, военных советах ИВВАИУ хвалили, хвалили часто за отдаленность. О выпускниках всегда говорили хорошо, отметил Александр Барсуков.

Так умирают традиции

А потом наступил 2008 год. Училище практически не готовилось к проверке, когда решили показать, в каких трудных условиях им приходится служить. В результат при проверке комиссии училище показало себя не с лучшей стороны буквально в первые дни. Некоторые преподаватели опаздывали на занятия, потом получили "двойку" на строевом смотре (на плацу запутались строи). Это тоже наложило отпечаток, по мнению генерал-майора, появилась некоторая предвзятость. Вскоре проверка превратилась в "фотосессию", члены комиссии начали фиксировать все негативное: где-то обои отклеились, где-то пол провалился. В результате был собран соответствующий материал. 8 декабря 2008 года доклад о состоянии дел был сделан министру обороны Анатолию Сердюкову. Вопрос о ликвидации явно не стоял при докладе, отметил Александр Барсуков. Но все же после этого было принято решение закрыть училище и перебазировать курсантов в Воронеж.

— Совершали все это по-варварски. Я считаю, что местная администрация предала нас, не подняла даже обывательский шум. Зачем это нужно было делать в рождественские каникулы? Они курсантов повезли в ночь на Рождество. 3 января три генерала, которым поручили руководить закрытием, встретились с вице-губернатором Сергеем Соколом. А он не иркутянин, и не встал грудью за училище. А когда я пришел к этим генералам и сказал, чтобы показали документ. И мне показали постановление правительства, где черным по белому было написано – преобразовать Иркутское училище в филиал Воронежского. Они мне объяснили, что именно поэтому курсантов и переводят. А я им ответил, что в соответствии с законом образования филиалом называется обособленное учебное заведение. Оно должно было остаться в Иркутске и быть в подчинении Воронежа, — считает генерал-майор в отставке.

После переезда в Воронеж курсанты Иркутского училища полгода только стройкой занимались. В тот момент численность курсантов в ВИРЭ (так назывался раньше городок Воронежского ВАИУ на правом берегу) увеличилось больше чем в два раза.

— В связи с быстротой принятия решения по переводу ИВВАИУ, в Воронеже для нас не было никаких условий: жили в комнате по 12 человек, в столовой очередь по 40 минут, аудиторий не хватало, учебных пособий не было, литературы. Преподавателей тоже не хватало, так как основная часть профессорско-преподавательского состава осталась в Иркутске. Шестой семестр у нас просто выпал, — рассказал один из последних курсантов ИВВАИУ, который прошел через расформирование и закончил образование в Воронеже, Владимир Юрчик.

Расформирование Иркутского училища пришло на золотую середину учебы курсанта. Он поровну отучился в Иркутске и в Воронеже. Но все же самые яркие воспоминания остались об ИВВАИУ. Учебный процесс в Иркутске был поставлен лучше. Если в ИВВАИУ отчисляли чаще по учебе, то в Воронежском ВАИУ — за нарушение дисциплины.

— Сама жизнь в Иркутском училище как-то веселее была. У нас были оборудованные лаборатории, специализированные учебные классы, — вспоминает бывший курсант.

Из разрухи в туманное будущее

В течение семи лет бывшие курсанты, преподаватели ИВВАИУ, общественники не раз поднимали вопрос о судьбе училища. Однако сдвинуть дело с мертвой точки удалось только весной 2015 года, когда начался процесс передачи территории в собственность Иркутской области. В июле учебное заведение посетили помощник президента РФ Игорь Левитин, генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов, которые заложили капсулу будущим выпускникам в честь создания нового образовательного комплекса "Достояние Сибири".

По словам экс-губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, на базе ИВВАИУ планировалось создать военно-патриотический комплекс, который должен был включать в себя три направления образования: общее, дополнительное и профессиональное. В частности, должен был начать действовать кадетский корпус для девочек и мальчиков 5-11-х классов общей численностью до тысячи человек, а также центр дополнительного образования военно-патриотической направленности и допризывной подготовки. В дальнейшем планировалось отработать вопрос с министерством обороны РФ о присвоении кадетскому корпусу статуса суворовского училища.

Летом на территории ИВВАИУ начались работы по уборке и вывозу мусора. Затем подрядная организация приступила к разбору крыш. Однако осенью все работы были приостановлены. В итоге корпуса остались зимовать без кровли. С компанией "Архитектурное наследие", которая выступала в качестве подрядчика, расторгается договор.

Министр образования Приангарья Валентина Перегудова заявила, что подрядная организация начала работы без проекта. По ее словам, на данный момент проектирование не закончено. Кроме того, проект должен получить положительное заключение госэкспертизы. И только после этого работы возобновятся.

"Здание является памятником федерального значения, поэтому нужен проект, который должен пройти государственную экспертизу. Кроме того, необходимо согласование с центром сохранения наследия. Подрядчик тоже должен быть выбран на конкурсной основе, как и полагается по закону. Эта процедура не пройдена и на сегодняшний день не закончено проектирование ремонта этого здания. Насколько мне известно, губернатор Сергей Левченко вел переговоры с "Ростехом" и нашел там понимание. Было подтверждено, что ремонт здания продолжится. Думаю, в ближайшее время этот вопрос разрешится, и процедура пойдет своим ходом", — сказала министр.

По словам генерального директора ООО "Восточно-Сибирское конструкторское бюро имени А. А. Якушева" Василия Петрова, в зданиях, оставленных без крыши, намокнет кладка и отвалится штукатурка – разрушение конструкций пойдет быстрее.

— Разрушающих факторов много. Намокнет кладка, штукатурка отвалится. Прочность кладки уменьшится. Процессов много будет. Когда выпадет снег, он превратится в лед, будет разрушение конструкции. Конечно, оно будет постепенным, но более интенсивным. Все зависит от текущего состояния здания. Работ на восстановление потребуется больше, соответственно, это может быть дороже. Если здание без крыши простоит долго, допустим, не один сезон, то как минимум потребуется заново проводить обследование, какие-то мероприятия разрабатывать по его восстановлению и усилению, – рассказал он.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко затронул тему ИВВАИУ на семинаре председателей городских, районных, окружных и отраслевых Советов ветеранов. Он отметил, что территорию училища поделят между собой военкомат и кадетский корпус.

"Территория большая. С теми проектами, которые сегодня нарабатываются, весь комплекс, конечно, задействован пока не будет. Хотя и отдавать его коммерсантам не совсем правильно. Надо сделать так, чтобы он нес социальную нагрузку. Принципиальное решение принято по поводу того, чтобы там оборудовать кадетский корпус на 400 ребят. Я в пятницу встречался в Москве с руководством "Ростеха", которое взяло на себя эту нагрузку. Мы с ними договорились, что постараемся кадетский корпус доводить. Еще военкомату там достанется", – отметил губернатор.

Несмотря на заявления власти, у жителей военного городка, бывших курсантов и преподавателей ИВВАИУ на сегодняшний день все еще нет понимания о том, что будет с бывшими корпусами учебного заведения, которое когда-то было для них вторым домом.

Справка: Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) – основано 1 мая 1931 года. За свою историю училище сменило несколько названий. С 1931 по 1938 год — 4-ая Иркутская военная авиационная школа авиамехаников (4 ВШАТ) , с 1938 по 1941 — Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ), с 1941 по 1949 — Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ), с 1949 по 1975 год — Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ), с 1975 по 1998 год — Иркутское высшее военное авиационное инженерное ордена Красной Звезды училище имени 50-летия ВЛКСМ (ИВВАИУ), с 1998 по 2004 год — Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ), с 2004 по 2008 год — Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) (ИВВАИУ (ВИ)). В начале января 2009 года согласно распоряжению правительства РФ Иркутское ВВАИУ было присоединено к Военному авиационному инженерному университету в Воронеже и фактически ликвидировано.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Военкомат Иркутской области "потеснит" кадетский корпус на территории бывшего ИВВАИУ

Судьбу ИВВАИУ попросил решить Сергея Шойгу бывший начальник училища в Иркутске

От первых героев авиации до заросшего бурьяном плаца прошло ИВВАИУ в Иркутске

2.12.2015

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia