Бизнес. 14 октября 2016, 18:30
Георгий и Ольга Шмаковы. Фото: Марина Врублевская, ИА IrkutskMedia
Секреты бизнеса

Георгий и Ольга Шмаковы: Преимущество семейного бизнеса – доверие без опасений

Бизнес в сфере фитнеса будет существовать и развиваться еще долгое время, считают владельцы СК "OLYMPIA"

14 октября 2016, IrkutskMedia. Преимуществом семейного бизнеса является доверие друг к другу без различных опасений, уверены владельцы СК "OLYMPIA" Георгий и Ольга Шмаковы. По их словам, бизнес в фитнес-индустрии будет существовать и развиваться еще долгое время. О секретах своей деятельности и дальнейших планах они рассказали в интервью ИА IrkutskMedia.

— Георгий, Ольга, с чего начинался ваш бизнес?

Георгий: Все началось в 2009 году. Мы жили в городе Железногорске-Илимском. Моя жена находилась в декрете. Я же работал экономистом, получая 12 тысяч рублей в месяц. На тот момент это была одна из самых высоких зарплат в организации среди ИТР. И как можно было прожить на эти деньги, при этом снимая квартиру за 7 тысяч? Конечно, помогали родители. Мы понимали, что терять нам особо нечего, поэтому посовещавшись совместно с супругой приняли решение, заняться собственным делом.

Ольга: Именно в тот момент не было особо страшно. Переживания, конечно, были, но мы понимали, что, попробовать стоит.

Георгий: Для того чтобы начать бизнес с нуля, необходимо иметь определенные способности, которыми мы на тот момент не обладали. Мы поставили задачу найти уже готовый, недорогой бизнес. Родственники помогали в поиске, в результате чего было предложено несколько вариантов. Мы приехали в Иркутск, все взвесили и решили реализовать себя в сфере фитнеса. Заняв определенное количество денег, мы как и планировали, приобрели его совсем небольшим. И на арендованной площади в 250 кв. метров около двух лет у нас был фитнес-клуб, где мы набирались опыта. Работа шла своим чередом, но аренда съедала большую часть заработанных средств. Сколько бы разговоров не велось с арендодателем, на уступки он идти не хотел. Каждые полгода стоимость аренды повышалась. За два года аренда поднялась с 40 до 100 тысяч рублей. И при этом не проводился должным образом ремонт, даже при варианте 50 на 50.

Настал тот момент, когда наши возможности перестали совпадать с потребностями арендодателя и, мы ударились в поиски нового помещения. В течении короткого промежутка времени мы подобрали место, где сейчас и находится наш клуб. Хорошая рассрочка и доступная цена позволили постепенно приобретать это помещение в собственность. Примерно в апреле 2011 года мы начали вести поэтапную работу. В самом начале здесь были места для парковки, пустая коробка без какой-либо отделки. Всю электрику, сантехнику и прочие работы приходилось выполнять с самого начала. В течении четырех месяцев с минимальными затратами мы сделали совсем простой ремонт и начали свою деятельность. На первоначальном этапе работы, у нас даже не было возможности сделать вывеску. Все заработанные средства шли на доработки и доделки клуба. Основная часть клиентов на тот период перешла со старого места и, постепенно "Сарафанное радио" начало привлекать в клуб новых людей. Но все равно это не давало того потока, который был бы необходим, для хорошего оборота, хотя изначально мы на большее и не рассчитывали. Со временем ситуация стабилизировалась, и на сегодняшний день мы продолжаем совершенствоваться и становиться лучше благодаря нашим клиентам.

СК "Олимпия"

СК "Олимпия" . Фото: Георгий Шмаков

— Что оказалось самым трудным в тот период, когда зарождался ваш бизнес?

Георгий: Основные трудности были связаны с нехваткой персонала, так как на тот момент, возможностей предложить достойную заработную плату, попросту не было. Нам приходилось самим с ребенком на руках работать до поздней ночи. Мы мыли полы, работали за администраторов, дежурили, следили за сантехникой и электрикой. Два года мы жили в экстремальном режиме. В этом плане у нас, конечно, страдал ребенок. Бабушек здесь не было, и поэтому приходилось либо просить знакомых, либо он оставался с нами. Это, наверное, был самый трудный период.

Ольга: Поскольку в средствах мы были ограничены, планировку продумывали самостоятельно с супругом поздними вечерами вместо того, чтобы обратиться к дизайнерам-проектировщикам. Рассчитывали, где у нас будут раздевалки, как будет расположен коридор, где у нас будет фитнес-зал и какова будет его вместимость.

По поводу персонала отмечу, что сейчас у нас в клубе работает свыше 30-ти человек. Ходят слухи, что к нам сложно попасть. На самом деле это не так. Люди приходят, мы даем им возможность, объясняем, как можно работать и зарабатывать. Кто-то остается, понимая, что клиентов сразу много не бывает и сначала надо наработать клиентскую базу. Люди, которые хотят все и сразу, как правило, с нами не остаются, поскольку не получают в один миг желаемое. Наши сотрудники, как и мы, постепенно растут и развиваются. И сегодня у всех большие клиентские базы и достойные зарплаты.

— Почему вы выбрали именно форму семейного бизнеса?

Георгий: С самого начала не было финансовых возможностей привлекать третьих лиц, заниматься теми или иными обязанностями клуба. Поэтому автоматически все ложилось на наши плечи. Было решено, что Ольга ведет всю финансовую и бухгалтерскую отчетность, я отвечаю за технические вопросы. Таким образом, клуб объединил нас еще и по рабочим вопросам. В некоторые моменты были споры и разногласия, но сейчас у нас прекрасный тандем.

— В чем, на ваш взгляд, преимущества семейного бизнеса?

Георгий: Преимуществом семейного бизнеса, несомненно, является доверие друг другу без всяких опасений. В нашем случае бизнес еще и обеспечивает дополнительную сплоченность в семье. Взаимозаменяемость помогает нам решать вопросы, если один из нас заболел или в отпуске, либо отвлекается на другие вопросы. Также положительным моментом является передача дела всей своей жизни – детям, если, конечно, у них будет желание продолжать его.

— Как развивается фитнес-индустрия в Иркутске?

Ольга: Направление фитнес-индустрии развивается очень активно. Для сравнения: когда мы начинали работать, то были единственными в районе, сейчас же в Университетском и Первомайском микрорайонах, свыше шести действующих клубов разной направленности.

Георгий: Да. Это направление развивается семимильными шагами. Сейчас очень много именно небольших фитнес-клубов. Чуть ли не каждый месяц или полгода слышишь об открытии того или иного фитнес-центра. Но по-настоящему больших клубов немного.

По-моему залы необходимо подразделять не на большие и маленькие, а на какой класс клиентов они ориентированы. Есть ряд клубов, где действует клубная система и клиенты могут купить только годовые абонементы, потратив не маленькие деньги, выложив за раз от 30 тысяч рублей и выше. А есть сегмент клубов, рассчитанных на средний класс, к категории которых мы и относимся. Горожане приходят сюда, чтобы получить хороший фитнес за доступные деньги. Мы делаем ставку на это.

— Почему сейчас так стремительно развивается данная сфера?

Георгий: Как и большинство других вещей, это пришло с Запада. Сейчас это модно и, как говорится – в тренде. Люди желают выглядеть красиво. Они приходят, занимаются, знакомятся, находят новых друзей, кто-то даже встречает вторую половинку. Это интересно: общение, знакомства, здоровый образ жизни. К настоящему моменту у нас не просто спортивный клуб, а большая и дружная семья. У нас постоянно проводятся совместные выезды, походы, сплавы и так далее.

— Как менялся поток людей в ваш клуб?

Георгий: В 2009 году, если я не ошибаюсь, в нашем и соседнем районе было открыто всего два небольших клуба. В тот период, в наш зал ходили в основном только мужчины, девушки на тот период не воспринимали занятия в тренажерном зале и зал посещало небольшое количество женского пола. Тогда это не было особо развито. Возможно, было неинтересно. Постепенно занятия спортом стали пользоваться популярностью среди горожан.

С финансовой точки зрения на данный момент, можно сказать, что люди стали аккуратнее относиться к деньгам. Раньше они могли прийти и, допустим приобрести абонемент на 3 месяца, отзаниматься один, а на второй и третий месяц могли забросить занятия и не обратить внимание на потраченные средства. Сейчас клиенты решают, будут ли они точно ходить. Если будут, то платят. Если нет, то деньги лучше не тратить. Грани немного сузились.

СК "Олимпия"

СК "Олимпия" . Фото: Георгий Шмаков

— Как нынешняя экономическая ситуация отражается на бизнесе?

Георгий: Растет конкуренция. И в каких-то моментах становится трудно. Но все зависит, наверное, от коллектива. У нас очень хороший коллектив, не побоюсь этого слова, один из лучших в городе. И самое главное – дружный, хотя без проблем не обходится. Благодаря коллективу мы стараемся идти впереди планеты всей. Также нам помогают развиваться клиенты. Мы стараемся вести тесный диалог с ними. Если у них возникают вопросы или предложения, мы стараемся в короткие сроки их решить. Отмечу, что наша действующая клиентская база сейчас насчитывает около тысячи человек. Можно сказать, что благодаря грамотным сотрудникам и постоянным клиентам мы относительно ровно переживаем непростое экономическое время.

Но стоит отметить, что наше помещение находится в собственности. Если бы это была аренда, то развиваться было бы намного труднее. Большая часть денег уходила бы на оплату аренды.

— Как вы оцениваете фитнес-направление в нашем регионе?

Георгий: Сегодня, в принципе, тенденция положительная. Люди ходят, занимаются. При этом, как я уже отмечал, открывается много небольших клубов. И, конечно, часть клиентов остаются у них, поскольку людям проще спуститься на первый этаж и посетить клуб в "шаговой доступности", чем пройти, скажем, дополнительно 500 метров. Прогнозировать что-либо в ближайшее время трудно, да и неправильно, так как экономическая ситуация в мире меняется с колоссальной скоростью. Для меня лично вообще непонятно, что может быть через три года. Возможно, небольшие клубы уйдут, останутся крупные, возможно наоборот. Поживем увидим.

Ольга: В связи с популяризацией спорта и здорового образа жизни, данное направление в бизнесе будет существовать и развиваться очень долгое время. Необходимо оставаться в рамках качественного и доступного фитнеса. Чтобы горожане могли потратить определенную сумму, не ущемляя себя в чем-либо другом.

— Помогает ли власть фитнес-бизнесу?

Георгий: Года два назад я как-то задавался вопросом: "Может ли власть помочь нам?". За все время работы нам помогли только в одном мероприятии, выдав несколько медалей на соревнование. Эта была вся помощь. После этого я пришел к выводу, что власть – это отдельное государство. Она существует сама по себе, мы – сами по себе. Конечно, мы стараемся участвовать во многих городских мероприятиях и откликаться на пожелания и просьбы администрации города, чему свидетельствуют все наши благодарственные письма и грамоты, но в целом это односторонние отношения. А обратной связи мы не ждем, хотя очень бы хотелось. Также мы стараемся участвовать в жизни спортсменов, помогая им в достижении их целей. Они ездят на соревнования и турниры, а мы, в свою очередь, какую-то часть расходов берем на себя, не всегда это получается, но мы стараемся. До кризиса это было проще. Сейчас затраты увеличились – к сожалению мы стали меньше оказывать помощи. Да, клуб старается участвовать в жизни города.

— Какие у вас дальнейшие планы?

Георгий: Планы огромные. Но вопрос только касается финансовой стороны. Развиваемся постепенно. Хотелось бы расширить зал единоборств. Также в планах увеличить зону многофункционального тренинга. В целом планы грандиозные, есть куда развиваться и что делать. И финансовая часть позволяет эти планы осуществлять, но не сразу, а постепенно. Сейчас же первостепенная задача – закончить ремонт в тренажерном зале и расширить мужскую раздевалку. До 2017 года планируем все закончить. Хотелось бы открыть и второй, и третий залы, но на это нужно не маленькое финансирование.

— Можете дать совет начинающим предпринимателям?

Ольга: Судя по нашему опыту, совет один – относиться к делу с душой. Я всегда сотрудникам говорю, чтобы они относились к работе, как к своему ребенку. Необходимо болеть всей душой за то, что ты делаешь и чем занимаешься. Тогда все получится.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia