Эффективным лекарством для "приболевших" автобусов Иркутска может стать повышение тарифа, считают депутаты местной Думы. Проблем с пассажирскими перевозками на данный момент много. Это регулярность маршрутов и их нерентабельность, работа общественного транспорта в вечернее время, техническое состояние и, конечно же, вечные пробки. Признать проблему – значит, наполовину ее решить. Депутаты считают, что администрации нужно наладить общение с перевозчиками и перестать оттягивать вопрос повышения стоимости проезда. Как один из самых низких тарифов в России влияет на работу общественного транспорта – в обзоре ИА IrkutskMedia.
Иркутск, у нас проблемы
Депутат Думы Иркутска по округу №21, председатель профильной комиссии Юрий Коренев выделил среди проблем регулярность маршрутов, организацию перевозок в вечернее время и субсидирование нерентабельных направлений. Также народный избранник выступает за увеличение габаритов общественного транспорта.
Депутат Думы города по округу №23 Антонина Корочкина не имеет вопросов к организации общественного транспорта. По ее словам, ситуация в ее округе поменялась в лучшую сторону в последние два года. Автопарк обновлен, и ожидается открытие двух новых маршрутов.
депутат Думы Иркутска
Автор фото: С сайта Думы Иркутска
У нас на округе два маршрута. Это №8 и 32. В тестовом режиме ходил №92, который должны запустить с 1 апреля. Также нашли подрядчика на маршрут №95. Из Зеленого будет ходить четыре маршрута. №92 в Солнечный и №95 – в Юбилейный. Я бы сказала, что сейчас с транспортом проблем нет. Если в первые полтора года поступали постоянные звонки от жителей, то сейчас проблемы все решены. У нас также есть внутренний маршрут. Теперь звонки прекратились, да и сама вижу, что автобусы стоят и ходят по расписанию. Если жители не жалуются, то все нормально. Подрядчики заменили старые автобусы на новые, и с тех пор у меня вопросов нет.
Депутат Думы Иркутска по округу №7 Алексей Савельев назвал причиной всех транспортных проблем города низкий тариф.
депутат Думы Иркутска по округу №7
Автор фото: С сайта Думы Иркутска
Первая проблема, которую я хотел бы выделить, – стабильность расписания и перевозка пассажиров в вечернее время. Вторая проблема – техническое состояние подвижного парка у частных перевозчиков. Если решить проблему с состоянием транспорта, уйдет вопрос безопасности. Если автобусы будут ходить по расписанию, улучшится сервис. Проблема загруженности транспорта в час пик решается путем замены на новые автобусы большей вместимости. Корень проблем, по моему мнению, – в низком тарифе. Никаких денег не хватит, чтобы и содержать автобусы в хорошем состоянии, покупать новые, и платить нормальную зарплату водителям, и нанимать подготовленных сотрудников, а не мигрантов. На мой взгляд, нужно ввести дифференцированный тариф. В дневное время – одна сумма, в вечернее время – допустим, 20 рублей. Удобно и пассажирам и перевозчикам. Транспортная проблема – это также дублирование маршрутов, пересадочные узлы и прочее.
В общественную приемную депутата Думы Иркутска по округу №1 Светланы Кузнецовой постоянно обращаются жители поселка Жилкино по поводу автобусного маршрута №6. Она неоднократно обращалась в комитет городского обустройства и в администрацию Ленинского района. По ее словам, горожанам очень сложно уехать в центр Иркутска и вернуться обратно.
Депутат Думы Иркутска
Автор фото: Предоставлено пресс-секретарем депутата
Жители предлагают увеличить количество подвижного состава на маршруте. У жителей района постоянно возникают проблемы с транспортом. В связи с этим я обратилась, включила для рассмотрения на депутатских слушаниях в первом полугодии 2017 года вопрос о проблемах транспортной доступности отдельных районов города, в том числе частного сектора, на примере автобусного маршрута №6 в Жилкино. Данный вопрос будет рассмотрен, перенесен на заседание постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту в апреле 2017 года. В поселке Горького очень много обращений по движению автобуса №29. Также жители обращают внимание на то, что автобус ходит очень редко, и просят установить для маршрута более плотный график, в том числе, дополнительные рейсы в вечернее время.
В округе №18, который находится в ведении депутата Думы Иркутска Ларисы Егоровой,есть проблема с остановками. Жители часто просят поставить пункты ближе к их жилому району, но сделать это не получается из-за низкой рентабельности данных направлений.
Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области, председатель совета реготедления партии СРЗП
Автор фото: Официальный сайт Думы Иркутска
Каждый коммерческий маршрут будет эффективен только тогда, когда будет выгоден перевозчику. У меня в округе достаточно мест, которые отделены от остановок. Многие люди обращаются с просьбой проложить маршрут ближе к этим отдаленным районам, например, внизу Ушаковки, но мы понимаем, что перевозчикам это невыгодно. Это одна из болевых точек моего округа. Несмотря на то что открывают новые маршруты, вопросов по транспорту всегда будет уйма.
Алексей Савельев добавил, что в целом поддерживает политику администрации Иркутска в этом вопросе, но не во всех нюансах.
депутат Думы Иркутска по округу №7
Автор фото: С сайта Думы Иркутска
В качестве критики я бы сказал, что у нас сформирован реестр маршрутов в Иркутске. По идее его нужно пересматривать минимум раз в полгода. Появляются новые жилые районы, меняется трафик, создают новые маршруты и прочее. Скажу на своем примере: на Авиационный завод набрали 800 новых сотрудников. Эти люди ездят на работу и из других районов города. Такие вещи нужно периодически пересматривать и корректировать. Второй момент – конфликт между перевозчиками и администрацией, который происходит от недостатка общения. У нас сформирована рабочая группа, и ей нужно заседать примерно раз в неделю, решать на ней конкретные вопросы. Часто бывает, что перевозчик задает мэрии вопросы, администрация на них не отвечает или отвечает частично. В итоге вопросы обрастают новыми нюансами и заходят в тупик. Бывает вообще, что все упирается в суд, как у нашей перевозчицы по маршруту №30.
Эту мысль поддерживает и депутат Думы Иркутска по округу №15 Александр Квасов. Он считает, что городу нужна концепция развития общественного транспорта. В ней должны быть прописаны цели, задачи, приоритеты и пути его развития.
депутат Думы Иркутска
Автор фото: С сайта Думы Иркутска
Город развивается, появляются новые микрорайоны, численность населения значительно возрастает. Это нужно учитывать для анализа движения транспортных потоков в Иркутске. Такого анализа пока нет. Еще один важный момент, который необходимо учитывать, – это маятниковая миграция. Мы пока не знаем, сколько людей приезжает утром на работу в Иркутск и уезжает вечером. На чем они приезжают: сколько на автобусах, личных автомобилях, железнодорожным транспортом. Все эти цифры нужно знать. Исходя из них следует формировать концепцию. Этим должно заниматься управление по транспорту администрации Иркутска. Начальник транспортного управления выступил на прошлых депутатских слушаниях и рассказал, что все 30 муниципальных маршрутов являются убыточными. Нужно разобраться, автобусы какой вместимости должны быть на маршрутах. От этого зависят и количество автобусов, и загруженность дорог.
Депутат Думы Иркутска по округу №19 Сергей Юдин отмечает, что его территория расположена в центре города, проблема лежит на поверхности – пробки. Решение он видит в организации пересадочных узлов.
Муниципальная транспортная миграция
Бороться с пробками в Иркутске с помощью транспортных пересадочных узлов предлагали еще в 2014 году . Эту же идею высказал и начальник транспортного управления администрации Иркутска Евгений Владимирский. Кроме того, депутаты Думы города ранее предлагали не пускать в центр города межмуниципальные автобусы.
Александр Квасов не поддерживает идею пересадочных пунктов, потому что у города нет точных данных о том, сколько человек приезжает в Иркутск из других территорий. Кроме того, таким решением депутаты могут вызвать волну недовольства со стороны жителей других муниципалитетов.
депутат Думы Иркутска
Автор фото: С сайта Думы Иркутска
Мы создадим проблему, прежде всего, для жителей Иркутска. Со стороны Шелехова к нам каждый день приезжает примерно 10 тысяч человек. Представьте, что эти 10 тысяч человек выходят на Синюшиной горе, на "Ручье". Как жители "Синюшки" будут реагировать на это столпотворение? Это будет коллапс. Опять же нужна аналитика маятниковой миграции.
Депутат Думы Иркутска по округу №25 Александр Якубовский, напротив, считает, что это признанная мировая практика, которая поможет уменьшить износ дорог и побороть пробки.
Депутат Государственной Думы СФ РФ
Автор фото: взято на сайте Госдумы РФ
Я считаю, что все блага Иркутска созданы для его жителей. Мы не хотим дискриминировать жителей других муниципалитетов, которые приезжают в Иркутск на работу, но нужно понимать, что дополнительная транспортная нагрузка создает неудобства для иркутян. О них мы, депутаты Думы Иркутска, заботимся в первую очередь. Если взять иностранный опыт, то в крупных городах есть пересадочные узлы и автовокзалы, которые фильтруют транспортный поток и перераспределяют его. Такие автовокзалы, как правило, находятся на границе муниципалитета. Если в Иркутске появятся пересадочные узлы, то проблема решится. Мы сократим количество транспорта в Иркутске и разгрузим дороги.
Дело техники
Александр Якубовский также отметил, что техническое состояние общественного транспорта в городе оставляет желать лучшего. Депутат сразу оговорился, что имеет в виду коммерческий транспорт. Муниципальные автобусы находятся в лучшем состоянии, нежели частные.
Депутат Государственной Думы СФ РФ
Автор фото: взято на сайте Госдумы РФ
Ответственность за состояние транспорта лежит на перевозчиках. Мы должны влиять на них. Вы помните, что мэрия проводила рейды по 80-м автобусам и по "корейцам" с перебитыми номерами. Это были меры по удалению с улиц "автохлама". Дальше уже вопросы к перевозчикам. Готовы ли они вкладывать средства в новые автобусы? Готовы они работать с существующим тарифом или обосновать его повышение? Диалог между бизнесом и администрацией, безусловно, должен быть. Сейчас мы видим, что перевозчики не борются за пассажиров, не повышают качество, чтобы быть более конкурентоспособными. Я бы им посоветовал обратить внимание на себя и качество предоставляемых услуг. Если бы собственники транспортных средств регулярно ездили на своих автобусах, то поняли бы, что надо менять подход.
По мнению Ларисы Егоровой, качество перевозки пассажиров должно улучшаться. Состояние транспорта – одна из его составляющих.
Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области, председатель совета реготедления партии СРЗП
Автор фото: Официальный сайт Думы Иркутска
Нужно применять более жесткие меры к нерадивым перевозчикам. Тут не может быть разговоров о самом низком в России тарифе. Если вы считаете, что перевозки коммерчески невыгодны, не занимайтесь ими. Если же занимаетесь перевозками, делайте это максимально качественно. Должна признать, что в последнее время обновили транспортный парк, и это хорошо. Все депутаты эффективно работают по этой теме. У меня в округе ситуация с транспортом ненапряженная, но есть пожелания по ее улучшению.
Юрий Коренев заметил, что в целом частные перевозчики заинтересованы в обновлении автопарка, но тут появляется проблема с тарифом.
депутат Думы Иркутска по округу №21
Автор фото: С официального сайта Думы Иркутска
Я не знаю, почему городская администрация тянет с этим вопросом. Это разрушает и муниципальные транспортные предприятия, и вредит бюджету, из которого мы возмещаем им расходы. Многие вопросы сложно решить, но ситуацию можно улучшить радикально, изменив тариф.
Александр Квасов заявил, что по техническому состоянию транспорта нужно решить ряд экономических вопросов. Сюда входит и расчет тарифа, и работа по единому социальному проездному билету.
депутат Думы Иркутска
Автор фото: С сайта Думы Иркутска
90% частных перевозчиков у нас не возят льготников. Было бы хорошо, если бы каждый перевозчик заключил договор с Минсоцразвития Иркутской области и получал бы субсидию на перевозку льготников. Помочь этому также должно транспортное управление администрации Иркутска. Бюджет города субсидирует муниципальные предприятия, чтобы они возили льготников. Они развивают свою базу, берут в лизинг новые автобусы, а тариф остается маленьким. Коммерческих перевозчиков никто не субсидирует, но они выживают по тому же тарифу.
Что делать?
Отвечая на вечный вопрос Чернышевского, Алексей Савельев заявил, что на сегодня все, что можно решить вместе с ГИБДД, МУГАДН и комитетом городского обустройства, делается. Однако все понимают, что у перевозчика при существующем тарифе рентабельность близка к нулю.
депутат Думы Иркутска по округу №7
Автор фото: С сайта Думы Иркутска
У перевозчиков есть еще и дополнительная финансовая нагрузка, и не все могут купить новую технику. Нужно решать вопрос о повышении тарифа. Есть отдельные "крикуны". Они говорят, что нужно сначала купить новые автобусы, а потом повышать тариф, но так не получится.
Лариса Егорова сказала, что она не хотела бы повышать тариф. На этот шаг можно пойти, только если обновление автопарка и повышение комфортабельности произойдут сразу, считает она.
Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области, председатель совета реготедления партии СРЗП
Автор фото: Официальный сайт Думы Иркутска
Я бы не хотела его повышать, но если сразу обновят автопарк и повысят качество и комфортабельность перевозок, то на этот шаг можно пойти. Созданы депутатские рабочие группы, ездили на "Иркутскавтотранс". Я "за" смешанную систему – "за" частные и муниципальные автобусы. Главное, чтобы они оказывали качественные услуги населению.
Светлана Кузнецова видит решение проблемы в увеличении подвижного состава общественного транспорта.
Депутат Думы Иркутска
Автор фото: Предоставлено пресс-секретарем депутата
На данный момент город приобрел дополнительное количество транспортных единиц. Об этом постоянно говорится на заседаниях, на отчете мэра, о том, что город планирует изменять транспортную ситуацию. Я уверена, что мы сможем решить этот вопрос положительно.
Александр Квасов – единственный из опрошенных нами депутатов, который высказал альтернативную точку зрения. По его словам, в бюджете города в 2017 году заложено 370 млн рублей на субсидии для частных перевозчиков. В связи с чем говорить о повышении тарифа преждевременно.
Напомним, тема общественного транспорта стала краеугольным камнем проблем, с которыми сталкиваются не только жители Иркутска, но и сами транспортные предприятия. Сложившийся порядок стоимости проезда, несоответствие затрат, которые несут перевозчики, предъявляемым властями требованиям представляет объективную картину качества оказания услуг. Дублирование маршрутов, конкуренция с межмуниципальным транспортом, загруженность дорог – об этих и других проблемах транспортной инфраструктуры рассказали частные транспортные компании города.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
депутат Думы Иркутска по округу №21
Автор фото: С официального сайта Думы Иркутска
Я вижу проблему обеспечения регулярными перевозками пассажиров из отдаленных районов. Вторая проблема – организация перевозок в вечернее время суток. Третья проблема – субсидирование социально значимых маршрутов. Некоторые из них коммерчески невыгодны, но мы должны их поддерживать из бюджета. И четвертое – перевозка льготных пассажиров. Пока не будет введена система электронного учета, частникам не будут выгодны эти перевозки. Они не особо хотят в этом участвовать из-за большого объема отчетности и сроков возмещения льготных перевозок. Также существует проблема перевода автопарка на среднегабаритный транспорт. Маршрутки выполнили важную задачу, но сейчас идет перегруз дорог, который создает трудности всем участникам дорожного движения.