Бархатцы на ваших грядках уже через пару недель после посева - не миф
24 апреля, 11:00
В Иркутске сменили земельный участок под строительство военного госпиталя
12:58
В Приангарье разработают комплексный план развития придорожного сервиса
12:45
В Сбере назвали топ специальностей врачей, к которым обращались иркутяне в 2023 году
12:37
Проектирование стадиона в Иркутске на 8 тысяч зрителей хотят завершить в ближайший год
12:31
Руководителя фирмы осудили за незаконную рубку леса в Киренском районе
12:26
Мэр Иркутска: Будем повышать качество частных перевозок через конкуренцию
11:51
Сибирь вошла в тройку округов по числу DDoS-атак в первом квартале 2024 года
11:45
В Иркутске проходит реконструкция крупных трубопроводов
11:43
Строительство теплового луча в Иркутске даст мощности 109 Гкал/час
11:32
Вам здесь не рады: рассказываем, как избавиться муравьев на даче
11:00
На улице Пихтовая в Братске сгорел автомобиль
10:50
День Земли отметили студенты в Иркутском техникуме речного и автомобильного транспорта
10:19
Гранатометчик из Тулуна погиб в ходе СВО
10:18
В Иркутске участник СВО Николай Домашевский подал документы на праймериз "Единой России"
10:15
В Иркутске бизнесмен из Китая задолжал около 4 млн рублей за вывоз мусора
10:13
В Сбере назвали топ специальностей врачей, к которым обращались иркутяне в 2023 году 12:37
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы 24 апреля, 19:28
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты 24 апреля, 18:30
В Иркутской области автомобили Toyota чаще всего страховали в начале 2024 года 24 апреля, 17:30
Сын сенатора Сергея Брилки намерен стать депутатом думы Иркутска 24 апреля, 12:55
Детскую поликлинику №5 в Иркутске построят по народной программе ЕР 23 апреля, 19:25
Опрос ВТБ: 70% сибиряков пользуются системой быстрых платежей для переводов 23 апреля, 17:38
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 16:56
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 16:15
В думе рассмотрели 16 вопросов на комиссии по собственности и экономической политике 23 апреля, 13:59
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10% 23 апреля, 13:47
Жители Приангарья обратились в контакт-центр "Иркутскэнергосбыта" более 560 тысяч раз 23 апреля, 13:29
Клиенты ПСБ в Иркутске смогут вернуть проценты по потребительским кредитам 23 апреля, 12:25
Игорь Рыморенко покинул пост министра цифрового развития Иркутской области 22 апреля, 21:21
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года 22 апреля, 19:53

Минприроды РФ сократило проект развития Байкала до одной экологической составляющей

Все блоки по социально-экономическому развитию территории были исключены из проекта
28 апреля 2017, 14:00 Общество

Минприроды РФ кардинально изменило паспорт приоритетного проекта "Байкал: великое озеро великой страны" (БВОВС). Из него исключили все блоки по социально-экономическому развитию территории. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на ТАСС.

Паспорт проекта был подготовлен специалистами АЦ, представителями правительства Иркутской области и Бурятии, а также различных ведомств и широкого круга экспертов и представлен в Минприроды.

"В свою очередь, министерство направило проект паспорта в аппарат правительства РФ и совет президента по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также во все заинтересованные ведомства для согласования и получения замечаний. Документ был направлен во все эти структуры в несколько ином виде — все предложения по формированию бизнес-климата, организации туризма на Байкале и созданию соответствующей инфраструктуры из него были исключены", — сказал начальник управления Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ Денис Ершов.

Он также напомнил, что президент РФ Владимир Путин ранее поставил задачу подготовить социально-экономический экологоориентированный проект развития Байкальской природной территории на принципах устойчивого развития.

Предполагалось, что он заменит действующую федеральную программу по охране озера Байкал, которая была ранее признана неэффективной, однако в предложенной Минприроды версии новый проект фактически является ее клоном, отмечает он. По прогнозам эксперта АЦ, паспорт проекта получит негативный отзыв и будет оправлен на доработку.

"Надеемся, что второй вариант будет больше соответствовать формату приоритетного проекта, который призван объединить наиболее эффективные меры разных госпрограмм. В окончательном виде документ должен быть принят к 1 июля 2017 года", — сказал Денис Ершов.

По словам эксперта, сведение документа исключительно до экологической составляющей позволит сэкономить бюджетные средства, но только в среднесрочной перспективе, и не решит коренным образом самих экологических проблем Байкала, которые во многом связаны с организацией туристического потока (сейчас при серьезном увеличении он все еще имеет стихийный характер).

"Комплексное развитие Байкальской природной территории (БПТ) как раз может показать пример того, как развитие туризма и предпринимательства генерирует средства на природоохранные мероприятия. Это мировой опыт, подтвержденный десятилетиями — в местах, где проживает население и которые посещают туристы, заниматься вопросами экологии в отрыве от экономики просто невозможно. Вешать все расходы исключительно на бюджет — это "вчерашний день", но для того, чтобы система государственно-частного партнерства все-таки заработала, в этом направлении государство должно создать определенные условия, которые и были прописаны в проекте", — пояснил Ершов.

Именно комплексный подход к приоритетному проекту был поддержан профильным комитетом на недавнем заседании в Госдуме, рекомендовавшем придерживать его "не только на этапе представлении проекта в правительство РФ, но и на этапе реализации", говорится в резолюции (имеется в распоряжении ТАСС).

Минприроды РФ радикальным образом изменило не только содержание, но название проекта. В нынешнем виде документ озаглавлен как "Уникальный Байкал". В нем остаются статьи по предотвращению загрязнения БПТ (около 93 млрд рублей, включая 9 млрд внебюджетных источников и 13,2 млрд — от регионов, остальное — федеральный бюджет), восстановлению биоразнообразия Байкала (42,6 млрд рублей, в том числе по 5 млрд рублей — за счет субъектов РФ и из внебюджетных источников), ликвидации накопленного вреда (48,7 млрд рублей; пропорции по софинансированию не указаны), исследованию и мониторингу Байкала (2,4 млрд рублей из федерального бюджета).

Из проекта исчезли меры по улучшению бизнес-климата в окрестностях Байкала, перечень планируемых к реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), перечень опорных зон для развития, проекты по "зеленой экономике", планы по развитию транспортной инфраструктуры (включая строительство нового аэропорта Иркутск и создание сети портов и причалов на Байкале) и развитию туризма.

Наиболее значимым с экологической точки зрения в паспорте проекта был раздел об управлении туристическими потоками, отметил член рабочей группы по проекту БВОВС, директор туроператора "Байкалов" Анатолий Казакевич.

"Мы долго изучали турпоток, и пришли к тому, что его нужно локализовать недалеко от аэропорта Иркутска и постараться сделать так, чтоб турист в течение всего тура проехал как можно меньше километров. Это дает экономию средств, делая продукт более конкурентоспособным, и снижает экологическую нагрузку. Стратегическая задача — сделать так, чтобы на особо охраняемых территориях люди находились как можно меньше. Основной поток нужно пускать там, где есть асфальт, там где его нет, нужно создавать маршруты, но не инфраструктуру", — пояснил Казакевич.

По его словам, основываясь на этом принципе, эксперты выделили семь основных маршрутов на Байкале, которые, в том числе, работали бы на объединении территорий побережья, относящихся к разным субъектам — Бурятии и Иркутской области.

"Сейчас многие правила нахождения на ООПТ не соблюдаются. Одним надзором "кнутом" этого не реализовать. Туристов необходимо куда-то направить, но направляются они не штрафами и регламентами, а инфраструктурой", — добавил эксперт.

Он также подчеркнул, что основным преимуществом нового госпроекта в том виде, в котором он был предложен изначально, была опора на принципы устойчивого развития — баланс между экономикой, экологией и вовлечением в процесс развития территории местного населения.