Бизнес. 14 сентября, 09:00
"Сибэкспоцентр" в Китае. Фото: Пресс-служба выставочного комплекса

Иркутск – Китай: шаг в будущее бизнеса

Компании областного центра "покорили" Поднебесную своими услугами и продукцией

14 сентября, IrkutskMedia. Все-таки литературная формула "утром – деньги, в обед – стулья" хороша, когда она воплощается в жизни. Байкальский центр поддержки экспорта, созданием которого занимается "Сибэкспоцентр", начал свою работу в конце весны, а уже к сентябрю был получен первый конкретный результат – материализация намеченных и публично объявленных планов. В июне на встрече с предпринимателями региона, заинтересованными в расширении своих рынков, состоялась презентация Маньчжурской свободной экономической зоны взаимной торговли и туризма (КНР), куда все участники получили официальное приглашение. Здесь же, в "Сибэкспоцентре", они представили свою продукцию, которую могли бы предлагать на новой площадке в близлежащие страны, а дальше – дело техники сотрудников "Сибэкспоцентра", взявших все организационные вопросы по представлению иркутских компаний в Китае на себя. Недавно организации регионального центра "покорили" граждан КНР своими услугами и товарами. Материал, подготовленный Надеждой Зайцевой, публикует ИА IrkutskMedia.

— Предприниматели могли бы поехать через ТПП, но это стоило бы для них в два раза дороже, – отмечает генеральный директор ОАО "Сибэкспоцентр" Андрей Шаповалов. – Через нас стоимость получилась очень привлекательной в силу всех совокупных обстоятельств и договоренностей с принимающей стороной. Мы сделали визовую поддержку, проработали транспортную схему, решили все вопросы с проживанием, трансферами и бесплатным питанием нашей делегации. И для "Сибэкспоцентра" совместная поездка была тестовой – необходимо было собственными глазами увидеть все нюансы взаимодействия с китайскими партнерами.

— Японский деловой гуру, который проводил у вас в Центре экспорта недавно семинар, очень обращал внимание на это обстоятельство: то, что для нас неправедно, для китайцев – умение хорошо работать...

— Мы везли с собой людей, для которых выступали организаторами деловой поездки, поэтому все нестыковки, которые неизбежно случаются при первом опыте, никого, кроме нас не коснулись. Тот стандарт, который мы заявили, приглашая предпринимателей в путь, нам удалось обеспечить. Другое дело, что свои отношения с организаторами китайской стороны мы скорректировали, в том числе, и на официальном уровне, но это тоже наша работа. Главное – участники поездки получили ожидаемый результат, а в некоторых случаях даже больше, что как раз подтверждает: именно такая модель работы, когда предприниматели организованы и обеспечены профессиональным сопровождением, продуктивна. Она должна быть поставлена на серьезную основу. Схема в других регионах уже отработана: правительство берет на себя какие-то расходы, чтобы помочь бизнесу, как в нашем случае – "Сибэкспоцентр" берет на себя организационную часть, а бизнес – выполняет свои прямые функции: производит товар, привозит в Китай и продает, соответственно оплачивая налоги там, где товар изготовлен, то есть, дома.

Поездка в Китай

Поездка в Китай. Фото: Пресс-служба "Сибэкспоцентра"

— Начиналась ваша поездка, как и было объявлено на презентации Центра поддержки экспорта, с участия в выставке?

— В выставке-ярмарке международной торговли и инвестиций в Международном выставочном центре Маньчжурии. Иркутяне представили большой перечень товаров, в числе которых молочные продукты – ЗАО "Сибирская нива", хлебобулочные и кондитерские изделия – ЗАО "Иркутский хлебозавод" рыбную продукцию – ИП Шарпинская, свои услуги предложило "Иркутское бюро путешествий и экскурсий". Все они оценили свое участие как очень успешное, обросли множеством бизнес-контактов, заключили договора, выстроили планы. То же самое мы можем сказать и про себя, поскольку выставлялись с услугами "Сибэкспоцентра" на отдельном стенде. В недалеком будущем на специализированной выставке в Иркутске посетители познакомятся с производителями не только "малой механизации" для дач и огородов, но и серьезной техники для масштабных производств, впрочем, как и с другими потенциальными экспонентами. Диапазон возможностей выставки-ярмарки обозначен еще и тем, что в ней участвуют компании из других стран: Монголии, Ирана, Индии, Бангладеш, Кореи с ее популярной в мире косметикой, с которыми тоже можно наводить контакты и вести деловые переговоры. Выставка в Маньчжурии становится тем местом, куда нужно ездить, "чтобы людей посмотреть и себя показать", и хорошо, что иркутские компании, благодаря нашей совместной поездке там были представлены. Здесь на хороших условиях заключались сделки, о которых сидя в Иркутске, и мечтать не приходится. Надо признать, китайцам удалось создать из Маньчжурии торговый перекресток, ведь через этот небольшой город, как вы знаете, проходит около 70% товарооборота между Китаем и нашей страной.

— Работают на перспективу. И нам бы надо...

— Знакомство с Маньчжурской экономической зоной как раз из этой серии. Она запустились год назад, и там уже активно работают российские бизнесмены из Омска, Томска, Красноярска, даже Ростова-на-Дону. Правительства этих регионов активно помогают своим предпринимателям выходить на зарубежный рынок. Директор Омского Торгового Дома, который там уже давно не новичок, подчеркнул, что очень хорошо идет дело, когда им занимается уполномоченная компания от региона. Кто по такой модели уже работает, пожинает свои плоды, потому что условия очень благоприятные. Судите сами: ты приехал со своим товаром и тебе обеспечено шесть месяцев бесплатного пребывания там, включая пользование торговыми площадями и складскими помещениями.

Если хочешь, подписывай договоры, но и без них ничего не теряешь: можно продать товары китайской компании или отдать их на консигнацию и по мере продажи получать деньги. Выгодно. И для российского бизнеса здесь огромная ниша. Если не идет продукция в Ростове-на-Дону – конкуренция очень высокая, то здесь она быстро расходится. При этом с тебя не берут деньги на растаможку, товар не облагается пошлинами, потому что продается внутри экономической зоны. Каждый китаец имеет право зайти туда и свободно купить товары на 8 тысяч юаней, а это почти 80 тысяч рублей. А почему бы не сделать это одновременно 10-ти китайцам, и купить, например, что-то у вас, и это уже будет большая партия товара, который закуплен по беспошлинным ценам. При попадании в китайский магазин он будет иметь другой – солидный ценник. Для убедительности бутылка водки стоимостью в 200 рублей в России внутри зоны может стоить целую тысячу, а за сколько же тогда можно будет ее купить в китайском магазине? Для российского предпринимателя выгодно приехать туда, войти в контакт с торговыми сетями и работать. А поскольку наблюдается бум интереса к российской продукции, потому что у них нет товаров такого качества, как у нас, то поле, как говорится, еще не пахано.

— И, наверное, от той "молочки", которую предлагали наши иркутские производители, китайцев на выставке было "за уши не отодрать". У них-то даже куриные яйца умудрились подделывать?

— Им нравится все – растительное масло, шоколад, мука, кондитерские изделия и наши изделия из бересты. Но для того, чтобы помочь нашему бизнесу со своей продукцией туда выйти, нужно его организовать. Требуется хороший контакт на политическом и на правительственном уровне, другими словами, нужно этим заниматься. Пока же, по сути, к этому всерьез у нас не подходил никто. Мы сейчас проторили путь и если опыт и деловые связи "Сибэкспоцентра" будут востребованы правительством области, то целенаправленно пойдем дальше – Байкальский центр поддержки экспорта, идея которого вызрела в "Сибэкспоцентре", уже реально работает. А первые участники поездки с нами уже вошли во вкус, почувствовав перспективы взаимодействия и собираются на другую универсальную выставку, которая ежегодно в сентябре проходит в Хайларе.

1 / 2

Вот что говорят сами участники о поездке на выставку и сотрудничестве с "Сибэкспоцентром":

Региональный представитель ЗАО "Иркутский Хлебозавод" Ринат Ибрагимов:

"Поездка в Манчжурию на выставку была удачной, мы впервые познакомились с китайским потребительским рынком, где надо заметить, продукция российского производства очень востребована. Мы получили большое количество контактов, нашли даже российских партнеров из Томска, с которыми у нас сложились деловые отношения. Кроме этого представители ОАО "Сибэкспоцентр" организовали поездку и встречу в Манчжурской свободной экономической зоне торговли и туризма. Нам было важно узнать специфику работы в этом направлении, какие существуют формальности и нюансы для выхода на китайский рынок. На сегодняшний день мы обсуждаем подписание договора с представителями СЭЗ торговли и туризма Манчжурии по постоянному присутствию продукции ЗАО "Иркутский хлебозавод".

Директор образовательного центра "Экскурс" Ирина Белецкая:

"Я ехала в Манчжурию с определенной целью найти партнеров, которые смогли бы принимать группы школьников из Иркутского региона по интересным образовательным программам, а также предложить китайским школьникам наши туристические маршруты. Так как мы находимся территориально близко, есть повод для тесного сотрудничества. Мы нашли таких партнеров и уже работаем над совместными туристическими проектами. Выражаю большую благодарность за организацию такой поездки сотрудникам выставочного комплекса "Сибэкспоцентр".

Руководитель предприятия "Рыбоперерабатывающий цех" Ольга Шарпинская:

"Наша продукция оказалась очень востребована на китайском рынке, хотя многие, из посетивших выставку, китайцев никогда не пробовали некоторые сорта рыбы. Тем не менее, интерес и спрос на рыбную продукцию во время выставки был большой. Мы посетили Зону свободной торговли и туризма Манчжурии – это очень интересное предприятие для бизнеса, со своей спецификой, рассматривая дальнейшее сотрудничество, мы запланировали участие в Международной универсальной выставке г. Хайлар (КНР) в сентябре месяца. Мы будем продолжать сотрудничество, начатое во время нашей первой поездки с ОАО “Сибэкспоцентр” в августе этого года.

Начальник отдела сбыта АО "Сибирская нива" Елена Скворцова:

"Наше предприятие впервые оказалось на такой выставке. Интерес со стороны китайских посетителей выставки к нашей качественной натуральной молочной продукции был высоким. Думаем, что ОАО "Сибэкспоцентр" нужно продолжать работу по выводу наших предприятий на внешний рынок, так как многие не имеют опыта и знаний в этом направлении. Существуют много технических вопросов по таким поездкам и важно, чтобы кто-то был координатором такого движения.

— А кого по результатам вашей поездки ждать у нас?

— Во время этой поездки мы все же больше были нацелены на то, чтобы выстроить возможности выхода регионального бизнеса на рынки других стран. И в этом плане есть новые перспективы, которые обозначились после переговоров с председателем научно-технической ассоциации правительства Маньчжурии г-ном Гао Юнь Хунь и начальником Центра международного научно-технического сотрудничества ассоциации г-ном Тэн Лихуа. Мы договорились, что иркутские компании, которые занимаются разного рода технологическими разработками и проектами, также с нашей помощью примут участие в ежегодной выставке инновационных и высокотехнологичных товаров. Партнеры предлагают нашим компаниям бесплатные площади и гарантируют наличие потенциальных инвесторов не только с северного, но южного и центрального районов Китая. Но и в этом случае иркутским компаниям необходима будет поддержка правительства региона, ведь речь идет о малом и среднем бизнесе. В свою очередь мы тоже сделали шаг в будущее наших взаимоотношений и предложили им участие в наших выставках. Инвесторов не обещали, но покупателей и интерес к теме гарантировали. Импульс для развития научно-технического направления в выставочном формате мы давно искали, и убедились в том, что тот, кто ищет, тот всегда найдет. И мы ждем китайских инноваторов уже следующим летом.

— Научно-техническая выставка, об идее которой вы не раз говорили в интервью, наконец, созревает. А как насчет Байкальского центра экспорта?

— Процесс пошел. Главное, что мы поняли, побывав в этой поездке, – работать нужно в тесном взаимодействии, и ни одно звено в цепочке не может быть исключено. Мы подготовили свои предложения по взаимодействию трех необходимых для успеха составляющих: правительства Иркутской области, регионального бизнеса и "Сибэкспоцентра" и надеемся, что они будут приняты. После тестового опыта организации экспорта мы должны сказать предпринимателям одно: продолжение последует. И не только по Китаю...

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia