Общество. 3 ноября 2017, 14:25
Екатерина Апухтина. Фото: Из личного архива

ЕГЭ на MAXIMUM: как подготовиться к экзамену и поступить в лучший вуз Иркутска или страны

Проблемы профориентации в школах, "новые" учащиеся, особенности сдачи госэкзаменов и роли педагогов – в интервью ИА IrkutskMedia

3 ноября 2017, IrkutskMedia. Окончание школы – всегда важный этап для будущего поколения. Именно в этой отправной точке, при сдаче ЕГЭ, решается дальнейшая судьба вчерашних выпускников – поступление в вуз и получение высшего образования. Госэкзамен дает путевку в жизнь, и ее нельзя упустить. Поэтому учащиеся особенно внимательно подходят к сдаче ЕГЭ, посещают факультативы и консультации в школах, обращаются за помощью к репетиторам или в специализированные организации по подготовке к экзаменам. Руководитель регионального развития компании MAXIMUM в Иркутской области Екатерина Апухтина рассказала в интервью корр. ИА IrkutskMedia о новом подходе в образовании при работе с современными детьми, проблемах профориентации в школах, роли педагога как тренера и особенностях подготовки к ЕГЭ.

— Екатерина Владимировна, в настоящее время большой акцент ставится на развитие детского потенциала. Проводятся различные олимпиады, делается упор на профильные предметы, идет активное внедрение инноваций в школьное образование. Как вы можете оценить базу знаний, которую дают в школах сейчас? Насколько она актуальна?

— Профориентация в школе сейчас очень актуальна. Государство уже задумалось о том, что школьникам необходимо проходить профориентацию еще на этапе выбора профиля класса: именно тогда качество обучения становится гораздо выше, что положительно сказывается на сдаче экзаменов, на поступлении в учебные заведения и на дальнейшей профессиональной реализации ребенка. Понятно, что не нужно сокращать до минимума изучение непрофильных предметов, так как школьное образование должно быть комплексным, а не односторонним. Отправной точкой является правильное определение профиля класса. И на этот выбор точно не должны влиять такой фактор, как мода. Например, сейчас очень популярны лингво-математический или информационный профили. Однако не всем нужно учиться в этих классах. Подобные стереотипы как раз мешают самоопределению ребенка и лишают его мотивации на обучение, что, несомненно, сказывается на качестве образования.

Школьники, попадая в классы, где профиль был выбран родителями, или обучаясь в учебном заведении, где нет особого выбора профилей, оказываются неправильно ориентированными на предмет. Такой выбор не согласуется с тем, что ребенок в будущем может стать отличным журналистом, но вместо усиленного курса литературы у него математика. Достаточно часто бывают ситуации, когда, неправильно определив профиль в начале учебного пути, ребенок в более позднем возрасте начинает интересоваться противоположными предметами и возникает необходимость учиться в другом классе, например, в естественно-научном. Но время для качественного изучения необходимых предметов упущено и эффективно подготовиться и сдать ЕГЭ на высокий балл не получится. То есть, без сомнения, профилирование в школах – это важный и нужный процесс, но, как в любом деле, к нему нужно подходить грамотно.

— Получается, что школьное образование, действительно, стремится соответствовать трендам, разрабатывает новые стандарты, а у родителей есть стремление обеспечить своих детей качественными знаниями. И здесь важно соотношение пользы и вреда, которое присутствует в нашем образовании?

— Да, решить этот вопрос довольно сложно: очень много факторов необходимо учитывать. Считаю, что, прежде чем распределять учеников по профильным классам, необходимо их ознакомить с тем, что на выпуске из школы они могут получить от этого профиля, кем будут работать и чем заниматься в жизни. Когда у ребенка будет правильное представление о том, что знания, полученные в школе, он сможет применить, то будет осознанно принимать решение, кем он хочет быть. Распределение по предметам на основе оценок учащегося — крайне неверная позиция. Ведь оценка — это не показатель способностей ребенка. Не всегда твои знания, а тем более предрасположенность, соответствуют оценке. Она может быть и завышена, и занижена. Субъективное мнение. ЕГЭ этого тоже не исправило, к сожалению.

— Действительно, такая проблема есть. Но иногда бывает так, что ребята вынуждены идти в гуманитарный, математический или основной классы, при этом любят химию и биологию, а в будущем хотели бы стать медиками. Как им быть?

— Согласна, что не весь набор профильных классов присутствует во всех школах и часто ребятам приходится выбирать из того, что есть. Если брать, допустим, химию и биологию, то они вообще начинаются в школе достаточно поздно и понимание предрасположенности и заинтересованности именно этими предметами может прийти не сразу. Сейчас, конечно, развивают технопарки, где активно проводятся профпробы ребят, существуют практики знакомства с живой природой, экспериментарии. Все это направлено на выявление склонностей детей в раннем возрасте. Посещение таких мест должно быть налажено с детсада и начальных классов школы. Тогда, думаю, будет результат. Пока же статистика не радует: 75% выпускников поступают по профильному направлению своего класса в школе, так как не готовы сдавать ЕГЭ по непрофильным предметам.

— Мой совет сегодняшним ребятам — не бояться выбирать интересное им направление, готовить те предметы на ЕГЭ, которые необходимы для поступления на желаемую специальность. Нет ничего невозможного, особенно когда есть цель! В настоящее время изучение предмета и подготовка к экзамену — не одно и тоже. Твердых хорошистов и отличников в школе достаточно много, но сдают ЕГЭ более чем на 80 баллов только 3% в стране. Это как раз доказывает, что результат ЕГЭ не зависит от оценки в школе. Практически все выпускники готовятся к экзаменам дополнительно, поэтому каждый школьник может выбрать, какие предметы сдавать на ЕГЭ, независимо от профиля класса.

— К нам часто ребята приходят готовиться к предметам, которые мало изучали в школе, но они им необходимы для поступления в вуз, ведь знаний по предмету недостаточно для получения высоких баллов на ЕГЭ.

— Немного коснулись уже подготовки к экзаменам. Расскажите о компании, которую вы представляете в Иркутской области. Что это за бизнес и на что он направлен?

— Компания MAXIMUM создана в 2013 году в Москве. Она специализируется на внедрении инновационной для российского рынка методики на базе собственных разработок, с учетом зарубежного опыта подготовки к экзаменам. Руководители компании работали в образовательной сфере за рубежом. Этот опыт был адаптирован к российским реалиям и реализован в MAXIMUM. Два года компания проработала на рынке, прежде чем привлекла наше внимание. В январе 2016 года мы стали партнерами, открыв первый франшизный филиал. Именно Иркутск – первый за Уралом и пятый город в стране, где MAXIMUM начал готовить учеников офлайн. До Иркутска компания наращивала потенциал в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и онлайн-обучение по всей стране.

После того как система оценки знаний выпускников перешла на новые стандарты, стало понятно, что нужно перенимать зарубежную практику подготовки к экзаменам. Раньше все мы в школах сдавали экзамены совершенно по-другому. Некоторые родители до сих пор недопонимают, в чем особенности стандартизированных тестов и чем они отличаются от обычных экзаменов. SAT (прадедушку ЕГЭ) сдают более 100 лет, опыт в подготовке колоссальный, и эта система у них отработана. Российские выпускники пишут ЕГЭ/ОГЭ чуть более 10-ти лет. И за это время пришло понимание, что к ОГЭ и ЕГЭ надо готовиться по-другому и занятия к такому формату экзамена отличаются от изучения предмета в школе.

— Как вы лично оцениваете подобную методику, в частности, проведение ЕГЭ?

— Я поддерживаю ЕГЭ. Считаю это шикарной возможностью для ребенка, который пишет экзамен в каком-то отдаленном поселке и может, не выходя из дома, подать документы в пять вузов своей страны. Когда я поступала, таких возможностей и выбора не было: съездить в пять вузов, сдать в каждый свой экзамен, причем в большинстве они проходили в один день. Кроме того, в каждом вузе существовала своя специфика вступительных заданий и было проблематично подготовиться. Сейчас для школьников есть отличная возможность сдать ЕГЭ и поступить в вуз своей мечты. Технологии дорабатываются, вносятся уточнения и изменения, усовершенствования, над этим трудятся специалисты, многое делают, чтобы экзамен был максимально прозрачным и эффективным.

— В Иркутске ЕГЭ сдают немало лет. Первый экзамен без "+1" был проведен в 2009 году. Раньше учителя изучали методику сдачи ЕГЭ "методом тыка", постепенно приспособились к нему, сейчас уже ведется специальная подготовка к госэкзаменам. Многие уже стали учителями-фрилансерами в этом направлении. Кроме того, появляются различные агентства, образовательные центры помощи подготовки к ЕГЭ. Насколько этот сектор заполнен в городе? Как развита конкуренция в этой среде?

— Достаточно низкие и средние баллы на ЕГЭ рождают огромное количество предложений на рынке в части подготовки к экзаменам, даже у нас в Иркутске. Подготовка, позволяющая обеспечить более высокие баллы ЕГЭ и ОГЭ, востребована как самими учащимися, так и их родителями. Но здесь ключевой вопрос стоит в качестве.

В принципе, сейчас даже школа стала понимать необходимость введения подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, наряду с освоением общеобразовательной программы. Репетиторы-фрилансеры были всегда и по-прежнему пользуются спросом. В настоящее время появились репетиторы, которые специализируются на подготовке к экзаменам, как правило, те же учителя школ, эксперты ЕГЭ. Есть и специализированные курсы, которые готовят к экзаменам, предлагают подготовку и вузы. Есть компании, которые готовят учеников онлайн. Выбирая среди этого многообразия, необходимо четко понимать, что должна включать в себя качественная подготовка, иначе можно потратить деньги впустую либо неэффективно.

Конкурентов, предлагающих подобный уровень подготовки, как курсы MAXIMUM, в данный момент нет не только в Иркутске, но и в стране. Мы ждем этой конкуренции, чтобы продолжать себя улучшать. Ведь именно конкуренция участников рынка рождает лучшее качество продукта.

— У вас в этом плане все продумано?

— Конечно. Методики подготовки к экзаменам компании MAXIMUM основаны не только на тематическом освоении материала, но и на статистическом анализе ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет и отборе ключевых тем, которые являются наиболее важными или уязвимыми при сдаче экзаменов. Методика также предполагает обучение ряду навыков и техник, решающих проблемы стрессоустойчивости, управления временем, планирования экзамена. И все это – в режиме обучения и практики на примере изучаемого предмета и с пробными ЕГЭ и ОГЭ в условиях, максимально приближенных реальному экзамену. Курсы MAXIMUM восполняют пробелы, возникающие в результате несовпадения школьной программы и требований ЕГЭ и ОГЭ, а также учат максимально раскрывать свой потенциал и использовать знания на экзамене в полной мере. Стандартизированные экзамены, к которым относятся ЕГЭ и ОГЭ, – основная сфера деятельности компании MAXIMUM, которая сотрудничает в области совершенствования методик подготовки к экзаменам с признанными экспертами отрасли, в частности, с ФИПИ.

— Мы немного заговорили о тех темах, которые сейчас внедряются в ЕГЭ, а также трудностях, с которыми сталкиваются ребята. Ведете ли вы какую-то статистику по основным проблемам при сдаче экзаменов? Как у вас осуществляется подготовка к сдаче экзаменов?

— Статистику сдачи экзаменов, выявление проблемных тем проводит ФИПИ. Мы ежегодно анализируем отчеты по каждому предмету, всегда учитываем эти данные при подготовке программы обучения. Также мы анализируем и другие аспекты проведения экзаменов, влияющие на результат выпускников: психологическая нагрузка, права сдающих, возможности пересдачи. В первую очередь нужно понимать, что мир поменялся, а вместе с ним — и дети: они сейчас совершенно другие, живут в другом мире и учить их нужно иначе. В учебном процессе используется специально разработанная электронная среда обучения. MAXIMUM — первая в России компания, которая интегрировала образование в интернет, создала универсальную LMS (систему управления обучением) для всех участников процесса (ученик-преподаватель-родитель). Учащимся не нужно искать информацию в интернете, в различных учебниках. Вся теория, необходимая для обучения, видеоуроки и практические задания содержатся в онлайн-модуле – это важнейшая составляющая подготовки. Мы анализируем все до того, как будет звучать то или иное определение, какие статьи закона будут проверяться в обществознании и т.д.

Кроме того, мы учим детей выполнять задания на время – это тоже один из главных критериев успеха. Нередко происходит так, что ребенок все знал, но ему не хватило времени дорешать задачу или переписать сочинение. Поэтому на курсах у нас обязательный тайминг, контроль времени при выполнении каждой задачи и упражнения. Не зря же экзамен имеет определенную продолжительность, и решение задач рассчитано по времени.

В эффективной подготовке большое значение имеет анализ работ каждого ученика. MAXIMUM ведет постоянный сбор статистики прохождения пробного ЕГЭ через собственные центры тестирования. Происходит анализ продвижения учеников в течение года, которое сравнивается с его результатами ЕГЭ. Всю эту статистику получает преподаватель. И ему не надо проверять тетради, домашние работы – за него это делает компьютер. Помимо занятий в группе, в офлайн, у нас есть личные встречи с преподавателем, которые включены в курс. На таких занятиях идет индивидуальная работа: постановка личной цели, планирование стратегии.

— Относительно целей. Какие они у выпускников?

— У большинства ребят цели подготовки разные. Кто-то приходит и говорит: "Мне бы порог перейти и просто сдать". Есть учащиеся с четкой задачей: "Хочу поступить туда-то и мне нужно 85 баллов". Уже при постановке цели можно понять базовый уровень и мотивацию ребенка. Но всегда, прежде чем начать подготовку, мы делаем диагностику знаний каждого ученика, смотрим его уровень, прогнозируем результат, которого сможем добиться за период курса. Запросы по поступлению одинаковые: все хотят на "бюджет".

Мы делаем акцент на том, чтобы учащиеся выбирали место обучения, которое обеспечит им трудоустройство по полученной профессии. Высшее образование не самоцель. Получение хоть какого-нибудь, но зато высшего образования, плохо скажется на дальнейшем трудоустройстве. Можно просто пополнить ряды безработных.

— Действительно, в этом плане у нас большая проблема. Нет преемственности между школой и вузом. Выпускники, поступающие на бюджетные места, затем не могут устроиться по профессии. Или, допустим, поступают в вуз на бюджет 90-балльники, у которых в сумме 270 баллов, и те, у кого 170 баллов. Налицо уровень подготовки и разные стартовые возможности. В итоге университет выпустит 100 бакалавров, из которых пять – отличники и молодцы, остальные имеют оценки "четыре" и "три". Знания последних ниже, от этого страдает квалификация и, как итог, экономика.

— К сожалению, это так. Я не считаю, что высшее образование для всех. Диплом вуза не цель, цель — это профессиональная самореализация каждого ребенка, дальнейшее трудоустройство и успешная карьера. Главное, чтобы человек реализовал свой потенциал. Достаточно примеров, когда ему не нужно высшее образование и он успешный востребованный специалист. На днях открытых дверей и профориентации мы объясняем школьникам и родителям, что главное — быть профессионалом своего дела, любить его и совершенствоваться в своей области, тогда ты будешь в нем успешным, счастливым и хорошо зарабатывать. Главная задача – помочь ребенку выбрать нужный профиль, развить в этой области свои способности, подготовить его к сдаче экзаменов. Определение этого должно закладываться в начальной школе. И высшее образование не задача, а способ реализации.

— Для этого нужен грамотный специалист. Кто ваши преподаватели, откуда вы их приглашаете? Проходят ли они какой-то отбор?

— Это верно. Хороший преподаватель — залог успеха. Прийти работать к нам в учебный центр действительно сложно, поскольку нам нужны те, кто не только отлично знают предмет и умеют его донести, но и сами сдавали ЕГЭ. Ребята проходят несколько этапов отбора только для того, чтобы попасть на преподавательский курс. Нам важно, чтобы человек любил преподавать и умел это делать. После обучения они сдают экзамен у нас в центре и затем получают сертификат. Вот тогда мы можем их впустить в класс. Бывает и так, что "курсант" уходит с обучения, так как не может закончить курс. Здесь главное — чтобы преподаватель смог вырастить ученика лучше себя. Вот и наша основная задача — сделать успешными учеников. Заявки подаются сотнями, но остаются единицы.

В учебном центре ведется постоянный мониторинг образовательного процесса: пишем видео урока, смотрим статистику работы в модуле, успеваемость учеников. Мы контролируем динамику прибавления знаний каждого ученика. Следим, насколько успешна группа у преподавателя, какие успехи демонстрируют его ученики, как выполняют домашнее задание в онлайн-модуле, насколько они замотивированы на учебу и прочее. Успехи учеников – отражение работы их преподавателя. При этом идет непрерывный процесс обучения наших педагогов, повышение качества преподавания, внедрение новых технологий и альтернативных методов подготовки.

— Очень жесткие требования. Какой у вас штат преподавателей?

— На сегодняшний день 10 человек. Поэтому набирается ограниченное количество групп, и, конечно же, далеко не всех выпускников Иркутска мы можем обеспечить качественной подготовкой.

— По каким предметам идет основная подготовка?

— Мы ориентируемся на то, что просят вузы и, следовательно, актуально для выпускников. Это обязательные предметы (математика, русский язык) и предметы по выбору, из них самый популярный — обществознание. Подготовку к ЕГЭ мы ведем по всем предметам, к ОГЭ – только по шести.

— Есть ли у вас обратная связь от учащихся? Насколько реализуются те цели (набранные баллы на ЕГЭ), которые ставятся учащимися перед сдачей экзаменов? И как вы мотивируете выпускников?

— Конечно, есть. Это обязательная составляющая контроля качества наших услуг. Здесь мы работаем в двух направлениях: привлекаем call-центр, который обзванивает учеников два раза за период обучения, интересуясь удовлетворенностью курсом подготовки, плюс обязательный мониторинг результатов экзаменов наших ребят. Ежегодно, собрав все данные, мы проводим анализ нашей работы, видим, какие цели ставились и что было достигнуто каждым учеником, какой прирост в знаниях произошел.

Мотивация учеников происходит при постановке цели. Когда ученик понимает, зачем ему это нужно и что для этого необходимо делать. Мы даем понимание, что цель конкретная и достижимая, что каждый ученик может подготовиться к экзамену. В этой ситуации преподаватель выступает в роли тренера, дает контрольные отсечки: где доучить, как отдохнуть, каким образом распределить свои силы. Он контролирует, чтобы ученик не сошел с дистанции и не отклонялся от поставленной цели. Ведь вокруг так много соблазнов.

Принцип преподавателя: он уходит в отпуск только тогда, когда ребенок сообщил ему, что он поступил.

— Вы удовлетворены той миссией, которую вы на себя взяли? Это большая ответственность за сдачу ЕГЭ.

— По нашей официальной статистике, 96% учеников довольны результатом. Показательны выпускники 9-х классов, которые не хотят с нами расставаться, и уже в 10-м классе приходят готовиться к ЕГЭ. Родители сами нам об этом рассказывают, что детям у нас нравится, они становятся уверенными в своих силах, что им интересно учиться. Бывает, что родители с нами советуются, куда поступать их сыну или дочери, когда ребята не могут определиться. Мы тесно сотрудничаем с вузами по всей стране и планируем провести у нас в Иркутске образовательную выставку "Навигатор поступления". Это уникальная возможность для выпускников Иркутской области узнать о лучших вузах России, проконсультироваться у специалиста напрямую и, наконец, в будущем получить качественное образование.

Мы в MAXIMUM все очень любим своих учеников и работу. Да, это ответственно, но и очень важно и здорово помогать ребятам добиваться высоких результатов и осуществлять свои мечты.

— Говорят, что Иркутская область теряет молодых людей, которые стремятся уехать на Запад (в Москву, Санкт-Петербург). Это действительно так? Вы ведете такую статистику?

— Такое есть, но уезжает небольшой процент выпускников. По статистике, 2% учащихся подают документы в разные вузы не в своем регионе, а уезжает еще меньше. Здесь много факторов, которые влияют на это: кого-то родители не хотят отпускать, кто-то не может обеспечивать проживание ребенка в другом регионе с финансовой точки зрения, кто-то не верит в возможности поступления в Москве или Санкт-Петербурге. Хотя проходные баллы для поступления на бюджет могут быть одинаковые и в Санкт-Петербурге, и в Иркутске. Мы всегда уговариваем подавать документы в пять вузов, рассматривать все варианты. Понятно, что цель должна быть адекватная, объективная и достижимая, но она обязательно должна быть. Поэтому, повторюсь, наша задача с ребенком – поставить цель и идти к ней, отслеживать этот путь. И лучшей наградой для нас являются результаты наших учеников и их отзывы.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia