Обряд "Катание войлока"
Фото: Анна Сластина, ИА IrkutskMedia

Шаманизм и древние блюда: как жители Осинского района Иркутской области сохраняют традиции

Буряты, русские и татары не забывают про обряды и целебные источники, а также проводят совместные концерты

Осинский район находится в 150-ти км от Иркутска, в юго-восточной части Приангарья, и включает в себя 12 муниципальных образований. Здесь мирно соседствуют буряты, русские и татары. Местные жители бережно относятся к своим традициям, например, впервые за 30 лет здесь прошла "Сметанная вечеринка", во время которой сварили три котла древнего бурятского блюда саламат. Именно в Осинском районе возрожден древний обряд "Хотонхо хааха", название которого в переводе на русский язык означает "Закрытие стариков в стайке". Здесь живут одни из самых сильных шаманов в регионе, которые считают помощь людям своим основным предназначением в жизни. К целителям едут не только из различных уголков Иркутской области, но и со всей России. Корр. ИА IrkutskMedia пообщался с шаманами, побывал на одном из 12-ти целебных источников в селе Ирхидей, а также посетил концерт с участием 70-летней куклы "Кондрашка" в поселке Майск в рамках мероприятия "Путь предков", приуроченного к 80-летию Иркутской области.

Переплетение культур

Глава Осинского района Виктор Мантыков рассказал, что основное население муниципалитета представлено бурятами. С ними мирно соседствуют русские и татары. В районном центре — в селе Оса — можно увидеть православную церковь.

"На правом берегу находится мечеть, которая была построена три года назад. К нам приезжают мусульмане из соседних районов", — говорит Виктор Мантыков.

Основная религия местного бурятского населения – шаманизм. Здесь находится шаманистская организация "Бургэд", что переводится как "Орел". Кстати, эта птица является священной для бурят и олицетворяет мир духов. Считается, что шаман – это человек с божественной отметиной. Он является посредником между миром духов и людей. Практика шамана связана с первобытной магией и силами природы.

Многие в Осинском районе умеют "шаманить", но не каждый становится настоящим посланником духов. Из всех районов Приангарья только сюда не проник ламаизм.

"Мы стараемся все религии поддерживать одновременно. Из всех районов Приангарья Осинский — наиболее сохранивший традиции шаманизма. Это единственный район, куда буддизм не проник. В Боханском тоже его нет, но там шаманизм не так выражен", – рассказывает глава района.

Сильнейшие шаманы в Приангарье

Председатель шаманистской организации "Бургэд" Спас Спасов

Шаман Спас Спасов

Шаман Спас Спасов. Фото: Анна Сластина, ИА IrkutskMedia

Самое маленькое бурятское село в Осинском районе называется Ирхидей. Здесь живет один из сильнейших шаманов и председатель "Бургэда" Спас Спасов. Много лет он работал учителем в школе, пока не почувствовал в себе сверхъестественную силу. Некоторое время он совмещал основную работу с шаманством, но когда люди заметили, что человек обладает реальным даром, то от желающих провести обряд не стало отбоя. К Спасу Алексеевичу нужно записываться даже не за неделю, а за месяц.

Кстати, в древности шаманы были самыми бедными людьми. Это объяснялось тем, что шаман не имел права устанавливать цену за свои услуги. Обычно с целителем расплачивались по мере своих возможностей. По словам Спаса Спасова, эта традиция сохранилась до сих пор.

"Отец мне говорил: "Тебе кусок мыла дали, кусок хлеба дали. Ты должен провести обряд, довести все это до ума". А то приходят к шаману, а у него прейскурант висит: такой обряд — столько-то, а вот такой — только-то. Мы против этого. Нельзя на чужих бедах богатеть", — говорит Спас Спасов.

Шаман показал один из 12-ти источников в окрестностях Ирхидея. Именно на этом роднике любой желающий мог испить священной воды.

Целебный источник

Целебный источник. Фото: Анна Сластина, ИА IrkutskMedia

Шаманка в 20-м поколении Мария Бадагуева

Шаманка Мария Бадагуева

Шаманка Мария Бадагуева. Фото: Анна Сластина, ИА IrkutskMedia

Шаманка из деревни Кутанка, 52-летняя Мария Бадагуева признается, что необычную силу почувствовала еще в школьном возрасте.

"Всякое бывает в жизни, поругаешься или навредит кто-нибудь, я ничего не делаю, а у них что-то плохое случается. Я удивлялась долгое время, но всегда чувствовала, что какая-то сила за мной стоит", — рассказывает она.

Осознание того, что она принадлежит к избранным, к Марии пришло в 45 лет. Тогда женщина почувствовала резкую слабость и головную боль. Когда она отчаялась и находилась на грани жизни и смерти, то услышала невероятные слова от сестры.

"Она на меня посмотрела и говорит: "Так у тебя же дар шаманства идет от бабушки". Ко мне сразу имя пришло в голову, у нас бабушка — шаманка в 18-м поколении Ангойского рода, а от этой бабушки у меня отец принял дар. Я сразу соскочила с дивана, и мне стало так хорошо и легко. После этого меня в шаманки посвятили", — вспоминает она.

Мария Бадагуева совершает любые ритуалы – это обряды на здоровье и долголетие, очищение жилища и многие другие. Женский пол в шаманизме не имеет права совершать только два таинства – обряд черного коня, направленный на целостность автомобиля. Это прерогатива исключительно мужчин. А еще ей "нельзя капать кузнецам" — это высшая ступень шаманизма. Еще женщина может помогать людям на расстоянии, например, через интернет.

Шаманские обряды

Обряд "Поклонение духам воды"

1 / 2

Три сильнейших шамана — Мария Бадагуева, Олег Шобокшонов и Илья Ашаханов — провели обряд на берегу Братского водохранилища, посвященный хозяину Воды. А место для ритуала выбрано не случайно. Именно здесь в 60-е годы были затоплены улусы предков осинского народа после строительства ГЭС. По бурятским традициям обряды нужно проводить в месте, где жили предки. Местные жители не могут этого сделать, поэтому часто добираются до смытых стихией деревень или проводят ритуалы на берегу.

Проведенный молебен будет охранять чистоту водоемов, а также защищать от наводнений и утопленников. Светлое предзнаменование, по мнению шаманов, поступило от духов прямо во время ритуала: на водопой прискакал табун лошадей. Эта примета символизирует благополучие и успех в делах.

Лошади

Лошади. Фото: Анна Сластина, ИА IrkutskMedia

Обряд "Поклонение духам воды" обычно проводится в начале июля, когда вода спокойная. Таинство заключается в разжигании огня, как, впрочем, и большинство шаманских ритуалов. Также для обращения к хозяину Воды используется водка, молоко и саламат. Каждый из шаманов читает молитву и капает в пламя подготовленные ингредиенты. После ритуала присутствующие могут пригубить сорокаградусный напиток, отпить молока и попробовать саламат. В завершении участники ритуала бросают в воду три белые монетки и загадывают заветное желание.

Обряд "Открытие небесных ворот"

Этот тайлаган символизирует пробуждение земли и наступление лета. Праздник проводится в мае. В это время духи просыпаются вместе с природой. В древности, когда календарей не было, шаманы ориентировались на листья березы, которые должны быть в этот период величиной с монету. А чтобы задобрить невидимых покровителей, преподносится жертвенный баран. При этом не обходится и без даров в виде белой пищи — молока, творога и масла. Также духи не откажутся и от огненной воды.

Обряд "Катание войлока"

1 / 2

Это обряд не проводится в современном мире. Чтобы не забывать свои истоки, в Бильчирском КДЦ были организованы фольклорные кружки для детей. Смысл древнего обряда не только объединяющий, но и трудовой.

"Это же трудовой обряд. Когда люди собирались вместе, они раскладывали овечью шерсть, обрабатывали, и это все проводилось под песни", — говорит директор КДЦ в селе Бильчир Людмила Ильина.

По ее словам, дети практически каждый месяц выступают на различных фестивалях и концертах.

Село Майск – хранитель православных традиций

1 / 2

Жители села Майск встречают гостей под звуки исконно русских народных музыкальных инструментов — балалаек, гармошек и деревянных ложек. Здесь, также как и в клубе Бильчира, дети сохраняют традиции предков. Кстати, занимаются не только ребятишки, но и взрослые – это фольклорные коллективы "Бабоньки", "Майское эхо" и "Бакунин".

Оказалось, что глава села Майск Александр Серебренников тоже выступает с местными артистами. Мужчина играет на баяне, а изюминкой своего выступления считает куклу "Кондрашка", которой скоро исполнится 70 лет. Игрушка ему досталась от отца и до сих пор сопровождает его на каждом концерте.

"Дергаешь за веревочку "Кондрашку" — и он пляшет. Вроде бы нехитрая конструкция. В наши дни, что только не продается! А радости от нее много", — рассказывает Александр Серебренников.

Стоит отметить, что в селе Майск сгорел Дом культуры и теперь артисты вынуждены проводить репетиции в небольшом помещении. Радует, что в следующем году власти обещают построить новый современный культурный центр.