Межфракционная рабочая группа "Байкал" не поддержит законопроект министерства природы РФ по экологической экспертизе в представленном виде. Он этом сказал депутат Госдумы РФ от Иркутской области Сергей Тен на совместном выездном заседании МРГ "Байкал" и Межправительственной рабочей группы по вопросам развития Байкальской природной территории, которое состоялось накануне, 20 ноября. По его словам, законопроект необходимо доработать, чтобы он учитывал интересы жителей Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края, сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу депутата ГД РФ.
Совместное выездное заседание Межфракционной рабочей группы "Байкал" и Межправительственной рабочей группы по вопросам развития Байкальской природной территории состоялось в Бурятии. Главной темой мероприятия стали вопросы совершенствования правового регулирования природоохранной деятельности на Байкальской природной территории и степень готовности выполнения поручений президента РФ по вопросам экологического развития Байкальской природной территории. Напомним, что основные вопросы должны быть доложены главе государства 1 декабря 2017 года. Во время поездки по Дальнему Востоку президент России Владимир Путин подтвердил особое отношение к Байкальскому региону.
"Байкал для нас — это и гордость, и наша особая ответственность, а задача его сбережения для нынешних и для будущих поколений — несомненный государственный приоритет", — отметил президент.
При этом он отметил, что необходимо уходить от избыточных требований законодательства и выстраивать работу так, чтобы люди у Байкала могли жить и развиваться. На совещании 4 августа в Танхое (Бурятия) президентом РФ были подняты вопросы экологии Байкала и развития Байкальской природной территории. По итогам совещания Владимир Путин дал 12 поручений правительству РФ и главам прибайкальских регионов. В частности, было дано поручение Кабмину РФ об уточнении перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории в целях упрощения процедуры согласования строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
"Сегодня идет работа по изменению требований, связанных с экологической экспертизой любых строительных объектов на Байкальской природной территории. Напомню, с 11 июня 2014 года вступили в силу положения федерального закона, регламентирующие обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов хозяйственной деятельности на все строящиеся и реконструируемые объекты в границах Байкальской природной территории. Указанные нормы существенно повлияли на снижение социально-экономического роста региона. В частности, строительство нового жилья, реконструкция ветхого жилья, объектов социальной инфраструктуры, в сфере здоровья, физической культуры и спорта. Сроки получения разрешения на строительство увеличились в 1,5 раза – доросли до 120-ти дней. Кроме того, при строительстве социально-значимых объектов приходится закладывать дополнительные бюджетные средства. Хотя многие из этих объектов находятся за десятки и сотни км от Байкала. Из-за этого под угрозой срыва оказались ряд поставленных перед Байкальскими регионами задач, в том числе, связанных с майскими указами президента страны", — сказал Сергей Тен.
Он также подчеркнул, что предлагаемые нами изменения направлены на сужение проведения экологической экспертизы со всей обширной байкальской природной территории до центральной экологической зоны.
"Мы предлагаем оставить обязательную экологическую экспертизу федерального уровня проектной документации только объектов I и II категории в буферной и зоне атмосферного влияния БПТ, вводим понятие "социально-значимые объекты, необходимые для жизнеобеспечения граждан", а также предлагаем перенести государственную экологическую экспертизу социально-значимых объектов, расположенных в ЦЭЗ БПТ с федерального на региональный уровень", — отметил Сергей Тен.
В ходе выездного заседания был также рассмотрен проект закона по экологической экспертизе, который подготовило Министерство природных ресурсов России, в котором есть принципиальные отличия от законопроекта МРГ "Байкал".
Впрочем, присутствующих на заседании такой вариант не устроил.
"То, что вы сказали: спортивных объектов нет. Если футбольному полю и школьному спортивному залу нужно проходить экологическую экспертизу, то это, мягко скажем, необоснованно. Потом, вы привязываете к бюджетному финансированию. Мы сейчас привлекаем частное финансирование для строительства детских садов. Получается, у нас бюджетный детский сад будет без экспертизы, а частный детский сад – с экспертизой. Мы изначально создаем неравные условия", — указал на недостатки министерского проекта глава Бурятии Алексей Цыденов.
Депутаты Госдумы же были еще более категоричны. По мнению Сергея Тена, законопроект, представленный министерством в таком виде, депутаты поддерживать не будут.
"Я предлагаю нам совместно его доработать. Для нас не имеет значения, от кого этот законопроект будет вноситься. Для нас самое главное – это интересы регионов, интересы людей", — сказал депутат.
Детально представители трех Байкальских регионов разобрали и тему разработки межрегиональной схемы в области обращения с отходами. Было отмечено, поручение президента России было направлено на оптимизацию затрат на перевозку и утилизацию мусора, однако, для Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края, все же оптимальное решение, это когда каждый регион работает по собственной схеме.
Глава Бурятии, Алексей Цыденов выступил с предложением к трем регионам направить совместное письмо в министерство природных ресурсов и экологии России с предложением о том, что наиболее оптимально иметь индивидуальные схемы обращения с отходами и объединять регионы нет смысла.
"У нас по большему счету пересечений нет, более того это сложно сделать, поскольку все это повлечет за собой вопрос формирования тарифа и расхода. Допустим, как учесть тариф на то, что мы повезем свои отходы в Иркутскую область? На иркутян положить или на наших. Достаточно сложно. Здесь вопрос не только логистики, но и финансов. Да, перевозка возможна, но не оптимальна", — отметил Алексей Цыденов.
Предложение главы Бурятии поддержал руководитель МРГ "Байкал" Сергей Тен. Подводя итоги работы выездного заседания Межфракционной рабочей группы он отметил, что состоялся предметный, конструктивный разговор.
"Мы рассмотрели наработки, которые есть у Байкальских регионов по исполнению поручений президента от 14 августа 2017 года. Наша Межфракционная группа "Байкал" и профильные комитеты Государственной Думы РФ готовы работать над их продвижением в законодательной плоскости, при условии, что они не нарушают природоохранное законодательство и экологические приоритеты Байкальской территории", — рассказал парламентарий.
По его словам, регионы консолидируют позиции, и выступают единым блоком. Это важно и сточки зрения финансирования федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал". Речь идет 41 млрд рублей, которые защищает Иркутская область и 38 млрд рублей для Бурятии. Сегодня все зависит от того, насколько байкальские регионы готовы эффективно использовать денежные средства, которые выделены на сегодняшний день. В ходе работы присутствующие пришли к общему мнению: проводить выездное заседание МРГ "Байкал" с участием муниципалитетов первого и второго уровня: именно здесь люди сталкиваются практически с несовершенством нашего законодательства и подзаконными актами, которые противоречат друг другу, а порой, взаимоисключают друг друга.
"Главное — решение социально-экономических проблем Байкальского региона на основе комплексного подхода и согласованной работы правительства РФ, Государственной Думы РФ, исполнительной власти Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Наша общая задача – возвращение Байкальского региона в федеральную повестку", — отметил Сергей Тен.
Напомним, в VII созыве ГД в Межфракционную рабочую группу вошли 16 парламентариев от всех фракций, представленных в Государственной Думе РФ. За шесть месяцев работы МРГ "Байкал" стала полноправным участником всех процессов, касающихся Байкальского региона. Совместно с двумя комитетами ГД РФ : по экологии и окружающей среде и по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям она держит на особом контроле исполнение поручений президента по вопросам экологического развития Байкальской природной территории, принимает активное участие в обсуждении параметров ФЦП ""Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы". Все законопроекты в отношении БПТ и ЦЭЗ не принимается профильными комитетами Государственной Думы к рассмотрению без резолюции группы. Сформирован план перспективной работы, в том числе, выездных заседаний. Сегодня в работе МРГ "Байкал" 14 законодательных инициатив и иных поправок в федеральные законы и подзаконные акты: от в ФЗ "Об охране озера Байкал" до корректировки Федерального целевого проекта "Байкал – Великое озеро Великой страны". Налажено конструктивное взаимодействие с министерством природных ресурсов и экологии России, региональными министерствами и ведомствами.