Политика. 17 декабря 2017, 13:00

Укрупнение МО и межбюджетку обсудили на первом форуме муниципалитетов в Иркутске

Мероприятие проведено по инициативе губернатора Приангарья Сергея Левченко

17 декабря 2017, IrkutskMedia. Первый форум муниципальных образований прошел при участии губернатора Иркутской области Сергея Левченко, руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игоря Бабичева, члена Совета Федерации Федерального собрания РФ от Иркутской области Вячеслава Мархаева, представителей Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления министерства юстиции РФ, органов исполнительной, законодательной власти и муниципальных образований Иркутской области. На форуме обсудили межбюджетные отношения, проблемы укрупнения поселений, эффективность муниципальной власти, подготовку кадров для работы на местах, развитие территориальных общественных самоуправлений, благоустройство, эффективное взаимодействие властей всех уровней. По словам губернатора, этот форум станет регулярным, сообщает ИА IrkutskMedia.

"Мы впервые проводим такое масштабное мероприятие, как в плане представительства, так и по охвату тем. Для нас очень важен обмен мнениями, опытом, потому что работа органов муниципальной власти, формирование ТОС, продолжающаяся реформа местного самоуправления вызывают много вопросов", — сказал Сергей Левченко.

В 2016 году был принят областной закон "О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения". По федеральному законодательству за такими поселениями закреплена всего часть полномочий, но региональному правительству оставили право передавать на местный уровень дополнительные вопросы. В регионе применен индивидуальный подход к каждому району. За сельскими поселениями закрепили только те вопросы местного значения, которые они хотели и могли решать.

"В Иркутской области, как и во многих других регионах Сибири и Дальнего Востока, существует серьезная проблема малонаселенных поселений. Есть планы по укрупнению, оптимизации муниципалитетов для повышения эффективности органов местного самоуправления", — отметил Сергей Левченко.

Во взаимодействии с МО в 2016 году подготовлен список поселений с численностью менее 500 человек. Разработаны подробные рекомендации по проведению процедур, связанных с объединением муниципалитетов. При содействии правительства Иркутской области в 2017 году произошло объединение Белореченского и Мальтинского МО Усольского района, Тарасовского и Ульканского муниципалитетов Казачинско-Ленского района. Кроме того, упразднены Брусовское, Еланское и Екунчетское МО Тайшетского района.

Отдельно глава региона остановился на вопросе системы поддержки органов территориального общественного самоуправления (ТОС). На территории Приангарья действует 180 ТОСов, их поддержка ведется на конкурсной основе. В основном проекты ТОС направлены на благоустройство и озеленение территории, обустройство водопровода и мест отдыха, а также на обеспечение пожарной безопасности.

Также Сергей Левченко сообщил о том, что в Иркутской области действует Региональный совет. Это площадка для диалога между областным правительством и представителями территорий. Созданы комиссии по важнейшим направлениям деятельности Регсовета.

С докладами по вопросам развития местного самоуправления, в том числе в правовой сфере, на форуме выступили Игорь Бабичев, а также директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции РФ Андрей Корнеев.

Первый заместитель мэра Иркутского районного МО Игорь Жук доложил об актуальных вопросах развития местного самоуправления, в том числе укрупнении сельских поселений. Он также отметил, что необходим механизм поддержки муниципальных образований, пополняющих бюджет, и что в Иркутской области работа в данном направлении уже ведется. Мэр Саянска Олег Боровский рассказал о полномочиях муниципалитетов и эффективности исполнения программы благоустройства и формирования комфортной городской среды.

Также на форуме прозвучали ответы на вопросы глав муниципальных образований к представителям органов государственной власти. В основном они касались темы межбюджетного регулирования.

"Надеемся, что сегодняшний форум стал полезным не только для мэров и для региональной власти, но и для представителей Федерации. Наши формулировки и обозначенные проблемы тоже должны принести пользу. Закон о местном самоуправлении действует почти 15 лет, очевидно, что наступило время проанализировать, сделать выводы и внести определенные изменения. На сегодняшний день полномочия муниципалитетов, их возможности, их потенциал, прежде всего финансовый, должны соответствовать, — отметил по итогам мероприятия Сергей Левченко.

Глава региона также сказал, что на сегодняшний день глубоко дотационные регионы имеют большую предсказуемость. Руководитель субъекта знает, что у него на следующий год будет, по крайней мере, не меньше тех дотаций, которые он получает в текущем году, и может ответственно распределять средства.

"Это форум, так получилось, открывает период, когда начинается дискуссия в преддверии очередных президентских выборов. Открывает дискуссию о том, каким на сегодня должно быть местное самоуправление и как оно должно соотноситься с региональной и федеральной властью. Такие вопросы лучше обсуждать на местах, в тех регионах, которые достойны такого обсуждения, которые сами могут показать, что они уже в этом отношении достаточно продвинулись. Нам надо на федеральном уровне сформулировать цель о развитии местного самоуправления, посмотреть правовые основы, на которые мы опираемся. И здесь не зря говорили о том, как модель местной власти должна строиться на местах. Надо поставить вопрос – что дальше, и регулярно сверять часы — через год, два, давайте соберем представителей не только муниципалитетов, но и региональных властей из ближних (если говорить об Иркутской области) субъектов Федерации и поговорим в диалоге. А не так — муниципалитеты сами собираются, регионы сами собираются, надо, чтобы они встречались и разговаривали между собой. Спасибо за инициативу проведения сегодняшнего форума губернатору Иркутской области, — сказал Игорь Бабичев.

По словам Андрея Корнеева, министерство юстиции РФ продвигает такую политику, что формирование законодательных предложений по сфере организации местного самоуправления идет в том числе с учетом информации, полученной именно с уровня местного самоуправления.

"Этот форум как раз яркое тому подтверждение. Мы видим те проблемы, которые есть на местах, пытаемся анализировать их в федеральных органах власти и давать соответствующие предложения Правительству РФ по их урегулированию. Сегодня также муниципальное сообщество услышало то, что федеральная власть, министерство юстиции будет предлагать в следующем году, какие законодательные новеллы надо будет ожидать", — сказал Андрей Корнеев.

По словам Сергея Левченко, подобные форумы муниципальных образований планируется проводить в регионе на постоянной основе.

Мероприятие вдвойне актуально в связи с расколом в Ассоциации муниципальных образований Иркутской области.

Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что Саянск, Свирск, Усть-Илимский, Усольский и Нижнеудинский районы исключены из Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Кроме того, состав организации покинули еще пять МО первого уровня, одно из которых в связи с упразднением.

Напомним, АМО уже более года находится в состоянии перманентного конфликта с правительством Иркутской области, а также страдает от внутренних противоречий. В августе 2016 года члены совета Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Приангарья просили губернатора перенести заседание регионального совета. Мэры были не согласны с повесткой заседания и считают ее неактуальной. Сергей Левченко, в свою очередь, поручил перенести заседание регионального совета на более поздний срок и доработать его повестку с учетом неготовности ряда мэров к отчету по поставленным вопросам.

Далее драматические отношения правительства и муниципалитетов обострились в пресловутой "межбюджетной войне". В октябре 2016-го мэр Иркутска Дмитрий Бердников выступил за изменение межбюджетных отношений в пользу города. Градоначальник рассказал на встрече с депутатами Законодательного собрания Приангарья о выгоде, которую может получить областной центр в случае изменения ставок налоговых отчислений.

Проекты законов ставили в неравные условия городские округа и муниципальные районы, поскольку не предусматривали изменение нормативов отчислений для МО. К тому же мэрия областного центра достаточно поздно внесла документы в региональный парламент. Переформирование основных параметров региональной казны на следующий год в столь сжатые сроки практически невозможно просчитать и обосновать. Это, в свою очередь, могло привести к срыву сроков принятия бюджета Иркутской области.

Мэр Черемхова, председатель АМО Вадим Семенов тогда заявил, что раскола внутри Ассоциации не произойдет. Исполнительный директор АМО Зоя Масловская подтвердила, что мнения членов организации по поводу этих законопроектов разделились.

Именно тогда и проявился личный конфликт между Дмитрием Чернышовым и Вадимом Семеновым. Мэр Черемхова обвинил главу аппарата в политическом давлении и заявил, что "обязанность управделами — менять бумагу в туалете у губернатора". Чиновник, в ответ, заявил, что государственная служба – это не арена цирка, и в ней нет места эмоциям.

Межбюджетная война закончилась 6 декабря 2016 года. Мэрия Иркутска, правительство Приангарья и Законодательное собрание региона пришли к согласованной позиции: на сессии 9 декабря будет рассмотрен законопроект губернатора Сергея Левченко. В свою очередь, стало известно, что глава областного центра отозвал инициативу, связанную с пересмотром нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований. По словам Дмитрия Бердникова, она утратила актуальность в связи с предложенным губернатором Левченко законопроектом, существенно улучшающим положение муниципалитетов всех уровней в межбюджетных отношениях. Таким образом, с 1 января 2017 года 30% от налога, взимаемого в связи с применением УСН, будут оставлять в бюджетах муниципалитетов Иркутской области.

Следующим этапом раскола АМО стала история с законом о возврате прямых выборов мэра Иркутска, начавшаяся весной 2017 года. Ассоциация муниципальных образований Иркутской области заявила о нецелесообразности принятия этого документа. Вадим Семенов тогда сказал корр. ИА IrkutskMedia, что областной закон, который определяет порядок выборов мэра Иркутска не имеет нареканий, поэтому нет смысла его менять. Он также добавил, что в областном центре отмечается положительная динамика и сейчас не нужны такие решения.

Прошедшее 12 мая заседание двух палат организации переросло в бурную дискуссию с переходами "на личности" и взаимными обвинениями. Часть мэров красноречиво высказывали свои претензии к Вадиму Семенову. Звучали слова "раскол", "кризис", "сговор" и "тоталитаризм".

Также напомним, что в июле 2017 года 11 мэров муниципальных образований Иркутской области высказали мнение по поводу взаимодействия с заместителем губернатора – руководителем аппарата правительства Иркутской области Дмитрием Чернышовым. Главы поселений и городов рассказали, что довольны взаимодействием с региональным кабмином и не испытывают проблем в выстраивании отношений с руководителем аппарата. Стоит отметить, что данные комментарии стали ответом другой группе мэров во главе с Вадимом Семеновым, которые ранее пожаловались спикеру ЗС Сергею Брилке на деструктивные действия правительства Приангарья и лично Дмитрия Чернышова, направленные на дестабилизацию ассоциации в целом и отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований как первого, так и второго уровня. Таким образом, в "худом мире" АМО Приангарья проявляется новая трещина старых разногласий.

Сергей Брилка в своем сдержанном ответе посоветовал мэрам не играть в политические игры, а заниматься своей работой, а оценку их деятельности оставить избирателям. Олег Боровский сообщил корр ИА IrkutskMedia, что тему письма он знает, но лично его не подписывал. По мнению мэра Саянска, поводом для этой политической акции послужили "неприкрытые дыры" в муниципалитетах.

15 августа 2017 года Олег Боровский написал заявление о выходе из состава АМО. В своем официальном обращении к мэрам МО региона глава города отметил, что не видит смысла состоять в ассоциации, которая не выполняет свои функции, не оказывает содействия мэрам в решении вопросов и работает на политические интересы небольшой кучки лиц. Олег Боровский сообщил корр. информационного агентства, что намерен предложить возобновить работу регионального совета, которая была прекращена по вине АМО. В то же время глава ассоциации, мэр Черемхова Вадим Семенов отказался комментировать поступок человека по фамилии Боровский. Ранее последний опубликовал пост с обвинениями в адрес руководителя организации в Facebook. В телефонном разговоре с корр. ИА IrkutskMedia мэр Саянска заявил, что в АМО установился культ личности Вадима Семенова, а сам мэр Черемхова оторван от других глав и не считается с ними.

Финальным аккордом стал массовый исход из АМО: еще 19 муниципалитетов написали заявления о выходе из Ассоциации. Об этом рассказал корр. ИА IrkutskMedia мэр Саянска Олег Боровский. Он сообщил, что глав районов не устраивает политика, которую проводит руководство Ассоциации, и они хотели бы более конструктивных отношений с правительством региона. Олег Боровский добавил, что эти муниципалитеты присоединились к ранее вышедшим Саянску, Зиме, Бодайбо. Сейчас в АМО осталось меньшинство — 20 муниципальных образований.

Спикер Законодательного собрания Иркутской области, секретарь регионального отделения "Единой России" Сергей Брилка ранее заявлял, что ни парламент, ни партия, не будут вмешиваться во внутренний конфликт в АМО.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia