Политика. 06 января, 13:00
Правительство Иркутской области. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Новый год-2018

ТОП-5 политических событий 2017 года в Иркутской области представляет ИА IrkutskMedia

Прошлый год в истории региона отметился муниципальными выборами, расколом в АМО и страстями вокруг референдума за возврат прямых выборов

6 января, IrkutskMedia. Пять самых значимых для Иркутской области политических событий 2017 года составило ИА IrkutskMedia. Прошедший год отметился масштабными муниципальными выборами, расколом в Ассоциации муниципальных образований региона, "шекспировскими страстями" вокруг референдума за возврат прямых выборов мэра Иркутска, конфликтом вице-спикера ЗС Андрея Лабыгина и министра здравоохранения Олега Ярошенко из-за полномочий по предоставлению жилья медикам, а также кадровыми перестановками в администрации Иркутска. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.

Муниципальные выборы и скандалы

Муниципальные выборы и скандалы

Муниципальные выборы и скандалы. Фото: Мажуга Анна, РИА PrimaMedia

В единый день голосования, 10 сентября, в Иркутской области прошло 543 муниципальные кампании. В их проведении были задействованы 31 территориальная и 1016 участковых избирательных комиссий. В списки избирателей было включено более 758 тысяч человек. Замещались 98 мандатов в 13-ти представительных органах городских округов и муниципальных районов. Избиратели определяли, кто возглавит 244 МО и займет 2 649 мест в Думах городских и сельских поселений. Избирались мэры Бодайбинского, Слюдянского, Жигаловского, Усольского и Тулунского районов, а также Усолья-Сибирского.

Одной из самых интересных кампаний были довыборы в Думу Иркутска по округу №16, который освободился в 2016 году после ухода депутата Владимира Новожилова в Законодательное собрание Приангарья.

По мнению политологов, выдвинутый "Единой Россией" кандидат, член ОНФ Валерия Кошечкина репутационно проигрывала именитому самовыдвиженцу, экс-председателю комитета городского обустройства администрации Иркутска Евгению Дрокову. Последний в итоге и победил, но со скандалом.

Кстати, в праймериз "Единой России" перед довыборами участвовал еще один кандидат из команды мэра Иркутска Дмитрия Бердникова — бывший вице-мэр Иван Носков, который не был услышан выборщиками-единороссами и сошел с дистанции. Политолог Максим Зимин считает, что участие Носкова в праймериз ввело всех в ступор, потому что градоначальник поддерживает другого кандидата.

— Вся интрига кампании была до ее начала. Фактор участия бывшего вице-мэра Ивана Носкова ввел всех в ступор. Ходили слухи, что Бердников с Носковым не сработались либо там были промахи в работе. Таким образом, Носков якобы хотел избраться в Думу и стать ее спикером, — уверен Максим Зимин.

Однако вернемся к победителю той кампании — Евгению Дрокову. По мнению Валерии Кошечкиной, довыборы прошли с нарушениями и применением административного ресурса. По ее словам, за Евгения Дрокова агитировали его бывшие коллеги — чиновники мэрии Иркутска. Об этом свидетельствовали видеозаписи, размещенные на канале в Youtube. Кроме того, в период предварительного голосования были зафиксированы подвозы избирателей к зданию аппарата мэрии города, где проходили досрочные выборы. Несознательные избиратели на видео заявляли, что им посулили честную мзду в обмен на голос за Евгения Дрокова.

Кроме того, по словам Валерии Кошечкиной, нарушения на довыборах начались еще в период агитации. В первую очередь она велась с участием главы Октябрьского округа Владимира Преловского.

— Был один показательный случай: перед 1 сентября в школе №23 было собрание жителей по теме комфортной городской среды. В то же время назначили родительское собрание. Когда родители, ничего не подозревая, пришли, их сразу загнали в общий зал, где Владимир Преловский и Елена Федорова (председатель комитета городского обустройства — прим. ред.) рассказывали об этой программе. Через 20 минут выходит генерал Александр Барсуков (генерал-майор авиации, кандидат технических наук, профессор, бывший начальник ИВВАИУ — прим. ред.) и рассказывает, что единственный человек, который занимается этой программой, — Евгений Дроков. Более того, именно Дроков эту программу разработал, — отметила Валерия Кошечкина.

Агитацией дело не кончилось. Колоссальную явку в период предварительного голосования (661 избиратель из 1490 проголосовавших) Валерия Кошечкина объяснила подвозами. В день выборов избиратели и вовсе начали фотографировать свои избирательные бюллетени.

Отметим, что ИА IrkutskMedia тогда обратилось за комментарием на эту тему к депутату Государственной Думы от Иркутской области, председателю комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаю Николаеву, в свое время также поддержанному ОНФ и ЕР. Но он отказался высказывать свое мнение относительно результатов выборов, несмотря на то что в истории затронута основанная президентом организация, членом Центрального штаба и координатором Центра по независимому мониторингу исполнения указов президента "Народная экспертиза", которой является Николай Николаев.

Легитимностью довыборов в Думу Иркутска заинтересовался даже президентский совет по развитию гражданского общества и правам человека. Член совета Александр Брод заявил, что по факту нарушений на довыборах должна быть проведена проверка.

Сам Евгений Дроков опроверг все обвинения в свой адрес и заявил, что общался с избирателями во дворах, честно отвечая на их вопросы. Евгений Дроков не видел смысла обсуждать эту тему с Валерией Кошечкиной, которая была его основным соперником на довыборах, так как голосование, по его мнению, прошло честно, а все видео с подвозом — компромат.

Горячей была и кампания по выборам главы Шелехова. Именно в ней была настоящая конкуренция: кандидат от "Единой России", директор транспортной компании "Народный маршрут", депутат Думы Шелеховского района Сергей Липин (ресурсный претендент на мэрское кресло с хорошим политическим опытом) схлестнулся с молодым и амбициозным сотрудником аппарата губернатора и правительства Иркутской области Александром Гоголевым (29-летний политик соответствовал требованиям федерального центра на обновление политических кадров и даже заручился поддержкой главы региона).

По мнению политологов, серьезное противостояние на выборах главы Шелехова было связано с взаимоотношениями региональных властей и руководства ИркАЗа — одного из крупнейших в области промышленных предприятий.

За полторы недели до дня голосования в Шелехове даже прошел митинг "За честные выборы", который организовало местное отделение "Единой России", дабы поддержать кандидата с неоднозначным прошлым Сергея Липина.

"Мы организуем митинг "За честные выборы", потому что на нашего кандидата в главы Шелехова льется слишком много грязи", — сообщил глава тогда Шелеховского исполкома партии Виктор Алексеев.

Однако, если подробно ознакомиться с системой ГАС Выборы, то можно найти упоминание о судимости Сергея Липина по декриминализованной статье "Обман потребителей". Кроме того, в сети появилась информация о том, что в 2011 году Сергей Липин пытался дать взятку в 50 тысяч рублей исполняющему обязанности начальника отдела ЖКХ администрации Шелехова Вячеславу Клычеву. Также в течение двух лет велось уголовное дело, которое возбудили на Сергея Липина за избиение человека. Однако оно было прекращено за истечением срока давности преступления.

В ходе выборов в Избирательную комиссию Иркутской области поступила одна жалоба — на подвозы в Смоленщине. В то же время в социальных сетях и СМИ также появлялась информация о скупке голосов в период досрочного голосования.

По итогам выборов почти во всех районах Приангарья (Бодайбинском, Жигаловском, Тулунском и Усольском) победили действующие мэры. Мэр Слюдянского района Андрей Должиков проиграл своему ближайшему сопернику, кандидату от КПРФ, Алексею Шульцу всего несколько десятков голосов. К слову, проигравший мэр пытался оспорить результаты голосования через суд, но ни один из его девяти исков не был удовлетворен.

На выборах мэра Усолья-Сибирского победил Максим Торопкин (45,64% голосов), представлявший "Единую Россию". Главой Вихоревки стал кандидат "Партии Роста" Николай Дружинин (38,85%). В Шелехове победу одержал Сергей Липин.

После муниципальных выборов в регионе разгорелся новый скандал: два директора школ в Черемховском районе пожаловались тогдашнему омбудсмену Валерию Лукину на требования агитировать перед выборами.

20 сентября уполномоченный по правам человека в Приангарье посетил одну из лучших школ Черемховского района в деревне Балухарь, которой много лет руководит учитель высшей категории Ксения Антипина. С ее слов, при заключении трудового договора 31 августа она отказалась от высказанных со стороны руководителя районного отдела образования требований о необходимости проведения ею как директором школы агитационной работы в поддержку одного из претендентов на должность главы поселения, кандидатуру которого поддерживал мэр Черемховского района Виктор Побойкин.

С аналогичной жалобой к уполномоченному обратился директор школы в деревне Верхняя Иреть Леонид Завозин. Поскольку вопросы, связанные с организацией предоставления общего среднего образования, относятся к ведению органов местного самоуправления, Валерий Лукин попросил мэра Черемховского района Виктора Побойкина прокомментировать данную ситуацию, но тот назвал интерес омбудсмена к увольнениям излишним.

Позже Ксения Антипина стала жертвой нападения, по ее словам, со стороны депутата Думы Черемхова, брата мэра города Сергея Семенова, но СУ СКР по Иркутской области не нашло в действиях народного избранника состава преступления.

Раскол в АМО

Раскол в АМО

Раскол в АМО. Фото: Виктор Лучкин, ИА IrkutskMedia

Поутихший в первые три месяца 2017 года внутренний конфликт в Ассоциации муниципальных образований Иркутской области разгорелся с новой силой в апреле из-за отзыва АМО на инициативу КПРФ о закреплении системы прямых выборов мэров районов и городов на всей территории Приангарья. Такая мера, по словам коммунистов, была продиктована ущемлением прав жителей Иркутска. Напомним, что в областном центре выборы мэра были упразднены в 2015 году. Ассоциация заявила о нецелесообразности принятия этого документа. Глава АМО, мэр Черемхова Вадим Семенов тогда сказал корр. ИА IrkutskMedia, что областной закон, который определяет порядок выборов мэра Иркутска, не имеет нареканий, поэтому нет смысла его менять. Он также добавил, что в областном центре отмечается положительная динамика и такие решения пока не нужны.

После этого, по меньшей мере, 14 глав МО заявили, что не принимали участия в принятии данного решения. Более того, большинство из них выступили против назначения мэров, но за ответственность глав перед выбравшим их народом. Однако в письме, подписанном Вадимом Семеновым, четко высказана позиция всей организации по этому спорному вопросу.

Эта тема обсуждалась 12 мая на заседании двух палат АМО. Протокольное мероприятие завершилось бурной дискуссией с переходами "на личности" и взаимными обвинениями. Часть мэров красноречиво высказывали свои претензии к Вадиму Семенову. Звучали слова "раскол", "кризис", "сговор" и "тоталитаризм". Несмотря на недовольство коллег, Вадим Семенов крепко держался за председательское кресло, но политической элите региона стало понятно, что внутренний конфликт АМО игнорировать больше невозможно.

Стоит отметить, что две стороны конфликта — Вадим Семенов и мэр Саянска Олег Боровский — после заседания помирились, но тишина длилась недолго.

Уже в июле группа мэров во главе с Вадимом Семеновым пожаловалась спикеру ЗС Сергею Брилке на деструктивные действия правительства Приангарья и лично главы аппарата губернатора Дмитрия Чернышова, направленные на дестабилизацию ассоциации в целом и отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований как первого, так и второго уровней.

Сергей Брилка в своем сдержанном ответе посоветовал мэрам не играть в политические игры, а заниматься своей работой, а оценку их деятельности оставить избирателям. Олег Боровский сообщил корр. ИА IrkutskMedia, что тему письма он знает, но лично его не подписывал. По мнению мэра Саянска, поводом для этой политической акции послужили "неприкрытые дыры" в муниципалитетах.

15 августа Олег Боровский написал заявление о выходе Саянска из состава АМО. В своем официальном обращении к мэрам МО региона глава города отметил, что не видит смысла состоять в ассоциации, которая не выполняет свои функции, не оказывает содействия мэрам в решении вопросов и работает на политические интересы небольшой группы лиц. Олег Боровский сообщил, что намерен предложить возобновить работу регионального совета, которая была прекращена по вине АМО. В то же время Вадим Семенов отказался комментировать поступок человека по фамилии Боровский. В телефонном разговоре с корр. ИА IrkutskMedia мэр Саянска заявил, что в АМО установился культ личности Вадима Семенова, а сам мэр Черемхова оторван от других глав и не считается с ними.

Далее несколько мэров территорий решили покинуть ассоциацию. Финальным аккордом стал массовый исход из АМО: сразу 19 муниципалитетов написали заявления о выходе из ассоциации. Олег Боровский сообщил, что глав районов не устраивает политика, которую проводит руководство АМО, и они хотели бы более конструктивных отношений с правительством региона. Олег Боровский добавил, что эти муниципалитеты присоединились к ранее вышедшим Саянску, Зиме, Бодайбо.

Сергей Брилка после этого заявил, что ни Законодательное собрание Иркутской области, ни региональное отделение партии "Единая Россия" не будут вмешиваться во внутренний конфликт в АМО.

15 ноября состоялся первый за два с половиной года региональный совет при правительстве Иркутской области, на который Вадим Семенов не явился сказав, что "немножко занят". Он был единственным мэром, который пропустил регсовет без уважительной причины и даже не послал на него своего представителя.

После этого Вадим Семенов сделал попытку реанимировать Ассоциацию и созвал общее собрание членов АМО, которое состоялось 1 декабря в школе №69 в Иркутске.

За пару дней до собрания Олег Боровский вновь раскритиковал Вадима Семенова. Он рассказал, что глава Черемхова требует от администрации Усольского района оплатить членские и целевые взносы в размере почти 50 тысяч рублей, а также представить решение местной Думы о выходе из Ассоциации, в противном случае район будет вынужден остаться в рядах организации.

Так и случилось — на общем собрании из Ассоциации были исключены только Саянск, Свирск, Усть-Илимский, Усольский и Нижнеудинский районы, а также пять МО первого уровня, одно из которых покинуло Ассоциацию в связи с упразднением.

По словам Вадима Семенова, для того чтобы муниципалитет вышел из состава Ассоциации, он должен уведомить об этом за три месяца до выхода, исполнить все финансовые обязательства по отношению к организации, а также предоставить заявление о выходе от главы и Думы МО.

В завершении общего собрания Вадим Семенов сравнил губернатора Иркутской области Сергея Левченко и главу аппарата правительства Дмитрия Чернышова с Адольфом Гитлером. Лидер организации сделал лирическое отступление, в котором привел "хороший лозунг фашистской Германии", а потом повторил его, заменив имя Гитлера на должность главы региона и полное имя руководителя его аппарата.

"Немножко лирики, буквально два слова. В фашистской Германии был хороший лозунг: "Гитлеры приходят и уходят, а Германия остается". Так вот губернаторы и Чернышовы Дмитрии Викторовичи приходят и уходят, а муниципальные образования Иркутской области остаются. Помните о том, что мы одна из лучших ассоциаций в Российской Федерации. Наша ассоциация — это в каком-то смысле бренд нашей области. Если кто-то этого не понимает, это очень плохо. Спасибо вам за мужество и гражданскую позицию", — сказал Вадим Семенов.

ИА IrkutskMedia будет следить за этим конфликтом и в 2018 году.

Шекспировские страсти вокруг референдума

Шекспировские страсти вокруг референдума

Шекспировские страсти вокруг референдума. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

В начале апреля губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил о необходимости проведения референдума по вопросу возвращения прямых выборов мэра Иркутска и сохранения этой процедуры в других муниципалитетах региона. Позже группа депутатов Законодательного собрания Приангарья внесла в региональный парламент соответствующий законопроект. Авторы инициативы – представители фракции КПРФ, а также руководитель фракции "Гражданская платформа" Владимир Матиенко (сложил депутатские полномочия в декабре 2017 года — прим.ред.). Законопроектом предлагалось внести изменения в ст. 3 закона "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области". В частности, признать утратившей силу ч. 11 данной статьи:

"Глава муниципального образования Иркутской области, наделенного статусом городского округа, на территории которого находится административный центр Иркутской области, избирается представительным органом этого муниципального образования из своего состава сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию".

Напомним, что эта норма была принята большинством депутатов Законодательного собрания в декабре 2014 года и в марте следующего года не население, а Дума Иркутска избрала мэром города Дмитрия Бердникова, являвшегося председателем этого представительного органа местной власти.

По словам коммунистов, инициатива не направлена против действующего мэра Иркутска, а призвана вернуть жителям областного центра право голоса.

"Это нужно, чтобы изменить текущее положение вещей и демократизировать избирательную систему области. Наша конференция поставила задачу перед обкомом партии, чтобы инициировать референдум. Мы рассмотрели вопрос на заседании бюро и приняли решение выступить с инициативой. Председателем инициативной группы по референдуму назначена Ольга Носенко. От имени этой группы уполномочены действовать члены обкома. Также на бюро мы решили обратиться к Владимиру Матиенко и предложить ему вступить в нашу группу. Именно он в 2015 году выступал с подобным законопроектом", — сообщил второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков.

Владимир Матиенко выступил с пламенным спичем, направленным на обличение партии "Единая Россия".

"Надоела эта нестабильность, когда в угоду своим политическим мотивам и в угоду ситуации, которая складывается в стране, "Единая Россия" меняет законы так, чтобы выиграть выборы. Они изменили формат выборов в Иркутске, потому что он довольно протестно настроен. Референдум не позволит партии власти менять законы под себя", — сказал Владимир Матиенко.

Предложения коммунистов по проведению референдума и внесению изменений в закон должны были рассматриваться на майской и июньской сессиях ЗС соответственно. Однако в мае заслушать вопрос не удалось из-за отсутствия заключения Думы Иркутска на законопроект.

Также мэр Иркутска Дмитрий Бердников предложил депутатам Думы города выбрать другого главу, если их что-то не устраивает в его работе. Градоначальник сделал соответствующее заявление в надежде не быть обвиненным в непоследовательности позиции во время заседания фракции "Единой России" перед депутатскими слушаниями 24 мая.

На заседании комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС 8 июня случилась небольшая перепалка между депутатами Заксобрания Иркутской области Владимиром Матиенко и Борисом Алексеевым. Лидер "Гражданской платформы" начал задавать вопросы о том, в какие сроки будут рассматриваться законопроекты о возврате прямых выборов мэра Иркутска и проведении референдума по этой теме. Председатель комитета Борис Алексеев сказал, что документы будут рассмотрены на второй июньской сессии, а Матиенко обвинил его в желании "слить" вопрос.

13 июня инициатива о проведении референдума все-таки была рассмотрена. Обвинения в политизированности и антинародности решений звучали в адрес Бориса Алексеева. Представители инициативной группы КПРФ, выступающей за возврат прямых выборов мэра Иркутска, говорили о возможном непрохождении их законопроекта в областном парламенте, если не будет проведен всенародный референдум. Правовое управление ЗС приняло на себя основной удар: юристы областного парламента посчитали вопрос, выносимый на референдум, несоответствующим требованию государственной важности.

На сессии 14 июня Законодательное собрание Иркутской области не приняло постановление о соответствии требованиям законодательства формулировки вопроса для референдума. "За" проголосовали шесть депутатов, "против" — девять, воздержались — 15. Пятеро не голосовали. После этого Сергей Левченко заявил, что вопрос о возможности проведения в Иркутске референдума будет решаться в Конституционном суде.

Двумя неделями позже депутаты отклонили и законопроект, который был направлен на возврат прямых выборов: комитет по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении ЗС не одобрил его. На заседании присутствовало всего четверо депутатов, и все они проголосовали против законопроекта. Кроме того, парламентарий и иркутянин Борис Алексеев заявил, что его устраивает сложившееся положение вещей. По мнению его коллеги и землячки Нины Чекотовой, в Иркутске и так все хорошо и втягивать людей в политику не надо. Депутат ЗС Ольга Носенко, защищавшая законопроект, пыталась апеллировать к высказываниям президента РФ, но не сумела пробить счастливые сердца иркутян Алексеева и Чекотовой.

Накануне сессии коммунисты даже провели митинг в поддержку своей инициативы, но на него не пришло и сотни человек.

На сессии депутаты ожидаемо отклонили законопроект, не задав о нем ни одного вопроса. Короткими выступлениями в поддержку инициативы отметились только депутат-коммунист Сергей Бренюк и уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. Против инициативы проголосовало 26 парламентариев, "за" — всего девять. Двое воздержались, еще двое не голосовали.

На пресс-конференции по итогам парламентского сезона спикер ЗС Сергей Брилка заявил, что Заксобрание — не тот орган, который меняет свои решения каждый год, а также отметил, что в Иркутске есть демократия, но ей надо уметь пользоваться.

Первое заседание Иркутского областного суда по иску обкома КПРФ с Заксобранию региона состоялось 3 августа. Два часа стороны обменивались аргументами на тему правомерности отклонения областным парламентом инициативы коммунистов. Представитель истца утверждал, что решение об отклонении нельзя считать принятым, так как оно не набрало положенных 23-х депутатских голосов, а юристы ответчика утверждали, что непринятие решения равно его отклонению. Кроме того, оказалось, что истец не имеет права на иск. По итогам заседания суд запросил дополнительные документы и объявил перерыв до 8 августа. Далее участники представили суду недостающие документы. Кроме того, представитель коммунистов Андрей Ядрышников уточнил исковые требования: в случае если суд примет решение в пользу КПРФ, ЗС должно рассмотреть вопрос, вынесенный на референдум в течение 20-ти дней. Суд постановил, что в качестве заинтересованной стороны в суд должны быть вызваны члены обкома КПРФ, в связи с чем рассмотрение дела началось заново.

В итоге Иркутский областной суд отказал КПРФ в удовлетворении иска и признал постановление регионального парламента законным. Верховный суд РФ оставил это решение в силе.

Также ИА IrkutskMedia писало о том, что возможность проведения местных референдумов одновременно с президентскими выборами 18 марта рассматривается в аппарате главы государства. Эксперты считают, что для поднятия явки на президентские выборы вопросы референдума должны быть острыми, но "большинство из них невыгодно властям".

Руководитель аппарата комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев считает, что муниципалитеты должны обосновывать введение той или иной модели выборов главы или мэра. Он похвалил инициативу коммунистов Приангарья об организации референдума по закреплению прямых выборов мэров во всем регионе и выразил несогласие с тем, что Верховный суд ее отверг.

ИА IrkutskMedia будет ждать развития этой темы в 2018 году.

Медицинский конфликт

Медицинский конфликт

Медицинский конфликт. Фото: Юлия Пушкина, РИА PrimaMedia

Законопроект, который подразумевает передачу от муниципалитетов региональному правительству полномочий по созданию благоприятных условий для привлечения медработников в территории, был принят на 52-й сессии Законодательного собрания Иркутской области 28 июня в первом чтении большинством голосов. Эту обязанность депутаты хотели в полном объеме переложить исключительно на областное правительство, оставив за территориями лишь право на реализацию данного полномочия при наличии у них финансовых средств. Законопроект был вынесен на сессию группой депутатов: Андреем Лабыгиным, Артемом Лобковым, Алексеем Козюрой, Владимиром Новожиловым, Игорем Милостных. В министерстве здравоохранения региона посчитали, что инициатива только усугубит кадровую обстановку, но мэры муниципалитетов региона отмечали, что в отдаленных районах такая проблема есть и решать ее нужно в кратчайшие сроки.

Напомним, что в 2013 году полномочия по управлению медицинской системой были переданы с муниципального на областной уровень. Финансовые, организационные и иные функции взяло на себя министерство здравоохранения, однако ответственность за решение кадровых вопросов оставили за муниципалитетами.

На профильном комитете ЗС диалог между депутатами и представителями министерства не состоялся. Отрицательное отношение выступивших на заседании главврачей не было принято во внимание.

"Основным аргументом в пользу изменения закона депутаты называют дотационность муниципалитетов Иркутской области. Но вместе с тем в объяснительной записке к проекту закона Андрей Лабыгин указывает, что дополнительных денежных средств из областного бюджета не потребуется. Так если не потребуется дополнительных расходов, зачем забирать полномочия у муниципалитетов, которые имеют средства и готовы их вкладывать для привлечения врачей? По предварительным расчетам Минздрава, для реализации пункта 13, в случае если его возложить в полном объеме на региональное правительство, потребуется около 19 млрд рублей", — заявил глава Минздрава Приангарья Олег Ярошенко.

Общественный совет при министерстве здравоохранения Иркутской области предложил отклонить законопроект. Перепалка между Олегом Ярошенко, одним из авторов законопроекта Артемом Лобковым и бывшим депутатом ЗС, экс-председателем комитета по здравоохранению и социальной защите Татьяной Семейкиной велась на повышенных тонах. Артем Лобков настаивал на том, что муниципалитеты не могут обеспечить специалистов всем необходимым в силу дотационности своих бюджетов, а Татьяна Семейкина и Олег Ярошенко обвинили парламентариев в предвыборном популизме.

Министр "набросился" на законопроект и депутатов с критикой и призвал их не уничтожать то, что и так работает.

"Вы пишите, что освобождаете дотационные муниципалитеты от этих полномочий. И тут же крошечным абзацем указываете, что принятие не потребует дополнительного финансирования. Конечно, чтобы отменить пункт 13, деньги не нужны. Вы же сами перед выборами скажете, что правительство безголовое, Минздрав бездействующий, и прикажете придумать новые постановления и изыскивать миллиарды рублей, чтобы все исправить. Только на это уйдут годы! Зачем выкашивать то, что и так работает? Коллеги, я рассчитываю на ваше профессиональное отношение, а не на попытку заработать дешевую популярность перед выборами", — сказал министр здравоохранения.

Комиссия по здравоохранению и социальной защите Общественной палаты Иркутской области обсудила эту инициативу 7 июля. От выступающих не было отбоя, да и мероприятие длилось почти три часа. Мэры Черемхова и Саянска выступили за принятие этого закона, пеняя на дотационность своих муниципалитетов, а главврачи больниц просили оставить все как есть. Звучало множество аргументов "за" и "против" инициативы, а в итоге было принято расплывчатое решение найти истину где-то посередине диаметрально противоположных точек зрения.

Глава Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр Черемхова Вадим Семенов эмоционально попросил общественность не искать в принятии этого "полезного", по его мнению, законопроекта политической подоплеки. По словам главы города угольщиков, инициатива злободневна и актуальна.

"Министр здравоохранения говорит, что эта инициатива продиктована какими-то политическими мотивами. Мы совсем уже не люди? Мы исключаем человеческий фактор и порядочность? Мы сомневаемся в порядочности депутатов Владимира Новожилова, Алексея Козюры, Артема Лобкова и Андрея Лабыгина? Я считаю, что их законопроект был продиктован желанием помочь людям, которые не имеют возможности получать качественные медицинские услуги. Министр здравоохранения продиктовал прекрасные цифры. Я бы на его месте постеснялся. За пять лет обеспеченность медицинскими кадрами выросла на 3%. Это 77 человек на 492 МО Иркутской области. Обеспеченность кадрами в регионе чудовищная. Ассоциация муниципальных образований Иркутской области дала положительное заключение на этот закон, потому что нужно что-то менять. А те 30 главных врачей, которые подписали письмо против законопроекта, — наверное, не совсем адекватные люди, если отказываются от областной помощи", — заявил Вадим Семенов.

Заведующий кафедрой судебной медицины с основами правоведения ИГМУ Юрий Солодун признал, что менять систему здравоохранения нужно, но указал на те политические мотивы, которыми руководствовалось Заксобрание Приангарья при принятии этого закона.

"Сегодня мы заострили внимание на процессах взаимоотношений. Это политический конфликт между ресурсами двух фактически нищих субъектов Минздрава и муниципалитетов. Эта стратегия направлена на действия между правительством и Заксобранием. Это попытка ЗС воздействовать на правительство и губернатора теми инструментами, которые у вас есть в руках. Я считаю, что вы их не совсем правильно используете. Вы могли бы изменить финансирование и дать больше денег на здравоохранение, но вы забираете у МО полномочия, с которыми они могут справиться. Решение вопроса выходит за рамки законодательных инициатив. Это вопрос стратегии здравоохранения", — считает Юрий Солодун.

Последним выступил спикер Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка, который заявил, что тема резонансного законопроекта излишне политизирована и раздута искусственно. Председатель регионального парламента предложил принять вдумчивое решение за столом переговоров.

"После того как законопроект был принят, сразу началась политическая окраска вопроса. Здесь ее нет, есть только озабоченность тем, что происходит в Иркутской области. Главный вопрос: "Проблема неудовлетворенности есть?" Есть. Как ее решать? Сообща. Внесенная инициатива встретила сопротивление. Несложно вычислить того, кто вытащил эту проблему в общественное пространство, как беду. Кто против этого возражает? Какая политика? Люди плачут от нашего здравоохранения. Мы должны исправлять ситуацию. Вывод какой? Истина посередине. Нужно принять вдумчивое решение, и не будет тут никакой политической войны", — подытожил спикер ЗС.

Видимо, проработав над этим вопросом все лето, Минздрав и группа депутатов встретились на заседании профильного комитета ЗС 13 сентября, где и была озвучена консолидированная позиция.

Важную роль в достижении консенсуса сыграло замечание прокуратуры. В законопроекте сказано, что муниципалитеты вправе создавать условия для привлечения специалистов. В свою очередь, надзорный орган считает, что формулировка противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с поправками, которые группа депутатов предложила самостоятельно, муниципалитеты сами создают условия для привлечения специалистов, и это закреплено на законодательном уровне. Члены комитета единогласно проголосовали за эту поправку.

По мнению Сергея Брилки, достижение этого консенсуса стало одним из главных политических событий Иркутской области в 2018 году.

"У нас была затяжная дискуссия на тему "Кто должен строить жилье для врачей?". Вы помните, как рвалось медийное пространство в связи со спором председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Андрея Лабыгина и министра здравоохранения Олега Ярошенко. Мы вынуждены были провести специальное заседание общественной палаты Иркутской области, где я сказал им: "Успокойтесь. Мы найдем решение, не оскорбляйте друг друга. Вы оба на правильном пути, просто защищаете две радикальные точки зрения, а истина посередине". Консенсус был найден, законопроект принят, и жилье для врачей будут строить из двух источников", — сказал Сергей Брилка.

Кадровый бардак в мэрии Иркутска

Кадровый бардак в мэрии Иркутска

Кадровый бардак в мэрии Иркутска. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Масштабные кадровые перестановки постигли администрацию Иркутска в 2017 году. Серия увольнений из мэрии началась в конце апреля, когда несколько сотрудников ключевых должностей были уволены из комитета городского обустройства. Это начальник департамента инженерных коммуникаций и жилищного фонда Сергей Фоминых и начальник департамента дорожной деятельности Михаил Малыхин. Кроме того, свои посты потеряли несколько специалистов различных отделов. Затем в начале мая полномочия вице-мэра Иркутска сложил Иван Носков. В этой должности он работал с ноября 2015 года.

Также 4 мая стало известно, что пост заместителя мэра – председателя комитета экономики администрации Иркутска покинул Руслан Ким. Исполняющей обязанности была назначена заместитель председателя комитета Юлия Ашуркова. Заместителем мэра – председателем комитета по управлению муниципальным имуществом стала Екатерина Козулина.

Через неделю уволился начальник управления транспорта администрации Евгений Владимирский. Известно, что он написал заявление по собственному желанию. Чиновнику якобы предложили работу в другом регионе.

19 мая пост главы Октябрьского округа Иркутска по собственному желанию покинула Елена Войцехович, проработавшая в мэрии около 20-ти лет. Исполняющим обязанности заместителя мэра – главы Октябрьского округа назначен Владимир Преловский. До этого он занимал должность начальника управления экологии комитета городского обустройства администрации Иркутска.

Уже тогда внимание ИА IrkutskMedia привлекли эти громкие увольнения. По мнению экспертов, это могло быть связано как и с определенными неудачами, постигшими этих сотрудников, так и с неоправдавшимися амбициями специалистов, подавших в отставку.

Политолог Юрий Пронин связал увольнения в малом "сером доме" с двумя моментами. Первый — закончился второй год правления Дмитрия Бердникова, и он уже созрел для кадровых перестановок. Второй фактор — некоторые хозяйственные неудачи чиновников городской администрации прошедшей зимой.

— Менять команду в первый год рано, а во второй самое время. Второй фактор — окончание зимнего сезона, в ходе которого сотрудники администрации допустили несколько просчетов. Я думаю, что этим все объясняется. Большой революционности в этих изменениях я не вижу, — сказал Юрий Пронин.

По мнению политолога Алексея Петрова, не каждый управленец, работающий на одном посту, сможет переключиться на работу на другом.

— Область и город — это разный полет мысли, разные хозяйства. Что касается Ивана Носкова, то формат его должности изменился. Дмитрий Бердников все управленческие нити контролирует лично. Может быть, ему фигура вице-мэра и не нужна. Может быть, у Ивана Носкова просто появились амбиции. Сами посудите: он приехал из Красноярска, где занимал высокую должность. Думаю, в Иркутске ему было тесно, — считает эксперт.

Кстати, вице-мэр Иркутска по сей день не назначен.

Кадровая реформа администрации продолжилась летом: в конце июня Евгений Семенов покинул пост заместителя председателя комитета экономики, начальника департамента развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Иркутска. Он уволился по собственному желанию.

Юлия Ашуркова, ставшая главой комитета экономики в мае, ушла в отпуск с последующим увольнением в июле.

Тут стоить отметить, что в сентябре Дума Иркутска и вовсе упразднила комитет экономики. Мэрия Иркутска после этого решения станет "всадником без головы", сказал тогда бывший глава этого структурного подразделения Руслан Ким. На комитет были возложены ключевые задачи по регулированию хозяйственной деятельности города, перераспределить которые, может быть, и получится, но ждать того, что механизм будет работать как часы не стоит. Мнения депутатов Думы Иркутска, которые своим решением вбили крест в могилу комитета экономики, разделились: одни говорят, что не произошло ничего страшного, главное, чтобы ведущему управленцу было удобно, другие считают, что ошибка будет вскоре осознана и все вернется на круги своя. Бизнес-сообщество Иркутска также всерьез озабочено своей судьбой после этого управленческого решения.

Кроме того, заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Иван Готовский покинул свой пост по собственному желанию. Глава города Дмитрий Бердников подписал заявление об увольнении 18 сентября. Спустя 11 дней ушли из администрации глава Свердловского округа Светлана Колотовкина и заместитель председателя комитета по градостроительной политике Ольга Иванова.

Последнее ощутимое увольнение произошло 9 ноября, когда свой пост покинул заместитель руководителя аппарата администрации Иркутска Маргариты Ли Алексей Харлов.

В декабре мэр Иркутска Дмитрий Бердников встретился со студентами в рамках проекта "Диалог на равных", где поделился самой большой трудностью в своей работе.

"Есть одна трудность, с которой я до сих пор не могу свыкнуться, — предательство людей, которые со мной работают", — признался мэр Иркутска.

Связаны ли эти увольнения с обозначенными мэром "предательствами" или нет, мы не знаем, но отметим, что все уволенные чиновники проработали в администрации довольно долго.

В 2018 году Иркутскую область ждут выборы президента и депутатов Законодательного собрания. Следите за новостями на ИА IrkutskMedia. Будет интересно!

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia