Цены на топливо в столице Приангарья в среднем выросли на 10,9% за год. Так, стоимость литра бензина марки "92" взлетела на 7,8% (3,02 рубля), литр АИ-95 поднялся в цене на 10,2% (4,12 рубля), а литр дизеля стал дороже на 14,6% (6,3 рубля). Показатели ожидаемы, ведь Иркутск на протяжении всего 2018 года занимал далеко не последние позиции по росту стоимости автомобильного топлива как в СФО, так и в России. Кроме того, в первой половине октября прошлого года областной центр "уделал" всю страну по динамике роста цен на бензин. В первой половине января топливо в городе стало самым дорогим среди центров Сибирского федерального округа. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на Росстат.
Нужно отметить, что больше всего стоимость автомобильного топлива увеличилась за год в Кызыле – на 14,9%, в Горно-Алтайске – на 14,8% и Барнауле – 12,8%. При этом Кызыл и Барнаул отличаются от других центров СФО по росту цены на дизель – 20,7% и 18,2% соответственно.
Добавим, что в первой половине января жители Иркутска заплатили за литр "92" 41,99 рубля, литр "95" обошелся им в 44,69 рубля, а за литр ДТ пришлось отдать 48,88 рублей.
Заведующий кафедрой экономики и управления бизнесом БГУ Игорь Кородюк отметил, что в настоящее время рост цен на бензин зафиксирован в соответствии с договоренностью между правительством и нефтяниками.
— Нет никаких отклонений, ни на одну копейку. В январе практически все заправочные станции компаний придерживаются одинаковой стоимости топлива, — подчеркнул Игорь Кородюк.
Исходя из прошлогодней ноябрьской договоренности правительства и нефтяников, с 1 января цены на топливо могут повыситься на 1,7%. Далее в течение года рост стоимость топлива не должен превышать запланированной инфляции в 4,6%, добавил эксперт.
Напомним, что с 2019 года базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) повысилась с 18% до 20%. В большинстве повышение цен на топливо связывают именно с НДС. При этом с 1 января в стране выросли акцизы на бензин и дизтопливо в 1,5 раза – до 12,3 тысяч рублей и 8,5 тысяч рублей за тонну соответственно.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что с 1 ноября 2018 года правительство договорилось с нефтяниками оставить стоимость топлива на уровне июня до конца года. Такое решение приняли на совещании в кабмине с представителями нефтяных компаний. Эксперты отмечали, что если власти хотят, чтобы на внутреннем рынке продавалось больше топлива и это было выгодно бизнесу, нужно снизить акцизы. Кабмин руководствовался тем, что ни граждане, ни руководство страны не принимает ссылки нефтяников на то, что те недополучают доходы в связи с поставками на внутренний рынок, пишет газета "Известия".
После правительство РФ также поручило ФАС и ФНС провести внеплановые проверки независимых сетей автозаправочных станций, у которых высокие цены на топливо. Больше всего в поле зрения попали АЗС, индикативный уровень цен которых больше чем 4%.
Также премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, в котором утвердил соглашение властей с нефтяными компаниями о стабилизации ситуации на рынке топлива и поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе его выполнение.
При этом в декабре прошлого года, по информации пресс-службы "Роснефти" ряд независимых сетей в Иркутской области, а также в Приморье, Забайкалье формировали незаконно завышенные цены. Кроме того, в целях повышения доходности использовали свои автозаправки для реализации контрафакта. Вместе с тем, в настоящее время компания работает с СПбМТСБ, формируя совместную позицию по совершенствованию биржевой торговли, в том числе, дисквалификации участников торгов, связанных с фигурантами уголовных дел, и рассчитывает на то, что ее предложения будут поддержаны регуляторными органами.
Кроме того в декабре сеть автозаправочных станций ООО "Квант" в Иркутской области, состоящая из 29-ти заправок, в том числе "Омни", оказалась под угрозой закрытия, рассказал топ-менеджер компании Игорь Шептал. Связано это с тем, что Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) отстранила "Квант" от торгов бензином и дизелем за отказ предоставить доступ сотрудникам биржи для проверки рабочего места трейдера на предмет спекуляций. С 14 декабря 2018 года компанию исключили из торговой системы.
Также ИА IrkutskMedia сообщало, что Роскачество совместно с Минпромторгом России и Росстандартом могут провести исследования качества бензина в Иркутской области. В настоящее время такой пилотный проект запустят в Ставропольском крае, в 2019 году, после подведения итогов, подобные проверки реализуют в других регионах страны. Эксперты выяснят, фальсифицировано ли топливо на АЗС, соответствует ли оно заявленному октановому числу и другие качественные характеристики бензина.
Кроме того, независимые АЗС не исключают введения маркетинговых ухищрений при продаже бензина. Возможно, что автовладельцы в скором времени увидят на стелах заправок стоимость топлива за пол-литра. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов отметил, что установить 20 рублей за АИ-92 можно хоть завтра, однако это не решит проблему постоянного роста цен на топливо, сообщается на сайте НТС. По мнению бизнес-тренера из Иркутска Яны Варшавской, такой маркетинговый ход АЗС может вызвать отрицательную реакцию у клиентов и породить за собой злые шутки. Навряд ли такое привлечение внимания сыграет на укрепление позиций автозаправок. Также этот маркетинговый ход, скорее, будет "холостым выстрелом", уверена эксперт.