21 сентября, 09:40

Елена Федорова: Общественный транспорт Иркутска плавно переходит на электронную оплату

Председатель комитета городского обустройства рассказала о том, как планируется преобразить общественный транспорт областной столицы

21 сентября, IrkutskMedia. Администрация Иркутска проводит серьезную работу по модернизации системы оплаты в общественном транспорте. В скором времени планируется избавиться от мелочи и купюр в автобусах за счет перевода системы оплаты на электронику, сообщила председатель комитета городского обустройства мэрии областного центра Елена Федорова в интервью корр. ИА IrkutskMedia. Она рассказала как о подготовительной работе к модернизации, так и о сегодняшних шагах в деле преображения общественного транспорта.

Елена Юрьевна, в конце августа в социальной сети Facebook появилась информация о закупке 396-ти валидаторов через компанию "Центр по управлению транспортом" (ЦУТ), учрежденную двумя МУПами Иркутска: 10 млн рублей от "Иркутскавтотранса" и 5,7 млн рублей – от "Иркутскэлектротранса". Зачем была создана эта организация, и почему она участвовала в тендере на закупку у единственного поставщика?

— В таких нюансах лучше разбираться с юридической точки зрения и смотреть практику применения федерального закона 223-ФЗ. Сначала поясню в общем: переход на автоматизированную систему оплаты проезда (АСОП) – это общая концепция, которая предусматривает в том числе электронный учет и безналичный расчет. АСОП предполагает удобство для пассажира и для перевозчика, который видит учет всей выручки, а по нашим МУПам мы будем видеть выручку и пассажиропоток каждого маршрута. Здесь нужны современные методы и чтобы сделать шаг вперед, мы проводим подготовительную работу. Мы апробировали эту систему, и она работает. То есть при расчетах в транспорте будут использоваться наличные средства, безналичный расчет банковскими картами и транспортными картами с обязательным предоставлением пассажиру чека.

Зачем все-таки необходим ЦУТ?

— АСОП предполагает выпуск и обслуживание транспортных карт для всех категорий граждан, в том числе льготных, наличие технических средств для учета – терминалов, перевыпуск транспортных карт, наличие программного обеспечения. В настоящее время учет льготных поездок идет через терминалы и использование программы "Универсальной электронной карты" (УЭК). Для внедрения других видов транспортных карт необходим оператор. Для этого создан ЦУТ.

Частных перевозчиков обяжут подключиться к этой системе?

— После того как мы в мае перешли на электронные проездные, от частных перевозчиков вообще не было инициативы. Сейчас уже шесть частных перевозчиков заключили договоры с Минсоцразвития. Они готовы использовать этот электронный билет. За апрель мы выдали 22 тысячи персонифицированных карт и открыли 23 точки их получения.

На сайте оптовых закупок самые дорогие валидаторы с системой Linux стоят 18,5 тысяч рублей за штуку. Закупленные вами валидаторы обошлись на 21 тысячу дороже. За счет чего?

— Можно купить валидатор и за 10-15 тысяч рублей. Но они не обеспечат нам тот функционал, который нужен. А эту операционную систему специально для нас разработала московская компания "Удобный маршрут". Мы и сейчас с ними консультируемся по всем вопросам: правилам применения карт, обеспечению контроля. Для нас главное – вписать все возможности в программу. Мы смотрели много терминалов. Они не обеспечивают то, что нам нужно. Мы сразу задавали планку по обеспечению жителей всеми опциями для удобного проезда.

Почему поставщиком были выбраны именно "Социальные системы" из Ангарска? Эту компанию возглавляет Артем Бондарев, который в свое время работал заместителем директора "Автоколонны 1948", в этот же период вы работали первым заместителем главы Ангарска. Это по знакомству было сделано?

— Нет, конечно. Уличать меня в том, что это была привязка к Ангарску, глупо. Эта компания также работает и с областью. Они хорошо знают структуру этого электронного рынка, и им нет достойной альтернативы в регионе. Подрядчик определен ООО "ЦУТ" в рамках федерального закона 223-ФЗ.

396-ти валидаторов хватит на весь общественный транспорт?

— На муниципальный — да. У нас 37 автобусных маршрутов. Все троллейбусы и трамваи ими тоже оснащены. Мы сейчас обсуждаем, как будем привязывать другие именные карты.

Частные перевозчики, которые хотят войти в систему, тоже должны закупать оборудование с этим специальным ПО?

— Не факт. Мы с ними встречались, поговорили насчет этого, но обязать их покупать данные терминалы с таким ПО мы не можем.

То есть в муниципальных автобусах будет все считываться, а в частных – избирательно?

— Это их выбор. Если у них есть желание, чтобы зашел банк, и при этом они не хотят использовать льготы, то возьмут обыкновенный банковский терминал. Однако наша карта там считываться не будет. Если они захотят перейти на электронный билет, то они должны будут в аренду взять электронные терминалы. Мы сейчас договариваемся, чтобы банк кредитовал частных перевозчиков на приобретение оборудования. Раз частные перевозчики заключили шесть договоров, значит, интерес появился.

Напомним, компания Центр по управлению транспортом, учрежденная МУПами "Иркутскавтотранс" и "Иркутскэлектротранс", закупила 396 считывающих устройств для бесконтактной оплаты проезда (валидаторов) более чем за 15,6 млн рублей. Путем нехитрых арифметических действий получается, что один валидатор стоил 39,5 тысячи рублей, в то время когда оптовая цена одного такого устройства — 18,5 тысячи рублей. С таким заявлением выступил один из пользователей иркутского сегмента социальной сети Facebook. Он обвиняет некоторых чиновников городской администрации якобы в создании коррупционной схемы. Корр. ИА IrkutskMedia проверил эту информацию и натолкнулся на ряд любопытных деталей. По словам председателя КГО администрации Иркутска Елены Федоровой, никакого коррупционного фактора в этой истории нет.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Компания, учрежденная двумя МУПами Иркутска, закупила валидаторы за 15,6 млн рублей