27 сентября, 14:00

Рожденная в Советском Союзе: Иркутской области исполнилось 80 лет

История создания и развития одного из крупнейших в Сибири регионов

27 сентября, IrkutskMedia. Иркутская область празднует свой 80-летний юбилей. Регион был образован 26 сентября 1937 года. До сих пор Иркутская область является одним из крупнейших промышленных и культурных центров Сибири. Об истории региона, производственном и экономическом потенциале, развитии в до и послевоенные годы – в материале ИА IrkutskMedia.

Начало истории

Иркутская область была образована 26 сентября 1937 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР в результате разделения Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую. В состав региона вошли 30 районов, девять городов, а также Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ (ныне Усть-Ордынский Бурятский автономный округ). Административным центром региона стал город Иркутск. Общая площадь территории Иркутской области составила 774,8 тысячи кв. км. В Приангарье тогда проживало свыше 1,3 млн человек, 56% из которых сельское население.

В 30-х годах в регионе работали слюдяные фабрики, чаеразвесочная фабрика и Иркутский мясокомбинат. Кроме того, в регионе были созданы завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева и завод №125 имени Сталина (Иркутский авиазавод). В 1938 году в Иркутской области насчитывалось 190 промышленных предприятий, большая часть работали в пищевой отрасли.

В 1937 году единоличные крестьянские хозяйства объединили в колхозы. Уже к концу 1940-х годов в Иркутской области их насчитывалось свыше 1,4 тысячи.


Иркутская область. Фото: Пресс-служба правительства Иркутской области

Великая Отечественная война

К началу 1941 года Иркутск стал крупным промышленным и культурным центром. Во время начала Великой Отечественной войны в областном центре и Иркутской области провели митинги с призывом встать на защиту родины. Огромное количество мужского населения было призвано на фронт. Доля мужчин в регионе сократилась с 51 до 20%. Женщины стали основной силой колхозного и промышленного производства. На хрупкие плечи легли заботы по ведению хозяйства, обеспечению продовольствием и оружием. Женщины и девушки научились выполнять тяжелую мужскую работу, сели за тракторы, комбайны и другую сельскохозяйственную технику. Подростки трудились у станков, а школьники собирали зерно.

В годы войны в несколько раз снизилось производство сельскохозяйственной продукции, сократилось поголовье домашних животных, во много раз уменьшилось зерновое хозяйство. Но люди не падали духом и верили в то, что "враг будет разбит и победа будет за нами".

Колхозы и совхозы также внесли свой вклад в разгром вражеских сил. Государству в фонд обороны сдали 800 тысяч тонн зерна, 150 тысяч тонн картофеля и молока, 44 тысячи тонн мяса, 1,5 тысячи тонн шерсти.

Готовить воздушные трассы для перегонки самолетов из Америки в Советский союз начали с 16 октября 1941 года. Специалисты изучили несколько различных маршрутов и выбрали путь через Берингов пролив, а также центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска.

В годы войны в Красную Армию призвали более 200 тысяч человек. Звание Героя СССР присвоили 125-ти воинам из Иркутской области. Дважды удостоены звания Героя Советского Союза уроженцы Приангарья Афанасий Белобородов и Николай Челноков. Первый поезд с тяжелораненными бойцами прибыл в Иркутск 13 января 1942 года. В регионе создали 45 эвакогоспиталей, в том числе 26 – в Иркутске.

1 января 1943 года начал работу весоремонтный завод (Иркутский завод "Эталон").

Экономика в годы война стала еще более централизованой. Ее подчинили нуждам обороны. Заводы перешли на выпуск военной продукции. На базу уже действующих предприятий в Иркутской области перевезли 22 крупных завода. Более 25 тысяч специалистов приехали работать в регион. Например, на Иркутском заводе имени Куйбышева доставили оборудование с машиностроительного завода из Краматорска, а в Черемхове разместили машиностроительное предприятие из Луганской области. Кроме того, областной центр получил оборудование с Днепропетровской обувной фабрики, а в Усолье-Сибирском, Тельме и Черемхове создали производство швейные фабрики из Одессы и Днепропетровска.

Женщины и дети бросили все силы на выполнение дневных планов на предприятиях. Сверхурочный труд в те годы стал нормой. Получил распространение девиз: "Не выполнив задания — не уходи с работы". Для фронтов собирали теплые вещи, все работники отчисляли часть заработка в фонд победы. На строительство техники было собрано около 117 млн рублей. На эти деньги построили три танковые колонны: "Иркутский комсомолец", "Иркутский колхозник", "Черемховский шахтер", а на фронт отправили 20 вагонов подарков.


Железнодорожный мост через Иркут. Фото: Музей истории Иркутска

Мирное время

После Великой Отечественной войны промышленность переходит в мирное русло. Завод тяжелого машиностроения в Иркутске осваивает выпуск новых видов машин для металлургической, нефтяной и золотодобывающей промышленности. В Черемхове началось строительство Новогришинского угольного разреза с обогатительной фабрикой.. В Усолье-Сибирском приступили к созданию машиностроительного завода по производству горного оборудования и нового крупнейшего в стране солеваренного завода. Строились Бирюсинский и Тулунский гидролизные заводы. Рабочие продолжали прокладывать железную дорогу от Тайшета до Лены, благодаря которой появилась возможность освоить природные богатства средней Ангары.

После победы в Великой Отечественной войне на берегу Ангары начали строить город Ангарск, в котором создали крупнейший в стране химический комбинат. Этим было положено начало создания новой в Восточной Сибири и Дальнего Востока отрасли нефтехимической промышленности.

В послевоенные годы был дан старт индустриальному развитию Иркутской области. В регионе провели конференции по развитию производительных сил. 24 февраля 1949 года был создан Восточно-Сибирский филиал академии наук, кроме того, определены основные этапы промышленного производства, основой которого должны были стать гидроэнергетические и топливные ресурсы.


Плотина ГЭС. Фото: Музей истории Иркутска

В послевоенное время было начато строительство Ангарской ТЭС (ныне ТЭЦ-1), в 1951 году состоялся пуск первой — самой мощной по тем временам в Сибири турбины. Именно Ангарская ТЭЦ-1 дала энергию на строительство первенца Ангарского каскада — Иркутской ГЭС. Среди промышленных гигантов, появившихся в Иркутской области за 30 лет, можно назвать Иркутский и Братский алюминиевые заводы, Коршуновский ГОК, Саянскхимпром, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (закрыт в 2013 году).

В 1951 году в Иркутске начали строить алюминиевый завод и город Шелехов. В 1959 году — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат и город Байкальск. Вышла первая партия соли "Экстра". Начал действовать Осетровский речной порт. В сентябре 1954 года в Братск приехала первая группа строителей во главе с начальником Братскгэсстроя Иваном Наймушиным, а в конце ноября 1961 года в Иркутскую энергосистему был включен в работу первый агрегат Братской ГЭС.

В декабре 1960 года на Иркутском алюминиевом заводе выпустили первый металл. Началось движение поездов между Иркутском и Слюдянкой. Введены в эксплуатацию участок Транссибирской магистрали от Черемхова до Иркутска и 700-километровая железная дорога от Тайшета до Лены. В это же время на Илиме приступили к строительству Коршуновского горно-обогатительного комбината и города Железногорск-Илимский. В Иркутске появились телецентр, хладокомбинат, студенческий и академический городки.

В июне 1957 года управление промышленностью и строительством перешло Советам народного хозяйства. Иркутский совнархоз объединил порядка 250-ти предприятий и 25 отраслей промышленности, производивших 75% общего объема продукции Приангарья.

Более 600 организаций обсудили экономические проблемы региона на представительной конференции по развитию производительных и промышленных сил в августе 1958 года. Материалы собрания в дальнейшем взяли за основу при разработке новых проектов индустриализации. В 1973 году начала работать железнодорожная магистраль от Хребтовой до Усть-Илимска. Рабочие приступили к строительству Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. Уже на следующий год началось строительство Западного участка БАМа.


БАМ. Фото: Музей истории Иркутска

На Байкало-Амурскую магистраль прибыли первые комсомольские отряды имени 17-го съезда, а в мае на Киренгу на всесоюзную стройку приехал отряд "Иркутский комсомолец". К концу пятилетки на БАМе возвели 13 мостов, в том числе два крупных через Лену и Таюру. На участке от Тайшета до Лены прокладывался второй путь. За эти годы Приангарье стало крупнейшим центром энергетики. Здесь получили развитие цветная металлургия, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность, деревообрабатывающее производство, машиностроение, добыча ценных полезных ископаемых. Регион стал важнейшим поставщиком алюминия, нефтепродуктов, древесины, целлюлозы и бумаги, продуктов органического синтеза, каменного угля. Область опередила другие субъекты Сибири и Дальнего Востока по уровню промышленного роста, степени освоения природных ресурсов, специализации и концентрации промышленного производства.

В 1961 году началось строительство Братского лесопромышленного комплекса и Братского алюминиевого завода. Кроме того, введены в эксплуатацию первый агрегат Братской ГЭС и Мамаканская гидроэлектростанция.


Братская ГЭС. Фото: Пресс-служба "ЕвроСибЭнерго"

В 1963 году в Иркутской области приступили к строительству третьей ступени Ангарского каскада гидроэлектростанций — Усть-Илимской ГЭС, которую ввели в эксплуатацию в 1979 году.

В 1967 году Иркутская область была награждена Орденом Ленина за успехи в создании крупных промышленных и энергетических комплексов .

В 1970-е годы на территории Иркутской области насчитывалось около 600 промышленных предприятий. Интенсивное развитие промышленности Иркутской области повлекло за собой появление новых индустриальных городов: Ангарска (1951 год), Братска (1955 год), Усть-Илимска (1973 год), Шелехова (1962 год).


Усть-Илимская ГЭС. Фото: Пресс-служба "ЕвроСибЭнерго"

22 апреля 1970 года Рабочие приступили к строительству города Саянска.

В 1976 году вступили в строй все проектные мощности по производству металла на Братском алюминиевом заводе. В Иркутске открылся самый большой в Сибири "Торговый комплекс".

Осенью 1978 года начал работать Усольский свинокомплекс. Также введен в эксплуатацию второй в Иркутске Ангарский мост.

27 октября 1984 года закончено строительство Байкало-Амурской магистрали (ввели в эксплуатацию в 1989 году). Спустя два года в Бодайбинском районе началось строительство промышленного комплекса "Сухой Лог".

Уже во времена перестройки в Иркутске прошел первый митинг по поводу Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и загрязнения реки Иркут.


ТК. Фото: Музей истории Иркутска

Годы перестройки

В середине 80-х в Советском Союзе началась перестройка. Она внесла существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь всей страны, в том числе и в Иркутскую область.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в начала формироваться новая политическая система. В Иркутской области было образовано региональное правительство. 19 сентября 1991 года главой администрации Приангарья стал Юрий Ножиков (до 1997 года).

Второй этап экономической реформы, направленной на приватизацию государственных предприятий, начался в стране в 1992 году. Предприятия промышленности в Иркутской области преобразовывали из государственных в акционерные общества. Сегодня основой экономики региона продолжает оставаться каскад Ангарских гидроэлектростанций, Ангарская нефтехимическая компания, Научно-производственная корпорация "Иркут", Братский алюминиевый завод, предприятия лесопромышленной корпорации "Илим", Коршуновский ГОК и другие. Экономический потенциал Иркутской области лег в основу Концепции социально-экономического развития региона до 2020 года.

Новая Россия

Иркутская область одной из первых в России начала государственно-правовую реформу в конце 1994 года. Пиком стали прямые выборы во все органы власти от Законодательного собрания до местного самоуправления. Первым губернатором Иркутской области был избран Юрий Ножиков.


Здание правительства Иркутской области. Фото: Музей истории Иркутска

Первый состав депутатов Заксобрания региона приступил к работе 20 апреля 1994 года. Уже на следующий год областным парламентом был принят устав региона. Он закрепил статус Приангарья как равноправного субъекта и части единой территории Российской Федерации.

Закон "О гербе и флаге" Иркутской области подписали в 1997 году. В следующем году на базе производства АО "Саянскхимпром" открыли ОАО "Саянскхимпласт".

В августе 1999 года в областном центре началось строительство третьего моста через Ангару. Его ввели в эксплуатацию в 2007 году.

В 2000-е годы в Иркутской области последовательно проводилась муниципальная реформа. В результате были образованы восемь городских и 33 районных муниципальных образования.

В 2001 году в Тайшете приступили к строительству алюминиевого завода.

В ноябре 2004 года в Иркутске открыли памятник адмиралу Колчаку.

В 2006 году в регионе прошел референдум по объединению двух субъектов РФ: Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. По его результатам 1 января 2008 года был образован новый субъект РФ – объединенная Иркутская область. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав региона с особым административным статусом и стал называться Усть-Ордынский Бурятский округ (УОБО). Выборы в Законодательное собрание объединенной были проведены 12 октября 2008 года.

С 2000 по 2011 годы в Иркутске провели семь заседаний Байкальского экономического форума, на которых обсудили важнейшие для региона вопросы: строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан", освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения, развитие лесопромышленного комплекса, создание на Байкале особой экономической зоны туристско — рекреационного типа.


Байкал. Фото: Пресс-служба правительства Приангарья

Иркутская область обладает богатой историей. В области действует свыше 60-ти музеев, в этом вопросе регион находится в лидерах Сибири вместе с Омской областью и Красноярским краем.

На территории Приангарья расположены уникальные природные объекты, прежде всего, озеро Байкал и Прибайкальский национальный парк. В 47-ми км от Иркутска находится архитектурно-этнографический музей "Тальцы", также у жителей и гостей области пользуется популярностью Кругобайкальская железная дорога, которая включает 58 тоннелей и галерей, более 500 мостов и виадуков, около 600 подпорных, берегоукрепительных стенок, а также 172 памятника архитектуры. Привлекают туристов и горнолыжные трассы в Байкальске.

В области работает множество театральных, эстрадных и танцевальных коллективов, ежегодно проводятся конкурсы и фестивали.

Согласно Уставу Иркутской области от 17 апреля 2009 года Днем Иркутской области является 27 сентября.