Бархатцы на ваших грядках уже через пару недель после посева - не миф
24 апреля, 11:00
Мощность КОС левого берега в Иркутске увеличат до 255 тысяч кубометров в сутки
22:02
Спикер думы Иркутска: депутаты одобрили работу мэра и администрации города в 2023 году
21:54
Мегавзрывы на Солнце запечатлела обсерватория NASA
21:48
Из-за заторов в реке ввели режим повышенной готовности в Усть-Кутском районе
21:22
Медучреждение задолжало за электричество более 5 млн рублей в Иркутском районе
21:18
Обзор самых популярных новостей за 25 апреля
21:15
Вербное Воскресенье: что нельзя делать в праздничный день
20:00
В зону СВО отправили более 300 тонн гуманитарного груза и 44 автомобиля из Иркутска
19:56
По многим адресам отключат электричество в Иркутском районе 26 апреля
19:30
Режим повышенной готовности введут в Иркутской области в ближайшие дни
19:27
Жители Байкальска создали новую петицию президенту по проблемам с медсанчастью
19:16
Депутат Алексей Панько стал новым председателем думы Иркутского района
18:49
Впервые родительский день станет нерабочим в Иркутской области
18:44
Прием заявок на праймериз "Единой России" продлили до 8 мая
18:30
Пару закладчиков "синтетики" задержали в Иркутске
18:18
Мощность КОС левого берега в Иркутске увеличат до 255 тысяч кубометров в сутки 22:02
Спикер думы Иркутска: депутаты одобрили работу мэра и администрации города в 2023 году 21:54
Депутат Алексей Панько стал новым председателем думы Иркутского района 18:49
Прием заявок на праймериз "Единой России" продлили до 8 мая 18:30
Мэр Слюдянки Владимир Сендзяк отозвал заявление о сложении своих полномочий 17:20
В Сбере назвали топ специальностей врачей, к которым обращались иркутяне в 2023 году 12:37
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы 24 апреля, 19:28
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты 24 апреля, 18:30
В Иркутской области автомобили Toyota чаще всего страховали в начале 2024 года 24 апреля, 17:30
Сын сенатора Сергея Брилки намерен стать депутатом думы Иркутска 24 апреля, 12:55
Детскую поликлинику №5 в Иркутске построят по народной программе ЕР 23 апреля, 19:25
Опрос ВТБ: 70% сибиряков пользуются системой быстрых платежей для переводов 23 апреля, 17:38
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 16:56
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 16:15
В думе рассмотрели 16 вопросов на комиссии по собственности и экономической политике 23 апреля, 13:59

Ситуация с увеличением госдолга Иркутской области может измениться до 2016 года - депутат

Цифры по прогнозу госдолга расчетные и могут меняться, если экономическая ситуация будет улучшаться, считает депутат ЗС Приангарья Наталья Дикусарова
1 ноября 2013, 10:15 Бизнес
Председатель комитета по бюджету, налогам Законодательного собрания Иркутской области Екатерина Емелина
Председатель комитета по бюджету, налогам Законодательного собрания Иркутской области
Фото: Екатерина Емелина

Регион выполнит все свои социальные обязательства перед  населением, в том числе перед бюджетниками, несмотря на ухудшение экономической конъюнктуры. И депутаты Законодательного Собрания взвешенно оценивают ситуацию с наращиванием государственного долга области, поскольку она может измениться до прогнозируемого 2016 года, сообщила председатель комитета по бюджету, налогам и ценообразованию Законодательного собрания Иркутской области Наталья Дикусарова корреспонденту РИА  IrkutskMedia.

- Впереди стране предстоит минимум три года кризисного управления, по заявлению Минфина РФ. Поэтому переход на программно-целевой бюджет в Иркутской области насколько сейчас оправдан?

Мы очень внимательно с коллегами эту тему изучали, и на самом деле к ней готовились еще с прошлого созыва. Обсуждали программные методы и подходы к бюджету. Проводили активные консультации с представителями Министерства финансов России, в том числе - заместителем министра финансов РФ Алексеем Лавровым.

В любом случае, переход на программный бюджет повышает эффективность финансового планирования. Во-первых, у нас вместо колоссального количества ведомственных и долгосрочных  программ, появляется всего 17 госпрограмм. В каждой программе есть цель, есть задачи, есть планируемые результаты. Все это основано не на механических расчетах и цифрах, а рассчитано в соответствии с разными территориями и ориентировано на результат. Для Иркутской области это имеет особое значение,  каждая территория имеет свою специфику и её надо учитывать. Специфика северных территорий здесь – один из самых ярких примеров…

Поэтому мне этот подход в настоящий период времени представляется необходимым и своевременным. Тем более в сегодняшних экономических условиях, когда мы очень ограничены в средствах. Мы очень четко должны ставить перед собой цели  и достигать этих целей теми ресурсами, которые у нас имеются. И цели при этом надо качественные перед собой ставить.

Кроме этого,  переход на программное формирование бюджета облегчит для региона возможность участия в федеральных программах и федеральном финансировании, об этом, в частности, говорил замминистра финансов РФ Алексей Лавров. Безусловно, наши региональные госпрограммы должны быть при этом согласованы со всеми министерствами и ведомствами, они должны инкорпорироваться в те цели, которые определены на федеральном уровне. Тогда получается единое программное правовое регулирование. Нас устраивают такие условия.

Более того, Бюджетный кодекс РФ изменился, и рано или поздно мы должно прийти к программному методу. Сегодня разные регионы подошли к нему по-разному. Кто-то частично, по определенным отраслям, но при таком подходе чем одна отрасль хуже другой? Если уж мы вводим программный метод, то должны программные методы реализовывать во всех отраслях. Вижу в этом позитив.

- Некоторых депутатов и часть муниципалитетов не устроил новый закон о межбюджетных трансфертах в Иркутской области, как вы его оцениваете?

Я голосовала за закон о межбюджетных трансфертах, вникла в каждую цифру. На комитете и на сессии нам были представлены расчеты Минфина, они обоснованы. Несомненно, предложенная редакция закона о межбюджетных трансфертах  вызывала  вопросы  у ряда муниципальных образований, которые анализировали  изменения межбюджетных отношений только со стороны изменения доходной части местного бюджета, без учета снижения его расходов, вызванных передачей полномочий по дошкольному образованию на региональный уровень.

Межбюджетные отношения не статичны, они меняются в соответствии с объективными экономическими обстоятельствами.  Если ситуация ухудшается, мы помогаем муниципалитетам.

Я пристально смотрю на 2014 год – решаются задачи сохранения всех социальных обязательств, повышения заработной платы бюджетникам. Исходя из тех защищенных госпрограмм, которые сегодня подписаны губернатором,  с опорой на текущую политику межбюджетных отношений, мы можем эти обязательства выполнить.

- По тому бюджету, который внесло правительство Иркутской области, у некоторых депутатов есть опасения по планам исполнительной власти нарастить объем государственного  долга региона за три года до почти максимально возможного, Вас это не настораживает?  

Когда мы говорим о государственном долге, нужно иметь в виду несколько моментов. Во-первых, это запланировано на плановый период до 2016 года, и за это время ситуация будет меняться. То есть сейчас эти цифры расчетные, предварительные.

Второй момент. Мы ту же самую ситуацию проживали в 2008 году. В 2008 году был большой государственный долг в условиях кризиса. Потом, когда экономика начинала стабилизироваться, мы начинали этот долг гасить, и делали это весьма успешно. Теперь я вижу, что тогда мы приняли единственно верное решение. Несмотря на то, кстати, что тогда по этому поводу была критика и правительства и депутатов Законодательного собрания. Но благодаря рациональной бюджетной политике сейчас мы подошли к кризису с минимальным госдолгом. Чего не скажешь, кстати, о многих других регионах.

Поэтому сегодня мы имеем возможность решать социальные задачи, и это – большая расходная часть бюджета.  Поэтому мы сегодня эти социальные обязательства можем гарантировать полностью. И за счет того, что мы тогда поступили мудро и снизили свой государственный долг, и смогли нарастить потенциал.  По поводу увеличения объема заимствований в будущем - пока принято такое управленческое решение, хотя ситуация к 2016 году может измениться. И на нынешний момент она меня не пугает.

Если у кого-то есть другие предложения, давайте смотреть их. А за счет чего еще можно сегодня выполнить социальные обязательства?

- За счет повышения доходной базы, работы муниципалитетов по НДФЛ, борьбе с серыми зарплатами? Как, по Вашему мнению, нужно работать над доходной частью?

Одно другое не отменяет и не заменяет. И, учитывая то, что НДФЛ идет на территории, территории должны быть заинтересованы в собираемости НДФЛ и других налогов. В муниципалитетах сохранились и работают комиссии по повышению собираемости налогов, в том числе НДФЛ. Конечно, кто-то меньше это делает, кто-то больше. Но эта работа ведется.

Сегодня надо работать с налогами. 

Область взяла на себя часть расходов по дошкольному образованию, поэтому у муниципалитетов высвобождаются  средства. Фактически ежедневная работа ведется по "серым" зарплатам. Правительство ведет работу с крупными налогоплательщиками, это значимая доля поступлений налогов в Иркутской области. С крупными налогоплательщиками нужно активно взаимодействовать, у каждого уровня бюджета в этом вопросе свои полномочия. По НДФЛ местные власти работают, контроль тотальный.

В  Минфине есть план поступления налогов по каждому муниципальному образованию. И когда муниципальное образование обращается за дополнительной помощью, открывается план, и областные финансисты вместе с муниципальными, с депутатами ЗС смотрят, где и что недополучено, в связи с чем сложилась такая ситуация.  

- Замминистра финансов РФ Алексей Лавров на совещании сказал, что на федеральном уровне планируется отменить ряд льгот по некоторым налогам. После принятия закона о льготах для нефтедобывающих, химических и газодобывающих предприятий, правительство и Заксобрание многие критиковали. Планируют ли областные власти пересмотреть эти льготы?

Пока и федерация эти льготы не отменила. Учитывая, что  мы недавно приняли этот закон, говорить об итогах еще рано. Минфин региона считает все показатели. Но пока таких проектов нет. В любом случае, мы будем следить за ситуацией.

- Вопрос излишней централизации налогов в России тоже подвергается критике. Москва забирает большую часть налогов у регионов, регион – у муниципалитетов. На Ваш взгляд, можно ли изменить эту ситуацию, в том числе изменить Налоговый кодекс РФ и дать больше возможностей и финансовой свободы для регионов?

Когда были выборы в Государственную Думу и Законодательное собрание мы давали такое предложение. И общественные обсуждения этого вопроса были. Мы предлагали, чтобы местные власти обеспечили денежными средствами. Чтобы федерация передавала не только полномочия, но и финансовые средства на их выполнение. Я знаю, что этот вопрос на уровне федерации обсуждается. И президент и председатель правительства эту тему поднимали. Это хорошо, потому что у нас такая же точка зрения. Я прекрасно понимаю, что это благо и самостоятельность муниципальных образований нужна обязательно. И деньгами мы их обеспечить должны на выполнение этих обязательств.

Ряд таких шагов со стороны  Федерации предпринят. Федеральным законом № 244-ФЗ внесен ряд изменений касающихся перераспределения доходных источников бюджетной системы Российской Федерации.

Суммы денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, которыми приняты соответствующие муниципальные правовые акты, по нормативу 100 процентов. Тогда как ранее, такие штрафы зачислялись в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Согласно новой редакции статьи 62 (неналоговые доходы местных бюджетов) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступают в местный бюджет по нормативу 100 процентов; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 100 процентов. Ранее соответствующий норматив составлял 80 процентов.

На сегодняшний день тема межбюджетных отношений в Иркутской области связана не столько с децентрализацией финансов, сколько с перераспределением полномочий. Регион забрал сферу здравоохранения, забрал часть полномочий по дошкольному образованию, муниципалитеты этих расходов теперь не несут, поэтому Минфин региона предложил такой вариант закона. Я думаю, мы еще вернемся к этой теме обязательно: и к межбюджетным трансфертам, и к налоговым отчислениям,  как только экономические условия изменятся.

Будем очень внимательно смотреть ситуацию в муниципальных образованиях, когда с 1 января часть полномочий по дошкольному образованию от муниципалитетов уйдет.  Мы будет также смотреть поступление налогов, в том числе НДФЛ. Ведь заработная плата, например, бюджетников будет расти. И будет расти НДФЛ.

- Наталья Игоревна, тяжело ли Вам окунуться в работу бюджетного комитета, ведь вы – юрист, не финансист?

На самом деле тяжело, но не потому, что чего-то не знаю или недопонимаю. Я до этого пять лет работала заместителем председателя комитета по законодательству о госстроительстве  и местном самоуправлении. Была на каждом заседании бюджетного комитета, очень активно работала с министерствами. Хорошо знаю муниципальные образования области.  Кроме того, когда депутат идет на выборы и получает поддержку населения, к его образованию нет требований или предпочтений:  юридическое оно или финансовое.  Депутат избран, профиль и активность его работы в Законодательном собрании зависит от него самого и от понимания пользы, которую он может принести области своей работой.

Конечно, легче всего прийти и сказать: мы хотим это и то. Но нужно быть реалистами, понимать, что существуют цели и задачи, есть определенный объем  ресурсов, на сегодня они ограничены. Сейчас у нас есть 17 госпрограмм, есть приоритеты. Мы опираемся на комплексный, системный подход, он не вызывает затруднений. Хочу подчеркнуть, бюджетный комитет - очень сильный. Все члены комитета - специалисты в своих сферах, большую помощь оказывают своим мнением, своей точкой зрения, опытом, мудростью.          

Я всегда четко знала, как депутат должен отстаивать интересы своих территорий, есть набор проблем, надо их решать. Теперь задача усложнилась в несколько десятков раз. У нас 42 территории. Надо соблюдать баланс. Если есть какая-то проблема, важно понять: системная ли она или индивидуальная, и, исходя из этого, ее решать. У меня в этом плане есть четкое понимание. Мы должны учитывать интересы всех территорий Иркутской области. У нас подход ко всем муниципальным образованиям должен быть одинаков, неважно, сколько там живет населения.   Качество государственных и муниципальных услуг во всех муниципалитетах должно быть на одинаково высоком уровне.

Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia, проект бюджета на 2014-2016 годы уже внесен в Законодательное собрание Иркутской области. При этом доходы казны в следующем году составят 95,9 млрд рублей, расходы – 105,76 млрд. Об этом рассказала министр финансов региона Наталья Бояринова. Дефицит в размере 9,7 млрд рублей власти планируют покрывать за счет субвенций из федерального бюджета и бюджетных кредитов. 

Ранее заместитель министра финансов России Алексей Лавров положительно оценил формы бюджета Иркутской области. Главная новация этого года – это переход некоторых субъектов федерации на программные бюджеты. 

Между тем обсуждение закона о межбюджетных трансфертах эмоционально прошло на втором заседании Законодательного собрания Иркутской области. В частности, выходом из "Единой России" пригрозил депутат Законодательного собрания Иркутской области Алексей Красноштанов в случае, если народные избранники обманут Иркутск при рассмотрении бюджета Иркутской области в ноябре. Законопроект все-таки примут на сегодняшнем заседании ЗС в окончательном чтении, однако в ноябре при рассмотрении бюджета областному центру будет уделено особое внимание.