Пальчики оближешь: рецепт идеального шашлыка на майские праздники
23 апреля, 09:00
С 1 мая пенсионеров ждет приятный сюрприз от государства
01:00
Гороскоп на 24 апреля: Тельцам быть скромнее, а Девам не терять бдительность
00:00
Двое знакомых зарезали семейную пару во время конфликта
23 апреля, 22:40
В Черемхове уберут скульптуру "Шахтерский труд" из-за постоянного вандализма жителей
23 апреля, 21:32
Обзор самых популярных новостей за 23 апреля
23 апреля, 21:00
Курьер пытался доставить в колонию спрятанные под молочными пакетами телефоны
23 апреля, 20:50
По следам Лепса. Голивудский актер выбил телефон из рук активистки
23 апреля, 20:43
Схема проезда временно изменилась на участке с 24-го по 26-й км трассы Р-258 "Байкал"
23 апреля, 20:15
Детскую поликлинику №5 в Иркутске построят по народной программе ЕР
23 апреля, 19:25
Мощный поток воды размыл обочину на дороге Усть-Илимск-Железнодорожный
23 апреля, 19:22
Трек "Моя наставница" расширит географические и гендерные границы
23 апреля, 19:05
Электроснабжение ограничат в Иркутском районе 24 апреля
23 апреля, 18:59
Инклюзивный туризм будут развивать в Иркутске
23 апреля, 18:50
Электричество отключат в некоторых домах Иркутска 24 апреля
23 апреля, 18:41
В Иркутской области продолжают активную работу над проектом "Байкальская слобода"
23 апреля, 18:15
Детскую поликлинику №5 в Иркутске построят по народной программе ЕР 23 апреля, 19:25
Опрос ВТБ: 70% сибиряков пользуются системой быстрых платежей для переводов 23 апреля, 17:38
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 16:56
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 16:15
В думе рассмотрели 16 вопросов на комиссии по собственности и экономической политике 23 апреля, 13:59
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10% 23 апреля, 13:47
Жители Приангарья обратились в контакт-центр "Иркутскэнергосбыта" более 560 тысяч раз 23 апреля, 13:29
Клиенты ПСБ в Иркутске смогут вернуть проценты по потребительским кредитам 23 апреля, 12:25
Игорь Рыморенко покинул пост министра цифрового развития Иркутской области 22 апреля, 21:21
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года 22 апреля, 19:53
Портфель рублевых пассивов ВТБ превысил 7 трлн 22 апреля, 18:04
На месте будущей детской поликлиники №5 прошло совещание по инициативе думы Иркутска 22 апреля, 17:14
Руслан Болотов встретился с игроками "Байкал-Энергии" и обсудил итоги сезона 22 апреля, 16:51
Депутат думы Маркова Кирилл Воронков решил участвовать в праймериз 22 апреля, 16:21
Игорь Кобзев опроверг слухи о переходе с поста губернатора на федеральный уровень 22 апреля, 15:13

Эксперт "Роснано": Байкалу можно помочь внедрением "зеленых" технологий

Алексей Гостомельский рассказал о том, что мешает развитию высокотехнологиченого рынка и когда ждать первого российского ноутбука
10 февраля 2016, 10:30 Бизнес
Алексей Гостомельский Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Алексей Гостомельский
Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Байкал является отличным местом для внедрения передовых "зеленых" технологий. В свою очередь, решение проблем озера позволит России стать экологической державой. Такое мнение выразил глава департамента "Роснано" по реализации стратегии развития инфраструктуры и инжиниринговых компаний Алексей Гостомельский. В интервью корр. ИА IrkutskMedia эксперт рассказал о реалиях ранка высоких технологий, позитивных моментах падения рубля, и о том, когда появится ноутбук со штампом "сделано в России".

— Алексей Владимирович, в каких областях может применить свои высокотехнологичные разработки "Роснано" в Прибайкалье?

— Мы в "Роснано" смотрим на разные технологии. Что касается Байкала и экологии, это очистка воды, переработка отходов. Мы все это прорабатываем. Я считаю, что Россия может быть экологической сверхдержавой. И Байкал — это одно из ярких тому подтверждений. У нас много чистой воды, лесные ресурсы. Нужно обратить внимание на это. Сейчас государством очень сильно декларируется здоровый образ жизни, и если бы к этому добавился тренд на экологию и соответствующие "зеленые" технологии, то это, конечно, решило бы многие проблемы. Но, к сожалению, многие проблемы экологии, в том числе Байкала, у нас технологически не решаются.

— Что же мешает их внедрению?

— Загрязнителям пока гораздо выгоднее дать взятку, чем вложиться в "зеленую" технологию, которая реально поможет. К тому же, для таких технологий в России почти нет рынка. Даже если мы изобретем такую совершенную технологию, которая поможет решить проблемы Байкала, у разного рода компаний все равно пока нет стимула, чтобы этим заняться. Но как раз этим занимаются наши коллеги из Национальной технологической инициативы. Именно они формируют будущие стандарты и будущие рынки, которые возникнут в России. Я думаю, что с их поддержкой можно будет поменять экологическое законодательство и принять такие нормы, которые бы стимулировали компании приобретать "зеленые" технологии. Тогда мы сможем эти технологии внедрять в России, в том числе в Иркутске. Что из этого мы сможем увидеть конкретно в виде российских продуктов — зависит от спроса.

— Что со спросом происходит сейчас, во время экономических трудностей в стране?

— Спрос сейчас перемещается в низкий ценовой сегмент. В таких условиях мы бы запустили, например, линию косметики, мы это периодически делаем. Возможно, выпустим какие-то недорогие гаджеты.

— Когда нам ждать, например, первого российского ноутбука?

— Если говорить о ноутбуке, то в какой-то перспективе может появиться определенное количество российских компонентов. При этом мы понимаем, что в силу специфики микроэлектронного бизнеса, сборка многих компонентов проще делать в Корее, на Тайване или в Китае. Поэтому то, за что отвечаем мы — чтобы это началось делаться в России. "Роснано" смотрит на производство памяти, еще на какие-то вещи. У нас любой серьезный высокотехнологический продукт — это кооперация, в которой участвует много стран. Есть страна, в которой что-то собирается, там ставится какой-то лейбл. Впрочем, какие-то продукты будет целесообразнее собирать в России, особенно сейчас, когда в связи с падением курса рубля очень подешевела российская рабочая сила.

— Насколько сильно сказалось падение национальной валюты?

— Это особенно заметно на примере инженеров. У нас были и остаются высококачественные инженеры, сейчас их зарплата упала просто радикально. Теперь по многим позициям мы опережаем даже Индию с Китаем. Поэтому сейчас будет возникать все больше и больше сборочных производств, на которых будет стоять штамп "сделано в России". Правда, по факту любой технологичный продукт — это кооперация. В какой-то момент мы приняли для себя решение, что мы не делаем проектных инвестиций. По двум причинам. Во-первых, потому что у нас не очень развита инфраструктура, у нас некому управлять. Второе — это общий мировой тренд, который называется конструированием стартапов. То есть венчурные капиталисты все больше отходят от поиска проектов и переходят к модели конструирования проектов. Что нужно сделать чтобы сконструировать проект, который потом можно будет продать? Для этого нужно как раз встроиться в эту международную кооперацию.

— Какова функция "Роснано" в формировании этой кооперации?

— Мы договариваемся о партнерстве с европейскими, азиатскими крупными технологическими лидерами. Вместе с ними понимаем, какие новые рынки возникнут: гибкая электроника, генетика и так далее. Далее, сформировав картину нового рынка, мы делаем стартап, который найдет свое место вместе с международными партнерами. Вместе с ними определяем, какие рынки возникнут. Определяем, какие стартапы будут на этом рынке востребованы и вместе с ними же создаем этот стартап. В этом плане мы активно занимаемся поиском людей и технологии в России, которые можно было бы положить в основу этого стартапа. Дальше он попадает в эту глобальную кооперацию.

— Что нужно для создания качественной базы для стартапов?

— Основным нашим партнером по созданию стартапов мы видим ВУЗ. Это единственное место, где реально могут возникать инновации. Мы помогаем научно-исследовательским институтам запустить процесс, который преобразует технологию в стартап. К сожалению, у нас разорвана цепочка между наукой и промышленностью. Никакой связки, "перетекания" знаний нет. Мы формируем новые стартапы совместно с международными партнерами. В этой цепочке мы пытаемся понять, какая часть стартапа может быть применена технологически. Фактически мы предлагаем вузам создавать новые лаборатории. Проблема в том, что некоторые вузы из-за того, что они не встроены в эти глобальные цепочки. Потому что они не связаны с промышленностью и не всегда понимают, какие прикладные исследования они могут вести. Мы можем поставить перед ними прикладную задачу, благодаря решению которой они будут замечены на мировом уровне как исследовательский центр.

Напомним, в Startup Tour-2016 в Иркутске приняли участие 50 команд, среди которых были выявлены 15 лучших работ по пяти направлениям. Победители были объявлены во вторник, 2 февраля, на площадке технопарка ИРНИТУ. Отобранные команды в июне 2016 года отправятся на Startup Village в Москве, где поборются за гранты для своего бизнеса.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Пекка Вильякайнен: Сибирь — отличное место для развития IT-технологий

Лучшие бизнес-проекты выбрали на этапе StartupTour-2016 в Иркутске

Эксперты Фонда "Сколково" изучили бизнес Иркутска