Рожденная в Советском Союзе: Иркутской области исполнилось 80 лет

История создания и развития одного из крупнейших в Сибири регионов

Иркутская область празднует свой 80-летний юбилей. Регион был образован 26 сентября 1937 года. До сих пор Иркутская область является одним из крупнейших промышленных и культурных центров Сибири. Об истории региона, производственном и экономическом потенциале, развитии в до и послевоенные годы – в материале ИА IrkutskMedia.

Начало истории

Иркутская область была образована 26 сентября 1937 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР в результате разделения Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую. В состав региона вошли 30 районов, девять городов, а также Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ (ныне Усть-Ордынский Бурятский автономный округ). Административным центром региона стал город Иркутск. Общая площадь территории Иркутской области составила 774,8 тысячи кв. км. В Приангарье тогда проживало свыше 1,3 млн человек, 56% из которых сельское население.

В 30-х годах в регионе работали слюдяные фабрики, чаеразвесочная фабрика и Иркутский мясокомбинат. Кроме того, в регионе были созданы завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева и завод №125 имени Сталина (Иркутский авиазавод). В 1938 году в Иркутской области насчитывалось 190 промышленных предприятий, большая часть работали в пищевой отрасли.

В 1937 году единоличные крестьянские хозяйства объединили в колхозы. Уже к концу 1940-х годов в Иркутской области их насчитывалось свыше 1,4 тысячи.

Иркутская область

Иркутская область. Фото: Пресс-служба правительства Иркутской области

Великая Отечественная война

К началу 1941 года Иркутск стал крупным промышленным и культурным центром. Во время начала Великой Отечественной войны в областном центре и Иркутской области провели митинги с призывом встать на защиту родины. Огромное количество мужского населения было призвано на фронт. Доля мужчин в регионе сократилась с 51 до 20%. Женщины стали основной силой колхозного и промышленного производства. На хрупкие плечи легли заботы по ведению хозяйства, обеспечению продовольствием и оружием. Женщины и девушки научились выполнять тяжелую мужскую работу, сели за тракторы, комбайны и другую сельскохозяйственную технику. Подростки трудились у станков, а школьники собирали зерно.

В годы войны в несколько раз снизилось производство сельскохозяйственной продукции, сократилось поголовье домашних животных, во много раз уменьшилось зерновое хозяйство. Но люди не падали духом и верили в то, что "враг будет разбит и победа будет за нами".

Колхозы и совхозы также внесли свой вклад в разгром вражеских сил. Государству в фонд обороны сдали 800 тысяч тонн зерна, 150 тысяч тонн картофеля и молока, 44 тысячи тонн мяса, 1,5 тысячи тонн шерсти.

Готовить воздушные трассы для перегонки самолетов из Америки в Советский союз начали с 16 октября 1941 года. Специалисты изучили несколько различных маршрутов и выбрали путь через Берингов пролив, а также центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска.

В годы войны в Красную Армию призвали более 200 тысяч человек. Звание Героя СССР присвоили 125-ти воинам из Иркутской области. Дважды удостоены звания Героя Советского Союза уроженцы Приангарья Афанасий Белобородов и Николай Челноков. Первый поезд с тяжелораненными бойцами прибыл в Иркутск 13 января 1942 года. В регионе создали 45 эвакогоспиталей, в том числе 26 – в Иркутске.

1 января 1943 года начал работу весоремонтный завод (Иркутский завод "Эталон").

Экономика в годы война стала еще более централизованой. Ее подчинили нуждам обороны. Заводы перешли на выпуск военной продукции. На базу уже действующих предприятий в Иркутской области перевезли 22 крупных завода. Более 25 тысяч специалистов приехали работать в регион. Например, на Иркутском заводе имени Куйбышева доставили оборудование с машиностроительного завода из Краматорска, а в Черемхове разместили машиностроительное предприятие из Луганской области. Кроме того, областной центр получил оборудование с Днепропетровской обувной фабрики, а в Усолье-Сибирском, Тельме и Черемхове создали производство швейные фабрики из Одессы и Днепропетровска.

Женщины и дети бросили все силы на выполнение дневных планов на предприятиях. Сверхурочный труд в те годы стал нормой. Получил распространение девиз: "Не выполнив задания — не уходи с работы". Для фронтов собирали теплые вещи, все работники отчисляли часть заработка в фонд победы. На строительство техники было собрано около 117 млн рублей. На эти деньги построили три танковые колонны: "Иркутский комсомолец", "Иркутский колхозник", "Черемховский шахтер", а на фронт отправили 20 вагонов подарков.

Железнодорожный мост через Иркут

Железнодорожный мост через Иркут. Фото: Музей истории Иркутска

Мирное время

После Великой Отечественной войны промышленность переходит в мирное русло. Завод тяжелого машиностроения в Иркутске осваивает выпуск новых видов машин для металлургической, нефтяной и золотодобывающей промышленности. В Черемхове началось строительство Новогришинского угольного разреза с обогатительной фабрикой.. В Усолье-Сибирском приступили к созданию машиностроительного завода по производству горного оборудования и нового крупнейшего в стране солеваренного завода. Строились Бирюсинский и Тулунский гидролизные заводы. Рабочие продолжали прокладывать железную дорогу от Тайшета до Лены, благодаря которой появилась возможность освоить природные богатства средней Ангары.

После победы в Великой Отечественной войне на берегу Ангары начали строить город Ангарск, в котором создали крупнейший в стране химический комбинат. Этим было положено начало создания новой в Восточной Сибири и Дальнего Востока отрасли нефтехимической промышленности.

В послевоенные годы был дан старт индустриальному развитию Иркутской области. В регионе провели конференции по развитию производительных сил. 24 февраля 1949 года был создан Восточно-Сибирский филиал академии наук, кроме того, определены основные этапы промышленного производства, основой которого должны были стать гидроэнергетические и топливные ресурсы.

Плотина ГЭС

Плотина ГЭС. Фото: Музей истории Иркутска

В послевоенное время было начато строительство Ангарской ТЭС (ныне ТЭЦ-1), в 1951 году состоялся пуск первой — самой мощной по тем временам в Сибири турбины. Именно Ангарская ТЭЦ-1 дала энергию на строительство первенца Ангарского каскада — Иркутской ГЭС. Среди промышленных гигантов, появившихся в Иркутской области за 30 лет, можно назвать Иркутский и Братский алюминиевые заводы, Коршуновский ГОК, Саянскхимпром, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (закрыт в 2013 году).
1 / 5

В 1951 году в Иркутске начали строить алюминиевый завод и город Шелехов. В 1959 году — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат и город Байкальск. Вышла первая партия соли "Экстра". Начал действовать Осетровский речной порт. В сентябре 1954 года в Братск приехала первая группа строителей во главе с начальником Братскгэсстроя Иваном Наймушиным, а в конце ноября 1961 года в Иркутскую энергосистему был включен в работу первый агрегат Братской ГЭС.

1 / 2

В декабре 1960 года на Иркутском алюминиевом заводе выпустили первый металл. Началось движение поездов между Иркутском и Слюдянкой. Введены в эксплуатацию участок Транссибирской магистрали от Черемхова до Иркутска и 700-километровая железная дорога от Тайшета до Лены. В это же время на Илиме приступили к строительству Коршуновского горно-обогатительного комбината и города Железногорск-Илимский. В Иркутске появились телецентр, хладокомбинат, студенческий и академический городки.

В июне 1957 года управление промышленностью и строительством перешло Советам народного хозяйства. Иркутский совнархоз объединил порядка 250-ти предприятий и 25 отраслей промышленности, производивших 75% общего объема продукции Приангарья.

Более 600 организаций обсудили экономические проблемы региона на представительной конференции по развитию производительных и промышленных сил в августе 1958 года. Материалы собрания в дальнейшем взяли за основу при разработке новых проектов индустриализации. В 1973 году начала работать железнодорожная магистраль от Хребтовой до Усть-Илимска. Рабочие приступили к строительству Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. Уже на следующий год началось строительство Западного участка БАМа.

БАМ

БАМ. Фото: Музей истории Иркутска

На Байкало-Амурскую магистраль прибыли первые комсомольские отряды имени 17-го съезда, а в мае на Киренгу на всесоюзную стройку приехал отряд "Иркутский комсомолец". К концу пятилетки на БАМе возвели 13 мостов, в том числе два крупных через Лену и Таюру. На участке от Тайшета до Лены прокладывался второй путь. За эти годы Приангарье стало крупнейшим центром энергетики. Здесь получили развитие цветная металлургия, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность, деревообрабатывающее производство, машиностроение, добыча ценных полезных ископаемых. Регион стал важнейшим поставщиком алюминия, нефтепродуктов, древесины, целлюлозы и бумаги, продуктов органического синтеза, каменного угля. Область опередила другие субъекты Сибири и Дальнего Востока по уровню промышленного роста, степени освоения природных ресурсов, специализации и концентрации промышленного производства.

В 1961 году началось строительство Братского лесопромышленного комплекса и Братского алюминиевого завода. Кроме того, введены в эксплуатацию первый агрегат Братской ГЭС и Мамаканская гидроэлектростанция.

Братская ГЭС

Братская ГЭС. Фото: Пресс-служба "ЕвроСибЭнерго"

В 1963 году в Иркутской области приступили к строительству третьей ступени Ангарского каскада гидроэлектростанций — Усть-Илимской ГЭС, которую ввели в эксплуатацию в 1979 году.

В 1967 году Иркутская область была награждена Орденом Ленина за успехи в создании крупных промышленных и энергетических комплексов .

В 1970-е годы на территории Иркутской области насчитывалось около 600 промышленных предприятий. Интенсивное развитие промышленности Иркутской области повлекло за собой появление новых индустриальных городов: Ангарска (1951 год), Братска (1955 год), Усть-Илимска (1973 год), Шелехова (1962 год).

Усть-Илимская ГЭС

Усть-Илимская ГЭС. Фото: Пресс-служба "ЕвроСибЭнерго"

22 апреля 1970 года Рабочие приступили к строительству города Саянска.

В 1976 году вступили в строй все проектные мощности по производству металла на Братском алюминиевом заводе. В Иркутске открылся самый большой в Сибири "Торговый комплекс".

Осенью 1978 года начал работать Усольский свинокомплекс. Также введен в эксплуатацию второй в Иркутске Ангарский мост.

27 октября 1984 года закончено строительство Байкало-Амурской магистрали (ввели в эксплуатацию в 1989 году). Спустя два года в Бодайбинском районе началось строительство промышленного комплекса "Сухой Лог".

Уже во времена перестройки в Иркутске прошел первый митинг по поводу Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и загрязнения реки Иркут.

ТК

ТК. Фото: Музей истории Иркутска

Годы перестройки

В середине 80-х в Советском Союзе началась перестройка. Она внесла существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь всей страны, в том числе и в Иркутскую область.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в начала формироваться новая политическая система. В Иркутской области было образовано региональное правительство. 19 сентября 1991 года главой администрации Приангарья стал Юрий Ножиков (до 1997 года).

Второй этап экономической реформы, направленной на приватизацию государственных предприятий, начался в стране в 1992 году. Предприятия промышленности в Иркутской области преобразовывали из государственных в акционерные общества. Сегодня основой экономики региона продолжает оставаться каскад Ангарских гидроэлектростанций, Ангарская нефтехимическая компания, Научно-производственная корпорация "Иркут", Братский алюминиевый завод, предприятия лесопромышленной корпорации "Илим", Коршуновский ГОК и другие. Экономический потенциал Иркутской области лег в основу Концепции социально-экономического развития региона до 2020 года.

Новая Россия

Иркутская область одной из первых в России начала государственно-правовую реформу в конце 1994 года. Пиком стали прямые выборы во все органы власти от Законодательного собрания до местного самоуправления. Первым губернатором Иркутской области был избран Юрий Ножиков.

Здание правительства Иркутской области

Здание правительства Иркутской области. Фото: Музей истории Иркутска

Первый состав депутатов Заксобрания региона приступил к работе 20 апреля 1994 года. Уже на следующий год областным парламентом был принят устав региона. Он закрепил статус Приангарья как равноправного субъекта и части единой территории Российской Федерации.

Закон "О гербе и флаге" Иркутской области подписали в 1997 году. В следующем году на базе производства АО "Саянскхимпром" открыли ОАО "Саянскхимпласт".

В августе 1999 года в областном центре началось строительство третьего моста через Ангару. Его ввели в эксплуатацию в 2007 году.

В 2000-е годы в Иркутской области последовательно проводилась муниципальная реформа. В результате были образованы восемь городских и 33 районных муниципальных образования.

В 2001 году в Тайшете приступили к строительству алюминиевого завода.

В ноябре 2004 года в Иркутске открыли памятник адмиралу Колчаку.

В 2006 году в регионе прошел референдум по объединению двух субъектов РФ: Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. По его результатам 1 января 2008 года был образован новый субъект РФ – объединенная Иркутская область. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав региона с особым административным статусом и стал называться Усть-Ордынский Бурятский округ (УОБО). Выборы в Законодательное собрание объединенной были проведены 12 октября 2008 года.

С 2000 по 2011 годы в Иркутске провели семь заседаний Байкальского экономического форума, на которых обсудили важнейшие для региона вопросы: строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан", освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения, развитие лесопромышленного комплекса, создание на Байкале особой экономической зоны туристско — рекреационного типа.

Байкал

Байкал. Фото: Пресс-служба правительства Приангарья

Иркутская область обладает богатой историей. В области действует свыше 60-ти музеев, в этом вопросе регион находится в лидерах Сибири вместе с Омской областью и Красноярским краем.

На территории Приангарья расположены уникальные природные объекты, прежде всего, озеро Байкал и Прибайкальский национальный парк. В 47-ми км от Иркутска находится архитектурно-этнографический музей "Тальцы", также у жителей и гостей области пользуется популярностью Кругобайкальская железная дорога, которая включает 58 тоннелей и галерей, более 500 мостов и виадуков, около 600 подпорных, берегоукрепительных стенок, а также 172 памятника архитектуры. Привлекают туристов и горнолыжные трассы в Байкальске.

В области работает множество театральных, эстрадных и танцевальных коллективов, ежегодно проводятся конкурсы и фестивали.

Согласно Уставу Иркутской области от 17 апреля 2009 года Днем Иркутской области является 27 сентября.