Встреча с журналистом и кинокритиком Антоном Долиным состоялась в Иркутске. Мероприятие прошло в рамках фестиваля современного искусства "Территория.Иркутск". О киноиндустрии, роли искусства и отечественном кинопрокате поговорили в камерной обстановке Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Фестиваль "Территория" (16+) впервые приехал в Иркутск. Это четвертый подобный проект, который золотодобывающая компания "Полюс" вместе с партнерами организует в регионах присутствия компании. Аналогичные мероприятия уже прошли в Красноярске и Магадане. Это не просто фестиваль, но и школа, слушателями которой стали молодые деятели театра из многих городов.
"Территория.Иркутск" — также финал другого проекта "Полюса" — юбилейного пятого конкурса региональных театров "Полюс. Золотой сезон". Его победители — творческие коллективы из регионов присутствия компании — представляют свои постановки новому зрителю и одновременно в рамках образовательной программы фестиваля приобщаются к актуальному российскому и международному театральному контексту, становятся частью общего творческого процесса.
Директор по связям с общественностью компании "Полюс" Виктория Васильева. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
"Конкурс "Полюс. Золотой сезон" (18+) для театров из четырех регионов мы проводим в этом году уже в шестой раз. Это означает, что мы даем возможность региональным театрам показать свои свежие спектакли московскому жюри. У двух-трех театров из семи, вошедших в шорт-лист фестиваля, есть возможность представить свои спектакли для зрителей другого региона, а у остальных — приехать и поучиться в рамках мероприятия. Мы считаем, что наш фестиваль содействует социокультурному развитию наших регионов", — сказала директор по связям с общественностью золотодобывающей компании "Полюс" Виктория Васильева.
Одним из образовательных мероприятий стала творческая встреча с известным кинокритиком страны Антоном Долиным — главным редактором журнала "Искусство кино" (18+), автором восьми книг о кинематографе, дважды лауреатом премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. В рамках мероприятия он рассказал о том, каким видит сегодня кинематограф.
"Посчитайте сколько лет существует живопись, литература и архитектура? Они существуют тысячелетия. И я открыл для себя потрясающую вещь. Понял, что ни один вид искусства не умирает. Нет видов искусства, которые устарели и исчезли. Даже наскальная живопись существует сейчас в виде граффити. И когда говорят, что кино скоро исчезнет — это все смешно. Кино — это младенец, который только учится переворачиваться на живот. Вот что сейчас происходит с кино. В сравнении с другими искусствами кино еще не научилось ничему", — сказал Антон Долин.
По словам кинокритика, сейчас кинематограф сделал большой шаг в развитии, и во время распространения коронавируса по всему миру, ушел с большого экрана на малый. Самый главный вопрос на сегодня — это освоение малых форм и малых экранов. Поскольку кино, в отношении огромных экранов, спецэффектов и больших бюджетов уже достигло "потолка".
"Еще больше не нужно никому. Уже хватит. Сейчас люди все чаще смотрят сериалы. Каким должен быть фильм, чтобы цеплять весь мир, чтобы в идеальном варианте люди даже смогли смотреть его на смартфоне. Мне кажется сериал "ВандаВижен" (18+) — это один из ответов на эти вопросы", — сказал Антон Долин.
Человечество, которое в отношении кино всегда выбирало большой экран, во время пандемии было приговорено к малым экранам. Кино стало гораздо меньше. Кинотеатры были закрыты, съемки не велись, фестивали отменялись. И из-за этого люди больше смотрели кино в стримингах. Раньше новые фильмы не давали протиснуться туда старым. Сейчас люди стали возвращаться и смотреть старое кино. В итоге его чаще стали перевыпускать на большие экраны. Это позволило увидеть какие-то до этого невидимые вещи, которые были заслонены грандиозными голливудскими блокбастерами. Зрители увидели азиатские, малобюджетные проекты и авторское кино. И сейчас осмысление происходящего — это самый интересный этап и рубеж.
"Что касается российского кино, то я абсолютно убежден, что с ним все в порядке. Мы ничем не хуже других. Нам кажется, что российское кино в сравнении с европейским отстой. Но сколько вы можете назвать европейских ныне живущих режиссеров? Если я задам тот же самый вопрос там и попрошу назвать российских режиссеров, то они назовут фамилии Сокуров, Звягинцев и Серебренников. Они знают эти фамилии и видели их фильмы. И это только те, кто смотрит игровое кино. Нет практически ни одного фестиваля, где бы не был представлен российский фильм", — рассказал кинокритик.
По мнению Антона Долина, в наших провинциях есть проблема недокультурности, но это проблема культурной политики государства. Люди в этом не виноваты. Во Франции, к примеру, государство делает все, чтобы даже маргинальные фильмы показывали в маленьких городах и селах. Там есть закон о разнообразии.
"Я считаю, что современное искусство в его самых разных формах — это единственное зеркало, которое отражает дух времени и момент, в котором мы существуем. И только современное искусство, иногда, кособоко, неуклюже и не очень талантливо это делает. Для нас это очень важно", — сказал Антон Долин.
Напомним, также в рамках фестиваля в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева открыта выставка московского музея современного искусства "Личная история" (16+) . Выставка продлится до 18 июля. В ней представлены картины из фонда работ обоих музеев. Полная программа на сайте мероприятии territoryfest.com