В конце XIX века Иркутск как столица Восточной Сибири не уступал в своей роскоши и убранстве европейским городам. Иркутяне в свободное время любили посещать культурные заведения, но все чаще популярностью пользовались спортивно-развлекательные мероприятия, такие как: конные забеги, шоу борцов, полеты авиаторов, цирковые представления и прочее. Постепенно спортивные развлекательные мероприятия стали превращаться в целую бизнес-индустрию. Подробнее о спортивной истории столицы Приангарья — в материале ИА IrkutskMedia.
В конце XIX — начале XX века в общественной и социальной жизни Иркутска как крупного по сибирским меркам торгового города стали происходить изменения. Строительство Транссибирской железной магистрали требовало большого количество рабочих рук: от самых простых разнорабочих до инженеров различных специальностей. Город был наводнен приезжими из европейской части России, а также из Италии и других европейских стран. Трудовые мигранты приносили с собой и новые культурные ценности, что в первую очередь стало отображаться на культуре и досуге иркутян.
Довольно популярными были так называемые бега и казачьи скачки, устраиваемые иркутским "Обществом поощрения коннозаводства". Во время скачек всегда играл оркестр военной музыки. Первый летний забег лошадей был организован 2 июня 1858 года.
Как отмечает краевед А. К. Чернигов, к первым летним бегам иркутяне проявляли живой интерес, собственно, поэтому и был организован специальный ипподром. Публика, как на праздник, каждое воскресенье ходила на конные бега.
Некоторые из устраиваемых мероприятий были благотворительными. В прессе сообщалось о проведении скачек, половина сбора с которых поступала в пользу благотворительного общества "Утоли мои печали". Кроме того, на скачках был открыт тотализатор: публика могла сделать свои ставки и заработать неплохие деньги. Средний выигрыш варьировался от 12 до 21 рубля. Но были выигрыши и покрупнее. Так, на одном из тотализаторов были разыграны ставки в 30, 40, 50 и даже 70 рублей. Игра на тотализаторах велась "оживлённо и бойко", заключались частные соглашения и пари.
Иногда после окончания бегов устраивались народные увеселения с различными зрелищными представлениями: на ипподроме за Ангарой в 1889 году после соревнований был зажжён фейерверк, были и состязания бегунов. Например, 2 марта 1893 года вначале были забеги лошадей, лучшим был признан скакун томского конезавода Фурмана по кличке Лиходей. После забега состоялось беговое состязание крестьянина из Каменска и иркутского обывателя на дистанцию 1 верста 72 сажени (1,154 км). Победу одержал житель Каменска с результатом — 4 минуты 15 секунд.
Проводились в Иркутске и велосипедные гонки, так первые призовые гонки в Иркутске на циклодроме состоялись 5 сентября 1893 года. Как отмечает краевед А. К. Чернигов, состязания не имели систематического характера — по большей части они проходили из-за так называемых вызовов "на спор" противников.
Один из наиболее известных таких случаев состоялся 30 июля 1896 года. Тогда велосипедист Я. Л. Тоннес вызвал иркутских велосипедистов "помериться силами", умением в гонках на дорожке циклодрома на дистанции в 100 вёрст. Вызов был принят членом "Общества велосипедистов". Гонка шла на равных, но иркутянин доказал своё мастерство, победив соперника и выиграв золотой жетон.
В начале XX века велосипедные гонки свидетельствовали о растущей популярности такого вида транспорта.
Этот спорт стал популярным не только среди мужчин, поскольку уже 16 июля 1900 года состоялись первая женская гонка, в которых участвовали две сестры. Приз получила старшая. В летнее время велогонки проводились практически каждый воскресный день. Еще один интересный случай произошел в 1905 году. Тогда 19 июня на воскресных гонках велосипедистов участвовали две дамы. Приз — золотой жетон — выиграла госпожа Виноградова по причине лучшего велосипеда, чем у её соперницы. С появлением в Иркутске мотоциклов проводились и мотогонки. Иркутян особенно привлекали соревнования велосипедистов и мотоциклистов на 10 кругов.
Публика также могла принять участие в конкурсах и выиграть ценные призы во время мероприятий на скетинг-рингах.
Площадка со специальным покрытием для фигурного катания и хоккея на роликовых коньках. Как массовый вид развлечений в светском обществе, этот вид спорта получил развитие в начале XX века.
Так, на одном из гуляний, проходили конкурсы парного фигурного катания для дам с инструкторами на особые призы: первый — золотая пластина за катание под вальс, второй — тоже золотая пластинка, но уже за катание под марш. Дамы, участвовавшие в конкурсе, могли воспользоваться бесплатными услугами инструкторов для выполнения фигурных элементов. Были и необычные конкурсы — состязания в ловкости ловли орехов (приз — серебряный жетон) и сборе яблок на роликах, в которых могли принять участие все желающие.
А на скетинг-ринке Ягджоглу проводился костюмированный бал-маскарад — "вечер в Малороссии". Обладатели лучших костюмов получили два ценных приза (золотые жетоны), а инструкторы — Сандерсон и Ганди показывали новые номера с новыми танцами и фигурами.
Это развлечение стало настолько популярно, что проводились целые чемпионаты на звание чемпиона-роликобежца Иркутска, один из таких прошёл в 1913 году. В первый же день состоялось открытие чемпионата — был представлен парад всех гонщиков и символические гонки на один круг по одному человеку. Записавшиеся гонщики могли ежедневно тренироваться с 16.00 до 16.30 бесплатно, под наблюдением инструкторов. Гонки проходили по всем правилам международного союза роликобежцев.
Победителем стал господин Соколов, получивший золотой конёк, ленту и диплом, подтверждающий его статус как лучшего чемпиона. Второй — господин Землер (большой золотой жетон), третий — господин Бесеневич (серебряный портсигар), четвёртый –— господин Потупис (малый золотой жетон), пятый — господин Райский (серебряный кубок). Остальные участники получили по серебряному жетону. Позднее гонки продолжились и Соколов дал Землеру возможность реванша, приняв его вызов на побитие установленного им рекорда на скорость 20 кругов.
В Иркутске были и другие спортивные шоу, например авиаторов.
В 1912 году состоялись демонстрационные полёты авиатора Кузминского на историческом аппарате Луи Блерио. Первый полёт прошёл удачно и привлёк много публики. А вот второй полёт оказался неудачным — была дождливая погода, публики собралось мало, которая потребовала обратно заплаченные деньги. Третий полёт вообще не состоялся — помешала исключительно ветреная погода, а сам Кузминский, не предупредив публику об отмене полёта, отправился в Верхнеудинск.
Его официальный представитель объяснил поступок Кузминского тем, что авиатор был неудовлетворён низкой суммой сборов с публики. Из сбора 26 июля в сумме 1720 рублей, 700 рублей ему пришлось вернуть публике. Полёт 28 июля дал всего лишь 40 рублей, а 29 июля — 200 рублей.
Иркутяне могли увидеть и грандиозное "воздушное шоу" авиатора Якова Седова. Он совершал полёты с пассажирами на аппарате "Фарман". Аппарат был назван в честь француза Мориса Фармана, создателя первого пассажирского самолета.
Авиатор Седов. Фото: Из открытых источников
Полёт длился около 8 минут, а сам авиатор при спуске был встречен аплодисментами и троекратным "ура". На демонстрацию полётов пришли и дети (с детских площадок), которым дополнительно были выделены бесплатные места. Второй полёт — 22 июля — не состоялся (была ветреная погода), а уже 29 июля состоялся ещё один полёт Седова, который длился уже 40 минут (с перерывами) — авиатор несколько раз огибал ипподром, делая небольшое пике. По сообщению прессы, "публики было крайне мало". На последний полёт авиатора Седова собралось колоссальное количество публики, правда "бесплатной". Самые нижние "народные места" были заняты полностью, а верхние и дорогие лишь наполовину.
Аэроплан представлял из себя сложное ажурное двукрылое сооружение с кучей растяжек и мотором в 45 л.с. Турне началось с Харбина ("русской столицы" Китайско-Восточной железной дороги), затем — Иркутск и далее на запад. От города к городу аэроплан в разобранном виде везли по Транссибирской магистрали.
Аэроплан "Фарман". Фото: Из открытых источников
Именно Седов стал первым человеком, увидевшим Сибирь буквально "с высоты птичьего полета". Он не просто демонстрировал чудеса техники, но и читал лекции всем, кто интересовался полетами и чудо-машинами.
Некоторые вечера для иркутян были насыщены целой программой мероприятий. В частности, 14 января 1913 года состоялся вечер развлечений и грандиозных гуляний. В качестве развлечений значились: весёлый кадрилит на Монмарте, проведение матча с заездом на 5 кругов с ложками и лимонами, предназначенного для первоклассных гонщиков.
Было и состязание дам на первенство города Иркутска в фигурном катании, игры веселых парижан: "Регбибол", "свенс", "столкновение поездов". Прошёл и оригинальный матч с завязанными глазами и рукой на 15 кругов, затем другой — смехотворный матч с бочкой на 5 кругов, состоялся выход известного чемпиона господина Брунно, который исполнил специальную спортивную программу. В заключение вечера было шествие спортсменов, играл духовой оркестр музыки. Все мероприятия состоялись в один день: скетинг был открыт с 12.00 до 23.00.
В начале XX века получили распространение у иркутян коммерческие спортивные мероприятия. Так, большой популярностью пользовались международные чемпионаты. В цирке Э. А. Стрепетова, который располагался на Тихвинской площади (ныне сквер им. Кирова) в 1907 году был проведён чемпионат по французско-русско-швейцарской борьбе, который длился ровно целый месяц: с 24 мая по 24 июня. Были разыграны призы в форме денежных сумм: 1-ое место — 1000 рублей; 2-ое — 700 рублей и 3-е — 300 рублей. Первый приз получил Мартынов, второй — борец Арендский. Аналогичный чемпионат был проведён в 1908 году с 15 июня по 15 июля. В чемпионате 1909 года участие приняли несколько следующие борцы: Шмидт из Германии, Мак Дональд из Великобритании, Али Ахмет из Турции, Сарокики из Японии, сибиряк Кара Замуков. Призовой фонд составил 2000 рублей.
Один из боев состоявшихся 15 сентября 1909 года стала схватка первой пары Акса с Карлом Мейером. Швед, защищаясь от приёма под названием "поворот плеча", сделал мост, который Акс сломал без особых усилий. Во второй паре боролись Сарокики с Арентом (чемпион Лодзи): схватка борцов приковала внимание зрителей. Арент хорошо защищался и после минутного отдыха японец Сарокики, специально дав себя поднять за задний пояс, быстрым захватом головы кинул Арента через себя. Затем поймав кисти рук, победил лежачего. Бой длился 14 минут. Кроме того, в один из дней чемпионата после боёв выступал всемирно известный русский клоун и неподражаемый дрессировщик животных М. М. Мельников, а также "фантастическая высшая со световыми эффектами Белая Дама" — Кетти Лас Лаует.
А в цирке В. С. Бондаренко и Н. С. Сержа было дано большое спортивно-атлетическое представление, где по брошенному жребию боролись четыре пары борцов: Казикили против Сарокики, Франц Блодетти против Ван-Фан-Ди, Акс против Злобина, Салар против Дунаева (чемпиона Харькова). Затем чемпион Казикили (из Кавказа) вызывал всех профессиональных борцов и любителей состязаться с ним в вольную борьбу: кавказскую, персидскую, английскую, американскую.
Проводились и женские чемпионаты. В цирке Изако (также располагался на Тихвинской площади) 21 апреля 1912 года состоялся женский борцовский чемпионат. 27 октября 1910 года в цирке Стрепетова состоялся бенефис атлета и борца Д. М. Мартынова, исполнившего коронный номер: он держал платформу весом 50 пудов. В этом же цирке в 1914 году проходило представление, состоящее из соревнований десяти прыгунов, кавказской джигитовки и выступлений атлетов Зыбиных. А 30 апреля 1907 года в цирке Стрепетова были показаны номера с участием велосипедистов Баранских. Езда представляла собой "чудо эквилибристики". Цирк Стрепетова являлся основным местом проведения подобных мероприятий развлекательного характера.
Некоторые из увеселительных вечеров имели благотворительную цель. Вечер 13 августа 1913 года на скетинг-ринке Дон-Отелло был благотворительным, сбор с которого шёл на усиление средств оркестра Иркутского добровольного пожарного общества. Устраивались гуляния, на которых известные любимцы публики исполняли фигурное катание.