Развитие дорог в Иркутской области:

курс на качество и безопасность
Дорожная сеть Иркутской области пролегает через весь регион, соединяя крупные города, небольшие поселения и уникальные природные территории. От качества этих магистралей зависит не только удобство передвижения жителей, но и темпы экономического развития, доступность социальных услуг и туристический потенциал края. В 2025 году в регионе был сделан серьёзный шаг в обновлении инфраструктуры: реконструкция, капитальный и текущий ремонт десятков дорожных объектов. Большинство мероприятий в прошедшем дорожно-строительном сезоне реализовали в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», пришедшего на смену нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Какие участки попали в зону дорожных работ, сколько средств выделили на их обновление и как, благодаря контролю властей и специалистов, удалось реализовать самые масштабные проекты - в материале ИА IrkutskMedia.

В этом году дорожные работы в рамках нацпроекта охватили 80 участков дорог и 11 мостов общей протяженностью около 300 км. Всего на эти цели из федерального, областного и местных бюджетов было выделено более 16 млрд рублей. Как и в предыдущие годы особое внимание уделялось региональным и межмуниципальным трассам, входящим в опорную дорожную сеть России. Ремонт таких объектов охватил свыше 200 км – это 23 участка и семь мостов. Такие магистрали проходят через опорные территории Иркутской области и играют ключевую роль в межрегиональных перевозках.
В национальный проект традиционно входят наиболее крупные объекты, требующие значительных работ. Зачастую они рассчитаны на два, а то и три года. По многим участкам я проезжал, видел их состояние и рад, что они станут комфортными для проезда. 60 участков дорог и 11 мостов вводятся в эксплуатацию в этом году, на 20 объектах работы продолжат в последующие годы.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
Автодороги, входящие в опорную сеть, связывают между собой регионы нашей страны. По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина, к 2030 году нужно привести в нормативное состояние 85% дорог опорной сети в регионе.

Максим Лобанов
министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области
Добавим, что перед стартом дорожно‑строительного сезона была проведена серьезная подготовительная работа. Например, для специалистов Дорожной службы региона запустили 26 асфальтобетонных заводов, 22 дробильно‑сортировочных комплекса. Заранее был сформирован необходимый запас инертных материалов для производства асфальтобетона.

2025 год стал для Иркутской области очередным этапом системной модернизации дорожной инфраструктуры — с комплексным подходом, внедрением современных технологий ремонта, реконструкции и строительства, а также с постоянным контролем качества выполняемых мероприятий.
Дорожный курс на север
Автодорога Тайшет – Чуна – Братск: масштабная модернизация в рамках нацпроекта

В текущем году продолжилась системная реконструкция автодороги Тайшет – Чуна – Братск, входящей в опорную сеть России. Работы на объекте ведутся поэтапно в течение нескольких лет. Подрядные организации приводят к нормативу не только дорожные участки, но и мосты. На всех объектах ведется комплексная реконструкция, подразумевающая не только обновление проезжей части, но и многих элементов дорожной инфраструктуры.
В этом году ввели в эксплуатацию 8-километровый участок трассы в Чунском районе - с 93‑го по 101‑й км. Специалисты Дорожной службы Иркутской области выполнили комплекс мероприятий: восстановили и закрепили ось трассы, заменили пучинистые грунты, уложили асфальтобетонное покрытие.

Кроме того, было оборудовано шесть примыканий дорог местного значения. Параллельно создавалась современная дорожная инфраструктура. На участке установили ограждения, сигнальные столбики и дорожные знаки, а также нанесли разметку, что существенно повысило безопасность движения.
Продолжаем выполнять поручение президента России Владимира Владимировича Путина в части улучшения опорной дорожной сети региона. Ремонтные работы на отрезке с 93-го по 101-й км были начаты в прошлом году, их выполняли по национальному проекту «Инфраструктура для жизни». Из федерального и областного бюджета за два года на это выделено 282,8 млн рублей.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
Добавим, что на 93‑м км трассы завершили ремонт моста через реку Джидыкан. Его протяжённость составляет 30 метров, а с автомобильными подходами — 130 метров. Работы выполнили также в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

В ходе модернизации специалисты провели масштабные работы по усилению конструкции. Специалисты отремонтировали и укрепили промежуточные и береговые опоры, после чего нанесли на них четыре слоя антикоррозийного покрытия для защиты от разрушения. На пролётах заменили пять 15‑метровых балок, повысив надёжность сооружения. Для обеспечения безопасности установили барьерные ограждения.

Полностью обновили на мосту и дорожное полотно. Сначала уложили гидроизоляционный слой, который исключает повреждения от талых вод. Затем дорожники нанесли асфальтобетонное покрытие и на финишном этапе - разметку. Общая стоимость ремонта составила около 52 млн рублей.
Отремонтированный мост через Джидыкан — это гарантия безопасности автомобильного движения для тысяч водителей и пассажиров, которые пользуются трассой Тайшет – Чуна – Братск. Раньше это была лесовозная дорога. Приводить её в нормативное состояние: строить основание дороги, качественное покрытие, делать мосты, начали в 2012 году. Такие проекты меняют качество жизни людей и логистику всего района.

Максим Лобанов
министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области
В этом году также капитально отремонтировали участок трассы Тайшет – Чуна – Братск с 215‑го по 220‑й км. Здесь провели мероприятия по водоотведению, оборудовали два заездных кармана для остановки автобусов и уложили асфальтобетонное покрытие.

В 2026 году на региональной трассе планируется завершить работы на четырёх ключевых объектах. Так, в Чунском районе ведётся реконструкция участка с 82‑го по 89‑й км. Здесь уже уложили водопропускные трубы и верхний слой основания. Одновременно проводят реконструкцию трёх железобетонных мостов: на них уже установили опоры и пролётные балки. В следующем году на всём участке планируется уложить асфальтобетонное покрытие и установить ограждения.

В Тайшетском районе на отрезке с 31‑го по 45‑й км и в Чунском районе на участке со 101‑го по 113‑й км также идут ремонтные работы. На обоих объектах уложили водопропускные трубы, частично нанесли асфальтобетонное покрытие и оборудовали по два остановочных пункта. В 2026 году специалисты планируют завершить укладку асфальтобетонного покрытия, установить дорожные знаки и нанести разметку.

Продолжаются работы и по реконструкции мостового перехода через суходол на 32‑м км автодороги. Этот объект также войдёт в число завершённых в 2026 году.

Таким образом, автодорога Тайшет – Чуна – Братск постепенно превращается в современный безопасный маршрут, отвечающий требованиям опорной дорожной сети России. Системный подход к реконструкции — от замены грунтов до обустройства инфраструктуры — обеспечивает не только комфорт водителей, но и долгосрочное развитие транспортной логистики региона.
Мост через Лену в Усть‑Куте: новый этап транспортной доступности севера

В Усть‑Куте успешно завершили капитальный ремонт моста через реку Лену — важнейшего элемента транспортной системы северных территорий Иркутской области и Республики Бурятия. Объект, входящий в опорную сеть автодорог РФ, получил второе рождение благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни». На реализацию масштабного проекта из федерального и областного бюджетов направлено 404,6 млн рублей.

Стратегическая роль капитально ремонтируемой переправы требовала тщательного контроля за качеством проведения работ. Губернатор Иркутской области, глава Минтранса Приангарья и мэр Усть‑Кутского муниципального образования Сергей Анисимов осмотрели мост в рамках его торжественного открытия после капремонта.
Капитальный ремонт моста через Лену — это не просто обновление инфраструктуры, это укрепление транспортного каркаса всего северного региона, куда отправляются машины из Усть‑Кута. Мы выполнили свои обязательства. Работы проведены в установленные сроки, объект сдан в эксплуатацию. Движение открыто для всех видов транспорта. Теперь оно безопасно.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
Железобетонный мост имеет общую длину 394 метра, ширину - 15,12 метров, в том числе ширину проезжей части - 7 метров. В ходе капитального ремонта специалисты провели целый комплекс мероприятий. Прежде всего были заменены плиты проезжей части, отремонтированы береговые и промежуточные опоры. Асфальтобетонное покрытие уложили как непосредственно на мосту, так и на подходах к нему.

Особое внимание уделили эстетике моста и безопасности движения. Пролётные строения окрасили в цвета российского флага. Для защиты участников движения установили новые барьерные ограждения и системы наружного освещения. В завершение работ нанесли дорожную разметку и разместили необходимые дорожные знаки.

Работы стартовали в 2023 году и велись поэтапно: сначала на левой, затем на правой стороне моста. На период ремонта организовали реверсивное движение автотранспорта. Помимо этого, под мостом проложили коммуникации, которые необходимы для строительства нового микрорайона Усть‑Кута.

Добавим, что мост через Лену расположен на автодороге Усть‑Кут – Уоян, которая выполняет несколько критически важных функций. Она обеспечивает снабжение северных территорий региона, служит маршрутом для доставки тяжёлых грузов в Республику Бурятия, а также связывает транспортные потоки, направляющиеся к северным месторождениям полезных ископаемых.
Ремонт такого сложного и ответственного объекта, как мост через крупную судоходную реку, требовал особого подхода. Были успешно решены все технологические задачи, включая корректировку проектной документации для прокладки дополнительных коммуникаций. Слаженная работа позволила в кратчайшие сроки сдать объект в эксплуатацию. Мост полностью соответствует всем техническим требованиям и рассчитан на высокие нагрузки.

Максим Лобанов
министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области
Преображение мостов в Нижнеудинском районе: качество, безопасность и комфорт

В этом году дорожники отремонтировали мост через реку Хингуйка. Сооружение расположено на 28‑м км автодороги Нижнеудинск – Боровинок – Чуна, неподалёку от рабочего посёлка Атагай. Мост протяжённостью 39,7 метров получил комплексное обновление. Специалисты выполнили ремонт двух береговых и двух промежуточных опор, заменили балки пролётного строения, а также провели очистку и ремонт бетонных поверхностей. Особое внимание уделили замене мостового полотна: последовательно уложили выравнивающий слой, гидроизоляцию и асфальтобетонное покрытие. Для повышения безопасности движения на объекте установили металлическое ограждение.

Параллельно в Нижнеудинском районе ремонтировали мост через реку Баторша. Работы на этом объекте также завершили в текущем году. Переправа находится на 73‑м км дороги Нижнеудинск – Боровинок – Чуна, между деревней Зенцова и селом Широково. Протяжённость этого моста составляет 54,6 метров. Подрядчик отремонтировал опоры и пролётное строение, уложил выравнивающий слой покрытия как на самом мосту, так и на подходах к нему, укрепил обочины. На финальном этапе специалисты нанесли верхний слой асфальтобетонного покрытия, выполнили разметку и полностью обустроили объект — установили дорожные знаки и барьерное ограждение.
Отметим, что ремонт мостов через реки Хингуйка и Баторша имеет большое значение для жителей Нижнеудинского района. Обновлённые сооружения обеспечат более безопасное и комфортное транспортное сообщение между несколькими населёнными пунктами, повысив качество жизни местных жителей.
В Тайшетском районе завершён ремонт моста через реку Бирюсу

В прошедшем дорожно-строительном сезоне завершили работы по ремонту сталежелезобетонного моста через реку Бирюсу. Сооружение расположено на 35‑м км автодороги Тайшет – Шелехово – Талая – Сереброво. На реализацию проекта было направлено 235,9 млн рублей. Работы стартовали в 2024 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», а завершились уже по его преемнику — нацпроекту «Инфраструктура для жизни».

Мост имеет протяжённость 276,39 метров и включает шесть пролётов, семь опор. Подрядная организация выполнила полный цикл ремонтных мероприятий. Специалисты отремонтировали опоры и внутренние поверхности пролётного строения, заменили мостовое полотно и деформационные швы по всей ширине проезжей части. Кроме того, была проведена пескоструйная очистка и покраска металлоконструкций. На самом мосту и на подходах к нему уложено новое асфальтобетонное покрытие.

Особое внимание уделили повышению доступности объекта для пешеходов. По просьбе жителей села Шелехово в проект были включены дополнительные лестничные сходы.
Добавим, что обновлённый мост не только гарантирует безопасность движения транспорта, но и улучшает качество жизни местных жителей, обеспечивая надёжную связь между населёнными пунктами и создавая условия для дальнейшего социально‑экономического развития района.
В Черемховском районе открыли обновлённый участок автодороги Голуметь – Новостройка

В этом году дорожники завершили реконструкцию проблемного участка автодороги Голуметь – Новостройка — отрезка с 21‑го по 24‑й км между посёлками Инга и Чернушка‑2. Этот участок был давно известен своей уязвимостью: из‑за близости к реке Большая Белая он регулярно подвергался подтоплениям. Критическая ситуация сложилась в 2019 году, когда подъём воды нарушил транспортное сообщение с рядом населённых пунктов.

Для устранения проблемы разработали проект в рамках программы восстановления Иркутской области после наводнения, утверждённой правительством Российской Федерации. Ключевым решением было — изменить направление трассы. На реализацию проекта регион получил из федерального бюджета 325,3 млн рублей.
После паводка 2019 года была проведена большая работа по проектированию и восстановлению этого важного для жителей участка. Сегодня мы видим качественный результат: построено новое дорожное полотно длиной 3 км с эффективной системой водоотвода, что гарантирует надёжность и безопасность движения в любое время года. Хочу отметить, что это последний дорожный объект, реализованный по программе восстановления Иркутской области после наводнения. Благодарю дорожные организации за выполненную работу.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
Отметим, что ранее дорога пролегала вдоль реки — между берегом и скальным прижимом. Из-за такого расположения при повышении уровня воды полотно регулярно размывалось. Местные жители даже прозвали этот отрезок «бойник».

Специалисты подрядной организации проложили дорогу вдали от реки, на возвышенности. В горной породе выполнили выемку, а уровень дорожного полотна подняли на шесть метров, выполнили переходный тип покрытия.

Особое внимание уделили системе водоотвода. Чтобы исключить подтопление в будущем, установили две водопропускные трубы и смонтировали сеть водоотводных лотков. Для повышения безопасности движения на обновлённом участке разместили барьерные ограждения и дорожные знаки.

Реализация проекта решила многолетнюю проблему, вызванную разрушительным воздействием паводков. Теперь жители нескольких населённых пунктов получили надёжную и безопасную транспортную связь, а автодорога Голуметь – Новостройка стала устойчивее к капризам природы.
В Черемховском районе завершён капитальный ремонт участка дороги Черемхово – Голуметь – Онот

Специалисты капитально отремонтировали участок автомобильной дороги Черемхово – Голуметь – Онот с 19‑го по 27‑й км. Отрезок, расположенный между деревнями Нены и Халта, теперь приведён в нормативное состояние: обновлено 8 км дорожного полотна. Финансирование проекта составило более 290 млн рублей за счёт средств областного и федерального бюджетов. Работы стартовали в 2024 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», завершились - по нацпроекту «Инфраструктура для жизни».
Ремонт дороги Черемхово – Голуметь – Онот важен для жителей нескольких населённых пунктов. По ней следуют маршруты школьного и межмуниципальных автобусов, она является социально и экономически значимой для района. Проведённые работы носят комплексный характер, они направлены на усиление дорожной инфраструктуры.

Максим Лобанов
министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области
В ходе капитального ремонта специалисты реализовали ряд инженерных решений для обеспечения долговечности и безопасности дороги. Подрядчик уложил 12 водопропускных труб диаметром от 1,5 до 2 метров, что надёжно защищает полотно от размывания, нанес асфальтобетонное покрытие, провел укрепление и бетонирование кюветов — это улучшает отвод воды и предотвращает разрушение обочин. Для повышения безопасности движения дорожники установили барьерные ограждения.

Для удобства водителей и пассажиров на маршруте обустроили специальную площадку отдыха. Она включает заездной карман, беседку и туалет — всё необходимое для кратковременных остановок.

Напомним, в прошлом году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» успешно завершили ещё два крупных проекта на этой автодороге. Специалисты провели капитальный ремонт 10‑километрового участка с 33‑го по 43‑й км, а также отремонтировали мост через реку Голуметь на 33‑м км, его протяжённость составляет 77,3 метра.

Таким образом, систематическая модернизация дороги Черемхово – Голуметь – Онот существенно повысила транспортную доступность района, обеспечив надёжное и безопасное сообщение между населёнными пунктами.
Северо-восточные и южно-восточные направления
На автодороге Залари – Жигалово ввели в эксплуатацию 3-километровый участок

На въезде в рабочий посёлок Залари завершили капитальный ремонт участка автодороги Залари – Жигалово с 0-го по 3,1-й км. Работы выполнены в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Финансирование из федерального и областного бюджетов составило 131,1 млн рублей.

В ходе ремонта специалисты подрядной организации провели комплекс мероприятий по приведению дороги в нормативное состояние. Сначала выполнили замену слабых грунтов и устранили пучины, затем соорудили насыпь высотой около метра. В насыпи разместили водопропускные трубы и железобетонные лотки, обеспечивающие эффективный отвод талых и дождевых вод. Далее уложили асфальтобетонное покрытие, обустроили пересечения и примыкания с автомобильными дорогами местного значения. Для организации безопасного движения установили дорожные знаки и нанесли разметку.

В границах рабочего посёлка Залари провели дополнительное благоустройство: обустроили тротуары и смонтировали освещение дороги. Особое внимание уделили безопасности на перекрёстках — на пересечении улиц Ленина и Апрельской установили светофор.

На автодороге Залари -Жигалово ввели в эксплуатацию 2-километровый участок

Дорожники также завершили работы на другом участке этой трассы — с 77,6-го по 79,7-й км в посёлке Балаганск, имеющем статус опорной территории региона. Здесь уложили водопропускную трубу, обустроили примыкания и пересечения с автодорогами местного значения, создали тротуары. Для удобства пассажиров оборудовали четыре заездных кармана для остановочных пунктов. Дорожное полотно покрыли асфальтобетоном, установили освещение и дорожные знаки, нанесли разметку. В завершение на участке разместили четыре остановочных павильона.

Ещё один значимый дорожный результат — оборудование искусственного освещения на участке протяжённостью 4,13 км в посёлке Тыреть. Эти работы провели в рамках пятилетней программы по освещению участков региональных дорог, утверждённой губернатором Иркутской области.
Отметим, что жители Заларинского района и посёлка Залари в этом году получили долгожданный подарок - в нормативное состояние приведён участок в несколько сотен метров на въезде в посёлок: появились тротуары, освещение и новое дорожное покрытие, таким образом довершив введённый в эксплуатацию путепровод в 2020 году.


Мы давно ждали капитального ремонта участка автодороги Залари – Жигалово, её первых километров. Ему требовались работы, не было тротуаров, освещения. Сейчас дорога в посёлке Залари приведена к нормативу.

Владимир Самойлович
мэр Заларинского муниципального округа
Видел в комментариях своего телеграм-канала (18+) жалобы, что эту дорогу разбивает большегрузный транспорт. Его там действительно много. На проблемных участках с июля велось восстановление проезжей части. Специалисты меняют грунты в пучинистых местах, выравнивают дорожное полотно. В следующем году работы продолжат, а также восстановят асфальтобетонное покрытие на участке дороги от Балаганска до Новонукутского. Восстановление и ремонт дорог – это большая тяжелая работа. Благодарю специалистов за нее.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
Мост через Витим: крупнейший дорожный проект Приангарья движется по графику

В самом начале разгара дорожно-строительного сезона Игорь Кобзев проинспектировал ход строительства моста через реку Витим в Бодайбинском районе. Этот объект — самый масштабный дорожный проект региона, реализуемый в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». В текущем году на его возведение выделено свыше 1 млрд рублей из областного бюджета.
Мост через Витим — это самый крупный дорожный объект Иркутской области. Жители ждали его строительства более 40 лет. Полная стоимость работ составляет 11,5 млрд рублей. Проектная документация разработана при поддержке золотодобывающей компании, которая работает в Бодайбинском районе. Строительство моста необходимо и для работы предприятия, и для улучшения транспортной доступности территории. Сейчас она ограничена: по автомобильной дороге из областного центра в Бодайбо летом можно попасть только на пароме, зимой — по ледовой переправе.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
В мае на строительной площадке завершили подготовительные работы. После чего мостовики занялись возведением опор. На каждой из них сооружали буронабивные сваи, затем производили заливку бетона, устройство шпунтового ограждения. Все мероприятия на объекте выполняются строго по утверждённому графику.
«План на этот год — полностью завершить строительство всех пяти опор. В следующем году планируем приступить к сборке металлоконструкций. Мост будет уникальным по своим характеристикам: длина его центрального пролёта составит 147 метров. Сам мост — четырёхпролётный, его длина — 414 метров, а общая протяжённость с подходами — около 6 км».

Андрей Лазарев
Директор филиала АО «Мостострой‑11» (входит в «Нацпроектстрой», ТФ «Мостоотряд‑36»)
Мост возводится на автодороге Таксимо – Бодайбо, которая связывает Республику Бурятия и Иркутскую область. Весь проект рассчитан на четырехлетний период. Итоговая сдача объекта запланирована на 2028 год.

В ходе визита губернатор Игорь Кобзев выступил с предложением к жителям Бодайбинского района выбрать имя для нового моста. Глава региона предложил назвать сооружение в честь знаменитого земляка, организовать сбор идей и провести открытое голосование. По мнению губернатора, такой подход позволит придать объекту не только инфраструктурную, но и символическую ценность для местного сообщества.
На автодороге Иркутск – Оса – Усть‑Уда завершили масштабное обновление участков

В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» на автодороге Иркутск – Оса – Усть‑Уда провели реконструкцию и ремонт участков общей протяжённостью 27,2 км. Объекты расположены в Осинском и Иркутском районах. Совокупные затраты на реализацию проектов составили порядка 2,3 млрд рублей.

В Осинском районе полностью завершили реконструкцию участка с 160‑го по 173,2 км. Работы длились три года. Ранее дорога имела гравийное покрытие, на отдельных отрезках шла в гору, что создавало существенные неудобства для водителей. В ходе реконструкции специалисты выполнили масштабные буровзрывные работы, провели выемку грунта и соорудили насыпь со средней высотой около 19 метров, смонтировали водопропускные трубы и переустроили коммуникации. На всём протяжении участка уложили новое асфальтобетонное покрытие, укрепили откосы и обустроили примыкания.

В Иркутском районе отремонтировали участок с 28‑го по 42‑й км. Здесь дорожники провели ремонт водопропускных труб, на проблемных отрезках заменили пучинистые грунты, а по всей длине участка уложили новое асфальтобетонное покрытие. Для повышения безопасности движения установили барьерные ограждения и сигнальные столбики, разместили дорожные знаки и нанесли разметку.
Кроме того, в 2025 году стартовал капитальный ремонт участка в Усть‑Удинском районе — с 231‑го по 238‑й км. В рамках проекта предстоит выполнить комплексный ремонт дорожного полотна с последующей укладкой асфальтобетонного покрытия. Завершение работ запланировано на 2027 год.

Особое внимание уделено повышению безопасности дорожного движения в населённых пунктах. В селе Тараса Боханского района на участке автодороги со 103,3-го по 105-й км смонтировали искусственное освещение. Это решение существенно повысило безопасность передвижения пешеходов и транспортных средств в тёмное время суток.
В Шелеховском районе торжественно открыли новый мост через реку Олху

В августе состоялось торжественное открытие нового моста через реку Олха в Шелеховском районе. Сооружение возведено в рамках государственной программы Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства». Мост выполнен из железобетона и рассчитан на грузоподъёмность в 100 тонн, что позволяет безопасно пропускать тяжёлую технику.

Общая протяжённость сооружения вместе с подходами превышает 400 метров. Мост имеет двухполосное движение и трёхпролётную конструкцию, оснащён системой освещения. Строительство моста велось по поручению губернатора региона с 2023 года, суммарная стоимость работ составила 178,6 млн рублей. Работы на объекте провели с опережением графика.
В ходе строительства специалисты подрядной организации последовательно выполнили ряд сложных технологических мероприятий. Сначала мостовики возвели четыре опоры, затем осуществили монтаж и объединение балок пролётных строений. Параллельно провели работу по оборудованию системы освещения. На проезжей части уложили выравнивающий и защитный слои с гидроизоляцией, нанесли асфальтобетонное покрытие. Для удобства пешеходов обустроили тротуары.

Дополнительно подрядчик провел мероприятия по укреплению кюветов, установил водосбросы и водосливные колодцы. На объекте полноценно обустроили подъезды к мосту, включая подъездные пути к примыкающим улицам — Заречной и Депутатской.
Мост позволит жителям удобно перемещаться с одного берега на другой. Ну, а главное, это позволит развиваться правой стороне деревни Олхи, где есть земельные участки и ведется строительство жилых домов.

Максим Модин
мэр Шелеховского района
Старый мост находился в аварийном состоянии, создавал проблемы для транспортного сообщения и безопасности. Новый значительно улучшит логистику, обеспечит бесперебойное движение транспорта, включая сельскохозяйственную и пожарную технику, а также повысит безопасность дорожного движения. Ввод в эксплуатацию нового моста – это вклад в развитие инфраструктуры региона и повышение качества жизни людей. Он не только облегчит передвижение, но и станет стимулом развития села.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
В Жигаловском районе открыли обновлённый мост через реку Тутура

В августе в Жигаловском районе торжественно открыли отремонтированный мост через реку Тутура. Сооружение находится на 40‑м км автодороги Жигалово – Казачинское. Его длина составляет 126,7 метра, а с подходами — 160 метров. Ремонт выполнен в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Общая стоимость работ составила 171 млн рублей.
В процессе ремонта специалисты провели усиление главных балок, что позволило существенно повысить прочность моста. Опоры и пролётные строения обработали специальными составами для защиты от коррозии. Тротуары изготовили из сталефибробетона: этот материал не только продлевает срок службы покрытия, но и помогает сократить расходы на последующий ремонт.

Кроме того, на мосту выполнили гидроизоляцию, уложили защитный слой и двухслойное дорожное покрытие — эти меры направлены на увеличение срока эксплуатации сооружения. Для обеспечения безопасности движения установили композитные перильные ограждения и лестничные сходы. Такие конструкции отличаются высокой прочностью, небольшим весом и устойчивостью к перепадам температур и влажности.

Для эффективного отвода воды смонтировали лотки и колодцы. Высоту ограждений увеличили до 1,1 метра — это даёт дополнительную защиту участникам движения. В вечернее время мост освещается, что делает проезд и пешеходный переход более безопасными.
Ремонт автодороги Иркутск – Усть‑Ордынский – Жигалово: итоги этого года и планы

В 2025 году на автодороге Иркутск – Усть‑Ордынский – Жигалово, входящей в опорную сеть России, завершили ряд значимых этапов ремонтных работ. Трассу приводят в нормативное состояние в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

В октябре в Эхирит‑Булагатском районе успешно ввели в эксплуатацию участок с 51‑го по 55‑й км — подъезд к посёлку Усть‑Ордынский, административному центру района и опорной территории региона. Этот участок дороги заслуживает особого внимания, так как ведет к Малому морю озера Байкал. Дорога является одной из самых загруженных туристических направлений, в сезон фиксируется высокая интенсивность движения. По маршруту также курсирует школьный автобус, что предъявляет повышенные требования к безопасности дорожного движения.

Специалисты подрядной организации восстановили земляное полотно, заменили слабый грунт, уложили выравнивающий и нижний слои асфальтобетонного основания, а затем — верхнее покрытие. Дорожники также установили барьерные ограждения и две автобусные остановки. Для повышения безопасности движения на подъёме обустроили дополнительную полосу, облегчающую обгон транспорта. Завершились работы на объекте установкой дорожных знаков, сигнальных столбиков и нанесением разметки.
При проектировании ремонта мы учитывали высокую нагрузку на этот участок, особенно в туристический сезон, ведь эта дорога ведёт на Малое море озера Байкал, поэтому является одним из самых загруженных туристических направлений. Важно и то, что там проходит маршрут школьного автобуса. Обустройство дополнительной полосы позволило нам повысить и пропускную способность и безопасность движения, облегчив обгон транспорта на подъёме.

Максим Лобанов
министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области
В Эхирит-Булагатском районе на участке с 62,25 по 72‑й км также активно велись работы по приведению в нормативное состояние моста через реку Куда на 65,9-м км. На сооружении отремонтировали опоры и пролётные строения. В 2026 году начнётся ремонт самого дорожного полотна на участке трассы.
В Баяндаевском районе на дороге Иркутск – Усть‑Ордынский – Жигалово завершили ремонт железобетонного моста через реку Каменку на 118‑м км. В ходе реконструкции подрядная организация демонтировала старые конструкции и заменила 11 железобетонных балок пролётного строения. Специалисты отремонтировали береговые и промежуточная опоры, уложили асфальтобетонное покрытие, установили барьерное и перильное ограждения, нанесли дорожную разметку. Габариты обновлённого моста составляют 31,15 метра в длину и 14,24 метра в ширину.

До конца этого года на дороге сдадут в эксплуатацию ещё два мостовых перехода: через реку Люра (124‑й км) и через реку Горохон (150‑й км). Работы на этих объектах включают ремонт пролётных строений и опор, замену мостового полотна и установку нового металлического барьерного ограждения. В Жигаловском районе дорожники начали капитальные ремонты двух участков трассы. Работы рассчитаны на два года, их завершение намечено на осень 2026 года. Кроме того, заключён контракт на ремонт участка с 93‑го по 103‑й км, расположенного между сёлами Олой и Ользоны. На состояние этого отрезка поступало много обращений от жителей. В рамках предстоящего ремонта запланирована укладка нового покрытия.

Таким образом, комплексный подход к обновлению автодороги Иркутск – Усть‑Ордынский – Жигалово позволяет поэтапно повышать безопасность и комфорт движения, обеспечивая транспортную доступность для жителей и гостей региона.
Дороги на Байкал
Поэтапное обновление трассы Баяндай – Еланцы – Хужир

На автодороге Баяндай – Еланцы – Хужир, обеспечивающей доступ к одному из самых популярных туристических мест Иркутской области — Малому морю озера Байкал и переправе на остров Ольхон, завершили ремонт участка общей протяжённостью 5,1 км. Работы выполнены на отрезке со 114‑го по 119‑й км в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Финансирование из федерального и областного бюджетов составило 238,4 млн рублей.

Ремонтные работы охватили территорию в районе поворота на автодорогу «Подъезд к Куркуту», откуда зимой организуют ледовую дорогу на остров Ольхон, а также участок вблизи памятника бродяге. Специалисты подрядной организации провели замену слабых грунтов и уложили новое асфальтобетонное покрытие. Для повышения безопасности движения на отремонтированном отрезке установили барьерные ограждения и дорожные знаки, нанесли разметку.
Ранее по состоянию этого участка поступали обращения от жителей. На нём было много неровностей. Проведённый ремонт значительно повысит комфорт и безопасность для автомобилистов. Такой же неудовлетворительный участок находится с 85-го по 93-й км автодороги, в районе скульптуры, изображающей орла, который является тотемом этой территории. На ремонт участка уже заключён государственный контракт, к работам приступим в следующем году.

Максим Лобанов
министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области
Помимо этого, в текущем году проводились ремонтные работы на участке с 1-го по 8,4-й км трассы в Баяндаевском районе. Здесь дорожники выполнили очистку полосы отвода и устроили земляное полотно с заменой пучинистого грунта. Работы на объекте также включают установку водопропускных труб, укладку асфальтобетонного покрытия, нанесение разметки, установку барьерного ограждения и дорожных знаков. Полное завершение ремонта запланировано на 2026 год. Добавим, что на ремонт участков трассы с 114-го по 119-й км и с 1-го по 8,4 км было выделено 491,3 млн рублей из федерального и областного бюджетов.

В этом году трассу Баяндай – Еланцы – Хужир также приводили в нормативное состояние в границах острова Ольхон на Байкале. Здесь дорожники ремонтировали подъезд к Хужиру и главную улицу поселка. Кроме того, на острове отремонтировали дорогу Хужир – Харанцы. На всех трех объектах грунтовое покрытие заменили асфальтобетонным. Протяженность обновленных участков составила 12,3 км. Мероприятия осуществлялись в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» по поручению президента Российской Федерации Владимира Путина.

Летом ход работ на объектах лично оценили Руслан Ситников, тогда занимавший должность первого заместителя председателя правительства Иркутской области, и исполняющий обязанности министра экономического развития и промышленности Иркутской области Виктор Цишковский (занимавший должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства региона до 27 сентября).
Ремонт дорог на Ольхоне — это не просто вопрос удобства, а необходимость для безопасности, экологии и устойчивого развития острова. Поручение провести эти работы нам дал президент России Владимир Путин. Сейчас идёт постепенное обустройство ключевых маршрутов с соблюдением природоохранных норм. В этом году на ремонт дорог на острове направлено более 487 млн рублей.

Руслан Ситников
ранее занимавший должность первого заместителя председателя правительства Иркутской области
Первым дорожным объектом острова, где завершили ремонт в этом году, стал участок дороги Хужир – Харанцы. Его протяженность составляет 5 км. Финансирование ремонта этого объекта составило 298,5 млн рублей, средства выделены из федерального и областного бюджетов. При проведении работ специалисты применили современную технологию — глубокий холодный ресайклинг на всю ширину земляного полотна. Для устройства основания дороги использовались полимерный стабилизатор грунтов «Стабилен СР» и цемент. Такой подход не только увеличивает срок службы дорожного покрытия, но и позволяет минимизировать воздействие на окружающую среду.

Для обеспечения безопасности движения на обновлённом участке выполнены следующие мероприятия: установлены сигнальные столбики и барьерное ограждение, размещены дорожные знаки, нанесена разметка на проезжую часть.
Остров Ольхон находится в границах особо охраняемой природной территории. Долгое время начать ремонт дорог там не получалось из‑за ограничений природоохранного законодательства. Но мы смогли это решить, вести работы со строгим соблюдением экологических норм под постоянным контролем Заповедного Прибайкалья и Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Это особенно важно для природы заповедной территории.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
Министр транспорта и дорожного хозяйства Максим Лобанов отметил значение завершённого проекта: «Хужир – Харанцы — это первая автомобильная дорога на Ольхоне, где мы завершили работы. Для гостей острова знакомство с Байкалом будет более комфортным и приятным».

На подъезде к Хужиру, протяжённость которого также составляет 5,1 км, отремонтировали проезжую часть: уложили два слоя асфальтобетонного покрытия и нанесли разметку. Работы на объекте включают создание системы водоотведения, обустройство обочины, пригодной для движения велосипедистов, и установку дорожных знаков.

В посёлке Хужир на отрезке главной улицы длиной 1,7 км уложили два слоя асфальтобетонного покрытия. Работы также предусматривают установку дорожных знаков, нанесение разметки и устройство водоотводных лотков.  
На острове Ольхон необходимо провести реконструкцию ещё одного участка дороги — от паромной переправы до подъезда к Хужиру. Его протяжённость — 29,6 км. Проектная документация на его реконструкцию уже разработана и прошла экспертизу.

Виктор Цишковский
и.о. министра экономического развития и промышленности Иркутской области
В ноябре вопросы дорожного ремонта на Ольхоне обсудили министр транспорта Российской Федерации Андрей Никитин и губернатор Иркутской области. Встреча состоялась в Москве в рамках Транспортной недели (18+). В рамках нее было озвучено, что к работам на участке дороги протяженностью 29,6 км планируют приступить в следующем году по нацпроекту «Инфраструктура для жизни». Общая стоимость реконструкции составляет 8,6 млрд рублей. В ходе встречи губернатор попросил поддержать данный проект и увеличить объем финансирования.
Обновление освещения на дороге в Листвянке

В посёлке Листвянка на берегу озера Байкал завершили работы по установке новой системы уличного освещения протяжённостью 3,57 км на главной улице. Освещение ввели в эксплуатацию на улице Горького — участке автомобильной дороги Иркутск – Листвянка.

Отрезок охватывает участок с 66,7-го по 70,3-й км — от причального сооружения ВСРП до колеса обозрения. Реализация проекта стала возможной благодаря поручению губернатора Иркутской области Игоря Кобзева и проводилась в рамках региональной государственной программы «Развитие дорожного хозяйства».
Улица Горького в Листвянке — это набережная озера Байкал, где с большим удовольствием гуляют туристы как из Иркутска, так и из других городов России и мира. Запуск освещения там — важный шаг для повышения безопасности пешеходов и автомобилистов, особенно в осенне‑зимний период.

Максим Лобанов
министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области
Для обеспечения безопасного движения в тёмное время суток специалисты установили 125 металлических опор, оснащённых современными энергоэффективными светодиодными светильниками, смонтировали два шкафа управления, регулирующие работу всей системы освещения.

Программа модернизации освещения на данной автодороге реализуется на протяжении двух лет. В прошлом году аналогичные работы были проведены на участке протяжённостью 4,7 км (с 62‑го по 66,7 км) — от остановочного пункта в посёлке Никола до причального сооружения ВСРП в Листвянке.
Восстановление участка дороги Иркутск – Большое Голоустное

В этом году властям удалось обязать подрядную организацию, ранее выполнившую реконструкцию участка дороги Иркутск – Большое Голоустное с 46-го по 70-й км, устранить все выявленные дефекты. История с ремонтом и восстановлением автодороги длится несколько лет. Компания‑подрядчик признала в полном объёме исковые требования по гарантийным обязательствам и направила соответствующее заявление в Арбитражный суд Иркутской области. Восстановительные работы компании предстоит провести за свой счёт в 2026 году.

Напомним, после завершения реконструкции участка в 2018 году подрядчик был обязан в период гарантийной эксплуатации устранять за свой счёт дефекты отдельных конструктивных элементов. Однако компания не выполнила взятые обязательства. В 2024 году заказчик — ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» — обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к подрядчику. В рамках судебного разбирательства на проблемном участке была проведена судебная экспертиза. Специалисты отобрали образцы грунта и провели лабораторное исследование слоёв дорожной одежды. Ещё до вынесения судебного решения компания‑подрядчик заявила о полном признании исковых требований.
Подрядчик обязан исполнить гарантийные обязательства по государственному контракту от 1 ноября 2016 года на реконструкцию участка с 46-го по 70-й км в Иркутском районе. В рамках этих обязательств компания безвозмездно устранит дефекты различных элементов дорожного полотна и сооружений. Среди них — продольные и поперечные нераскрытые трещины асфальтобетонного покрытия, разрушение водосбросов, деформация обочин и откоса насыпи, разрушение бетона водосбора, раскрытие швов железобетонной водопропускной трубы, локальные участки просадки дорожной одежды, пучинообразование, разрушение асфальтобетона, колейность, множественные деформации дорожной одежды. Кроме того, будут проведены восстановительные работы на мостовом переходе на 49‑м км автодороги.
Иркутск – Большое Голоустное — это дорога на озеро Байкал, она имеет ключевое значение для развития туризма в регионе. В следующем году участок наконец‑то приведут в нормативное состояние. Компания‑подрядчик должна сделать это до сентября 2026 года.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
Цели и планы развития дорожной сети Иркутской области
В начале года губернатор Иркутской области обозначил ключевую задачу для регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства: ежегодно приводить в нормативное состояние не менее 200 км автомобильных дорог региона. Реализация этого поручения в течение пяти лет позволит достичь значимого результата — обеспечить нормативное состояние 50% дорог, соединяющих населённые пункты области. На текущий момент соответствующий показатель составляет 41%.
Задан хороший темп для приведения дорог в нормативное состояние. В прошлом году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», преемником которого стал проект «Инфраструктура для жизни», отремонтировано почти 300 км региональных дорог и дорог в крупных городах — Иркутске, Ангарске, Братске, Шелехове, Черемхово и Усолье‑Сибирском. За последние пять лет приведено в нормативное состояние 1 263 км региональных дорог, 150 км обустроено освещением. Поручаю министерству транспорта и дорожного хозяйства обеспечить ежегодный прирост нормативного состояния дорог регионального значения в объёме не менее 200 км в год.

Игорь Кобзев
губернатор Иркутской области
Среди приоритетных задач — ликвидация участков дорог, работающих с превышением пропускной способности. В планах расширить автодороги из Иркутска в направлении Хомутова и Шелехова. Кроме того, по поручению Игоря Кобзева правительство Иркутской области в текущем году заключило государственный контракт на реконструкцию развязки на 5-м км автодороги Иркутск – Усть‑Ордынский.

Глава Приангарья также поручил правительству Иркутской области начать финансирование программ дорожной деятельности муниципальных районов и округов. Инициатива позволит в течение пяти лет обеспечить поддержку дорожных работ на местных дорогах в 476 поселениях. Новую программу — «Региональный каркас» — планируется выстроить по аналогии с действующим проектом «Транспортный каркас Иркутской области».
Губернатор обратил внимание на необходимость расширения охвата программы: «Пока данный механизм используют только крупные муниципальные образования. Ситуацию необходимо поправить».

Добавим, что Иркутская область занимает второе место в Сибирском федеральном округе по протяжённости автодорог: общая длина дорог регионального значения составляет 12 тысяч км, из которых 2,2 тысячи км входят в опорную сеть страны.
Made on
Tilda