Степень развитости транспортной системы Иркутска отстает от некоторых городов области и соседних регионов на семь лет. Такое мнение высказала в ходе научно-практической конференции "Проблемы развития транспорта в регионе" заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по ЖКХ администрации города Иркутска Юлия Гордина. Среди основных проблем, препятствующих развитию транспортной системы: наличие нелегальных перевозчиков, несоответствие современным требованиям уличной дорожной сети и сосредоточение спальных районов на левом берегу реки Ангары, что априори приводит к реверсивной модели движения транспортных потоков в городе, сообщает РИА IrkutskMedia.
Нелегальные перевозчики на городских маршрутах помимо незаконности своего присутствия, по единому мнению экспертов наносит и много другого вреда. Так, по словам Юлии Гординой особенности развития транспортного рынка Иркутска привели к наличию на нем нелегалов, что в свою очередь повлекло дублирование маршрутов и перегрузку дорожно-транспортной сети. Проблему дублирования маршрутов и перегрузки дорожной сети и пробок на городских улицах, плохую экологию и низкий уровень безопасности при пассажирских перевозках отмечали и другие эксперты.
"Дублирование маршрутов нередко приводит к "гонкам" на городских улицах между водителями автобусов" - отметил начальник отделения технического надзора ОГИБДД УМВД России по городу Иркутску Сергей Швеин. Кроме того, Швеин добавил, что нарушителями регламентов о соответствии нормам безопасности технического состояния маршрутных транспортных средств чаще всего становятся как раз нелегальные перевозчики.
Подтвердил мнение о нарушениях, допускаемых со стороны перевозчиков в погоне за прибылью и доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте факультета авиационного машиностроения Максим Шаров. "Мы проводили исследования, для чего тайно замеряли скорости движения общественного транспорта в городе. После даже составили карту, где отметили места с наиболее часто встречающимися нарушениями. Так, на спуске по улице Маяковского, в районе Кайской рощи прибор, находящийся в многоместном автобусе показал 110 км/ч ", - сказал Шаров.
Озабоченность сложной ситуацией с дублированием маршрутов выразил доктор технических наук, профессор, начальник транспортной лаборатории НИИ ИРГТУ Александр Михайлов: "Коэффициент дублирования городских маршрутов в Иркутске доходит до 11-15, когда 4 это уже плохо".
Однако стоит отметить что, по словам представителей мэрии Иркутска, Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН), работа по борьбе с корнем зла вышеуказанных проблем – нелегальными перевозчиками, - в Иркутске на сегодня активно ведется. Для этого, по словам Юлии Гординой, приводится в соответствие с требованиями нормативно-правовая база.
"Мэрия предлагает перевозчикам подписывать договор, где строго оговаривается и схема движения, и время работы транспорта" - сказала, Гордина.
Также в городе впервые создается реестр перевозчиков и маршрутов. Заместитель начальника управления МУГАДН Дмитрий Дорожкин отметил, что совместно с ГУВД, начиная с 27 февраля 2013 года, они проводят регулярные мероприятия, направленные на выявление нелегальных перевозчиков. "С вводом новой санкции в виде конфискации автомобиля при выявлении повторного нарушения со стороны водителя мероприятие станет более действенным" - сказал Дорожкин. Однако тут же отметил, что количество ежегодно выдаваемых МУГАДН лицензий на перевозку пассажиров сокращается на 100 - 150 штук. Соответственно, есть основания предположить, что каждый год по 100 – 150 перевозчиков уходит в тень.
Слаборазвитая дорожная сеть Иркутска, по мнению экспертов, вообще является камнем преткновения на пути развития города. По словам Александра Михайлова, для того, чтобы разгрузить улицы Иркутска, необходимо строительство внутригородской кольцевой автодороги. Кроме того, Михайлов отметил, что строить кольцевую нужно так, чтобы она охватывала периферийные районы города - Второй Иркутск и микрорайон Новоленино. Далее новая дорога должна дублировать улицу Трактовую и через еще один мост через реку Иркут выходить в Свердловский район.
Еще одной проблемой движения транспорта в Иркутске в ходе научно-практической конференции была названа неправильная градостроительная политика в городе. Так, сосредоточение спальных районов на левом берегу Ангары в то время как на правом берегу строится все больше социально-культурных, торговых объектов и офисных зданий, само собой ведет к тому, что в утренние часы большинство горожан стремиться попасть в центр, а вечером выехать от туда. Решение этой проблемы эксперты видят в переносе строительства на левый берег реки Ангары хотя бы торговой и офисной инфраструктуры.