Налог для автомобилистов на выхлопные газы не решит проблему с экологической ситуацией в Иркутске, где более 50% загрязнений атмосферного воздуха приходится именно на транспорт. Федеральные власти хотят обязать водителей платить налог не за факт владения автомобилем старше 10 лет, а за реальное количество выбросов углекислого газа от транспортного средства. Если новшество будет введено, машины будут обходиться дешевле тем, кто редко ездит, а также обладателям современных "экологичных" машин, использующих качественное топливо. В самом невыгодном положении окажутся малообеспеченные слои населения. Пенсионеры, которым старенькая машина нужна лишь как средство для выезда на дачу, не смогут приобрести новые автомобили, если их задавят крупным налогом за выхлопные газы, считают эксперты РИА IrkutskMedia.
- Все будет зависеть от размера налога. Если он будет большим, то ударит по пенсионерам и малоимущим слоям населения. Содержание машины будет стоить очень дорого и большая часть населения не сможет позволить себе купить новый автомобиль. Другой вопрос, если будут льготы при покупке нового автомобиля, как при утилизации старых автомобилей. Тогда люди смогут взять на первоначальный капитал кредит под новую машину. Понятно, что за новым законопроектом стоит определенное лобби в лице нефтепереработчиков, которых заставляют переходить на топливо класса "Евро-4". Налог пополнит бюджет, но вряд ли решит проблему с экологией, - сказал корр. РИА IrkutskMedia председатель правления "Союза автомобилистов Сибири" Алексей Шабанов.
По словам Алексея Шабанова, законопроект в целом хорош, он нацелен на благую цель – улучшение экологии. Но новый закон – это лишь часть мер, которые нужно предпринять для улучшения состояния окружающей среды. Ввести налог на выхлопные газы нужно лет через пять, когда население будет зарабатывать больше, чем сейчас.
Специалисты отмечают, что в настоящее время почти половина автомобилей в России старше 10 лет. Половина от этой половины относится к самому низкому экологическому классу топлива - "Евро-1" и ниже.
- Действительно, основной загрязнитель воздуха в Иркутске – автотранспорт. Мы регулярно проводим исследования совместно с ГИБДД, выявляем наиболее вредные для окружающей среды автомобили. Основными загрязнителями атмосферы в Иркутске являются дизельные грузовики и микроавтобусы. Проблема не в возрасте автомобиля, а в неисправном топливном аппарате, который выбрасывает ядовитые пары в воздух. Иногда это делается целенаправленно, для улучшения скорости. Огромную роль играет качество топлива. В ближайшее время мы планируем совместно с прокуратурой закрыть несколько автозаправочных станций в Иркутске, которые продают некачественное топливо, в том числе дизельное, - отметил начальник управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по ЖКХ администрации Иркутска Владимир Чубук.
Владимир Чубук, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Оленникова
По словам Владимира Чубука, налог на автомобильные выхлопы напрямую не повлияет на улучшение экологической обстановки в Иркутске. Одномоментно воздух в городе чище не станет, однако, по его мнению, закон существенно улучшит безопасность движения на дорогах областного центра - старые праворульные иномарки окончательно уйдут в прошлое.
Доктор биологических наук, профессор ВСГАО Сергей Пыжьянов поддерживает налог за выхлопные газы, однако отмечает, что выплаты сильно ударят по людям. Изношенный двигатель в старом автомобиле сжигает больше бензина, чем новый, при этом неисправный двигатель выбрасывает в атмосферу более ядовитые пары, чем новый, заметил эксперт.
Напомним, Иркутск занимает 24 место в рейтинге самых загрязненных по объему выбросов в атмосферу городов России в 2012 году. В рейтинг вошли 100 крупнейших городов страны, он был составлен по данным Росстата.
Как сообщало ранее РИА IrkutskMedia, автопробки могут довести Иркутск до экологической катастрофы. Проблему с заторами на дорогах областного центра необходимо решать администрации города и ГИБДД. Иначе ситуация с загрязнением окружающей среды будет только ухудшаться, сообщила заведующая кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности ИрГТУ, профессор Светлана Тимофеева.