Аэропорт Иркутска . Фото: Мария Оленникова, IrkutskMedia

Градус аэропорта Иркутска изменится в 2015 году

О масштабной реконструкции существующего аэропорта и строительстве нового сообщил губернатор Иркутской области (ИНФОГРАФИКА)

Аэропорт "Иркутск" ждет масштабная реконструкция сразу после передачи в собственность Иркутской области. Воздушные ворота Приангарья сместят в сторону Байкала, а полосу развернут на 33 градуса. Изменения ждут блок технического обслуживания и топливный центр: ими займутся "Ростех" и "Роснефть", сообщил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. О планах по развитию аэропорта Иркутска рассказывает ИА IrkutskMedia.

Все новое – это хорошо реконструированное старое

Аэропорт Иркутска – ключевой объект в инфраструктуре Иркутской области и  Восточной Сибири, и пока будет идти строительство нового воздушного узла, существующий ждет серьезная реконструкция, сообщил глава Иркутской области на пресс-конференции в начале января.

"Мы подошли к тому, что аэропорт является серьезным областным логистическим узлом. Он объединяет малые аэропорты, он становится влиятельным субъектов в работе со всеми авиакомпаниями, включая московские", - сказал Сергей Ерощенко.

В создании крупного аэропортового комплекса в Иркутске заинтересована и госкорпорация "Ростех".

"Сегодня мы вместе пытаемся создать большой авиационный комплекс, и я надеюсь, что мы этот комплекс создадим. Этот комплекс будет не только региональным, но и большим международным комплексом", - заявил ранее глава "Ростеха" Сергей Чемезов.

Напомним, что 31 декабря 2014 года президент России подписал указ о передаче аэропорта Иркутска в областную собственность в течение трех месяцев, к 1 апреля 2015 года. Этого решения последовательно добивались власти Иркутской области, в том числе разрабатывая меры поддержки региональной авиации. Сейчас ее получают "Ангара", "Ираэро", "ПАНХ", которые занимаются перевозками внутри региона и в соседние субъекты РФ. По словам Сергея Ерощенко, были открыты рейсы, которых не было почти по 20 лет.

"За те бюджетные деньги и преференции, которые мы дали компаниям, мы увеличили пассажиропоток. Иркутский аэропорт обслуживает почти 1,8 млн человек. Каждый год мы сравниваем прирост с московским авиаузлом, но мы открываем новые рейсы из Братска, открываем новые рейсы и восстанавливаем аэропорт в Усть-Илимске, вертолетные площадки. Мы совместно с разными экономическими субъектами, с "Илимом", "Полюс Золото", собственниками малых аэропортов, добьемся консолидации авиаузла на приемлемых условиях", - сказал губернатор Иркутской области.

В том, что передача аэропорта в собственность Приангарья будет способствовать развитию малой авиации, уверен депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен.

Сергей Тен
Сергей Тен

Депутат Государственной Думы

Автор фото: Анастасия Слепнева

Аэропорт Иркутска находится в достаточно комфортном месте, в том числе в отношении регионов Сибири и Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, по сравнению с аэропортами других регионов, в том числе по сравнению с Красноярском. Поэтому я думаю, что это своевременное решение (передача аэропорта в собственность региона - прим. ред.), это даст соответствующих импульс для развития непосредственно нашей региональной малой авиации, поскольку работа проводится на самом деле достаточно большая. Мы и с министерством транспорта области на эту тему общаемся, и с правительством. Там, где требуется наша помощь, поддерживаем регион.

Как отметил Сергей Ерощенко, без реконструкции существующего аэропорта строительство нового воздушного узла, который должен стать не просто аэропортом, а крупным логистическим хабом в Иркутской области, фактически не будет иметь смысла, так как речь идет в том числе и об увеличении пассажиро- и грузопотока. Нарекание вызывает инфраструктура действующего аэропорта – международный терминал, состояние взлетной полосы, рулежных дорожек стоянок, места выдачи грузов.

Конкурс на проект реконструкции существующего аэропорта "Иркутск" должны провести в ближайшее время. По мнению Сергея Ерощенко, подрядчиком может стать корейская компания "Инчон", являющаяся одним из лидеров в этой отрасли. 

Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia, строительство аэропорта "Иркутск Новый" предусмотрено федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы", предварительная стоимость строительства оценивалась в 30 млрд рублей, срок окончания - не ранее 2020 года. По вариантам строительства и механизма финансирования проводятся консультации с ГК "Внешэкономбанк" и ГК "Ростехнологии". Как сообщалось, правительство Иркутской области прорабатывает вопрос перераспределения бюджетных ассигнований, предполагаемых на строительство нового аэропортового комплекса Иркутска на реконструкцию искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек "Аэропорт "Иркутск". Предложение было поддержано в министерстве транспорта РФ.

Из рук в руки

Передача аэропорта из федеральной в региональную собственность не является новшеством в России, фактически это стало уже трендом, т ак как именно сами субъекты в наибольшей степени заинтересованы в развитии аэропортовой инфраструктуры, считает аналитик, главный редактор отраслевого агентства Aviaport.ru Олег Пантелеев. В такой ситуации возможно привлечение серьезных инвесторов, говорит эксперт.

- Сегодня уже есть примеры, когда местные власти смогли найти инвесторов для этих объектов. Наиболее яркий пример - частно-государственное партнерство между правительством Санкт-Петербурга и компанией "Воздушные Ворота Северной Столицы". Есть и другие примеры, когда регионы достаточно быстро находили серьезных инвесторов, - считает Олег Пантелеев.

Достойного партнера для модернизации аэропортовой инфраструктуры позволят выбрать открытие процедуры закупок, считает эксперт.

- Красноярский край до сих пор не может отобрать среди претендентов того, кто построит новый терминал в "Емельяново", а пермские власти пытаются запустить процедуры по выбору инвестора для "Большого Савино". Но я уверен, что там будут реализованы открытые процедуры, которые позволят выбрать достойного партнера. В любом случае, передача аэропорта в ведение региона - это важный шаг, реализация которого благоприятно повлияет на развитие объекта, - говорит Олег Пантелеев.

Как отметил Сергей Тен, вопрос с передачей аэропорта из федеральной в региональную собственность связан и с финансовой обеспеченностью субъекта РФ. Как рассказал депутат, он принимал участие во многих совещаниях по вопросу передачи аэропортов, на одном из которых, один из депутатов ГД, экс-губернатор одного из регионов рассказал о том, что такой вопрос рассматривался в субъекте, но даже при всем желании, финансовая ситуация в регионе не позволила принять решение. Финансовая обеспеченность Приангарья позволяет, считает Сергей Тен.

Сергей Тен
Сергей Тен

Депутат Государственной Думы

Автор фото: Анастасия Слепнева

Этот вопрос давно назрел. На мой взгляд, тема по передаче аэропортов вообще из федеральной собственности в региональную достаточно актуальна для многих регионов, но тут, как говорится, и "хочется, и колется", поскольку содержание аэропортового хозяйства – это вещь достаточно накладная для региональных бюджетов. И то, что Иркутская область приняла такое решение, и губернатор добился этого результата, это говорит о том, что мы можем себе это позволить. Регион обеспеченный с финансовой точки зрения, мы знаем, что область находится в достаточно хороших финансовых показателях, в том числе по размеру внешнего долга, тогда как для многих субъектов размер внешних займов – достаточно болезненная тема.

Напомним, государственный долг Иркутской области находится на безопасном уровне. Решения, которые приняты в Иркутской области в части корректировки бюджета, укладываются в требования бюджетного законодательства, то есть дефицит не превышает установленной величины. По мнению члена Совета Федерации от Иркутской области Виталия Шубы, в целом, ситуация по консолидированному бюджету субъектов РФ, сегодня очень тревожная: дефицит составляет порядка 650 млрд рублей, государственный долг – 2,2 трлн рублей. Государственный долг Иркутской области в августе прошлого года, как и на конец 2013 года, составлял 3,1 млрд рублей. Об этом в июне 2014 года на публичных слушаниях по исполнению регионального бюджета за прошлый год рассказала министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова. 

Новый – тормоз для старого?

Руководство иркутского аэропорта более года назад, в марте 2013 года, "сетовало" на то, что федеральная программа по строительству нового аэропорта тормозит развитие старого. Учитывая высокую рентабельность работы иркутского аэропорта, по мнению руководства аэропорта, реконструкция воздушных ворот Иркутской области могла бы проходить более высокими темпами.  В связи с "призрачной судьбой" нового аэропорта и. о. генерального директора международного аэропорта Иркутск Андрей Скуба даже назвал аэропорт Иркутска "фантомным образованием".

Аэропорт Иркутска, международный терминал, Фото с места события собственное

Аэропорт Иркутска, международный терминал, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Оленникова, IrkutskMedia

Последняя отчетность, которой открыто делится аэропорт Иркутска на своем официальном сайте, – за 2012 год.  Согласно документу, федеральный бюджет получил от иркутского аэропорта 54,1 млн рублей дивидендов в 2012 году, инвестиций в основной капитал – на техническое перевооружение и модернизацию – авиационный комплекс сделал в том же году 89,8 млн рублей. 

Что касается реконструкции взлетно-посадочной полосы, самые масштабные мероприятия в аэропорту Иркутска провели в 2011 году. На первом этапе работ на 1800 метрах с обоих концов полосы уложили полимерасфальтобетон – материал, устойчивый к перепадам температур. После этого создали систему очистных сооружений. В 2013-м привели в порядок средний участок полосы, протяжённостью 900 метров. Также отремонтировали одну стоянку воздушных судов и рулёжные дорожки. Тем не менее, в ноябре 2013 года командир лайнера А320 из Москвы назвал посадочную полосу аэропорта "Иркутск" стиральной доской с заплатками по бокам в интервью телеканалу "Дождь". По словам летчика "Аэропорта" Андрея Литвинова, из-за плохих полос аэропортов в городах России даже новые самолеты скоро начнут приходить в негодность.

Напомним, перенос аэропорта Иркутска за пределы города предполагается с 1961 года, когда было принято соответствующее постановление Совета министров СССР. С 1968 года эксперты рассматривали более 30 вариантов размещения нового объекта. Падь Ключевая была предложена в качестве одного из них в 1976 году. Строительство аэропорта было согласовано с местными воинским частями, однако впоследствии поступил отказ от генштаба ВВС. Остальные площадки также рассматривались еще в советское время, однако от них по тем или иным причинам пришлось отказаться. Вопрос строительства аэропортового комплекса рассматривался в регионе и в дальнейшие годы, но оптимальная площадка долгое время не была определена.

Аэро-соседство

По сообщениям аэропорта Иркутска, в 2014 году пассажиропоток превысил 1,7 млн человек. "Планку" в 1 млн пассажиров аэропорт Иркутска преодолел в 2012 году. Тем не менее, в конкурентном поле, обозначенном самим аэропортом столицы Приангарья в своем годовом отчете за 2012 год, куда входят аэропорты Владивостока, Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска и Хабаровска, аэропорт Иркутска по пассажиропотоку занимает последнее место.  Например, аэропорт Владивостока преодолел черту в 1 млн пассажиров еще в 2009 году, до строительства нового аэропортового комплекса в рамках "стройки века" к саммиту АТЭС.

Ранее говорилось о создании двух аэропортов – в Иркутской области и Бурятии, однако, по мнению главы Приангарья, это невозможно из-за низкого пассажиропотока в соседнем субъекте. В 2012 году пассажиропоток в аэропорту Бурятии составил 270 тысяч человек в год. В 2013 году, согласно отчетам бурятского аэропорта, пассажиропоток увеличился до 300 тысяч. Что касается финансовых вливаний, по сообщению самого аэропорта "Байкал", за последние годы в аэропортовый комплекс вложено свыше 1,4 млрд рублей из федерального бюджета, а в рамках социального и экономического развития районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, предусмотрено выделение из федерального бюджета еще 4,7 млрд. рублей на строительство новой взлетно-посадочной полосы аэропорта Улан-Удэ. Сейчас длина ВПП "Байкала" составляет 2997х45 метров, планируется, что новая ВПП будет 3600х60 метров.

Отметим, что по количеству ВПП аэропорт Иркутска уступает аэропортам Екатеринбурга, Владивостока, Хабаровска, Новосибирска. По длине ВПП – Хабаровска, Новосибирска и Красноярска.

Примеры "передела"

В 2008 году контрольный пакет акций аэропорта Владивосток передали московскому аэропорту Шереметьево (МАШ). Как сообщал "КоммерсантЪ" с ссылкой на Минтранс, решение объяснялось необходимостью ускорения реконструкции аэропорта перед саммитом АТЭС 2012 года. Отраслевые эксперты говорили о том, что это очередной шаг к консолидации аэропортовых активов на базе единого государственного оператора, и речь шла именно о МАШ, как о компании со 100% государственным капиталом и возможностью привлечь инвесторов и банковские кредиты. Причем, в 2008 году аэропорт Иркутска упоминался как единственный, где на тот момент МАШ удалось закрепиться.  МАШ заключил договор о строительстве и эксплуатации недостроенного терминала аэропорта Иркутска, о чем сообщало агентство Aviaport.ru.

Аэропорт Владивостока , Фото с места события собственное

Аэропорт Владивостока , Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Что касается аэропорта Владивостока, передача акций была необходимым условием для участия МАШ в реконструкции аэропорта. "Ъ" привел цитату гендиректора МАШ Михаила Василенко о том, что простое участие в реконструкции терминала компании неинтересно.

"Мы не строительная компания, и просто участвовать в реконструкции нам было неинтересно," – пояснил он "КоммерсантЪ".

Имущество аэропорта было выделено из авиакомпании "Владивосток Авиа", указом президента РФ ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в уставный капитал ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" было передано 52,16% акций.  Доля МАШ в уставном капитале осталась практически неизменной.  Достаточно большими пакетами акций также владеют ООО "Аэро-Груз" (18,37% и ЗАО "Кварц-Инвест" (16,84%). В декабре 2013 года появилась информация о том, что Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) готовит к продаже аэропорт во Владивостоке. Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что МАШ заказал оценку стоимости акций ОАО "Международный аэропорт Владивосток" и ЗАО "Терминал Владивосток", сообщали"Известия". Возможным покупателем пакета МАШа в аэропорту Владивостока назвали Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, который контролируется ВЭБом, однако в самом фонде информацию не подтвердили, в МАШе сообщили о том, что "работа по соглашению ведется и будет завершена в 2014 году. Летом 2013 года во время Петербургского экономического форума фонд и сингапурская компания Changi Airports International (CAI) вместе с администрацией Приморского края подписали Меморандум о взаимодействии по развитию международного аэропорта Владивостока. СМИ сообщали, что именно этот фонд планирует выкупить доли Шереметьево в Международном аэропорте Владивостока (МАВ) и в ЗАО "Терминал Владивосток", а также около 26,9% МАВа у миноритариев. Глава Фонда развития Дальнего Востока Павел Грачев заявлял о том, что в 2013 году в капитал аэропорта войдет сингапурская компания Changi и будет проведено объединение юридических лиц аэропорта.

Как показывает практика, для передачи аэропорта в другие руки необязательно наличие в регионе "стройки или события века". Так, в собственность Сахалинской области аэропорты перешли в прошлом году. Как сообщается на сайте Роимущества, в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 04.12.2013 № 881 и распоряжения Правительства Российской Федерации 27.12.2013 № 2584-р Росимуществом переданы находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ "Аэропорт Южно-Сахалинск", "Аэропорт Шахтерск", "Сахалинский аэропорт Оха", "Аэропорт Ноглики", "Авиапредприятие "Зональное", а также ФКП "Аэропорт Сахалина" в собственность Сахалинской области.

Караван медленно, но идет...

Аэропорт Иркутска, терминал внутренних авиалиний, Фото с места события собственное

Аэропорт Иркутска, терминал внутренних авиалиний, Фото с места события собственное. Автор фото: Мария Оленникова, IrkutskMedia

Напомним, в 2014 году в Иркутске возобновлено прямое авиасообщение с Сеулом в рамках весенне-летнего расписания. На линии стоит Boing-737. Вылет из Иркутска в Сеул по вторникам и субботам в 3.15 местного времени, в обратном направлении – по понедельникам и пятницам в 20.50 по времени Сеула. Время в пути около четырех часов. Перелеты осуществляет крупнейшая авиакомпания Южной Кореи - Korean Air. С 25 июня работать на этом маршруте начала российская авиакомпания "Сибирь". Договориться о взаимодействии по привлечению инвестиций в экономику Иркутской области смогли правительство Иркутской области и Корейское Агентство по содействию торговле и инвестициям (KOTRA).

В мае 2014 года открылся новый международный рейс в китайский город Тяньцзинь. Пассажиров самолеты перевозят два раза в неделю: по понедельникам и пятницам. Перелет осуществляется на Аэробусе А-320, рассчитанном на 180 пассажиров.

Открытие новых рейсов за границу, по сообщению пресс-службы аэропорта, - это результат участия специалистов ОАО "Международный Аэропорт Иркутск" в крупнейшем международном  форуме по развитию сети авиамаршрутов Routes Asia – 2014. Новые международные рейсы начнут курсировать преимущественно в Азию из аэропорта Иркутска. Специалисты ОАО "Международный Аэропорт Иркутск"  провели на форуме деловые встречи, рассказали о возможностях иркутского аэропорта, наиболее популярных направлениях и о рейсах, которые сейчас выполняют. Ряд азиатских перевозчиков – Jet Asia Airlines, Cebu Pacific Airlines и Garuda Indonesia – выразили свою  заинтересованность в организации чартерных рейсов в Таиланд, Индонезию и на Филиппины из Иркутска.

Впрочем, коррективы в работу аэропорта в 2015 году может внести экономическая ситуация в России. Нынешнее руководство аэропорта ждет снижения выручки (на 3%) и пассажиропотока (на 5%), в частности за счет международных перевозок. По словам коммерческого директора Юрия Курдюкова, также в 2015 году запланировано снижение грузоперевозок на 10% (показатели даны в сравнении с 2014 годом).

Справка: Аэропорт в Иркутске основан 24 июня 1925 года, когда в областном центре совершили посадку шесть самолетов рейса Москва – Иркутск – Улан-Батор – Пекин. В мае 1928 года в устье реки Ушаковки около Знаменского монастыря открыт гидропорт Иркутска. 10—13 августа 1928 года выполнен первый почтово-пассажирский рейс в Бодайбо. Перелет шел на гидросамолете Ю-13 "Моссовет". В январе 1948 года начались регулярные круглосуточные полеты на воздушных линиях Иркутск – Москва, Иркутск – Бодайбо – Якутск. 30 декабря 1954 года постановлением Совета министров СССР аэропорт Иркутска получил статус международного. Первый рейс был выполнен в Пекин. 7 марта 1975 года в Иркутск прибыл первый самолет второго поколения реактивных гражданских пассажирских самолетов ТУ-154.

1 апреля 1992 года в результате реорганизации Иркутского объединенного авиаотряда образовано предприятие "Аэропорт Иркутск". 28 октября 1994 года аэропорт получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета РФ на проведение международных полетов. 16 декабря 1994 года был открыт терминал международных воздушных линий.

14 июля 2004 года аэродром получил сертификат на допуск к международным полетам и посадке по минимуму первой категории ИКАО.

10 апреля 2009 года после масштабной реконструкции открылся обновленный терминал внутренних воздушных линий. 1 марта 2011 года ФГУП "Аэропорт Иркутск" преобразовано в ОАО "Международный Аэропорт Иркутск". 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Путин велел передать аэропорт Иркутска в собственность Приангарья

Новую взлетную полосу построят в аэропорту Иркутска

Снижение пассажиропотока и чистой прибыли прогнозирует аэропорт Иркутска в 2015 году

30.01.2015

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia