Депутат ЗС Иркутской области Ольга Носенко: Мне важно видеть результаты своей работы

Глава комитета по собственности и экономической политике рассказала в интервью о своем трудовом пути, работе депутата и жизненных принципах
Политика. 17 января, 10:30
Депутат Законодательного собрания Иркутской области Ольга Носенко. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Осенние выборы-2018

17 января, IrkutskMedia. Депутат, председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Ольга Носенко призналась, что главное для нее — видеть результат своей работы. В интервью корр. ИА IrkutskMedia она рассказала о своем трудовом пути на Иркутской мебельной фабрике, работе в коммунистической партии, самых интересных вопросах комитета и жизненных принципах.

— Ольга Николаевна, расскажите немного о себе. Где родились, учились, работали?

— Родилась я в военном городке Бикин в Хабаровском крае, где очень красивая природа. Хабаровск и Дальний Восток я очень люблю. Это те места, которые заслуживают внимания всего правительства РФ. После школы поступила в политехнический институт Хабаровска, где окончила химико-технологический факультет. После учебы в 1981 году по распределению я поехала в Иркутск, здесь строилась мебельная фабрика. Начинала практически с нуля на строительстве предприятия в Ново-Ленино. Я начала свою работу почти с рабочей специальности — мастера цеха участка. Я прошла весь трудовой путь: мастер, технолог, старший мастер, начальник производства, начальник цеха, начальник корпуса. Закончила работать на этом производстве в 1997 году. Свою первую профессию никогда бы в жизни не поменяла. Я горжусь, что работала на производстве и имею управленческий опыт. Теперь для меня не составляет большого труда работать в других сферах.

— Как пришли в коммунистическую партию и в региональную политику?

— Свою трудовую карьеру я завершила из-за приватизации нашего предприятия. Не было стремления работать на кого-то, когда нет цели и задач, как при плановом хозяйстве. Кстати, когда в 1986 году я вступила в КПСС, меня пригласили в Свердловский РК КПСС на должность инструктора, но я отказалась, так как для меня было важно оставаться на производстве, видеть результаты своего труда, созидать и творить. Закончила работать на этом производстве в 1997 году. Поступила в Российскую правовую академию, окончила ее в 1999 году. Стала уделять больше внимания политической деятельности и работать профессионально в политике. Работала помощником депутата Заксобрания, а позже Госдумы Евгения Рулькова, затем помощником председателя комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания. Структура, работа регионального парламента мне знакомы. Я неоднократно баллотировалась в депутаты ЗС по одномандатному округу №2 (Октябрьский округ Иркутска) вместе с Гайдаром Гайдаровым и Сергеем Теном. С марта 2009 года руковожу городским отделением КПРФ, и именно с того момента мы практически в не проигрывали выборы в Иркутске.

— Как вы выстраивали свою работу после избрания в Заксобрание в 2013 году?

— Да, я была третьей в общеобластном партийном списке и прошла в ЗС. На первой организационной сессии меня избрали председателем комитета по собственности и экономической политике, куда входят самые профессиональные депутаты ЗС. Хорошо, что я попала именно в этот комитет. Занимаясь производственной деятельностью, я знала пути решения многих вопросов.

— Какие вопросы, обсуждаемые комитетом, вы считаете наиболее важными?

— Почти полгода мы рассматривали поправки в закон №123 "Об отчете правительства по распоряжению государственной собственностью". В документе мы прописали требования, которые должны предъявляться к отчету. Потом их немного скорректировали. Действительно, может быть, правительству довольно сложно отчитываться по требованиям, которые прописаны в законе.

Проблема в том, что, имея в руках собственность практически на 100 млрд рублей, правительство просто статистически фиксирует его, а не управляет им так, чтобы получать доходы в бюджет. Одним из направлений решения этой проблемы является повышение эффективности управления собственностью. В первую очередь, это имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, пакеты акций акционерных обществ, доли государства в различных хозяйствующих обществах и другие виды имущества. При этом нельзя сбрасывать со счетов и излишки недвижимости, находящейся в оперативном управлении учреждений. На сегодняшний день процесс управления собственностью испытывает, на наш взгляд, существенные проблемы.

Министерство имущественных отношений имеет все возможности совместно с соответствующими структурами принять необходимые меры по уточнению состава имущества на территории области.

В 2018 году отчет будет рассматриваться в новые сроки, вместе с отчетом губернатора о работе правительства Иркутской области на июньской сессии.

— Одним из самых животрепещущих вопросов вашего комитета является капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение их ветхого и аварийного жилья.

— Совершенно верно. Из-за срыва программы по переселению пострадали многие губернаторы, двоих даже сняли. Я была на заседании в Совете Федерации, когда рассматривался этот вопрос. Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Степашин очень жестко высказывался в отношении министерства строительства РФ. Действительно, указ президента не выполнен не только потому, что не построены дома, но и потому, что изначально были занижены объемы аварийного жилья. В Иркутске, например, разве исполнили указ президента?

Кроме того, те дома, которые надо признать аварийными, включены в программу капремонта, но их невозможно ремонтировать. Таких домов в программе фонда капремонта официально числится 1,2 тысячи, за которые люди платят деньги. Возврата этих средств не будет, они просто пойдут на снос этого аварийного жилфонда.

Мы внесли изменения в закон, где функции технического заказчика могут быть переданы муниципалитетам но они не берутся за эту работу. Конечно, есть Свирск – передовой в сфере ЖКХ город, где все новшества берутся на вооружение и применяются. Но мы видим, что капремонт в Иркутской области идет слабо, несмотря на то что на счетах фонда капремонта больше 4 млрд рублей. Они просто валяются на счетах.

Программа переселения из аварийного жилья закончилась 1 сентября 2017 года, и пока на 2018 год она не продолжена, а деньги в федеральном бюджете не заложены. Полагаю, необходимо провести предварительную работу по признанию жилищного фонда аварийным, уже четко определить, что мы будем делать, как переселять и на каких условиях. Нового механизма пока нет. В Братске мы уже с этим столкнулись: там цена не соответствует нормам и требованиям, в результате квартиры низкого качества. Это не улучшение жилищных условий. Если мы решили пойти навстречу людям, помочь им, сделать их жизнь более комфортной, то надо подходить серьезно, искать деньги. Здесь нужно иметь совершенно другой подход.

— Недавно ваш комитет ввел ряд депутатов в советы директоров областных акционерных обществ. Это довольно серьезный шаг.

— Этот вопрос неоднократно поднимался на комитете, но в связи с ограничением законодательства лицам, замещающим государственные должности Иркутской области, запрещено участвовать в управлении хозяйствующими субъектами Иркутской области.

В связи с принятием изменения часть 3 статьи 9 закона Иркутской области "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью" появилась такая возможность участвовать в управлении, в том числе и депутатам.

Хотя желающих было не очень много. Видимо, это связано с близким окончанием работы нашего созыва. Я вошла в совет директоров АО "Особая экономическая зона "Ворота Байкала". Там тоже очень много проблем: резиденты для реализации программы в Байкальске заявились, но до сих пор ничего не сделано, несмотря на то что программа осуществляется с 2012 года.

В Иркутской области восемь моногородов. Большое значение имело создание на федеральном уровне Фонда развития моногородов. Его средства идут на софинансирование расходов муниципальных образований, связанных со строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестпроектов.

Что касается моногорода Усолье-Сибирское, то он первым в Иркутской области получил статус территории опережающего развития. Эта форма государственной поддержки играет главную роль в стабилизации обстановки и дальнейшем развитии моногорода.

Резидентами ТОСЭР уже стали три предприятия. Компания "СтартСинтез" займется выпуском антисептических средств, ООО "СТБ-Иркутск" будет производить гранулированный чугун по технологии прямого восстановления железа. 30 января наш комитет будет проводить в Усолье-Сибирском круглый стол по моногородам, где рассмотрит и созданные инструменты, и проблемы.

В регионе созданы достаточные инструменты для реализации этих задач: КРИО, Фонд микрокредитования, Фонд развития промышленности, Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Агентство инвестиционного развития. К сожалению, мы не видим каких-то результатов работы. На последней сессии Корпорация развития отчитывалась, но практически никаких проектов у нее нет. Даже производство тест-полосок, которое мы заявляем как приоритетный проект, сегодня, мягко скажем, не двигается. КРИО так работать не должна. Единственный проект, который ими реализован, – Братский диагностический центр. Годовая прибыль Иркутского диагностического центра — 600 млн рублей, и он сам мог бы профинансировать строительство своего филиала, но он привлек деньги КРИО.

— В чем, на ваш взгляд, основная проблема КРИО?

— Проблема не только в КРИО, но и в нашей системе. Созданы большие возможности для развития нового производства, однако желающих воспользоваться налоговыми льготами пока мало. Одних льгот недостаточно, нужна системная работа с потенциальными инвесторами. Для поддержки малого и среднего бизнеса также созданы эффективные инструменты, облегчающие путь к созданию собственного производства. Государство сосредоточило на этих направлениях очень большие ресурсы, но надо приложить еще немало усилий, чтобы предпринимательское сообщество получило полную информацию обо всех мерах поддержки, научилось их использовать.

— Что вы скажете по поводу прозрачности КРИО. На последнем заседании комитета выяснилось, что депутаты не могут вмешиваться в дела Корпорации, так как это АО.

— Это мы давно выявили. Да, у них даже нет регламента, нет четких правил. Это основной документ, который мы требуем от министерства экономического развития уже полтора года. Последняя сессия в 2017 году была жесткой по отношению к КРИО. Мы приняли жесткое решение — признать работу Корпорации развития Иркутской области неудовлетворительной. Руководитель КРИО тоже неправильно себя повел по отношению к депутатам. Было ощущение, что он вообще не понимает, где находится. Так нельзя себя вести на сессии, называя депутатов "пенсионерами". Не надо забывать, что 2 млрд рублей в бюджете КРИО – деньги налогоплательщиков.

— В конце 2016 года депутаты взяли на вооружение механизм депутатского контроля. Выезды на территории показывают свою эффективность?

— Да. Во время выездов мы касаемся множества вопросов: строительства, переселения из ветхого и аварийного жилья, ЖКХ, дорог. Летом мы были в Усть-Илимске и видели, что котельные там мало-мальски ремонтируют, но сети старые, изношены на 80%. Надо перерывать дороги. Даже не представляю, как это все будет выполняться. Если этого не сделать, придется вернуться к твердому топливу, а это опять затраты. Мы должны смотреть в будущее.

Сколько не ремонтировали детские сады, школы, больницы? У нас есть программа по развитию сельских территорий, и ей нужно заниматься. В противном случае люди так и будут уезжать оттуда. Откуда у нас главные умы? Из деревни. Потому что там у людей есть цели и задачи. Я сама родилась в небольшом военном городке, где 40 тысяч населения. У нас были условия и для занятий спортом, и для культуры. Были предприятия, а сейчас только ларьки и частная собственность.

— Скоро выборы в Законодательное собрание Иркутской области. Вы войдете в партийный список КПРФ?

— Это будет решать конференция в июне. Пока рано говорить. Сейчас я активно принимаю участие в выборах президента РФ, и являюсь уполномоченным представителем коммунистической партии по Иркутской области. Такое решение принял 17-й съезд КПРФ 23 декабря. Буду представлять на президентских выборах в целом партию. Для меня это основная задача.

— То есть вы отвечаете за кампанию Павла Грудинина в Иркутской области?

— Не только я, есть и доверенные лица, и штаб, которым руководит секретарь ОК КПРФ. Выдвижение Павла Грудинина было неожиданностью для многих, в том числе и для некоторых коммунистов. Я считаю, что это правильное решение. Мы сможем объединить не только коммунистов, но и все лево патриотические силы, общественные организации. Таких организаций в области более 50-ти. Грудинин – хозяйственник. В советское время достаточно было одного образования, чтобы ты мог приложить свои знания во многих сферах. Павла Грудинина я знаю лично и довольно давно. Он постоянно принимал участие в наших мероприятиях в Москве. Он достаточно молодой, добился определенных успехов. Заметьте, после его выдвижения из повестки дня исчезли и Навальный, и Собчак, и все прочие. Сегодня два кандидата – Грудинин и Путин. Других даже рассматривать не будут.

— Вы были третьей в партийном списке КПРФ на выборах в Госдуму. Сейчас там работает Алексей Алексеевич Пономарев – человек немолодой. Он может устать от работы и уйти. Вы готовы стать депутатом Госдумы от Иркутской области?

— Не откажусь. Я также являюсь кандидатом в Совет Федерации. После Вячеслава Мархаева.

— Какими принципами руководствуетесь в своей ежедневной работе депутата? И каким должен быть хороший депутат?

— Нужно любить людей и жизнь. Я оптимистка по натуре. Для меня главное — созидать и видеть результат своего труда. Я ко всем отношусь одинаково, независимо от статуса и должности. Наш народ заслуживает достойной жизни. Мы имеем огромную территорию, которая нам досталась от предков. У нас научный и трудовой потенциал, природные ресурсы. Посмотрите, одно поколение людей совершило подвиг: подготовило страну к войне, выиграло войну и восстановило разрушенное хозяйство. Мы до сих пор живем на выращенных ими плодах. А мы все разрушаем.

Когда я выступаю перед гражданами, то говорю: "Свое поколение я считаю бесполезным поколением". Мы не только не смогли преумножить, но даже не сохранили то, что оставили наши предки. Я не отказываю ни одному человеку — избиратели часто звонят мне на мобильный телефон. Мне важно выслушать моих избирателей, улучшить их жизнь, несмотря на то что сейчас многие властные двери закрыты.

Справка: НОСЕНКО Ольга Николаевна родилась 18 апреля 1959 года в Бикине Хабаровского края в семье потомственных железнодорожников. После окончания Хабаровского политехнического института была распределена на строящуюся Иркутскую мебельную фабрику, самую крупную в Зауралье. Прошла трудовой путь от сменного мастера до начальника производства фабрики. В 1999 году окончила Российскую правовую академию. Член КПСС-КПРФ с 1986 года. Замужем. Двое детей.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia