Каждая успешная компания, работающая в каком-либо секторе экономики, желает улучшить свои показатели, нарастить объем производства, потеснить конкурентов. Для этого она стремится сформировать команду профессионалов, которая претворит эти планы в жизнь. Сейчас на рынке консалтинговых услуг существуют организации, которые профессионально помогают внедрить, наладить и развить соответствующие бизнес-процессы. Генеральный директор Development Group, создатель благотворительной ярмарки "Душевный Bazar" Евгений Горькаев отметил, что потребность в таких услугах у компаний сейчас возрастает, поскольку идет серьезная борьба за рынок. Он также подчеркнул, что в настоящее время обучением сотрудников интересуются и некоммерческие организации, привлекающие инвесторов. В интервью корр. ИА IrkutskMedia руководитель компании рассказал о профессиональном развитии людей, причинах сотрудничества с крупным бизнесом, а также тонкостях проведения самой крупной в стране новогодней благотворительной ярмарки.
— Евгений, сейчас в России возрождаются идеи меценатства, помощи детям, людям, оказавшимся в сложной ситуации. У каждого учредителя свои причины запуска такой организации. Что сподвигло вас создать эту благотворительную ярмарку?
— Два фактора. Первый – это то, что я был знаком с некоммерческими организациями еще со студенческих времен и имел большой опыт в этом направлении. Второй – это мой основной бизнес. Наше подразделение D-Group.Trainings занимается развитием управленческих навыков у людей в бизнес-организациях, а D-Group.Events – организацией деловых мероприятий. В какой-то момент я увидел, что наша экспертиза в этих областях и мои знаний о третьем секторе могут быть полезны и эффективны в комплексе. Соединив умение создавать и проводить мероприятия и обучать сотрудников организаций, мы решили организовать такое событие, которое позволит развивать НКО и вовлекать через знакомство с ними в благотворительность обычных граждан. Формат, который мы нашли, – это новогодняя благотворительная ярмарка "Душевный Bazar".
Благотворительная ярмарка "Душевный Bazar". Фото: Пресс-служба компании "Development Group"
— Как сложно создавать подобные проекты? Как долго по времени?
— В принципе, он ничем не отличается от любого другого проекта или мероприятия. Первый "Душевный Bazar" я начал планировать в апреле. В сентябре началась активная подготовка, а в декабре мы его реализовали. Небольшая суматошность организации в первый раз была связана с неопытностью. Сейчас работаем над проектом круглый год: завершается один "Душевный Bazar", а мы уже вовсю готовимся к следующему. Например, концепция ярмарки 2018 года была нам известна еще в июне 2017 года с точки зрения идеи, визуального решения и так далее. И это важно при работе с крупными партнерами, без поддержки которых мы не смогли бы делать самое масштабное благотворительное событие офлайн-формата в России, которое объединяет более полусотни социальных проектов и десятки партнеров. У нас крупная площадка в самом центре Москвы, достаточно большие расходы, связанные с ее арендой и оборудованием. Без помощи крупных компаний-партнеров нам не обойтись, а они бюджетируют расходы на год вперед, и договориться с ними нужно чуть ли не за полтора года до события. Сейчас этим занимается команда подразделения D-Group.Social, для которой делать "Душевный Bazar" и другие социальные проекты – это работа. У нас есть программы обучения и развития для некоммерческих организаций. Также имеются спецпроекты: мы помогаем проводить социально ориентированные маркетинговые кампании, консультируем бизнес по вопросам устойчивого развития регионов присутствия, развития корпоративного волонтерства и взаимодействия с НКО.
— В каком году состоялся первый "Душевный Bazar"? И почему вы выбрали именно такое название для своего проекта?
— Первый "Душевный Bazar" прошел в 2010 году, в 2018-м он состоится уже в девятый раз. Название мы придумали с моими друзьями Евгением Резником и Ташей Платоновой. Таша – маркетолог с огромным опытом управления брендами в международной компании, сейчас – консультант в области маркетинга. Мы собрались и начали придумывать, как может называться это событие. Важно было, чтобы оно, с одной стороны, отражало суть события, а с другой, чтобы это не было очередными "добрыми ладошками", "добрыми сердцами", "теплыми рукавичками" и тому подобным. В результате нашего "мозгового штурма" появился "Душевный Bazar". Причем мы намеренно решили, что у нас "Душевный" пишется по-русски, а "Bazar" — латиницей в прямом транслите. Это неправильное с точки зрения английского языка написание позволяет выбиваться в "визуалке", тем самым привлекая внимание.
"Душевный Bazar". Фото: Пресс-служба компании "Development Group"
— Есть ли у вас какой-то отбор участников для ярмарки?
— Конечно. Мы несем полную ответственность перед партнерами и гостями "Душевного Bazar’а" за профессионализм и добросовестность наших НКО-участников. Все могут быть на 100% уверены, что на нашем мероприятии они встретят только настоящие благотворительные организации, которые официально зарегистрированы, ведут системную работу, имеют культуру отчетности, делают регулярные и качественные проекты и так далее. Мы это все проверяем на этапе отбора участников ярмарки.
— Любая компания может позволить себе участвовать в мероприятии или только титульная? Что можете сказать про фандрайзинг?
— Маленьким компаниям участвовать в таком крупном мероприятии не очень интересно. У нас есть определенный входной порог: минимальная сумма, которую может внести партнер в "Душевный Bazar", — 180 тысяч рублей. Это дает ему возможность провести на ярмарке BTL-акцию – например, раздачу образцов своей продукции. Следующая "ступень" – это партнер площадки, когда компания является спонсором определенной ключевой активности — например, мастер-классов или "Благотворительной елки". Здесь планка – 350 тысяч рублей. Далее есть статусы "душевного партнера", официального, генерального. Для каждого варианта у нас разработано пакетное предложение, где прописаны все возможности и условия.
При этом вы должны понимать, партнер платит взнос, чтобы мы могли арендовать, обеспечить НКО торговым оборудованием, оборудовать площадку, организовать охрану и так далее. Интеграция компании в пространство и само событие обходится еще в некоторую сумму. Так что для партнера участие в ярмарке довольно затратно. И, как правило, небольшие организации, не имеющие таких бюджетов, не могут себе позволить участие в проекте.
И еще мы гордимся, что более чем на 80% бюджет нашего ежегодного события складывается именно из средств маркетинговых бюджетов компаний-партнеров. Это дополнительное привлечение ресурсов на благотворительность, которые, в принципе, могли бы быть потрачены на организацию промо-акций в любом торговом центре.
Но это специфика организации большого мероприятия. А многие НКО проводят много менее масштабных событий, которые могут поддержать даже индивидуальные предприниматели: от небольшой финансовой помощи до поддержки товарами и вещами. Допустим, производитель бытовой техники или магазин по продаже бытовой техники. Можно без проблем выделить один фен или миксер в качестве приза для благотворительного конкурса, который пройдет в рамках такого мероприятия. И НКО это более чем устроит, так как такая активность позволит привлечь больше гостей на мероприятие и собрать необходимые средства на социальный проект. Просто бизнес-партнер должен осознавать, что это событие не привлекает огромное число людей. Это будет промо на 100-200 человек, плюс на страницах в соцсетях НКО. Но зато вы не тратите большие деньги, можете быть причастным к хорошему делу и использовать этот инфоповод в коммуникации с вашими клиентами и партнерами. Все зависит от цели и возможностей.
— "Душевный Bazar" вы организуете с 2010 года. А что было до этого? Когда вы создали бизнес – DevelopmentGroup? Расскажите о нем.
— В начале нулевых я с моими коллегами-партнерами, ушедшими из разных компаний, решил заниматься собственным бизнесом – обучением и развитием сотрудников организаций, так появилась наша тренинговая фирма. Сначала мы обучали линейный персонал, младший и средний менеджмент. Сейчас занимаемся развитием среднего и топ-менеджмента в компаниях.
— Вы сказали, что не просто так занялись этим делом, у вас был большой опыт в коучинге, тренингах, в организации мероприятий. Кто вы по образованию? Как вы начали заниматься собственно бизнесом?
— Первое мое образование – это экономика и управление на производстве. Второе – психология и управление персоналом. Я начинал свою карьеру в компании Coca-Cola и занимался развитием продаж. Потом перешел в другую сферу и много лет проработал в швейцарском фармацевтическом гиганте F. Hoffmann La Roche. Начинал с торгового представителя в городе Новосибирске, через некоторое время занял позицию регионального менеджера, переехал в Москву и стал управлять продажами и продвижением продуктов во всех регионах России. Далее перешел в отдел по работе с персоналом на позицию тренинг-менеджера, а уже оттуда – создавать собственную тренинговую компанию. Примерно через пять лет у нас появилось направление по организации мероприятий, потому что наши заказчики, для которых мы разрабатывали и проводили программы по обучению и развитию, стали запрашивать у нас еще и услуги по организации этих мероприятий.
— Сколько лет вашей компании? Насколько вы довольны результатами ее деятельности?
— 2018 год для моей компании юбилейный: в октябре нам исполнится 15 лет! Я не знаю, как оценивать критерии успешности бизнеса, но мне хватает и на жизнь, и на реализацию социальных проектов. Отмечу, что мы только два года работаем в ноль, проводя "Душевный Bazar". В предыдущие годы генерировали жуткие убытки. Надеюсь, что в будущем выйдем на определенную доходность. Если измерять не финансовыми показателями, а числом партнеров, для которых мы работаем и которым оказываем услуги, то это уже внушительный список. Например, компания PepsiCo, для которой мы с 2013 года реализуем "Школу лидеров" для функции производство и логистика, готовим людей для ключевых управленческих позиций. Сейчас у нас идет обучение четвертого набора, а каждое длится по полтора года. То, что партнер продолжает развивать с нами отношения, – это один из показателей успешности. Также нашим партнером является "Альфа-Банк", для которого мы реализуем ряд образовательных мероприятий. Работаем с компаниями Bayer, "Северсталь" — лидерами в своих отраслях.
До сих пор у нас существует направление "Организация деловых мероприятий": оно успешно и приносит определенный доход владельцу бизнеса. Наша особенность в том, что мы можем быстро решить проблему. Бывают ситуации, когда заказчику что-то долго-долго могли делать, но так и не выполнить в срок, а через две недели должно состояться мероприятие. И мы решаем такую проблему за короткий промежуток времени: это наше конкурентное преимущество. Но большинство событий мы делаем в обычном режиме, без авралов, с теми партнерами, с которыми мы давно сотрудничаем и которые заинтересованы в наших услугах.
Если говорить о направлении D-Group.Social, то это работа с НКО и консультирование бизнеса по вопросам создания, реализации и трансформации программ корпоративной социальной ответственности. Уникальное сочетание наших экспертиз и опыта работы с НКО в рамках "Душевного Bazar’a", а также других проектов в некоммерческом секторе. У нас есть проект по обучению и развитию сотрудников НКО — "ПРОНКО_2.0". В его рамках для участников "Душевного Bazar’a" мы реализуем программу "ПРО_Bazar": учим сотрудников и волонтеров некоммерческих организаций, например, как "холодный" контакт в рамках ярмарки перевести в "теплый" и превратить человека в своего сторонника – волонтера или донора, который бы подписался на регулярные пожертвования, как представить свою деятельность в рамках события, как вести коммуникацию в социальных сетях и так далее.
— Вы как эксперт наблюдаете интерес к этому виду услуг за последние пять лет со стороны бизнеса и НКО? Кто чаще обращается за такими услугами?
— На мой взгляд, потребность в этом испытывают и те, и другие. Благотворительная ли организация, бизнес ли – они все живут по законам организационного развития, и правовая форма и цель деятельности не влияют на это. Другой вопрос, что у НКО сейчас появились возможности снова обучаться, потому что стали появляться инфраструктурные проекты, которые направлены на их развитие. И эти проекты стали поддерживаться Фондом президентских грантов. Сейчас это единый грант-оператор, который за год поменял систему и отношение к этому виду государственной поддержки и к самому некоммерческому сектору. Теперь финансирование получают действительно настоящие НКО, которые делают хорошие дела, в том числе проекты, связанные с обучением сотрудников и волонтеров НКО. Благодаря поддержке Фонда у нас есть возможность реализовывать свои проекты в области развития НКО более масштабно.
Мы работаем с крупными компаниями, с которыми говорим на одном языке, в которых выстроена система обучения и развития, есть бюджеты и возможности, команда, реализующая эти проекты. Малый и средний бизнес пользуются такими программами по мере возможности, зачастую несистемно. На то есть объективные экономические и иные причины. Хотя нужно отметить, что те, кто уже четко понимает, что учиться нужно, стараются деньги на это потратить с умом: изучить информацию о спикере в интернете, узнать насколько он эффективен или это просто шоу-программа.
— Чего ожидать от будущего "Душевного Bazar’a", который пройдет в 2018 году? Какое ожидается число участников?
— Мы ставим целью 17 тысяч гостей за один день. В этом году мы снова меняем систему приглашений к участию, что должно привести к повышению их вовлеченности и качества работы в проекте. С прошлого года начали пробовать форматы "больше про смыслы, меньше про ярмарку", и они неплохо срабатывают. В этом году мы продолжим делать именно на этом акцент. Это приведет к тому, что будет меньше сборов пожертвований на самом "Душевном Bazar’е". Но это может подтолкнуть к увеличению объема постоянных пожертвований в пользу благотворительных организаций не в один конкретный день, а в течение длительного времени. Одним из ключевых показателей эффективности будет число людей, которые подпишутся на регулярные ежемесячные пожертвования благотворительным фондам. Причем мы не суммой его будем измерять, потому что нам важно, чтобы человек именно сделал этот осознанный выбор в пользу такого способа помогать. Даже если он подпишется на 1 рубль в день (то есть с карты будет сниматься 1 рубль в день), для нас это ценно и принципиально. Потому что это позволит НКО планировать свою деятельности. Они будут уверены, что этот рубль им завтра снова придет. Это очень важно.
С прошлого года у нас появился такой формат участия в ярмарке как контентное партнерство. Раньше у нас были только участники (НКО) и партнеры (кто платит и интегрирован). Контентным партнером может быть и бизнес, и НКО. Это те, кто участвует в создании интересного, уникального содержания на одной площадке или событии в целом, который привлекает новую целевую аудиторию. "Душевный Bazar" — это ярмарка социальных проектов, их представление широкому кругу людей. И нам важно, чтобы приходили новые гости и знакомились с деятельностью самых разных НКО. Новый "Душевный Bazar" состоится 9 декабря 2018 года.