От детской мечты до воплощения в жизнь: Иван Густелев о секретах своего бизнеса в Иркутске

Коммерческий директор комбината питания ИРНИТУ рассказал, что для бизнесмена важен любой опыт и самостоятельное погружение в процесс
Иван Густелев. Фото: Из личного архива предпринимателя, фотограф Александр Турняк

Нередко детские и школьные мечты становятся отправной точкой для многих людей, кто решил связать свою деятельность с предпринимательством. Коммерческий директор комбината питания ИРНИТУ Иван Густелев уверен, что молодость для бизнеса не является помехой, а, наоборот, может играть на руку. Предприниматель считает, что любой опыт, полученный в своем деле, и личное погружение в процесс помогают стать профессионалом, знающим все тонкости сферы, в которой работает. Бизнесмен рассказал в интервью корр. ИА IrkutskMedia о том, как создал свое первое заведение, и какие задачи в ближайшем будущем стоят перед комбинатом питания ИРНИТУ.

— Иван, почему решили заняться бизнесом? Как пришли к осознанию того, что бизнес – это двигатель всего, что нужно в него влиться?

— Интерес появился еще в школе. В семье у меня не было коммерсантов, за исключением мамы. Она работала в сфере общественного питания много лет. Собственно, благодаря ей я выбрал это направление. По многим вопросам, связанным с ведением бизнеса, я с мамой советовался, по настоящее время делюсь с ней своим мнением. Начинал, как и многие ребята в студенчестве, с официанта. Потом стал администратором. Все это совмещал с учебой и всегда хотел что-то свое. Такое представление, что сидишь, ничего не делаешь, а деньги получаешь. Наверное, об этом думают многие молодые люди, которые работают в коммерции и бизнесе. На последнем курсе университета решил попробовать себя в качестве владельца своего бизнеса. Приехав из Америки в 2010 году, заработав там определенные деньги, взял в аренду столовую. Тогда у меня впервые появилось собственное дело.

— Я так понимаю, на деле первоначальные представления о бизнесе развеялись?

— Именно так. Коммерсант – это пахарь, у которого есть ограниченная сумма денег, горящие глаза и желание иметь свое дело. Нет дополнительных финансовых вложений. Только накопленные личные средства. Это было рискованное дело. Мне на тот момент было 20 лет. Любой человек мог обмануть, провернуть какие-то схемы, оставив меня ни с чем. Большое спасибо моей семье за поддержку и нужные слова в тот достаточно сложный момент жизни. Я помню, что мои первые работники – две женщины за 50 лет с советским менталитетом и мойщица, которая спустя неделю не явилась на работу. Мне пришлось засучить рукава и после обеда мыть тарелки. Спустя время получилось из столовой сделать кафе.

А потом, пережив все сложности, в сентябре 2012 года я оформил кредит и купил магазин. Решил себя попробовать в розничной торговле. Это тоже представления из детства: пойдешь и возьмешь столько шоколадок, сколько надо. Ты – хозяин этого магазина. А уже в этой сфере бизнеса есть свои "подводные камни": подбор продавцов, ночные ревизии, воровство среди персонала. Благодаря этой сфере я получил большой опыт, который мне потом пригодился. Тогда я про это не думал. Было желание расширить бизнес. Я тогда понял, что огромное значение имеет возраст. Тебя не воспринимают, пока ты молод. Пришлось через себя перешагнуть, и научиться вести переговоры "по-взрослому". Когда ты идешь в бизнес, некоторые люди хотят на тебе нажиться. Например, продать что-то некачественное. Многие в 24 года не имеют за собой что-то. А у меня получилось, что были обязательства перед банком и штат 15 человек. Мне необходимо было выдавать зарплату, а также уплачивать налоги. Удавалось делать это без задержек, хотя бывало, что денег для себя даже не хватало.

— Вы сказали, что ездили в Америку. А какова была цель этой поездки? Образовательная?

— Да, это была образовательная программа. Жил в Лос-Анджелесе. У меня специальность – мировая экономика, учился в ИрГУПСе. Это подразумевало и международную стажировку. Между четвертым и пятым курсом улетел туда на полгода.

— Как обычно вы подбираете себе персонал?

— Нет понятия, с каким коллективом лучше работать – с большим или маленьким. В каждой ситуации есть свои минусы и плюсы. Есть профессионалы, за которых стоит держаться, и люди, стоящие во главе угла. Человек может сделать из ничего красоту. Это профессионал, которого стоит финансово поощрять. А если даже из шикарных продуктов человек не может ничего сделать, то ты с ним не будешь работать, произойдет некий естественный отбор и он сам уйдет. У меня были моменты, когда молодость даже на руку играла. Например, проведение собеседования. Я назначаю время и место, но интервьюирует человека мой заместитель, а я просто нахожусь недалеко и наблюдаю. Это происходит в зале, где сидят гости, работает персонал и все дела идут своим чередом. Можно понять сразу, подходит тебе человек или нет. Сможет подойти уже на тот момент слаженной команде, как он отвечает на заданные ему вопросы, какова манера поведения и так далее.

— Чтобы бизнес приносил деньги, нужно любить дело, которым Вы занимаетесь. Это действительно так?

— Все правильно. Поэтому я перестал заниматься розничной торговлей, так как в городе стали массово открывать гипермаркеты. Это на 80% повлияло на мое решение уйти из этой сферы. Сейчас у меня есть недвижимость, которая приносит постоянный доход. Я продолжаю заниматься проектом "Славянский". За время работы в сфере ресторанного бизнеса уже имеются свои постоянные гости. Постепенно сделал небольшой ребрендинг: заменил посуду, меню, расширил штат сотрудников. Четкая концепция заведения – это не ко мне. У меня банкеты, бизнес-ланчи, обеды – то, что хотят люди получать ежедневно. Может, через какое-то время она появится, но пока что основная форма проводимых мероприятий – это корпоративы. Но если я провожу корпоратив, то у меня четкая клиентоориентированность. Если клиенту нужно встретиться и обсудить мероприятие вечером или в выходной, то я обязательно это сделаю. Еще у нас нет понятия моих и твоих обязанностей. Мы все делаем одно общее дело. Если у тебя есть свободная минута, то ты не скрещиваешь руки, не стоишь в стороне. Если у повара аврал, мы идем и помогаем. У меня были моменты, когда я надевал фартук и делал стейки, обжаривал их и подавал, занимался чисткой овощей и заготовкой продуктов. Все это нормально. Если есть общее дело, то есть и общий результат. Если мы с тобой не сделаем это, то как ты получишь зарплату? Это важный момент.

— Иван, когда вы стали работать в ИРНИТУ? Как вы сюда попали?

— На комбинате питания ИРНИТУ я работаю с 1 февраля 2018 года в должности коммерческого директора. Основная моя задача – увеличение клиентской базы и в целом улучшение финансовых показателей. У комбината очень большой потенциал. Больше 7,5 тысячи кв. метров недвижимости. Есть и в Усолье-Сибирском столовые, и бывший ресторан, и четыре собственных банкетных зала, и две столовые в главном корпусе. Это все то, чем я сейчас занимаюсь.

В настоящее время готовим проект по созданию имиджевого заведения. Все охватить сложно, поэтому было принято решение сдавать некоторые объекты в аренду, чтобы был определенный доход и не распылять на это все силы. Занялся автоматизацией комбината питания. Университет выделяет деньги для полной автоматизации комбината. Сделать все современным. В кафе будут диваны и столики, чтобы студенты или преподаватели могли уединиться от суеты университета. Наш вуз – это целый город, где один день за три.

— Какие мероприятия для вас сейчас важны?

— Сейчас занимаемся тем, что создаем программу обучения пекарей, поваров и кондитеров. Комбинат превратится в холдинг. Будем готовить специалистов. Наш комбинат питания не представляет конкуренции городским заведениям. У нас разные сегменты. Там – развлечение, а здесь – акцент на студенческое питание. При этом мы будем работать с крупными заведениями, которым будут нужны профессионально подготовленные кадры.

На базе нашего университета готовят снековую продукцию. Например, супы быстрого приготовления. Именно это направление будут преподавать только у нас в университете. По возможности даже будет новая мода, суп-пюре с собой в стаканчике. Это очень удобно. А главное – из натуральных продуктов. Это идея наших студентов. Комбинат питания активно способствует популяризации этого проекта и помогает воплотить его в жизнь при поддержке администрации вуза. Будем обучать карвингу – вырезанию экспозиций из овощей и фруктов. Таких специалистов в городе не так много. Это будет в нашей образовательной программе. И по возможности будем трудоустраивать наших выпускников на комбинате. Также будем заниматься полуфабрикатами: пельменями, варениками и другой замороженной продукцией под брендом нашего университета. Надеюсь, в недалеком будущем в крупных гипермаркетах Иркутска будут продавать нашу продукцию.

— Когда можно будет увидеть первые результаты работы комбината?

— Самый амбициозный проект и самый затратный – это полуфабрикаты. С площадями у нас проблем нет, но есть трудности с оборудованием. Оно у нас старое, и требуется его обновление. Этот проект, будем реализовывать в ближайшем будущем. Что касается автоматизации, то она происходит в настоящее время. Так как комбинат большой, людей надо обучить. Штат – более 60-ти человек. Для нас это достаточно. Возможно, кого-то нужно взять нового, кого-то заменить. Сейчас пишем образовательные программы, надеемся, что первый набор сделаем уже осенью. Те, кто не поступил в университет, могут пойти учиться на повара и в дальнейшем получат гарантированное трудоустройство.

— У вас складывается весьма напряженный график работы. Как удается совмещать бизнес и управление комбинатом?

— Если честно, то это очень сложно. Не бывает такого, чтобы у тебя в каждом деле все было хорошо, во всяком случае я говорю это за себя. Здесь бюджетное учреждение. Мы понимаем, что есть определенные финансы, на которые мы можем рассчитывать, в бизнесе – все на твоих плечах. После окончания рабочего дня на комбинате мчу в "Славянский". Сейчас мой бизнес функционирует как банкетный зал, а не кафе. Я избежал издержек постоянно держать персонал и там находиться. То есть встретился с заказчиком, получил заявку, отработал, все деньги получили и разошлись. Для рестораторов и работников общепита эта система недопустима. В моем случае она работает. Я каждый день нахожусь в этой сфере. На каких-то мероприятиях "Славянский" выступает в качестве партнера. Мы на бартерных условиях работаем.

— Сейчас вы сконцентрированы на комбинате питания. Что успели сделать за этот небольшой временной промежуток?

— За небольшой промежуток времени познакомился с коллективом. Когда пришел в университет, я не знал, где и какие корпуса, как дойти до своего кабинета, как пройти из моего кабинета в бухгалтерию и так далее. Некоторые люди проработали по 10-15 лет и могут не видеть сложности в частном общепите. Когда мы имеем постоянную зарплату вовремя, все кризисы минуют. Ты не знаешь, как может быть иначе. А как человек, пришедший из бизнеса, я вижу все эти недостатки. Начинается определенная мотивация персонала, что за работу нужно держаться. В любой момент вы можете сказать: "Нам денег мало". Развернуться и уйти. Но куда вы придете? Вокруг – коммерция. Стабильных заведений в городе мало. А зарплата на нашем комбинате питания у поваров не только стабильная, но и сопоставимая с ресторанами города, где требования совершенно иные и нет социальных гарантий.

— Желаем вам удачи в реализации новых проектов.

— Спасибо!

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia