Пальчики оближешь: рецепт идеального шашлыка на майские праздники
23 апреля, 09:00
Блогер и певец Дава сделал шокирующее признание
18:45
Электроэнергию частично отключат в Иркутском и Шелеховском районах 25 апреля
18:35
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты
18:30
Пенсионерка отравилась угарным газом на пожаре в многоквартирном доме в Ангарске
18:25
В Иркутске и Маркова ограничат электроснабжение 25 апреля
18:05
В Приангарье родился котенок-мутант с двумя головами
18:00
46-летняя женщина получила ожоги в попытке потушить горящий дом в Усолье
17:44
В Братске 14 мужчин отправились на службу в зону СВО
17:42
В Иркутской области автомобили Toyota чаще всего страховали в начале 2024 года
17:30
47 машин отправили из Иркутской области для бойцов СВО
17:21
Михаил Малиновский подтвердил свое назначение и.о. мэра Тайшетского района
17:05
Транспортная прокуратура прокомментировала случай вынужденной посадки самолета в Братске
17:00
Всероссийская акция "Георгиевская ленточка" стартовала в Иркутской области
16:52
Директору СЗ "ГОРОЖАНЕ" назначили штраф за сговор при покупке детсада в Приангарье
16:47
ВСЖД продлит маршрут пригородного поезда Черемхово – Кая на период дачного сезона
16:43
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты 18:30
В Иркутской области автомобили Toyota чаще всего страховали в начале 2024 года 17:30
Сын сенатора Сергея Брилки намерен стать депутатом думы Иркутска 12:55
Детскую поликлинику №5 в Иркутске построят по народной программе ЕР 23 апреля, 19:25
Опрос ВТБ: 70% сибиряков пользуются системой быстрых платежей для переводов 23 апреля, 17:38
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 16:56
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 16:15
В думе рассмотрели 16 вопросов на комиссии по собственности и экономической политике 23 апреля, 13:59
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10% 23 апреля, 13:47
Жители Приангарья обратились в контакт-центр "Иркутскэнергосбыта" более 560 тысяч раз 23 апреля, 13:29
Клиенты ПСБ в Иркутске смогут вернуть проценты по потребительским кредитам 23 апреля, 12:25
Игорь Рыморенко покинул пост министра цифрового развития Иркутской области 22 апреля, 21:21
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года 22 апреля, 19:53
Портфель рублевых пассивов ВТБ превысил 7 трлн 22 апреля, 18:04
На месте будущей детской поликлиники №5 прошло совещание по инициативе думы Иркутска 22 апреля, 17:14

Вячеслав Бутусов: Кровь кочевников течет во всех нас

Вокалист рок-группы Nautilus Pompilius - о фестивале "Голос кочевников", современной музыке и жизни по другим правилам
Вячеслав Бутусов Виктория Непогодина, ИА IrkutskMedia
Вячеслав Бутусов
Фото: Виктория Непогодина, ИА IrkutskMedia

X Международный музыкальный фестиваль "Голос кочевников" состоялся в Бурятии 20-21 июля. Мероприятие собрало на своей площадке музыкальные коллективы и исполнителей из Кореи, Китая, Малайзии, Монголии и России. Хэдлайнером фестиваля стал лидер и вокалист рок-групп Nautilus Pompilius и "Ю-Питер" Вячеслав Бутусов. В интервью корр. ИА IrkutskMedia музыкант рассказал о "Голосе кочевников", современной музыке и жизни по другим правилам.

– Были ли вы раньше в Бурятии? Почему решили принять участие в "Голосе кочевников"?

– Если мне память не изменяет, я в первый раз приехал в Бурятию в 1981 или 1982 году в составе стройотряда архитектурного института. Нас отправили на станцию Кунерма, там строили участок знаменитой железной дороги БАМ. Нам выдали специальную одежду, защищающую от комаров и мошек. У меня совершенно незабываемые впечатления от этого периода жизни. Тогда же я впервые посетил Байкал, окунулся в священные воды. Я до сих пор вспоминаю этот момент. Сейчас в Бурятию приехал уже в третий раз. Причем как посол благотворной миссии.

Что касается фестиваля, было бы логичнее, если бы на нашем месте была группа "Кино". Но мы в какой-то степени постараемся это компенсировать. Кровь кочевников течет во всех нас. Мы все пропитаны этим духом. Песня "Монгольская степь" стоит внизу в списке любимых народом песен, к сожалению. Хотя я ее очень люблю. Но мне сдается, что мы редко ее исполняли на сцене. Так судьба сложилась за 35 лет, что песни сформировались определенным образом. И на фестиваль мы привезли аутентичную классическую программу, состоящую из композиций, которые всем известны. Наш состав тоже классический — четыре музыканта. Используем плейбэк. Может быть, благодаря этому мы можем включить в свою программу этнические элементы, что таким образом приближает нас к теме фестиваля.

– Сразу ли вы согласились приехать на фестиваль?

– Да, я быстро согласился. Хотя последнее время не очень люблю выступать на фестивалях. Немного устал от этой атмосферы. Но здесь другой вопрос — совершенно другая направленность. Здесь мы давно не были. Мне очень нравится дух этой непривычной комфортности. Я в последнее время очень много думаю о природе, о том, как далеко ушел человек от нее. Я как архитектор и градостроитель скорблю вместе с жителями больших городов. Потому что это страшная ловушка. Приезжая в такие места, я душой отдыхаю. А еще и заряжаюсь. Для меня эта энергетика очень важна. Она мне кажется искренней, девственной, целомудренной. А мне этого очень не хватает в больших городах. Жить в такой обстановке очень сложно. Хочется вдохнуть воздух степи, рек, гор и так далее. Просто постоять и потрогать деревья.

Музыканты

Музыканты. Фото: Виктория Непогодина, ИА IrkutskMedia

– В финале телешоу "Синяя птица" вы выступали совместно с музыкальным трио из Бурятии. Какие у вас остались впечатления? Хотели бы повторить?

– Спасибо, что напомнили. Это тоже является маленькой, но все-таки причиной, почему мы сюда приехали. У нас есть опыт исполнения этнической музыки. Наткнулся на просмотр видео из передачи "Синяя птица". Больше всего понравилась та часть, где ребята играют на бурятских инструментах. Мне в какой-то степени это напомнило даже Pink Floyd. Что касается пожеланий по отношению к публике, то исполнитель не должен качать права. Его дело – выйти и представить свое видение песни. Ничего требовать не нужно ни от журналистов, ни от публики.

– В чем преимущество фестивалей для зрителя и исполнителя? Что вам больше нравится?

– Хороша идея фестиваля "Голоса кочевников" – более широкий диапазон. "Нашествие" при всем моем уважении — узкопрофильное мероприятие. Во-первых, на "Голосе кочевников" — хороший графический диапазон. Во-вторых, этническая музыка, предполагающая первоосновы природы. Это замечательно! Это то, что нужно людям. Я считаю, что здесь представлена перспективная музыка. Этническая музыка – космический масштаб. И совершенно точно и в историческом, и в географическом, и в духовном смыслах.

– В 2017 году у вас вышел альбом, где старые песни представлены в новом звучании. Это новое дыхание Nautilus Pompilius или эксперимент?

– Что касается программы, то мы ее зафиксировали в студии, выпустили пластинку, посвященную этой дате. Это то, что я называю автотрибьютом. Таким образом мы отдали дань уважения творчеству группы Nautilus Pompilius. Частично эта программа будет исполнена сейчас. Мы ее исполняем как тур к 35-летию Nautilus. Это информационный буксир. И программа сама называется "Гудбай, Америка". За 35 лет эта фраза не утратила своей актуальности, как видите. Где бы мы ни выступали, на эту песню реагируют определенным образом. Хотя она, на мой взгляд, она одна из самых легкомысленных. Но время таким образом изменяет вещи, трансформирует их смысл, что я не перестаю удивляться. Если через 50 лет мы по-другому увидим эту песню, не с бурятскими народными музыкантами, а с африканскими, то будет, скорее, еще актуальнее. В общем, я к этим вещам отношусь как к раритетам, как к аутентичным ценностям. Смотрю как человек, который может себе позволить отойти в сторону и глядеть на эту вещь как на музейный экспонат.

1 / 2

– Расскажите немного о своей семье?

– Моя семья очень трогательно относится к тому, чем я занимаюсь. Родные меня оберегают в том смысле, чтобы я со спокойной душой и чистым сердцем продолжал этим заниматься. Какой-то особенной тяги к музыке у детей я не вижу, кроме того, что они слушают. И то не все. Но у нас родилась внучка. Вот она проявила активный интерес к музыке, в частности, к моей, к моим способностям играть на гитаре разные песни. Она, действительно, оценила по-настоящему мой самобытный талант. Мы с ней исполняем песни: когда что видишь, то и поешь. Мы часто садимся с ней вдвоем, играем на гитаре и исполняем: "Вот бабушка прошла…". Описываем быт семьи.

– Правда ли, что вы занимались раньше мультипликацией?

– Это не имеет отношения к данной теме, музыкальной. Я как бывший архитектор, хотя считаю себя действующим, всегда был неравнодушен к мультипликации. Еще тогда, когда я учился в художественной школе имени Сурикова. До сих пор лелею идею создать полнометражный мультфильм. У меня много идей. В данном случае как раз технологии имеют большое значение. От этого многое зависит. Так что стараюсь не отставать. У меня есть несколько сказок, которые вполне подходят для мультипликационного воплощения.

1 / 2

– В начале 90-х были "Брат" и Данила Багров, был герой поколения. Как вы думаете нужен ли молодежи такой собирательный образ героя?

– Не могу сказать в идеологическом смысле. Как сказал профессор Капица на одном из последних мастер-классов: "Все меняется"... И написал формулу с переменной в геометрической прогрессии. Наверное, наступили времена, когда все это не нужно. Очень большой коэффициент социальной разобщенности, даже просто людской. Это чувствуется. В этом особенность нашего времени. Так называемые лидеры, вожаки не в силах воздействовать на общество. Сейчас на общество влияют другие силы. Так что это осталось в истории, также как тираны и деспоты, силовые йоги. Это все технологии прошлых лет. Сейчас мир живет по другим правилам. Но так и будет происходить. Я верю в то, что измельчает все до такой степени, что появится новая мука, из нее сделают вселенский пирог и снова начнут резать на части.

– Как относитесь к современным исполнителям, которые поют под фонограмму?

– Нормально отношусь к этому. Технологии берут свое. Уже спокойно отношусь и к телефону, который у меня в сумке лежит. Дети заставляют двигаться вперед в техническом плане. Вещи, связанные с электронной музыкой, или элементы использования технических новшеств меня не смущают. Меня тревожит душа человека, всякое гавкание на сцене, матерщина.

– Часто музыканты конца 80-х годов выезжают на песнях, которые были популярны еще в те годы. Как вы думаете, это они в угоду публике работают или же нет?

– Я отвечу за всех словами знаменитого Андрея Макаревича: "У нас очень хорошая страна. Она большая. Если ты станешь популярным, ты 10 лет можешь катиться по этой горке долго в одну сторону – от Москвы до Владивостока. Потом от Владивостока – еще 10 лет назад. И этого достаточно". Я вас понимаю. Мы стараемся как раз не катиться, а оторваться. Используем материал как музыкальную и духовную базу, чтобы просто делать то, что близко, может быть, немногим. Это материнский капитал, которым надо пользоваться, чтобы приближать себя к людям, приближать людей к себе, к своему мировоззрению, призывать людей к добропорядочности. Потому что так я вижу свое призвание. Я — непрофессиональный музыкант, самоучка. Для меня важно осознать, для чего меня направили на эту стезю, на сцену. Для меня это парадоксальная вещь.

– Планируете ли вы когда-нибудь собраться старым составом?

– Это классический вопрос по поводу, будет ли восстановлен старый состав Nautilus Pompilius. Не буду долго объяснять эту ситуацию. Собрать состав его физически невозможно. Многие ушли в мир иной. Мы эту тему вообще не трогаем. У нас была попытка в 2006-м на фестивале "Нашествие" собрать всех оставшихся. Это было нормальное такое возвращение в прошлое. Однако опыт показал, что больше этого делать не нужно. Надо двигаться вперед. Нужно развивать и собственное воззрение и в духовном, и в профессиональном смыслах. В общем, нужно совершенствоваться. Я считаю, что все меняется к лучшему. Утешайте себя мыслью, что завтра мы будем звучать несколько иначе. Но вы услышите знакомые песни, и думаю, что мы вас не разочаруем, если успели когда-нибудь вас очаровать.