Вертолет
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

Последний полет Ми-8: три авиакатастрофы произошли в Приангарье с 2011 года

ИА IrkutskMedia представляет подробности трагедий, унесшей жизни 14-ти человек

Три самые страшные авиакатастрофы с вертолетами Ми-8 произошли в новейшей истории Иркутской области в 2011, 2013 и 2018 годах. В ЧП погибли 14 человек. Хронологию трагических событий представляет ИА IrkutskMedia.

Справка: Ми-8 — советский и российский многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х. Является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире, а также входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач.

Июль 2011 года. Двое погибших

5 июля 2011 года экипаж авиакомпании "ЮТэйр" выполнял внутреннюю коммерческую перевозку пассажиров и груза по маршруту аэропорт Усть-Кут – площадка 72-я Даниловская – Буровая 111 – аэропорт Усть-Кут. На борту находились 13 человек и груз. После прибытия воздушного судна в район посадочной площадки 72-я Даниловская экипаж не смог обнаружить пригодную для приземления посадочную площадку и приступил к ее подбору с воздуха.

"Подобранная экипажем посадочная площадка соответствовала по размерам и воздушным подходам требованиям РЛЭ вертолета Ми-8Т. Командир вертолета дал команду бортмеханику осмотреть состояние площадки. Местность оказалась заболоченной. Однако было принято решение высадить пассажиров и разгрузить воздушное судно, удерживая вертолет в полувзвешенном состоянии", — говорится в отчете Межгосударственного авиационного комитета.

Во время выгрузки часть пассажиров перемещалась из вертолета на землю и обратно. На поверхности постоянно оставались четыре человека, которые относили груз в сторону от вертолета. В процессе выполнения разгрузочных работ у вертолета началось кренение в левую сторону, которое, по объяснению командира воздушного судна, достигало 15-ти градусов. Попытки привести положение вертолета в нормальное состояние не увенчались успехом. Машина провалилась колесом в грунт и опрокинулась на правый борт. После этого лопасти несущего винта ударились о землю и начали бесконтрольно вращаться. Были повреждены левый двигатель и левая часть кабины. В результате случившегося двое рабочих, находящихся на земле погибли, еще один — пострадал. После остановки вращения вертолета борт воздушного судна покинули оставшиеся пассажиры и члены экипажа. Травмы получили одна из пассажирок вертолета, а также командир воздушного судна и второй пилот.

По результатам расследования МАК были отработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.

Май 2013 года. Девять погибших

6 мая 2013 года в районе села Преображенка Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8 RA-24410 авиакомпании "Ангара". Воздушное судно взорвалось в воздухе при закладке взрывчатки для подрыва льда на реке Нижней Тунгуске, свидетелем катастрофы стал экипаж и пассажиры второго вертолета, также вылетевшего на инспекцию паводковой ситуации.

"6 мая от диспетчера "ВостСибаэронавигации" нам поступило сообщение, что вертолет авиакомпании "Ангара", который выполнял плановые полеты в Катангском районе по мониторингу ледовой обстановки на реке Нижней Тунгуске не вышел на связь. Воздушное судно совершало рейс с "Буровой 111" до населенного пункта Преображенка. Нами было организовано проведение поисково-спасательных работ. С аэропорта Братска вылетел поисковый самолет с авиационными спасателями. Кроме того, в район поиска были отправлены специалисты авиакомпании "Ангара" и вертолет Ми-8, который работал по Киренскому и Катангскому району по противопаводковым мероприятиям. На борту воздушного судна находились девять человек, в том числе врио начальника регионального Главного управления МЧС Станислав Омельянчик", — отметил Валентин Нелюбов (ныне начальник ГУ МЧС по Иркутской области).

В вертолете перевозили около двух тонн взрывчатых веществ для подрыва льда. В результате ЧП погибли шесть сотрудников МЧС (среди них врио начальника регионального Главного управления МЧС Станислав Омельянчик) и три члена экипажа. Траурные мероприятия по погибшим в авиакатастрофе прошли в Иркутске 14 июня 2013 года. Панихида состоялась на площади у Дворца спорта "Труд" в центре столицы Приангарья.

При расследовании уголовного дела было проведено 17 судебных экспертиз, допрошено более 70-ти свидетелей: местные жители, которые стали свидетелями происшествия, сотрудники Главного управления МЧС России по региону, аварийно-спасательной службы, авиакомпании и других служб. Был изъят и исследован существенный объем документов. Наиболее вероятной причиной взрыва вертолета стало неосторожного обращения с "боевиком" (готовый к применению заряд, в который вставлен капсюль-детонатор — прим.ред.) кого-либо из находившихся в грузопассажирской кабине вертолета. Вертолет Ми-8Т RА-24410 был технически исправен и подготовлен к полету. С учетом изложенных обстоятельств по результатам расследования принято решение о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.

Сентябрь 2018 года. Трое погибших

Вертолет Ми-8 авиакомпании "Ангара", выполнявший спецрейс для проведения аэросъемки из Усть-Кута в Кунерму, пропал с радаров утром 2 сентября. На поиски воздушного судна немедленно отправился борт Росавиации, а также самолет Ан-26 одной из местных авиакомпании. Поисковая операция в этот день не дала результатов и была отложена до утра 3 сентября из-за наступления темноты и сложных погодных условий. В тоже время транспортная прокуратура начала проверку по факту исчезновения вертолета. Также заинтересовалось авиапроисшествием Восточно-Сибирское управление на транспорте СУ СКР.

Поисковые работы возобновили утром 3 сентября. Через пару часов спасатели обнаружили разрушенный вертолет в 290 км на юго-востоке от Усть-Кута. С воздушного судна не было видно людей рядом с обломками. Также стало известно, что Ми-8 находился в труднодоступном ущелье.

Спасатели приземлились в полутора км от места падения воздушного судна и добирались пешком до места крушения. Специалисты предварительно установили, что Ми-8 получил сильные разрушения от удара о землю. Среди обломков вертолета нашли тела троих членов экипажа. В авиакатастрофе погибли трое человек: командир воздушного судна, второй пилот и бортмеханик.

Позже стало известно, что рухнувший вертолет проходил плановое периодическое техническое обслуживание 23 июля. Кроме того, перед трагическим вылетом воздушное судно прошло обязательный техосмотр, по результатам которого сбоев в работе вертолета не обнаружили.

Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по факту падения вертолета Ми-8. Ряд экспертиз проведут в рамках уголовного дела по факту падения вертолета. В настоящее время следователи работают на месте авиакатастрофы.

Кроме того, Восточно-Сибирская транспортная прокуратура установила надзор за расследованием уголовного дела по факту падения вертолета. Специалисты организовали проверку соблюдения требований законодательства о безопасности полетов в связи с произошедшей катастрофой.

К расследованию причин авиакатастрофы подключился Межгосударственный авиационный комитет (МАК). В настоящее время сформированная комиссия по расследованию авиапроисшествия уже приступила к работе.

Также Ространснадзор по согласованию с прокуратурой организовал внеплановую выездную проверку авиакомпании "Ангара" после крушения вертолета Ми-8. Ведомство проверит перевозчика на предмет соблюдения установленных требований воздушного законодательства в деятельности авиакомпании.

Транспортировкой тел погибших членов экипажа Ми-8 займется авиакомпания "Ангара". К операции привлечены сотрудники МЧС. Специалистам предстоит с помощью специального оборудования извлечь зажатые металлоконструкциями вертолета тела.

Семьи троих членов экипажа вертолета Ми-8 получат по 4 млн рублей компенсации. Выплаты осуществят авиакомпания "Ангара" и Фонд социального страхования.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

#Крушение вертолета

Уголовное дело о крушении МИ-8 в мае 2013 года в Иркутской области закрыто