Сотрудники кафедры автомобильных дорог Иркутского национально-исследовательского технического университета проводят исследования составов полимерно-битумного вяжущего вещества (ПБВ) для строительства, реконструкции и ремонта дорог в Приангарье. Стоимость работ составляет 6,4 млн рублей. Проект реализуется в интересах Дирекции автомобильных дорог Иркутской области. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу ИРНИТУ.
Как сообщил заведующий кафедрой Вадим Балабанов, договор на выполнение исследований был заключен в октябре, сдача результатов заказчику запланирована на декабрь 2020 года. Актуальность научных изысканий обусловлена тем, что существующая нормативно-техническая и правовая база по получению ПБВ для дорожного строительства не подходит для Байкальского региона в связи с особенными климатическими условиями.
"При строительстве автодорог в Иркутской области необходимо учитывать резко континентальный климат. Поэтому нормативные документы требуют некоторого уточнения применительно к условиям нашего региона. Вопросами увеличения межремонтного срока автодорог наша кафедра занимается уже более 15 лет, проводя эксперименты по модификации битума полимерами и другими компонентами Мы провели анализ, учитывая отечественный и зарубежный опыт. Специалисты кафедры в свое время побывали в дорожном министерстве провинции Онтарио (Торонто) и в провинции Альберта (Калгари), где климат идентичен сибирскому. Наши зарубежные коллеги успешно решают задачи строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог аналогичным образом, используя модифицированные битумы", — отметил Вадим Балабанов.
В составе полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) полимер, пластифицирующие и адгезионные добавки. Обычный дорожный битум для производства асфальтобетонной смеси не обеспечивает достижения требуемых транспортно-эксплуатационных качеств автодорог, обладая недостаточным комплексом показателей физико-механических свойств применительно к климатическим условиям региона. Поэтому возникает необходимость использования таких вяжущих веществ, которые будут адаптированы к температурным условиям Приангарья.
В области модификации нефтяных битумов сотрудники кафедры имеют достаточно серьезные результаты исследований, которые защищены патентами РФ.
"Это была объемная интересная работа. Мы значительно увеличили интервал работоспособности полимерно-битумного вяжущего — от -50 до +70. Параметры обычного битума составляют от -20 до +45. Кроме того, мы занимаемся поиском альтернативных пластификаторов. Они являются дорогостоящим нефтепродуктом, поэтому стоимости пластификаторов зависит конечная стоимость ПБВ. Нам удалось найти такой пластификатор и снизить стоимость на 20%. Полученный научно — практический опыт позволит сотрудникам кафедры продолжить эксперименты и доработать технологию с учетом наличия и объемов необходимых материалов на рынке", — отметил заведующий кафедрой.
По плану работ для Дирекции автодорог Иркутской области до сентября 2019 года сотрудники ИРНИТУ будут заниматься подбором составов ПБВ и разрабатывать рецептуру полимерно— асфальтобетонных смесей. В настоящее время работы ведутся в лаборатории кафедры. В исследовательскую группу под руководством Вадима Балабанова вошли четыре человека — аспиранты Ксения Пуценко, Никита Епишкин, магистранты Иван Климовский и Максим Казаков. Они готовят образцы разных составов ПБВ, используя смеситель с подогревом. Наполняют формы и с помощью прибора для измерения температуры хрупкости определяют свойства. Результаты исследований молодые ученые отразят в магистерских диссертациях. По информации Вадима Балабанова, в конце 2020 года заказчик планирует провести опытно-промышленные испытания. Сотрудникам кафедры предстоит создать опытный участок автодороги с экспериментальным покрытием, обеспечивая научно-техническое сопровождение. Подобные работы ранее в Иркутской области никогда не проводились, поэтому перед кафедрой стоит важная, ответственная задача. Ученые намерены создать эффективные для сибирских климатических условий полимерные битумные вяжущие вещества, увеличив межремонтный срок дорожного покрытия минимум в 1,5 раза.