Самолет МС-21 из Иркутска может остаться без импортных композитов из-за санкций США

Эксперты пытаются найти возможность выпуска аналогов в России
#ПолетМС21

Санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21 из Иркутска. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и "Ростех" пытаются найти возможность выпуска аналогов в России. Для этого понадобятся длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск лайнера в серию с 2020 года на несколько лет. При этом отказ от "черного крыла" также лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась в 438 млрд рублей. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus.

"Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы",— уточнил один из собеседников газеты "Коммерсант".

Вариантов немного, признается другой, с учетом "весьма крепких" американо-японских отношений рассчитывать на возобновление поставок не стоит.

"Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее", — отметил эксперт.

Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, а это, по словам эксперта, может привести к сдвигу сроков как минимум до 2025 года. Второй вариант — подключение к импортозамещению структур "Росатома", которые сейчас рассматривают варианты оказания помощи. Третий способ — самый радикальный — отказ от композитов в МС-21 и перепроектирование крыла и киля в металле. Это сократит сроки задержки программы, но "убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера". Также, по мнению источников "Ъ", замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках.

При этом в "Ростехе" называют проблему "надуманной".

"Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается"", — говорится в сообщении.

Отвечая на вопрос о том, правда ли, что японская компания под давлением США перестала поставлять в РФ композиты, которые использовались в крыле МС-21, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили, что в правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует. Кроме того, в ОАК связывают санкции в отношении "Аэрокомпозита" с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов.

"Эта гражданская компания никак не связана с ОПК, после включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки мы начали процедуру обжалования",— подчеркивают в корпорации. В РФ есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, при финансовой и организационной поддержке Минпромторга осваивается цепочка производства.

"Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации",— утверждают в корпорации, обещая выдержать сроки поставок МС-21 "Аэрофлоту", которые запланированы на 2020 год.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку "есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков", незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. Но это не приведет к созданию лайнера, "конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus". Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве "черного крыла": тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR-929, добавляет Олег Пантелеев, так как "без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно".

Напомним, что реализация проекта по созданию МС-21 влияет на развитие всей транспортной инфраструктуры области. Об этом в июле 2017 года заявил Руслан Болотов, на тот момент исполнявший обязанности первого заместителя губернатора Иркутской области – председателя правительства региона. На совещании под его руководством рассмотрели вопрос сооружения в аэропорту Иркутска теплого ангара для воздушных судов МС-21. Его строительство открывает значительные перспективы для развития транспортной инфраструктуры региона, поскольку возможность осуществления некоторых форм техобслуживания самолетов, выполняемых в закрытом ангаре, отсутствует даже в соседних субъектах РФ. Вместе с тем у региональных компаний появится возможность осуществления полных форм технического обслуживания, не покидая базового аэропорта.

Между тем в августе 2017 года на совещании "Текущее состояние подготовки серийного производства самолетов семейства МС-21" бывший вице-премьер России Дмитрий Рогозин рассказал, что важно рассмотреть в комплексе перспективу проекта МС-21. К тому же необходимо решить вопрос организации постпродажного обслуживания самолетов. Зампред правительства напомнил, что в лучшие годы в Советском Союзе выпускалось максимум 75 гражданских самолетов, а Иркутский авиазавод намерен делать 70. Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко сообщил, что мощности позволят осуществить намеченные планы.

По мнению губернатора Приангарья Сергея Левченко, благодаря запуску серийного производства нового самолета МС-21, который собирают на иркутском авиазаводе, регион получит большое количество новых рабочих мест, а бюджет — дополнительные доходы по НДФЛ. Кроме того, глава региона отметил, что первый изготовленный самолет МС-21 будет передан Приангарью. Соответствующие договоренности с "Аэрофлотом", "Ростехом" и корпорацией "Иркут" уже достигнуты. Срок передачи самолета – четвертый квартал 2019 года.

Как рассказал Дмитрий Рогозин на итоговом заседании коллегии Минпромторга России в апреле 2018 года, среднемагистральный самолет МС-21 из Иркутска станет родоначальником нового семейства российских лайнеров, потеснив иностранных конкурентов. По его словам, за МС-21 стоит огромное будущее.

Ранее сообщалось, что корпорация "Иркут" объявила тендер на строительство производственной базы для Иркутского авиационного завода для самолета МС-21. Стоимость работ составит 1,4 млрд рублей.

В марте 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым утверждены правила предоставления субсидий на создание сети авиационных сервисных центров по послепродажному техобслуживанию самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Документ опубликован на сайте правительства.

Между тем стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечивает загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По ним получены авансовые платежи. Заказавшие самолеты лизинговые компании подписывают контракты и соглашения с авиакомпаниями-эксплуатантами.

Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей – PW1400G компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации. Начало летных испытаний лайнера МС-21 с двигательными установками ПД-14 запланировано на 2019 год, а завершение на 2021 год.

Кроме того, ИА IrkutskMedia сообщало, что Россия и Объединенные Арабские Эмираты намерены построить на базе собираемого в Иркутске МС-21 новый лайнер. Об этом заявил гендиректор корпорации "Ростех" Сергей Чемезов. Он отметил, что ОАЭ готовы запустить рабочую группу по будущему проекту.Авиакомпания "Ямал", являясь основным перевозчиком Ямало-Ненецкого автономного округа, встала в очередь на покупку МС-21 из Иркутска. Перевозчик не перестает развиваться, переходя на современные суда отечественного производства, отметил глава региона Дмитрий Кобылкин. Кроме того кубинские власти проявили большой интерес к самолетам МС-21 и готовы покупать их.

Компания "Аэрофлот" планирует оснастить оборудованием для доступа в интернет пассажирские лайнеры МС-21 из Иркутска, которые должны поступить в парк перевозчика, начиная с первого квартала 2020 года, следует из презентации к годовому собранию акционеров авиакомпании. Сейчас данная идея обсуждается с корпорацией "Иркут".

В настоящее время первый лайнер МС-21-300 продолжает летные испытания в Жуковском. Судно совершило первый полет с аэродрома ЛИИ имени М. М. Громова в Московской области в начале ноября 2017 года. Полет продолжался свыше трех часов. В ходе него определялись характеристики устойчивости и управляемости на высоте от 6 тысяч до 12 тысяч метров. Все системы самолета отработали штатно.

Ранее самолет совершил самый длительный перелет с аэродрома Иркутского авиазавода на аэродром ЛИИ имени Громова в Московском области. Лайнер преодолел порядка 4,5 тысячи км без посадки за шесть часов. Высота полета составила около 10 тысяч метров. В ЛИиДК ОКБ имени А.С. Яковлева специально для базирования самолетов МС-21 построен новый ангар, в котором создан современный комплекс сбора, обработки и хранения полетной информации, регистрируемой в процессе проведения летных и наземных испытаний.

Кстати, первый полет МС-21 состоялся в Иркутске 28 мая 2017 года. Президент РФ Владимир Путин поздравил Дмитрия Рогозина и коллектив корпорации "Иркут" с этим событием. Первый этап заводских доводочных испытаний завершился 23 июня. В ходе второго этапа испытаний доработанные системы авиалайнера работали без замечаний. Основная цель второго этапа состояла в том, чтобы расширить диапазон полетов по массе, центровке, скорости и высоте.

Важный этап статических испытаний кессона (силовой части) композитного крыла, создаваемого по инновационной отечественной технологии для самолета МС-21-300 из Иркутска, успешно завершили в лаборатории Испытательного центра "Прочность" ФГУП "ЦАГИ" в начале декабря 2017 года. Во время исследований на прочность нагрузки доводились до предельных – с "изгибом вверх", вплоть до разрушения конструкции. В итоге экспериментально подтверждено, что конструкция имеет дополнительный запас прочности, что обеспечит безопасность композитного крыла при эксплуатации самолета МС-21-300.

Добавим, что второй опытный борт МС-21-300 совершил 12 мая 2018 года свой первый полет с аэродрома Иркутского авиационного завода. Как сообщает пресс-служба корпорации "Иркут", при постройке новой машины учтены результаты летных испытаний первого опытного самолета. Продолжительность полета составила 1 час 7 минут, он прошел в штатном режиме на высоте до 3 тысяч метров при скорости до 400 км/час. Программа полета включала проверку самолета на устойчивость и управляемость при различной конфигурации крыла с уборкой и выпуском шасси, а также работоспособности бортового оборудования.

Также напомним, что второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ имени Громова "Раменское" (Жуковский Московской области) 20 июля. Полет продолжался шесть часов.

В настоящее время в летных испытаниях принимают участие два опытных самолета МС-21-300. Еще одна машина проходит статические испытания в ЦАГИ. На Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО "Корпорация "Иркут" (в составе ОАК) строятся три опытных лайнера, два из которых присоединятся к программе летных испытаний, а еще один поступит на ресурсные испытания в ЦАГИ. Также в конце августа МС-21-300 из Иркутска, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток. Специалисты проверили функционирование оборудования навигации и посадки, а также внешнее светотехническое оборудование. Полетное задание выполнено полностью, все системы работали нормально.

Кроме того, российский ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский лайнер МС-21-300 проходит сертификационные испытания. Представители российских авиационных властей и EASA совместно со специалистами Корпорации "Иркут" ведут работу по валидации самолета в 18-ти рабочих группах. Участие летчиков-испытателей EASA в испытаниях новой авиатехники является обязательным условием для ее валидации агентством.

В сентябре 2018 года двое летчиков-испытателей и инженер-испытатель Европейского агентства по безопасности полетов (European Aviation Safety Agency, EASA) прошли обучение и выполнили полеты на самолете МС-21-300 из Иркутска. Испытатели ознакомились с основными характеристиками устойчивости и управляемости машины, с заходом на посадку и уходом на второй круг, в том числе с имитацией отказа двигателя. По результатам обучения специалисты EASA получили допуск к полетам по программе сертификационных испытаний самолета МС-21-300.

Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что сертификацию российского реактивного пассажирского самолета МС-21 из Иркутска должны завершить до 2020 года. Об этом рассказал директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Равиль Хакимов на VI съезде авиапроизводителей России в рамках выставки "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование" в Казани. По словам генерального конструктора ПАО "ОАК" (Объединенная авиастроительная корпорация) Сергея Короткова, сертификацию лайнера должно ускорить испытания второго летного образца.

VIP-версия пассажирского самолета МС-21 может появиться в 2022 году.

По словам вице-премьера Юрия Борисова, в общей сложности в создание ближне— и среднемагистрального пассажирского самолета нового поколения МС-21 из Иркутска будет вложено более 450 млрд рублей. Он отметил, что "этот важный для развития отрасли страны проект, реализуется при поддержке государства". Общая стоимость программы составит до 2025 года порядка 465 млрд рублей". При этом серийные поставки заказчикам должны начаться с 2020 года.

Добавим, что группа "Аэрофлот" планирует купить 200 российских самолетов Superjet 100 и МС-21 из Иркутска.

Агентство сообщало также, что фюзеляж самолета МС-21-300 доставили на аэродром "Раменское" (Жуковский) для проведения ресурсных испытаний, которые подтвердят усталостную прочность и эксплуатационную живучесть машины. Самолет прибыл с аэродрома Иркутского авиационного завода – филиала ПАО "Корпорация "Иркут" (в составе ОАК).

Также напомним, что промышленный технопарк в Улан-Удэ будет производить дюймовые трубопроводы для самолета МС-21 из Иркутска. Минпромторг России окажет поддержку проекту и выделит на эти цели 82 млн рублей. Также средства предусмотрены на серийное производство легкомоторного многоцелевого самолета "Байкал" (ТВС-2ДТС) и вертолета VRT-500.

Также корпорация "Иркут" внедряет мультиагентные технологии в серийном производстве МС-21. Филиал предприятия — Иркутской авиационный завод — планирует выпускать 72 пассажирских авиалайнера в год. Поэтапный выход на запланированный уровень потребовал организации такого производства на линиях агрегатной и окончательной сборки авиазавода.

В конце 2018 года корпорация "Иркут" (в составе ОАК) завершила постройку третьего опытного самолета МС-21-300, предназначенного для проведения летных испытаний. 25 декабря самолет перевели из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение Иркутского авиационного завода. При производстве новой машины учтены результаты тестирования двух предыдущих самолетов, проходящих сертификационные испытания. Также на Иркутском авиазаводе идет сборка отсеков и агрегатов уже четвертой машины.

Подробнее: #ПолетМС21

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia