Утвержденные доходы консолидированного бюджета Иркутской области увеличились на 49,2 млрд рублей — с 130,4 млрд рублей в 2015 году до 179,6 млрд рублей в 2018 году. Бюджетные расходы за аналогичный период выросли на 40 млрд рублей – со 146 млрд рублей в 2015 году до 186 млрд рублей в 2018 году. Правительство Приангарья ознакомилось с обозначенными выводами Счетной палаты РФ, которая указала, что рост расходов опережает увеличение доходной части в субъектах Байкальского региона. Однако, исходя из приведенных данных вывод контрольного органа не характерен для Иркутской области. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на облправительство.
В части бюджетной политики Счетная палата РФ констатирует опережающий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов Байкальского региона за период 2016-2018 годов над увеличением доходной части бюджетов этих регионов за аналогичный период.
"Так, за указанный период утвержденные расходы увеличились на 113,5 млрд рублей, а рост утвержденных доходов составил 105,5 млрд рублей", — говорится в выводах контрольного органа.
Возможно, справедливый в целом для совокупности субъектов Байкальского региона вывод не характерен для Иркутской области. За рассматриваемый контрольным органом период утвержденные доходы консолидированного бюджета региона увеличились на 49,2 млрд рублей (с 130,4 млрд рублей в 2015 году до 179,6 млрд рублей в 2018 году), в то время как рост бюджетных расходов за аналогичный период составил 40 млрд рублей (со 146,0 млрд рублей в 2015 году до 186,0 млрд рублей в 2018 году).
Если же отойти от применения в анализе утвержденных или плановых назначений, то разрыв между ростом фактических доходов и расходов за последние три года существенно увеличился, не в пользу последнего показателя. Так, за 2016-2018 годы расходы консолидированного бюджета области увеличились на 41 млрд рублей (с 139 млрд рублей в 2015 году до 180 млрд рублей в 2018 году), в то время как увеличение суммарных доходов консолидированного бюджета за аналогичный период составило 64,5 млрд рублей (с 129,1 млрд рублей в 2015 году до 193,6 млрд рублей в 2018 году).
То есть, рост расходной части консолидированного бюджета Иркутской области в объемах, превышающих увеличение собственной доходной базы, не характерен для региона. Напротив, за последние три года произошедший прирост совокупных доходов в 1,6 раз превысил увеличение расходной части консолидированного бюджета, обеспечив исполнение всех принятых бюджетных обязательств.
Затронутая тема применения Счетной палатой РФ плановых назначений оставляет "за скобками" случаи перевыполнения субъектами РФ утвержденных назначений по доходам бюджета, являющиеся следствием волатильности поступлений отдельных налоговых доходов, поздним распределением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и других сложно прогнозируемых экзогенных факторов.
В частности, указанное допущение анализа для Иркутской области не позволяет учесть сложившееся по итогам 2018 года превышение фактических доходов над их прогнозируемым поступлением в размере 14 млрд рублей, в том числе по налогу на прибыль – на 7,3 млрд рублей в результате благоприятной ситуации с ценами на нефть на мировом рынке энергоресурсов, по дотациям из федерального бюджета – на 2,2 млрд рублей, в том числе в связи с принятием федеральным центром решения по компенсации регионам в декабре прошлого года выпадающих доходов, образующихся в результате исключения движимого имущества с 1 января 2019 года из налогообложения (размер компенсирующей дотации для Иркутской области составил 1,7 млрд рублей).
На плановых показателях долгосрочных бюджетных прогнозов также построен вывод Счетной палаты РФ о недостижении в среднесрочной перспективе в субъектах Байкальского региона сбалансированности доходов и расходов их консолидированных бюджетов, в том числе в Иркутской области – в период до 2022 года.
Как уже отмечалось, достигнутый по итогам 2018 года значительный профицит бюджета Иркутской области был обеспечен по большей части высокими ценами на нефть.
Так, предусмотренная прогнозом социально-экономического развития страны на 2018 год цена на баррель нефти в размере 43,8 долларов США и учтенная при формировании доходной части бюджета не достигалась в течение прошлого года даже в периоды спада на нефтяном рынке. Варьируясь в течение года от 49 до 86 долларов США за баррель средняя цена "черного золота" по итогам 2018 года составила 70 долларов США, в 1,6 раза превысив первоначальный прогноз.
В 2019-2021 годах предусмотренная прогнозом социально-экономического развития РФ и заложенная при формировании бюджета Иркутской области цена на нефть марки Юралс составляет 57,9-63,4 долларов США за баррель. Именно от ее неконтролируемого на региональном уровне поведения и будут в первую очередь зависеть сроки достижения сбалансированности доходов и расходов зависимого от платежей нефтедобывающих компаний бюджета Приангарья в среднесрочной перспективе.
В свою очередь, вне зависимости от ситуации с ценами на нефть на мировых сырьевых рынках правительством региона также ведется постоянная планомерная работа по наращиванию собственной доходной базы, взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками по вопросам увеличения их налоговой отдачи.
Принимаемые меры, доказавшие свою эффективность в предыдущие годы, позволяют рассматривать принятый трехлетний бюджет и долгосрочный бюджетный прогноз как "стартовые", к улучшению показателей которых правительством Иркутской области будут приложены все необходимые усилия.
Ситуация с консолидированным бюджетом Иркутской области, несомненно, требует дальнейшего совершенствования, но не в связи с выводами Счетной палаты РФ, а в результате поставленных губернатором Иркутской области задач по выводу региона на лидирующие позиции среди регионов страны, в том числе по показателям исполнения бюджета.
В опубликованных на сайте контрольного органа результатах оценки состояния консолидированных бюджетов субъектов, входящих в Байкальский регион, констатируется отсутствие существенного сокращения объема долга, как государственного, так и муниципального.
В Иркутской области размер госдолга за анализируемый период сократился на 35% — с 18,8 млрд рублей на конец 2016 года до 12,3 млрд рублей по итогам прошлого года. По отношению к налоговым и неналоговым доходам уровень государственного долга снизился вдвое или на 8,8 процентных пункта (с 17,7% по итогам 2016 года до 8,9% по итогам 2018 года).
В результате Иркутская область сохранила госдолг на экономически безопасном уровне, являющимся одним из минимальных в стране (по состоянию на 1 января 2019 года госдолг региона в расчете на одного жителя составил 5,1 тысячи рублей, что является 15-ым минимальным значением среди субъектов РФ и в три раза ниже среднего по стране уровня (15 тысяч рублей на человека)).
Благодаря опережающему росту доходов бюджета в 2018 году оптимизировали структуру госдолга и досрочно погасили коммерческие кредиты в размере 6 млрд рублей. Сегодня долговой портфель области более, чем на 60% состоит из "дешевых" заимствований в виде бюджетных кредитов (7,3 млрд рублей), остальные 40% представлены долгосрочными обязательствами по государственным ценным бумагам (5 млрд рублей).
Проведение правительством Иркутской области сбалансированной долговой политики и участие в проводимой федеральным центром реструктуризации по бюджетным кредитам из федерального бюджета нашло отражение в оценке аналитиками российского агентства АКРА кредитного рейтинга региона, который 18 декабря 2018 года был подтвержден по национальной шкале на уровне АА-(RU), прогноз изменения рейтинга – "Стабильный".
Выводы же Счетной палаты РФ об отсутствии в субъектах Байкальского региона существенного сокращения могут быть обусловлены обобщением результатов по трем территориям и(или) использованием плановых показателей по уровню их государственного долга на конец 2018 года, в том числе по Иркутской области предусмотренные Законом об областном бюджете 21 млрд рублей вместо фактически сложившегося в результате улучшения ситуации с наполняемостью бюджета доходами размера государственных заимствований в объеме 12,3 млрд рублей.
Уровень долговой нагрузки муниципальных образований Иркутской области также не является критичным. По состоянию на 1 января 2019 года размер муниципальных заимствований составил 4,8 млрд рублей, что составляет 16,1% объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за 2018 год. Аналогичные показатели за 2017 и 2016 год составили 4,4 млрд рублей и 4,6 млрд рублей соответственно.
В расчете на одного жителя размер долговой нагрузки муниципальных образований составил по итогам 2,0 тыс. рублей, что на 22% ниже среднего по стране уровня (2,5 тысячи рублей на человека) и является 31 минимальным значением среди субъектов РФ.
В целях оздоровления муниципальных финансов, снижения долговой нагрузки на местные бюджеты в 2018 году проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета в 2013-2016 годах, что позволило муниципальным образованиям получить рассрочку по уплате основного долга на семь лет и уменьшить объем расходов на обслуживание муниципального долга, в том числе в 2018 году на 0,5 млрд рублей.