Тяжелая ситуация, вызванная наводнением в ряде районов Иркутской области, обострила вопрос со строительством жилья для жителей пострадавших территорий. Глава Приангарья Сергей Левченко обратился к спикеру Законодательного собрания Иркутской области Сергею Соколу с просьбой принять поправки в закон о выделении древесины для нужд граждан, объясняя это возможностью для последних построить новое жилье взамен утраченного в результате паводка. Однако поправки, запланированные к внесению, касались ряда мер, которые ранее уже обсуждались в регионе и имеют нормативные неопределенности. То есть после принятие соответствующих корректировок законом могут воспользоваться в корыстных интересах, отходя от первоначальных благих целей нормативного акта. Подробнее об этом – в материале ИА IrkutskMedia.
Отмечалось, что правоприменительная практика по реализации 109-ОЗ показала, что в настоящее время нет механизма контроля за заготовкой древесины: деляна выпилена, документы закрыты, однако построенных объектов (домов) по факту нет. Такая же ситуация за уборкой порубочных остатков с участков, которые предоставлялись "гражданам" для личных нужд. Исковые заявления прокуратура вынуждена была отзывать в связи с тем, что документы эти люди не подавали, а подписи в них были поставлены не ими. Получалась ситуация, когда граждане оставались без материалов и жилья, но лес при этом уходил в неизвестном направлении.
Кроме того, ряд замечаний высказало правовое управление ЗС Приангарья к проекту закона, внесенного губернатором. Отмечаются нарушение компетенции государственных органов, организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, а также нормативные коллизии, создающие для государственных органов (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
В частности, зампрокурора региона Роман Шергин подчеркнул, что во время проверок в Усольском районе по уборке делян от порубочных остатков и мер реагирования в рамках 109-ОЗ выяснено, что очистка этих участков не проводилась. При этом граждане, которые значились как получатели 125 кубов "у пня", в судах заявили о том, что договоры они не заключали и лес не получали. В связи с чем прокуратурой были возбуждены уголовные дела по подлогу документов.
"Мы направили поручение в Братский район, чтобы проверить договоры 2017 года, которые уже закрыты гражданами, и министерством лесного комплекса региона значатся как исполненные. Взяли случайные 21 договор, и по восьми не оказалось ни леса, ни домов. Хотя это район, где контроль более серьезен, чем в других муниципалитетах. Это не говоря о ситуации с чисткой лесосек. Но пока есть информация о том, что Минлес по одной лесосеке обратился для привлечения гражданина к административной ответственности за то, что тот не почистил деляну", — заявил на 16-й сессии Роман Шергин.
Зампрокурора считает, что Лесхоз региона не сможет освоить запланированные объемы леса в 600 тысяч кубов и предоставлять гражданам для личных нужд готовые пиломатериалы. Будет вынужден передавать исполнение договоров частным организациям, занимающимся заготовкой древесины. Роман Шергин сказал, что в 90% случаев прокурорские проверки показывают, что рубит не лесхоз, а формируются схемы, как продажа у пня. Однако судебная практика показала, что такие схемы незаконны.
Напомним, вопрос "О внесении изменений в законопроект "О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, и о внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области" и Закон Иркутской области "Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области" дважды был рассмотрен на сессии ЗС Приангарья. На июньском заседании областного парламента поправки в законопроект были отклонены депутатами и направленными в профильный комитет на доработку.