14 января 2021. МУП АГО "Ангарский трамвай" уже давно переживает не лучшие времена. Когда-то пользующийся спросом среди горожан единственный электротранспорт АГО растерял прежний пассажиропоток. Старые вагоны и разбитые рельсы также не добавили популярности трамваю. Уставшие ждать очередной вагон ангарчане пересели на коммерческие автобусные маршруты. Положение дел не меняет и постоянная смена руководства в "Ангарском трамвае". Недавно на должность главы предприятия был назначен никто иной, как бывший директор муниципального кладбища "Березовая роща". Получится ли у нового директора реанимировать "Ангарский трамвай" или все же старейший МУП города придется похоронить? Опыта в управлении муниципальными предприятиями у Андрея Козлова достаточно. Но пока единственным известным в информационном пространстве волевым решением главы МУПа стала оптимизация численности сотрудников. И это в век пандемии, когда и бизнес, и власти в первую очередь борются за сохранение предприятий и рабочих мест. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
Первый трамвай в Ангарске вышел на линию 67 лет назад. Долгие годы этот вид транспорта пользовался большой популярностью у жителей Ангарска, которые именно таким способом предпочитали добираться на работу, учебу или на дачу. Но с приходом новой власти и коммерческих автобусов трамвай потерял былую славу, а, соответственно, и прибыль с продажи билетов. Многие трамвайные маршруты были закрыты, рельсы разобраны. На месте трампарка планировалось открыть торговый дом. Но эта идея быстро ушла в небытие. На защиту муниципального транспорта Ангарска встали не только работники предприятия, но и местные жители. "Ангарский трамвай" удалось сохранить. Правда, предприятие так и осталось не в очень хорошем финансовом положении. МУП несколько раз пытались признать банкротом. И пока в АГО сменяется власть, в "Ангарском трамвае" назначается новое руководство. Но пока ни одному директору не удалось дать предприятию новый импульс. Даже наоборот, некоторые руководители МУПа лишь умудрялись становиться фигурантами уголовных дел.
"Были руководители, которые начинали думать не о том, как развивать предприятие, а о том, что оттуда можно еще взять", — отмечает председатель Иркутского обкома профсоюза Светлана Гущенко.
Так, в 2009 году в Ангарске было возбуждено уголовное дело по опорам контактной сети по улице Карла Маркса. В марте 2020 года следователи арестовали экс-директора МУП АГО "Ангарский трамвай" Евгения Баженова по подозрению в получении взятки свыше 1 млн рублей за заключение договоров купли-продажи имущества в виде черного и цветного металлов, принадлежащего муниципальному предприятию. Мужчине было предъявлено обвинение по ч. 6 ст. 290 УК РФ. Сейчас он находится под следствием.
И о каком спасении тогда может идти речь, если вместо реанимации МУПа его руководство занимается совсем другими вещами.
"Руководить предприятием ставят непрофессионалов и возможно по знакомству. Поэтому у нас такая ситуация", — подчеркнула Светлана Гущенко.
За несколько лет в "Ангарском трамвае" сменилось немало директоров. Но на этот раз власти АГО решили пойти немного с другой стороны и поручить спасти предприятие человеку, который несколько лет проработал в месте, где обычно ангарчане находят свое последнее пристанище. С 3 ноября 2020 года должность директора "Ангарского трамвая" был назначен руководитель ангарского кладбища "Березовая роща", депутат Думы АГО Андрей Козлов. Новый кризисный управляющий уже объявил о масштабном развитии предприятия. Однако первым шагом в его работе стало решение о сокращении более 40-ка сотрудников, в том числе водителей трамваев. Уведомления об увольнении работники МУПа получили практически перед Новым годом. Председателю профкома сообщили об увольнении одновременно с началом выдачи уведомлений работникам. При этом сократить штат сотрудников новое руководство решило именно в период пандемии, когда нестабильная экономическая ситуация практически не позволяет найти какую-либо работу в Ангарске. И ведь этим людям еще нужно кормить семьи и выплачивать кредиты.
"Многих специалистов сегодня найти, а тем более обучить очень сложно. И сократив людей, нынешний директор не исправит ситуацию", — заметила Светлана Гущенко.
В разговоре со Свеланой Гущенко глава "Ангарского трамвая" Андрей Козлов отметил, что за два месяца может многое измениться, возможно сокращения будут прекращены. Сейчас же главная задача руководства МУПа — спасти умирающее предприятие.
"Предприятие мне досталось в очень сложном экономическом положении. Оно было буквально при смерти. Поэтому все действия, которые сегодня проводятся в МУП имеют оздоровительный характер. Сейчас мы пытаемся расторгнуть убыточные договоры, подписанные предыдущим руководством, чтобы перезаключить их по конкурсу. Полностью остановили сдачу металлолома, который сдавался не рентабельно. Получаем восемь трамваев из Москвы. Три из них уже пришли. Предстоит еще очень много работы", — рассказал Андрей Козлов корр. ИА IrkutskMedia.
От более подробных комментариев глава предприятия отказался, сославшись на нехватку времени и то, что разъяснение ситуации с "Ангарским трамваем" не телефонный разговор. Глава МУПа посоветовал обратиться с вопросами в администрацию АГО, которая также осведомлена о положении дел на предприятии. Надеемся, что у нового директора все же найдется время для управления "Ангарским трамваем".
Сейчас ситуация на предприятии очень тяжелая. Из-за нехватки запчастей и плохого состояния путей на линию выходят лишь несколько вагонов. Совсем недавно, 23 декабря, пассажиров перевозили всего пять трамваев. Затем после поломки четыре вагона ушли обратно в депо. На весь город остался всего один трамвай. Соответственно, ангарчане хоть и выступают за сохранение "Ангарского трамвая", но все же вынуждены пересаживаться на более надежные виды транспорта. А поскольку вагонов на линии не хватает, сотрудники МУПа не могут доработать номинальное количество часов.
В последний раз городской трамвайный парк обновлялся в 2010 году. В 2019 году администрацией АГО было заключено соглашение на поставку в Ангарск трамвайных вагонов с ООО "Автосоюз". Средства на это — около 5 млн — были выделены из муниципального бюджета. В 2020 году в город прибыло два трамвая, но в мае контракт был расторгнут. Соглашение о расторжении подписано начальником управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи администрации АГО Василиной Шуновой. Объем неисполненных обязательств на момент расторжения составил 3,9 млн рублей. Освободившиеся средства планировалось направить на борьбу с коронавирусом. Позже мэрия все-таки заключила новый контракт на доставку оставшихся восьми вагонов. При этом его сумма составила более 6 млн рублей.
Трамвайные пути в городе нефтехимиков также давно капитально не ремонтировались. В основном работы проводят точечно. Но чаще всего ремонтируют не сами рельсы, а асфальт. Недавно в Ангарске провели работы на участке пути возле техучилища. Рельсы в этом месте держались за счет асфальта. И такая ситуация сейчас во многих местах города.
"Если развивать предприятие, то нужно заниматься сплошной заменой, капитальным ремонтом трамвайных путей. Тогда трамваи будут ездить гораздо быстрее и смогут составлять конкуренцию автобусам", — заметила Светлана Гущенко.
Также нужно решить вопрос с дорогостоящей электроэнергией для муниципального электротранспорта в Ангарске. Сегодня себестоимость поездки на трамвае составляет около 80-90 рублей, стоимость билета — 20 рублей. Попытаться решить проблему можно привлечением региональной власти. Но пока этот вопрос на суд общественности не выносился.
В 2020 году стоимость проезда на автобусах в Ангарске взлетела до 30 рублей. Решить ситуацию ангарчане попросили градоначальника. Однако мэр так и не смог повлиять на коммерсантов. И в итоге жителям Ангарска просто не оставляют выбора. В такой ситуации пассажиры готовы заплатить любую сумму, лишь бы не мерзнуть на остановке.
Еще в 2009 году администрация "Ангарского трамвая" ставила вопрос о передачи семи муниципальных автобусов на баланс предприятия, но вопрос так и не решился. Ведь, как правило, очень часто ДТП происходят на трамвайных путях. После остановки вагонов, пересадить пассажиров можно было бы на автобус и продолжить движение. Тогда и горожане не опоздают на работу, и предприятие не потеряет прибыль. К тому же наличие альтернаивного транспорта поможет разгрузить загрузку транспорта в часы пик, что в период пандемии особенно актуально. Судьба семи муниципальных автобусов на сегодня никому не известна.
Опытом с Ангарском могут поделиться главы соседних городов. В том же Иркутске, например, трамваи ходят гораздо чаще, чем в Ангарске и пользуются спросом среди пассажиров. Это при том, что, кроме автобусных маршрутов, в столице Приангарья ходят еще и троллейбусы. Возможно директор "ИркутскГорТранс" и Иркутские власти гораздо больше заинтересованы в развитии трамваев, нежели власти АГО, но пока ситуация в областном центре гораздо лучше.
Одна из основных проблем "Ангарского трамвая" — практически полное дублирование схемы движения с коммерческими автобусными маршрутами. Раньше трамвай жил за счет единых социальных проездных билетов, льготников. Сейчас практически все пересели на автобусы. Немного спасает ситуацию разница в стоимости проезда. Сейчас с автобусами она составляет 10 рублей. Люди стремятся сэкономить свои средства, но все же из-за нехватки электротранспорта пассажиропоток снижается.
По словам председателя Иркутского обкома профсоюза, сеть "Ангарского трамвая" охватывает практически весь город, кроме новостроек. Но администрации АГО нужно забрать доходные маршруты, дублирующие маршруты электротранспорта у частных транспортных предприятий. Были планы проложить трамвайные пути до оптовой базы "Сатурна", но в итоге их отложили. Сейчас на рынок ходят частные автобусы. Также РЖД предлагала два проекта по проведению трамвайных путей до железнодорожного вокзала, но это также не было реализовано. Администрация не проявила к этому интерес.
В недавнем интервью для ИА IrkutskMedia мэр АГО Сергей Петров отметил, что местный бюджет не способен реанимировать "Ангарский трамвай". Средств хватает лишь на содержание и поддержание транспорта в работоспособном состоянии.
"Для понимания — в этом году комплексный ремонт трамвайных путей с заменой рельсов на участке чуть более 200 метров обошелся в 10 млн рублей. Развитие подразумевает полное обновление, в том числе рельс, контактной сети, вагонов, трансформаторных подстанций. На поддержание предприятия мы направляем 80 млн рублей в год. Новый вагон стоит 25 млн рублей. Думаю, тут и добавить нечего. Обновим парк и на этом пока ограничимся", — подчеркивал Сергей Петров.
Как отметила Светлана Гущенко, проблему с трамваями в Ангарске можно было бы попробовать частично решить через лизинг. В РФ существует программа по развитию общественного транспорта. Около года назад вся информация о лизинговой закупке направлялась в регионы. В программе приняли участие только четыре города, среди которых Ангарска не оказалось.
"Почему нам не принять участие в лизинге, тем более, когда 60% транспорта нам оплачивает федерация,а 40% — могла бы помочь область, если мы действительно хотим сохранить предприятие. Но о каком развитии может идти речь, если у нас даже в программах не могут принять участие", — подчеркнула Светлана Гущенко.
Она также заметила, что разрешить ситуацию с "Ангарским трамваем" можно было бы попытаться на региональном уровне. Последний раз тему поднимал депутат ЗС Приангарья Сергей Бренюк, но она так и не получила своего развития. Позже, в 2020 году в Заксобрание региона обратился заместитель мэра АГО Андрей Сафронов. Чиновник просил посодействовать в выделении 2,2 млрд рублей из бюджета области на "Ангарский трамвай". Сейчас эта цифра упала до 1,7 млрд рублей. Но о том, будут ли направлять эти средства городу или нет ничего неизвестно. А пока от зависшего вопроса страдают простые работники, попавшие под сокращение и вынужденные искать работу во время непростой экономической ситуации.
Сейчас сотрудникам "Ангарского трамвая" и горожанам важно увидеть и понять, как именно планируют возрождать предприятие и какое развитие ждет электротранспорт в дальнейшем. При этом, особенно важно, чтобы власти если не помогали, то хотя бы не мешали что-то изменять и делать на предприятии. А также ставили во главу старейшего МУПа города знающих людей, которые смогут вытащить из ямы убыточное предприятие.
Ждет ли "Ангарский трамвай" дальнейшее развитие или важнейшее для истории города нефтехимиков предприятие отправится на место вечного упокоения — покажет время. Но пока руководство МУПа и власти не захотят пойти на встречу муниципальному предприятию, ни о каком развитии речи не будет. Возможно в будущем МУП сможет выйти из кризиса, но пока "Ангарский трамвай" лишь доживает свои последние дни.