16 февраля 2021. Выборы в Государственную Думу РФ от Иркутской области станут показателем успешной работы "Единой России" на протяжении последних лет. Такое мнение выразил депутат Государственной Думы РФ, секретарь реготделения партии власти Сергей Сокол. В интервью ИА IrkutskMedia экс-спикер Законодательного собрания региона поделился причинами перехода на работу в ГД РФ и успехами на новом месте, взглядом на проблемы населения Приангарья и пути их решения.
— Сергей Михайлович, совсем недавно подошла к концу ваша очередная поездка по территориям Иркутской области. Расскажите, где побывали в этот раз и с какими впечатлениями вернулись в Иркутск. Машина не подвела?
— Нет, все нормально, несмотря на морозы машина не подвела. За рулем проехал километров 800. В этот раз я побывал в Саянске, Балаганском и Усть-Удинском районах. Побывал в разных поселках, не только в городах и райцентрах. Посещение территорий, общение с людьми на местах — для меня очень важно. Дело в том, что встречи с мэрами в областном центре — это один формат, а в их муниципальных образованиях — совсем другой.
В такой обстановке удается из первых уст узнать о различных проблемах на территориях без каких-либо фильтров. В разговорах со мной, на сходах и собраниях люди не стесняются говорить то, что их действительно волнует.
— О каких проблемах чаще всего сообщали вам в рамках этой поездки жители территорий, мэры и главы поселений?
— В основном темы звучат схожие, — это бюджетная сбалансированность, строительство и ремонт соцобъектов. Это дороги, больницы и школы, состояние которых совершенно не соответствует требованиям времени.
Иногда можно встретить и специфические проблемы, которые обусловлены местоположением территорий и окружающей средой. Например, в рамках прошлой поездки по территориям я посетил отдаленные поселки в Усть-Удинском районе. В одном из них люди пожаловались на то, что у них на территории нет возможности причалить водному транспорту.
Серьезные вопросы в некоторых муниципалитетах вызывает деятельность лесников и прочих хозяйствующих субъектов, предприятий, которые эксплуатируют ресурсы на местах — не только целевой продукт (лес), но и дороги, людей. Часто так бывает, что муниципалитет от такого взаимодействия не получает ровным счетом ничего. К сожалению, пока привести в порядок этот вопрос на региональном уровне не удается.
— Неужели работа этих организаций никак на благосостоянии местного населения не сказывается?
— Естественно, не все мимо. Существуют определенные соглашения, в соответствии с которыми в областной бюджет поступают некоторые суммы. Но никакой прозрачности в данном процессе нет. Подписаны такие соглашения еще при прошлой региональной власти и, как правило, все то, что получала область, оставалось в распоряжении облправительства. Мэры находятся в неведении — сколько средств попадает в казну и сколько причитается территориям.
Нам нужно идти к тому, чтобы средства от этих налогов возвращались в территории. Нужно обязательно привлекать мэров и глав поселений для подписания таких соглашений в дальнейшем. Зачастую предприятия готовы идти на встречу, но эта работа должна приобрести системный характер. Только тогда мы сможем более сбалансировано распределять ресурсы на поддержку тех или иных нужд территорий. Особенно это важно в нынешних условиях, когда определенная часть бюджета попала под сокращение.
Да, секвестр не критичен для нашего региона, но определенные неудобства вызывает. Подтверждением тому служит как раз положение дел в муниципалитетах. Партия обращает особое внимание на этот момент. Не всегда мэрам удается выстроить прямые и эффективные взаимоотношения с нашими министерствами и ведомствами, прочими структурами для решения вопросов муниципалитетов.
— Возможностей депутатов Законодательного собрания недостаточно для того, чтобы как-то воздействовать на данный процесс?
— Депутаты активно вовлечены в эти процессы. Также и мэры лично должны участвовать в формировании бюджета, разработке различных программ и в принятии каких-то ключевых вопросов, касающихся конкретных территорий. Все это должно быть абсолютно прозрачно, включая формирование рейтингов, в которых находятся социальные объекты. Не должно возникать вопросов по поводу того, например, почему школа в одном районе имеет выше приоритет, чем школа в другом районе.
Интервью с Сергеем Соколом. Фото: представлено депутатом
Людям нужно дать возможность видеть то, отчего отталкиваются власти в таких ситуациях. Что, например, в одной территории скоро появится новое предприятие, что усугубит ситуацию, если новая школа не появится. К такой схеме всем нам нужно двигаться, тогда будет проще работать и правительству, и мэрам. Напрямую это стыкуется с необходимостью создать стратегию социально-экономического развития, которой пока, к сожалению, нет.
— Разве что-то в этом духе не пытались внести в Законодательное собрание при правительстве Сергея Левченко?
— В тот раз депутаты отклонили предлагаемый вариант, потому что, мягко говоря, документ был далек от идеала. Прямо сейчас правительство региона ведет работу над созданием стратегии, и все мы с нетерпением ждем, когда этот документ выйдет в свет. Тогда мы сможем все детально обсудить. До тех пор область будет продолжать дрейфовать.
Мы пока не понимаем то, куда движемся, в какое светлое будущее, и что нас ждет впереди. Область с огромным потенциалом в состоянии жить не за счет денег извне, а за счет собственных ресурсов. Здесь требуется по-настоящему хозяйский подход со стороны региональной власти. Нам надо не только заниматься добыванием денег из Москвы, а необходимо наводить порядок на месте так, чтобы Москва сама хотела вложить в территорию капитал.
— Скажите, смена региональной власти и возвращение позиций "Единой России" оказало влияние на работу мэров и диалог с партийцами?
— Партийные организации и мэры всегда были сильными и стойкими в этом вопросе. Если они работали, то им ничего не мешало делать это эффективно. Взаимодействие, скажем так, с оппозиционным региональным правительством не стало непреодолимым препятствием. Конечно, были и те, кто решил избрать легкий путь и отколоться или удалиться на время от партии ради определенных преимуществ.
Таких управленцев было немного и они, конечно, получили некие бонусы, что само по себе неплохо. Ведь легко работать, когда есть политическое благоволение. Тем не менее более 90% управленцев от своей партийной принадлежности не отказывались. Эти люди за время правления коммунистов смогли добиться серьезных результатов. Те планы, которые им не удалось реализовать при прошлом правительстве, полным ходом реализуются сейчас. Стройка идет.
Мэры сталкивались с различными сложностями при взаимодействии с коммунистами, но этот опыт принес пользу. Если им тогда удавалось эффективно работать, то теперь справляться со своими задачами таким мэрам стало проще. Их мы поддерживаем в первую очередь. Но не стоит полагать, что все с удовольствием меняли партийную окраску. Применялись разные формы воздействия. Некоторых мэров буквально силой заставляли выдвигаться от КПРФ или при поддержке компартии. От этого еще приятнее становится общаться сейчас с теми, кто выдержал и не поддался. С ними дальше будем идти только вперед и только вместе.
— Насчет людей, проверенных временем и коммунистическим правительством все ясно. Изменилось ли как-то поведение тех, кто эту проверку не прошел?
— Конечно, изменилось, они ведь дали понять, что готовы менять курс, вот и поменяли его вновь. Но им работать теперь сложнее, ведь эти управленцы привыкли политическими способами добиваться преференций, а сейчас им таких преференций никто не даст. Для нас все мэры одинаковы. Добивается большего тот, кто работает эффективно. Такое умение особенно развито у людей, которые привыкли работать в сложных условиях.
Есть еще одна категория мэров, скажем так, подстраховавшихся. Эти управленцы меняли политическую окраску, но понимая, что лучше не "жечь мосты", поддерживали партию власти. Дальновидные люди осознавали, что "Единая Россия" рано или поздно вернет свои позиции. Есть примеры, когда управленцы передавали руководство отделением партии своим заместителям. Каждый по-своему это время преодолевал, посмотрим, какая из стратегий в итоге окажется наиболее эффективной.
— Недавно стало известно, что вас определили в качестве куратора хода избирательной кампании в ГД РФ в четырех регионах. Помимо Иркутской области — в Красноярском крае, Республиках Хакасия и Тыва. В связи с этим появлялись сообщения о вашем возможном переходе на работу в другой регион. Насколько эти слухи соответствуют действительности, и как вы планируете справляться с возложенной ответственностью?
— Ответственность меня не пугает. Давно живу в Сибири и хорошо погружен в местную повестку. 5 лет прожил на Таймыре, еще 7 лет — в Красноярске, и здесь. Поэтому знание территорий, понимание нужд людей и приобретенные связи определенно должны сыграть свою роль. Например, у меня сложились прекрасные взаимоотношения с губернатором Красноярского края Александром Уссом, главой Тывы Шобаном Кара-Оолом. Немного сложнее будет в Хакасии, там требуется особый подход.
Между прочим, в Красноярском крае мне предстоит разрешить довольно интересный кейс. Наличие хороших отношений как на юге, так и на севере региона могут позволить мне нормализовать ситуацию в крае. Не буду углубляться в подробности, но там определенные трения возникли между правительством и компанией "Норникель". Решив этот вопрос удастся добиться того, чтобы выборы прошли в более спокойной обстановке. Такого рода вещами и буду заниматься в этих регионах.
Там я не буду весь регион объезжать, как это делаю в Иркутской области. Это не моя избирательная территория. Просто держу на контроле ситуацию и оказываю содействие всем нашим партийным и политическим структурам. Буду, конечно, отчитываться перед ЦИКом партии. Важнейшая задача — обеспечить легитимность внутрипартийных процессов и хода избирательной кампании в целом. Но работать буду продолжать в Иркутской области, — для меня сейчас это основная территория.
Что касается поездок по Иркутской области, в скором времени собираюсь поехать на машине по зимнику в Ербогачён через Братск, Усть-Кут. Оттуда обратно через Киренск, Казачинско-Ленский район, Жигалово.
— Почему вообще вас уполномочили курировать сразу четыре региона?
Во-первых, сейчас я являюсь депутатом от этой региональной группы, не считая Приангарье. Во-вторых, есть соответствующий бэкграунд. Например, мне удалось победить с большим отрывом на праймериз в 2016 году, вернувшись из Иркутска в Красноярский край спустя 8 лет. Тогда удалось занять третье место в списке после Артура Чилингарова и Ларисы Шойгу.
Хорошо отработали — по три места в списке. Нам уже звонили, поздравляли. Чуть-чуть мне не хватило для того, чтобы пройти в ГД РФ. Но все это к лучшему, ведь иначе я бы не остался в Иркутске. Приангарье интересует меня гораздо больше. Спустя время, после ухода Баталиной из этой региональной группы, мандат передали мне. То есть, еще одной причиной служит погруженность в специфику территории.
В-третьих, определенную роль сыграли те достижения, которых нам удалось достичь, начиная с 2018 года. При таком сложном составе Законодательного собрания Иркутской области, будучи в меньшинстве мы смогли получить большинство руководящих постов. Кроме того, мы серьезно подняли рейтинг партии, больше половины мэров от нашей партии избрались при губернаторе-коммунисте. К тому же благодаря нашей поддержке Игорь Иванович Кобзев победил на выборах и возглавил Иркутскую область. Все это в совокупности и привело меня к кураторству хода избирательных кампаний в этих регионах.
— Таким образом, уход с поста спикера Заксобрания стал следствием достижения партией поставленных ранее целей?
— Именно так. После назначения врио губернатора партии нужно было укрепить свои позиции в регионе. Такая задача возникла и в связи с необходимостью провести предстоящие выборы с достойным результатом. Для всего этого от меня требовалось значительно больше времени, чем я мог уделить, будучи в роли председателя облпарламента. Так все удачно сложилось, что в этот момент освободилось место в Госдуме РФ.
Интервью с Сергеем Соколом. Фото: представлено депутатом
При этом практически все свое время я нахожусь в Иркутской области. Летаю на различные обязательные мероприятия в Москву, но это, как правило, занимает день-два в неделю.
— Александр Ведерников ваши ожидания в роли преемника на посту спикера оправдал?
— У меня не было сомнений насчет того, что из Александра Викторовича получится гораздо более эффективный и харизматичный спикер, нежели я сам. Уверенность в этом стала, пожалуй, второй причиной моего согласия на переход в нижнюю палату федерального парламента. От грамотного второго лица в области зависит серьезная часть политической работы, которая нужна для решения, в том числе и моих партийных задач.
Беспокоиться мне об этом вопросе не приходится, ведь сейчас у нас один из сильнейших спикеров региональных парламентов в стране. Да и в целом фракция в Законодательном собрания очень сильная, чего только стоит Кузьма Алдаров (руководитель фракции в ЗС — прим. ред.). Все это подтвердила деятельность законодательного органа во время пандемии, своевременное принятие нужных решений, работа над бюджетом региона.
— Вы покинули пост спикера Заксобрания, но по-прежнему являетесь главой реготделения "Единой России". Как в этой плоскости складываются отношения с беспартийным губернатором?
— Что касается партийного аспекта, то я не вижу какой-то принципиальной разницы в том, партийный губернатор или беспартийный. Не эмоционально это воспринимаю, а скорее "технологично". Главное, на мой взгляд, чтобы он был эффективным управленцем, хозяйственником.
Мы ведь поддерживали его, и победили, в том числе за счет партийных ресурсов, партийного актива. Конечно, глава региона старается держаться нейтрально по отношению ко всем политическим партиям. Тем не менее с реготделением партии, нашей фракцией в Законодательном собрании выстраиваются конструктивные, рабочие отношения. Все-таки нужно взаимодействовать с теми, кто тебе помогает. Иметь политическую поддержку в области со стороны самой влиятельной партии — очень важный момент.
— Благодаря чему удается воздействовать на рейтинг партии непосредственно в регионе. Что способствовало укреплению позиций "Единой России" — разговоры с мэрами тет-а-тет или встречи с населением на территориях, какие-то другие мероприятия?
— Лишь все это в совокупности может влиять на рейтинги. В условиях противостояния с исполнительной властью до конца 2019 года мы показали, что стоим на страже интересов людей, муниципальных образований. Партия мгновенно реагировала и реагирует на острые проблемы, которые возникают в области, на запросы людей. Мы предлагаем реальные решения, а не просто говорим об этом, как это делают всякие популисты. Нам это не свойственно, из-за чего нам симпатизирует население.
Отчетливо это было видно летом 2018 года, когда в регионе произошло наводнение. Серьезно эта ситуация повлияла и на работу Законодательного собрания. Или тот же COVID-19. Приняли пакет многоплановых антикризисных мер, продолжили работу Волонтерского центра "Единой России". Коллеги в муниципальных образованиях откликнулись на призыв о помощи. Наши депутаты из поселковых дум, главы, мэры, все участвуют в этой работе — помогают врачам, пожилым, заболевшим.
Мы приняли и законы по детскому питанию и продолжаем совершенствовать законодательную базу для этого, помогаем молодым специалистам, чтобы они возвращались работать на свою Родину. Партия действительно слушает и слышит простых людей, глав территорий, депутатов, мэров.
— Каких результатов удалось добиться в Госдуме к настоящему моменту, какие темы поднимаете на этом уровне?
— Я вхожу в депутатскую группу "Байкал", в рамках работы в которой достаточно успешно удалось продвинуться в вопросах защиты озера. Поучаствовал в принятии пакета антикризисных мера по борьбе с COVID-19. Кстати, это общая задача партии. Вообще "Единая Россия" активно участвовала в отстаивании своих позиций по бюджету и внесла много поправок. Плоды этих поправок я видел, когда объезжал территории региона. Например, в Балаганском районе уже есть выделенный участок, где благодаря этим поправкам будут строиться новые социальные объекты.
Последнее, что удалось сделать в рамках работы в межфракционной рабочей группе, — добиться принятия министерством природных ресурсов России документа о разрешенных видах деятельности на Байкале. В первую очередь это заслуга депутата Сергея Тена, который много усилий приложил для разрешения данного вопроса.
Конечно, каждый парламентарий преследует свои цели, но они должны совпадать с интересами территорий, от которых он избран. Тут и люди, представляющие Байкал, а с другой стороны — депутаты от Республики Бурятия, различные эксперты, экологи, но все мы сплочены общей целью — сохранить озеро.
Кроме того, в первом чтении приняли законопроект о гаражной амнистии. Этот закон очень ждут люди. Мы встречались с жителями Иркутска, обсуждали этот вопрос с городскими властями в рамках работы над вторым чтением. 50 млрд рублей регион получил из федерального бюджета на этот год. Эти средства отстаивали депутаты Госдумы от области. И эта работа продолжается.
— Насколько конкурентной оцениваете предстоящую выборную кампанию в Иркутской области?
— В нашем регионе всегда конкурентная кампания. Могу сказать лишь, что партия готовится к ней. В наших рядах сильные кандидаты по одномандатным округам. Если в 2016 году порядка 40% по партийным спискам набрала партия, то в этот раз мы можем рассчитывать на еще более успешные результаты.
— Нельзя обойти стороной и прошедшие несанкционированные акции в стране. Как относитесь к этим событиям?
— Мы неоднократно были свидетелями того, как на ровном месте возникала какая-то нестабильность. Совершенно понятно, что она имеет определенные корни. В данном случае мероприятия, очевидно, находятся в рамках интересов наших геополитических конкурентов. Не так сложно найти людей, которые могут повысить градус недовольства.
— Реакция государства на такие мероприятия не усугубляет ситуацию, по вашему мнению? Например, отчисление студентов за участие в несогласованных акциях.
— Здесь логика проста — есть закон, и тот, кто его нарушает, должен нести ответственность. Неважно студент это или какой-то другой гражданин. Если мы говорим про вольнодумство, то всегда можно высказать свои мысли по совершенно разным вопросам, не нарушая при этом законы. Никто тебе в таком случае ничего не скажет. Просто не нужно переходить границу, а государство на то и нужно, чтобы поддерживать порядок внутри страны.
Как бы то ни было, я не слышал, чтобы в нашем регионе кто-то был отчислен из числа студентов. И это не случайно, ведь у нас все, прежде всего, за диалог, за обсуждение. В том числе и достаточно острых тем.
На мой взгляд, этот процент людей, которым хочется покричать, проявить себя, минимален. Если бы вышли сторонники другой точки зрения на улицы, то их было бы гораздо больше. Просто этот минимальный процент гораздо более активный. Конечно, есть недовольные граждане, но такими способами проблемы точно не решаются.
— На посту спикера Законодательного собрания вы интересовались событиями в областном центре. В частности, были вовлечены в ранее существовавшие разногласия между Думой и мэрией города. Сейчас достаточно времени прошло с того момента, избран новый мэр. Тем не менее, как вы считаете, будет ли продолжение этой истории?
— Партийный результат по выборам прошлого года действительно мог быть гораздо лучше, если бы уже тогда все занимались продвижением партии. Администрация, несмотря на партийную принадлежность мэра, противодействовала этому. Тем не менее нам удалось выиграть по большинству округов. Сейчас городская партийная организация возрождается, партийные ячейки начинают функционировать.
Город выздоравливает и эффект от совместной работы, нормального взаимодействия с мэром Русланом Болотовым и спикером Думы Евгением Стекачевым не заставит себя долго ждать. Мы уже приступили к конструктивной работе на благо города. Не секрет, что областной центр отстает по сравнению с рядом других крупных городов Сибири. Со временем, я уверен, мы сможем кардинально изменить ситуацию. Мы продолжим реализацию в Иркутске и партийных проектов, таких как "Народные инициативы", "Комфортная городская среда", и будем помогать решать актуальные вопросы развития областного центра.