5 марта 2021. Несколько крупных российских и международных проектов развиваются на территории Иркутской области. В их числе — освоение Сухого Лога, реконструкция БАМа, строительство завода полимеров в Усть-Куте и другие. Правда, некоторые из программ до сих пор не получили должного развития. Например, по-прежнему не решен вопрос с развитием главного авиационного хаба и газификацией северных территорий. На каком этапе сейчас находятся эти программы, что намечено к реализации в Иркутской области в ближайшее время и какие проекты смогут дать дополнительный импульс экономике области — в материале ИА IrkutskMedia.
Деньги. Фото: Кирилл Роткин, ИА IrkutskMedia
По данным правительства региона, реализация инвестиционных проектов позволит привлечь в экономику Иркутской области свыше 1 трлн рублей, бюджетный эффект составит около 900 млрд рублей. Будет создано порядка 35 тысяч новых рабочих мест.
"Осуществление инвестиционной деятельности будет способствовать дальнейшему развитию экономики региона, повышению качества жизни населения за счет создания новых рабочих мест и улучшения условий жизни и труда", — подчеркнули в региональном кабмине в ответе на запрос.
В рамках реализации масштабных инвестиционных проектов уже создано около 6 тысяч новых рабочих мест и привлечено порядка 500 млрд рублей инвестиций.
В среднесрочной перспективе планируется начать реализацию проектов по освоению крупнейшего в России месторождения золотосодержащих руд "Сухой Лог", разработке Зашихинского редкометалльного месторождения. Объем инвестиций составит порядка 900 млрд рублей.
Газпром, газоснабжение, газификация, газопровод. Фото: Гречанюк Виталий, ИА PrimaMedia
Одним из самых долгоиграющих проектов, реализующихся на территории Иркутской области, пожалуй, можно назвать газификацию региона. Программа реализуется совместно с ПАО "Газпром" в рамках соглашения от 20 октября 2010 года и договора о газификации Иркутской области от 21 декабря 2009 года.
О масштабном проекте газификации Иркутской области заговорили еще несколько лет назад. Даже была разработана соответствующая программа мероприятий. В соответствие с корректировкой генеральной схемы газификации и газоснабжения Иркутской области на территории Приангарья предусматривалось формирование четырех центров газодобычи: Южного, Братского, Усть-Кутско-Киренского и Северного.
Кроме того, в рамках программы предполагалось построить внутрипоселковые газораспределительные сети, газопроводы-отводы для бытовых и коммунальных потребителей, находящихся на территориях, расположенных вдоль трассы магистральных газопроводов от Южного, Братского и Усть-Кутско-Киренского центров газодобычи. Также программа мероприятий предусматривала экономически целесообразный перевод котельных всех форм собственности, расположенных в Приангарье, на использование природного газа в качестве основного вида топлива, а также создание условий для размещения на территории Иркутской области автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и автомобильных газозаправочных станций (АГЗС).
Основной целью реализации программы было повышение уровня газификации территории Иркутской области за счет формирования системы распределения и потребления высокотехнологичного углеводородного сырья — природного газа месторождений Иркутской области.
В 2017 году тогда еще занимавший пост губернатора Иркутской области Сергей Левченко признавал, что газификация региона идет не так быстро, как хотелось бы, и поручил правительству подробнее проработать этот вопрос. Спустя год, в 2018 году, "Газпром" и региональные власти определили дорожную карту первого этапа газификации Иркутской области в рамках Петербургского международного экономического форума.
Для реализации дорожной карты в мае того же года газопровод Ковыкта — Жигалово перевели из категории "магистральный", при которой он представлял собой отвод от строящегося газопровода "Сила Сибири", в категорию "распределительный", что, как предполагалось, даст возможность дальнейшего продолжения газотранспортной системы для подачи на юг региона.
Пока же на слуху и в информационном пространстве появляются темы по газификации Жигалова, Братска и Усолья-Сибирского. Но и там пока не все так замечательно.
За последние годы в рамках областной программы газоснабжения в Приангарье выполнено строительство внутрипоселковых газораспределительных сетей низкого давления протяженностью 37,6 км (33 км в Братске и 4,6 км в поселке Зяба) с газопроводами-вводами к 1023 домовладениям (965 подводов в Братске, 58 — в поселке Зяба). По состоянию на 1 января 2021 года подключено к природному сетевому газу 590 домовладений (в Братске — 542 дома, в поселке Зяба Братского района — 48 домов). В дальнейшем подключение домовладений к природному сетевому газу будет продолжено.
В рамках недавнего совещания с депутатами ЗС Приангарья мэр Братска Сергей Серебренников отметил, что пятилетняя программа газификации в городе гидростроителей идет уже третий год. Реализация находится еще на начальном этапе. Кроме того, проект напрямую связан с программой "Чистый воздух".
"Мы потеряли 2019 год, не только мы, но и все участники этой программы. С 2021 года началось движение. Сейчас есть понимание и поддержка со стороны властей региона. Вопросы газификации идут крайне сложно. Месторождение газа находится в 30-ти км от города. На 20% мы должны улучшить состояние воздуха по программе, и без газификации мы этого не достигнем. Необходимо приложить консолидированные усилия для того, чтобы газифицировать левый берег города", — подчеркнул Сергей Серебренников.
Всего для достижения целевых показателей в Братске необходимо построить 200 км газораспределительных сетей, газифицировать 5,5 тысяч индивидуальных жилых домов, перевести на газ более 4 тысяч транспортных средств.
Помимо Братска, в программу войдет еще Усолье. По словам главы Иркутской области Игоря Кобзева, приход газа в Усолье-Сибирское позволит не только размещать высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью, но и решить экологические вопросы — перевод на газовое топливо теплоисточников города и общественного транспорта.
"Это не менее важная задача с учетом нахождения города в пределах Байкальской природной территории. Учитывая, что по соседству с городом расположены сельхозпредприятия, прорабатывается вопрос создания в городе производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья", — сказал глава Иркутской области Игорь Кобзев.
В настоящее время власти ведут активную работу с "Газпромом" по строительству магистрального газопровода "Ковыкта-Саянск-Иркутск". Для обоснования экономической целесообразности газификации южных районов Иркутской области разработано технико-экономическое обоснование по созданию газохимического комплекса в Саяно-Иркутской опорной территории развития.
Как рассказали в правительстве Иркутской области, во многом перспективы газификации Приангарья связаны с развитием магистральной инфраструктуры транспорта природного газа. На одной из встреч с представителем "Газпрома" Игорь Кобзев подчеркивал, что развитие газоснабжения Приангарья является приоритетом государственной политики.
Несмотря на такую позицию, сегодня уровень газификации Иркутской области составляет лишь 9,4% при среднероссийском показателе в 71,4%. И, кстати, в планах провести газификацию в Иркутской области у "Газрома" пока нет. Судя по презентации, размещенной на сайте компании, Приангарье не вошло в число регионов РФ, где планируют реализовать проект по развитию газоснабжения с 2001 по 2025 год. Видим, что пока эта программа буксует в регионе. Возможно, все изменится после 2025-го. Но здесь все зависит от настойчивости региональных властей, системности подхода и сохранению инвестиционной привлекательности региона.
Планы по газификации. Фото: Скриншот с сайта "Газпрома"
Развитие авиахаба Иркутска является одним из тех вопросов, решение которых в Иркутской области продолжается не первый год. На "заморозку" проекта повлияла не только борьба значимых инвесторов, возможная передача уже действующего аэропорта в частные руки, но и проверка ФАС.
Церемония закладки первого камня в основание нового терминала аэропорта Иркутска состоялась еще в августе 2018 года. Как отмечал занимавший пост губернатора Приангарья Сергей Левченко, на строительство объекта планировалось потратить порядка двух лет. Новое здание хотели возвести в непосредственной близости от действующего терминала внутренних авиалиний. Заинтересованность в возведении объекта проявляли несколько крупных инвесторов, однако этим планам пока не суждено было сбыться.
В октябре 2018 года ФАС возбудила дело после выбора инвестора для строительства нового терминала аэропорта Иркутска, зафиксировав признаки нарушения ст. 16 закона о защите конкуренции (ограничивающие конкуренцию соглашения органов власти). И уже в феврале 2019-го строительство нового терминала аэропорта Иркутска было приостановлено из-за расследования Федеральной антимонопольной службы.
30 июля 2019 года ФАС России признала губернатора Иркутской области (Сергея Левченко), правительство Иркутской области, АО "Рампорт Аэро", ООО Инфраструктурная Корпорация "Аеон", ООО "Новапорт", ООО "Система Управления", ООО "Терминал Иркутск", АО "Международный Аэропорт Иркутск", ООО "Новапорт Холдинг", АО "Аэропорт Толмачево" нарушившими антимонопольное законодательство. По данным антимонопольной службы, региональные органы государственной власти и хозяйствующие субъекты заключили ограничивающее конкуренцию соглашение при строительстве нового аэровокзального комплекса на территории международного аэропорта Иркутска. В результате их действий частный инвестор проекта по строительству терминала был отобран без каких-либо конкурентных процедур.
После избрания нового губернатора Иркутской области Игоря Кобзева спор по аэропортовому комплексу Иркутска был разрешен, производство по делу прекращено, однако вопрос со строительством нового терминала и реконструкцией действующего аэропорта в столице Приангарья также "поставлен на паузу".
"Отсутствие в действующих федеральных программах мероприятий по развитию аэропортового комплекса в Иркутске приводит к значительным затруднениям привлечение на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в развитие авиационного узла Иркутска, в том числе в строительство аэропортовой инфраструктуры нового аэропорта", — пояснили в региональном кабмине.
В настоящее время власти региона реализуют мероприятия по подготовке к проведению конкурсных процедур для отбора консалтинговой компании, которая должна будет выполнить работу по структурированию и сопровождению сделки по продаже контрольного пакета акций АО "Международный аэропорта Иркутска" с инвестиционными обязательствами по реконструкции действующего аэропорта и строительству нового аэропортового комплекса в областном центре.
Из-за планов правительства региона по возможной приватизации авиахаба Иркутска группа депутатов Законодательного собрания Иркутской области от КПРФ направила обращение к Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову и полномочному представителю президента РФ в Сибирском Федеральном округе Сергею Меняйло. Парламентарии предположили, что в конечном итоге получателем 100% акций АО "Международный аэропорт Иркутск" и, как следствие, всех существующих объектов действующего аэропорта станут структуры компании "Базэл" Олега Дерипаски, которые уже управляют Красноярским аэропортом: одним из главных конкурентов Иркутского авиаузла в Сибири. Депутаты попросили взять на особый контроль проведение дальнейших конкурсных процедур на предмет соблюдения антикоррупционного и антимонопольного законодательства.
Пока решается вопрос с продажей аэропорта, власти Приангарья ищут квалифицированного консультанта для привлечения инвестиций на развитие авиационного узла. Ранее тендер выиграла компания "Алмаз", снизив начальную цену контракта более, чем в три раза. В установленные законодательством сроки победитель не направил заказчику подписанный проект контракта или протокол разногласий, а также не предоставил обеспечение исполнения контракта. В итоге "Алмаз" решил отказаться от заключения контракта по оказанию консультационных услуг.
В первом полугодии 2021 года Минэк Иркутской области планирует провести новый отбор. На данный момент министерство прорабатывает варианты нового
конкурса.
Сохраняют ли интерес к аэропорту Иркутска прежние инвестора в правительстве региона так и не сказали, отметив, что "заинтересованность инвесторов в реализации проекта по развитию авиационного узла проявится на этапе подачи и рассмотрения заявок участников на открытый конкурс".
Пока же власти лишь получили согласованное Росавиацией задание на разработку документации по планировке территории аэропортового комплекса Иркутска для дальнейшей организации работы в этом направлении. Возможно, что и этот "замороженный" инвестиционный проект в скоре получит свое развитие, пусть даже и после продажи.
После приезда в Иркутскую область руководителя Федерального агентства по туризму и закрытия границ из-за ситуации с пандемией, власти Иркутской области всерьез взялись за развитие туризма на Байкале, особенно для внутренних путешественников. За прошедший год многие эксперты не раз упоминали этот вопрос и обозначали проблемы, которые стоят перед регионом. Это касается как действующего природоохранного законодательства, так и в целом строительства необходимой инфраструктуры. В частности, речь шла о развитии Байкальска, Листвянки и особой экономической зоны "Ворота Байкала".
"Кризисную ситуацию нужно использовать для развития туриндустрии. У нас есть время, чтобы быстро перестроиться. Байкал нужно рассматривать с точки зрения бережливости. Нужно найти баланс и равновесие в вопросах бизнеса и сохранения природы. Кроме того, в Госдуме решается вопрос, который касается ООПТ. Мы сейсмически активный район, и поэтому должны учитывать условия для безопасности (граждан). Для этого нужно и оснащение, модернизация. Нужна мониторинговая система. Мы приступили к проектированию, чтобы сделать территорию безопасной. Это тоже серьезные капитальные вложения", — говорил на одном из бизнес-форумов глава региона.
Особенно большие надежды регион возлагает на развитие южного Прибайкалья. Одним из крупных проектов в этом направлении можно назвать особую экономическую зону "Ворота Байкала". Сегодня резидентами ОЭЗ являются восемь компаний с общим планируемым объемом инвестиций в создание туристической инфраструктуры 2,4 млрд рублей. Инвесторы намерены построить пассажирскую подвесную канатную дорогу, а также гостиничные комплексы, которые будут включать деревянные гостевые домики, бани и SPA-центры, рестораны и конференц-залы, спортивно-развлекательные зоны. Проекты предусматривают создание более 380-ти рабочих мест. Первые объекты планируется ввести в строй после 2021 года.
В январе 2021 года заинтересованность к работе в турзоне выразили еще четыре компании. Якорный резидент особой экономической зоны — "Гора Соболиная".
Недавно губернатор предложил расширить ОЭЗ "Ворота Байкала". В турзону планируется включить популярные у туристов поселки Листвянка и Большое Голоустное, а также остров Ольхон. По словам губернатора, это позволит создать туристическую инфраструктуру и ускорить реконструкцию дороги на остров, которая, кстати, также является долгостроем.
К слову не отпускает регион и вопрос строительства моста на Ольхон. Даже бывший губернатор Иркутской области Борис Говорин, выступая на одной из сессий Заксобрания Приангарья, подчеркнул, что все мощное воздействие Байкала, его красоты стирается наличием паромной переправы, которая не обеспечивает надлежащую перевозку людей на остров. Поэтому перед руководством страны стоит задача строительства мостового перехода для соединения острова с материком. Такое решение позволит, в том числе снять задачи, связанные с экологией острова, утилизацией ТБО, а также доступностью туристов на остров.
На создание инженерной инфраструктуры и благоустройство на территории турзоны "Ворота Байкала" в 2021-2023 годах планируют направить более 2,5 млрд рублей. Также запланировано продолжение строительства сетей электроснабжения и улично-дорожной сети с автостоянками, строительство сетей теплоснабжения, информационно-коммуникационных сетей, водопровода, благоустройство и озеленение территории с совокупным объемом финансирования 1,97 млрд рублей.
Однако, несмотря на амбициозные планы, в проекте развития туристической зоны не все удается сделать так, как было задумано. В рамках заседания расширенной коллегии прокуратура Иркутской области осенью 2020 года заявила о малоэффективности ОЭЗ "Ворота Байкала", как инструмента поддержки экономики региона. По данным надзорного ведомства, за более чем 13 лет функционирования особой экономической зоны было зарегистрировано несколько предпринимателей, при этом свою деятельность осуществляет только один резидент.
Но все же правительство Приангарья надеется на значительный прирост путешественников в регион, а без соответствующей инфраструктуры сделать этого вряд ли получится. Так что проект ОЭЗ "Байкала" должны реализовать в ближайшие годы, немотря на различные трудности. Тем более, что что в его создание уже было вложено немало средств, а экономический эффект пока почти не ощущается.
О проектах, которые смогут дать стимул экономике Иркутской области и на что лучше обратить внимание властям рассказала главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. По ее мнению, бизнес сам принимает решение какие инвестпроекты развивать и правительство региона на этот никак не влияет.
"У властей региона нет денег во что-то инвестировать. Это решения бизнеса. Власти могут подтянуть только инфраструктуру. Но если посмотреть на Листвянку, проблемы до сих пор не решили. Сначала нужно организовать хотя бы канализацию, чтобы развивать туризм. Но денег у бюджета Иркутской области даже на это нет. Развивать в регионе нужно все. Только при этом нужно понимать, кто это профинансирует", — подчеркнула спикер.
Как это обычно и бывает, не всегда задуманным планам удается сбыться. Так и из-за многих факторов реализация инвестиционных проектов растягивается на несколько лет.
Как подчеркнули в правительстве Приангарья, оценивая основные проблемы реализации инвестиционных проектов необходимо учитывать достаточно высокую степень непредсказуемости в сфере вложения инвестиций. К макроэкономическим факторам, которые влияют на формирование инвестиционной деятельности, можно отнести колебания мировой рыночной конъюнктуры, курсов валют, ставок по банковским кредитам, цен на энергоносители, затянувшуюся реструктуризацию "старых" промышленных предприятий, неопределенность в процессе организации сбыта продукции и многое другое.
Сегодня для реализации крупных перспективных инвестиционных проектов на территории Иркутской области существует необходимость строительства энергетической и транспортной инфраструктуры. Как правило, с проблемами неразвитости инфраструктуры сталкиваются инициаторы проектов по разработке и освоению месторождений ввиду их отдаленного расположения. Кроме того, одной из основных проблем в ходе реализации проектов является недостаток финансов, сложность в привлечении кредитных средств, поиск соинвестора проекта.
Среди прочих проблем, на реализацию инвестиционных проектов в Иркутской области влияет и смена власти, в том числе окраска политических сил. Новое исполнительные кадры не всегда прислушивается к своим предшественникам, либо начинают новые проекты, не закончив старые. И в результате многие программы сталкиваются с еще большими препятствиями. Что в итоге влияет и на инвестиционную привлекательность и на развития экономики Иркутской области в целом.