31 марта 2021. Туристическая отрасль в Иркутской области, переориентировавшаяся на внутренних путешественников, постепенно восстанавливается спустя год после начала пандемии в регионе. Этой зимой Приангарье, предварительно, посетило уже 250 тысяч человек. Сейчас перед отраслью стоит задача разработать новые программы для привлечения туристов, в том числе в весенний и летний периоды, и решить вопросы с развитием инфраструктуры. Но при этом также важно соблюсти баланс между увеличением турпотока, экологией и этикой. Подробнее об итогах туристического сезона 2020-21 годов, проблемных вопросах туристической отрасли региона и планах на ближайшее время — в материале ИА IrkutskMedia.
Лед Байкала. Фото: Владислав Костин, ИА IrkutskMedia
Как подчеркнула на пресс-конференции со СМИ глава агентства по туризму Екатерина Сливина, несмотря на трудности из-за пандемии зимний сезон на Байкале прошел достаточно успешно. Путешественники активно размещали фото в социальных сетях. Особенностью сезона в 2020-2021 году стало то, что значительно высоким спрос на отдых на Байкале был ни в мартовские, а в февральские праздники. В гостиницах практически не было свободных мест. Также высоким турпоток был на январских каникулах. Предварительно, регион в зимний сезон посетили более 250 тысяч человек. Точные цифры станут известны в апреле. Однако загрузка была достаточно высокой. Причем пока не все средства размещения работают в полную силу. Кроме того, многие путешественники опасались ехать на Байкал из-за серии землетрясений.
"Если говорить о новогодних праздниках, то город немного просел. Поскольку специфика Иркутска связана с тем, что в основном приезжают командировочные. Прибайкальские территории, наоборот, были загружены. Особенно горнолыжный курорт "Гора Соболиная". В целом мы оцениваем зимний сезон вполне позитивно. Кроме того, несмотря на существующие ограничения, в этом году на Байкале все же удалось провести мероприятия "Зимниады" (12+), — сообщила Екатерина Сливина.
О тенденциях, которые проявились в туризме Иркутской области в зимнем сезоне рассказал член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылов. По его словам, если в 2019 году основную массу туристов составляли тайцы, а в 2020-м — европейцы, то в 2021 году зимний Байкал заполонили российские путешественники. Благодаря программе кэшбека туристический поток с ноября 2020 года практически не останавливался. Кроме того, если раньше апрель считался мертвым сезоном, то сегодня туристы активно посещают регион и в этот период.
"Постепенно Байкал превращается в круглогодичное направление, осталось только подтянуть инфраструктуру. Потому что пока она не рассчитана на такой поток. Это касается не только средств размещения, но и транспортной системы, а также общепита", — подчеркнул Вадим Копылов.
Из-за высокого спроса на туризм цены, в том числе на размещение туристов и на транспортные услуги, в зимний период традиционно повысились. В итоге Байкал стал не совсем доступным направлением для некоторых категорий граждан. В дальнейшем решить проблему позволит развитие инфраструктуры. Сейчас же важно привлечь путешественников в регион весной и летом.
"Сезон показал, что нужно развивать дополнительные услуги. Стандартного набора зимних развлечений уже не хватает. Нужно искать другие подходы. В том числе предлагать новые активности для туристов", — заметила руководитель агентства по туризму в Иркутской области.
По словам спикеров, в этом году были попытки завести на лед Байкала не только судна на воздушной подушке, но и аэролодки. Кроме того, новинкой сезона стали пикники в гротах. Популярны были фотосессии на льду Байкала с использованием дымовых шашек, ритуал под названием "Поцелуй Байкала".
"Что касается "Поцелуя Байкала" и других моментов. Здесь важна не только экология, но и этика. В агентство по туризму уже поступали жалобы от местных жителей. Для населения региона это место священно. "Поцелуй Байкала" у них воспринимается негативно. Поэтому нужно продумывать и такие моменты. Не только бизнесу, но и властям. Нужно, чтобы туристические проекты были интересны и находились в балансе с экологией, этикой и прочими моментами", — заметила Екатерина Сливина.
Еще один вызов, который стоит перед отраслью — формирование программ, которые будут востребованы среди семейных путешественников.
Хотя в этом году туристическая отрасль была вынужденна резко перейти на прием только российских путешественников, у бизнеса и властей региона была возможность оценить "плюсы" и "минусы" иностранного и российского турпотока, поскольку раньше очень много споров у местных жителей возникало по поводу гостей из Китая.
Как заметил Вадим Копылов, вместе с увеличением турпотока Иркутская область получила "инстаграммных" туристов. Именно такое поведение не одобряли и у китайцев. Кроме того, по-прежнему значимой темой было бережное отношение к природе, правила поведения и безопасность. Эти проблемы также актуальны для россиян. Однако, если оценивать туристов из КНР и России с точки зрения вклада в ВРП, то российские путешественники опережают иностранцев по тратам. И с точки зрения отдачи в бюджет россияне более выгодны для отечественного туризма. Но над качеством турпотока еще нужно работать.
Летний турсезон пока под вопросом
Катер на Байкале. Фото: Кирилл Роткин, ИА IrkutskMedia
Что касается лета. Сейчас туркомпании стоят на пороге развилки, поскольку пока точно неясно откроются ли границы после пандемии. Однако спрос на бронирование уже есть.
"С одной стороны мы имеем активное бронирование на летний сезон. Но, учитывая опыт прошлого года, все запланировано с оговорками. Люди осторожничают и подстраховываются. Думают, будет ли открыт свободный выезд за границу. В зависимости от того, как будет решен вопрос, там они и проведут летние отпуска. С одной стороны российский поток может рвануть за границу, а иностранный может его не заменить. А может быть наоборот. Тогда получим активный летний сезон", — рассказал член правления СБАТ.
При этом, иностранные туристы уже сняли бронь на июнь-июль, но забронировали туры на 2022 год.
В свою очередь руководитель агентства по туризму Иркутской области подчеркнула, что в регионе все равно нужно искать новые точки притяжения для путешественников. В том числе увеличивать номерной фонд. Хотя у туризма Иркутской области есть конкурентные преимущества, такие как КБЖД и круизы по Байкалу, все же летом региону придется конкурировать с Алтаем, Карелией и Камчаткой.
Кроме того, важно сосредоточиться том, чтобы турист, который приезжает в Иркутск, имел возможность уехать в Улан-Удэ и дальше. Также нужно разрабатывать совместные программы с Забайкальем.
"В рамках года Байкала в Иркутской области запланированы событийные мероприятия и инфраструктурное развитие. В 2021 году власти региона намерены обустроить мыс Бурхан, установить информационные щиты. Запланирована экспертиза направлений вдоль Московского тракта, активно продвигается военно-исторический туризм на Байкале и прочее. Также в регионе есть планы по развитию водного транспорта", — сообщила Екатерина Сливина.
Что касается чартерных рейсов на Байкал в Иркутской область, пока этот вопрос, по словам Екатерины Сливиной, поставлен на паузу. Новое постановление Ростуризма, которое том числе предусматривает компенсацию туроператорам за организацию чартерных рейсов, находится на согласовании в правительстве. При этом Иркутская область уже разработала несколько программ для TUI.
"Пока организация чартеров для туроператоров не несет той прибыли, которую они хотели бы получить. Расходы преобладают над доходами. Поэтому компании ждут принятия постановления", — резюмировала глава агентства по туризму Иркутской области, заметив, что вопрос с чартерами возможно обсудят в рамках совещания в Москве.
Напомним, что пандемия, начавшаяся в Иркутской области почти год назад, внесла перемены в жизнь всего региона. Особенно коронакризис ударил по бизнесу. От ограничительных мер по COVID-19 значительно пострадали сферы туризма, общепита и event-индустрии. Многие предприниматели до сих пор справляются с последствиями затяжной эпидемии, восстанавливая прежнюю выручку и поток клиентов.