1 июня 2021. Дорога — место повышенной опасности и постоянных стрессовых ситуаций для участников движения. В Иркутске, как и в любом другом городе, между водителями часто случаются конфликты из-за разногласий относительно правил дорожного движения. Зачастую даже мелкие нарушения ПДД могут привести к аварии с серьезными последствиями. Именно поэтому вопросы о правильности проезда на том или ином участке возникают не только у новичков, но и у бывалых автолюбителей. Начальник отделения по пропаганде отдела ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" майор полиции Антон Куриленко в беседе с корр. ИА IrkutskMediа объяснил тонкости ПДД на примере самых популярных дорожных развязок областной столицы.
— В каких случаях можно повернуть на улицу Челнокова, двигаясь из центра города в сторону железнодорожного вокзала?
— В данном случае на Староангарском мосту висит знак временного ограничения движения и направления движения по главной дороге. С 22.00 до 6.00 разрешен поворот налево. В другое время поворачивать нельзя, за нарушение дорожного знака предусмотрен штраф 500 рублей.
Сотрудник ДПС за рулем. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Много вопросов поступает от автомобилистов по движению на Байкальском кольце. Как правильно осуществлять заезд, перестроение, съезд с кольца?
— Лучшим способом объяснить будет схема кольца из четырех дорог. Чтобы заехать на кольцо, мы имеем право повернуть с двух полос — с крайней правой и с крайней левой. А съехать с кольца можно только с крайней правой полосы. Кольцо — это кольцевой перекресток. Не все дорожные развязки справляются с потоками транспортных средств, которые на них заходят — это факт, с которым приходится бороться.
Одним из главных нарушений при движении на кольце является несоблюдение приоритетности — при перестроении водители зачастую не уступают дорогу автомобилю, который имеет преимущество. В этом случае усматривается нарушение пункта 8.4 ПДД — начало движения и маневрирование.
Автолюбитель будет привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.14, за которую предусматривается штраф в размере 500 рублей. Главная задача на Байкальском кольце — обеспечить беспрепятственность и бесперебойность движения. На этом участке часто несет службу личный состав ДПС.
Улица Байкальская в Иркутске. Мария Оленникова, IrkutskMedia
— Как водителям вести себя в случае отсутствия знаков приоритетности на перекрестке?
— Знаки приоритетности всего лишь несколько упорядочивают общие правила движения. Объясню это на примере самого простого Т-образного перекрестка, пункт 13.11 ПДД. Это равнозначный перекресток с отсутствием знаков приоритета. В этом случае вы обязаны уступить всем, кто находится справа от вас. Здесь действует правило "Помеха справа", которое гласит, что водитель должен дать возможность проехать ТС, приблизившемуся к нему справа.
Очень часто аварийные ситуации возникают там, где нет знаков приоритета. Это самое распространенное ДТП во дворах. Хорошим примером является ситуация на дворовой территории, когда большинство водителей считают главной более широкую дорогу, хотя это не так. И, конечно, никто не уступает выезжающим со двора. Все это — показатель того, что незнание элементарных вещей в итоге приводит к совершенно новым "правилам", по которым ездит большинство. Получается езда по надуманным заученным моментам. Между тем часто появляются новые знаки и меняется дорожная ситуация.
Часто участники движения не соблюдают ПДД при движении по полосам. Например, на пересечение улиц Ленина и Дзержинского четко предписано движение по полосам и выполнение маневров. А на пересечении улиц Степана Разина и Российской знака движения по полосам нет, и левый поворот разрешен с трамвайных путей (при условии не создания помех для рейсовых ТС). Однако некоторые водители часто встают в средней полосе с включенным левым поворотником. Один оказывается на трамвайных путях, собираясь поворачивать налево, а рядом с ним оказывается вот такой автолюбитель с поворотником. В результате происходит конфликтная ситуация, ведь оба человека за рулем пытаются попасть в одну полосу. Только один ведет себя по правилам, а другой — нет. Водители сами рождают проблемы на дорогах своим беспечным отношением к правилам и их применению.
— По какой причине ДТП происходят чаще всего?
— Из-за "пересекающихся" интересов, неуважения водителей друг к другу и пренебрежительного отношения к правилам. Зачастую получается так, что водители, нарушая знаки, искусственно создают дорожный конфликт, тем самым сразу же поднимая степень риска возникновения ДТП, при котором параллельно возрастает риск тяжести последствия — травмирования. Степень тяжести в свою очередь рассчитывается из количества транспортных средств, количества населения, количества ДТП, смертей... Все это учитывается ГАИ, все отслеживается, просматривается. Есть специальные базы, куда вносится вся информация. По ним можно четко отследить, в какой интервал суток и в какие места нужно выставлять личный состав ДПС.
Машина ДПС. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Вся беда водителей в том, что они отказываются читать и изучать "Правила дорожного движения" и смотреть вокруг. Сдали в свое время билетные вопросы и благополучно забыли про них. Но при движении по дорогам города водитель должен знать не только какой-то один пункт из ПДД. Необходимо держать в голове весь свод правил и уметь их применять в тот или иной момент. Опасные ситуации могут случиться за долю секунды. Нужно всегда анализировать дорожную ситуацию.
Водитель должен быть как робот и четко следовать инструкции. Потому что именно безоговорочное исполнение правил минимизирует шансы попасть в ДТП, а также облегчает нахождение в потоке не только самому водителю, но и соседям вокруг него, которые в свою очередь будут понимать, что он делает. При обратной ситуации участникам движения становится сложно понять "план" действий водителя и предугадать его поведение на дороге.
Знаки дорожного движения. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Как же изменить дорожную ситуацию в лучшую сторону?
— Для этого работает ГИБДД через различные способы донесения информации. Да и общество склонно учить само себя. Появились известные всем тематические паблики. Поначалу администраторы просто выкладывали места возникновения пробок и местонахождение экипажа ДПС, чтобы не попасться. Потом группы стали набирать громадные масштабы. В настоящее время страницы пабликов в социальных сетях насчитывают более 200 тысяч подписчиков, а это почти треть нашего города. Со временем мы пришли к сотрудничеству с их администраторами. Они стали оказывать поддержку в информационном поле, борясь за то же, что и мы — за культуру поведения на дорогах и безопасность движения.
В итоге общество стало резко негативно относиться к нарушителям. Например, к любителям водить автомобиль в состоянии алкогольного опьянения. Садиться пьяным за руль категорически воспрещается, ведь внимание становится рассеянным, реакция — не моментальной. Последствия могут быть непоправимы. Даже незначительно выпивший человек иногда ведет себя неадекватно.
В информационном поле сработал эффект контрпропаганды. Он нарастал как снежный ком — стала подниматься тема обочечников, любителей выскочить на встречную полосу. Фактически, приоткрыв закулисье, мы показали обществу его изъян. В итоге люди сами начинают себя учить. Они собирают наши информационные потоки, распространяют их, снимают нарушителей. В интернете стало нормой обсуждать те или иные дорожные ситуации, что именно было нарушено, осуждать лихачей. Люди становятся сознательней и стремятся к положительному примеру.
ПДД. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Получилось, что полицейским удалось охватить большую часть населения, позволить читателям увидеть последствия различных нарушений. Это приносит нужный эффект и помогает дать обществу широкое понимание происходящего, привлечь внимание к проблеме. Люди сами помогают нам устанавливать нарушителей.
Антон Куриленко. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Водители зачастую допускают разворот при движении с Глазковского моста обратно на мост в районе сквера Пфорцхайма, является ли это нарушением?
— При совершении этого маневра водитель получает штраф в 500 рублей за нарушение дорожного знака. На съезде висит целый комплекс знаков — главная дорога, направление главная дорога, движение только направо и знак время действия.
ДТП. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Многие автолюбители также часто поворачивают сразу на Иркутный мост, выезжая с Кировской улицы в сторону стелы, допустимо ли это, есть ли знаки?
— Здесь ситуация, аналогичная предыдущему вопросу с Глазковским мостом. Также висит знак поворота только направо. Все эти нарушения сопряжены с искусственно создающимся конфликтом транспортных потоков. Каждый перекресток — это конфликтное место по своей сути. Когда его регулируют дорожные знаки, конфликт исключается.
Сотрудник ДПС. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Назовите участок дороги в Иркутске, где наиболее часто происходят нарушения ПДД. С чем это связано?
— Такого места фактически не существует. Есть иные понятия — очаги аварийности — участки дороги по 500 метров в обе стороны, на которых были зарегистрированы несколько ДТП разного вида. В январе мы анализируем всю ситуацию за прошедший год и вычленяем новые участки. Дальше смотрим, какие там были виды дорожно-транспортных происшествий.
Бывает плавающий анализ — квартальный. Он позволяет нам выделить места повышенного внимания, которые приближаются к очагам аварийности, но уже сейчас необходимо принимать какие-то меры для их исключения. Например, разделить транспортные потоки, обустроить светофорный объект, исключить или перенести пешеходный переход. Это происходит ежегодно. Всего в Иркутске и Иркутском районе насчитывается около 68-ми очагов. Для сравнения, в 2010 году, их было более 120-ти только в столице региона.
Машины ДПС. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Высокую обеспокоенность вызывают региональные трассы. Например, Байкальский тракт. При движении водители часто допускают выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, что является грубейшим нарушением. Кроме того, сопутствующим фактором является несоблюдение скоростного режима. Как итог — нередкие аварии, которые могут закончиться смертельным исходом.
Байкальский тракт. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia