3 июня 2021. С момента объявления результатов праймериз "Единой России" по выборам в Госдуму РФ в Иркутской области в различных соцсетях и мессенджерах не утихают обсуждения одной из лидеров предварительного голосования. Мария Василькова, оказавшаяся в центре внимания, дала эксклюзивное интервью корр. ИА IrkutskMedia. В нем начинающий политик рассказала о том, почему выбрала партийный список региона, с чего планирует начать работу в случае избрания депутатом Госдумы РФ и высказала свое отношение к действующему губернатору.
— Мария Викторовна, почему вы решили участвовать в праймериз ЕР от Иркутской области, учитывая, что покинули регион еще в 2003 году?
— Действительно, я живу в столице, но Иркутская область — мой родной регион. Меня многое с ним связывает. Здесь живут мои родители, родственники и друзья, здесь я ходила в детский сад, окончила школу №11, художественную школу и Байкальский государственный университет экономики и права. Затем в БГУ поступила в аспирантуру, потом работала в территориальном управлении минимущества региона.
— В представленной биографии указано, что вы родились в Тюменской области. Что еще связывает вас с этим регионом?
— Собственно, больше никакой связи и нет. В то время там работал мой папа, а мама была в Иркутске. Она решила поехать рожать к нему и уже через несколько месяцев вернулась обратно. Сама я никогда отношений с Приангарьем не разрывала. Ежегодно по два-четыре раза приезжаю к родителям. Очень люблю Байкал, для меня он — место силы. Все свое детство я провела в Большом Голоустном. Но, как говорится, бывает время собирать камни, а бывает время разбрасывать.
Когда приехала в Москву, работала там 24/7 в очень тяжелых отраслях — в металлургии, строительстве. Бывавла в командировках по всей России. Последние 8 лет сначала работала в целлюлозно-бумажной отрасли, а потом курировала различные активы: производство цемента, бетона, щебенки. Провела много сделок, запускала строительство заводов и накопила очень большой опыт в прикладной промышленности.
— Вас не так просто представить в мужском коллективе, где-то на производстве.
— Честно скажу, что женщине довольно непросто в бизнесе, особенно в традиционных отраслях. Некоторые экзальтированные женщины, феминистки кричат, ругаются, кого-то сравнивают... Но я всегда работала с мужчинами и для меня это классное партнерство, ведь объединяясь, мы усиливаем друг друга. Особенно, если классная команда.
Я очень верю в силу команды и абсолютно не верю в силу одного человека. Считаю, что команда может сделать очень и очень много, особенно, если все заряжены правильными ценностями и целями.
Проявилось это и в различных конкурсах, в которых я принимала участие. В мероприятиях такого уровня просто так никого не награждают. Достаточно посмотреть, кто был моим конкурентом. Например, когда меня номинировали на ТОП-3 директоров по маркетингу, среди конкурентов был вице-президент по маркетингу IBM по России и Восточной Европе, и тогдашний вице-президент "Азбуки Вкуса".
Нашей задачей тогда было — вывести российский бренд на глобальный рынок. А именно, зайти в очень тяжелые рынки с непростыми продуктами, где серьезнейшая конкуренция. Нам удалось добиться уникального позиционирования, получить высокую оценку.
Когда я победила в "Деловой женщине" (18+) в номинации "корпоративные финансы" — это была история про очень большую сделку. Мы интегрировали и покупали один актив, который находится в Красноярске. Было непросто, но успешно. История "win-win", когда довольны все стороны. И когда начался конкурс "Лидеры России" (18+), мои знакомые и друзья постоянно предлагали поучаствовать. Говорили, что лидерских и управленческих качеств у меня достаточно.
— Это благодаря конкурсу вы смогли убедить электорат проголосовать за вас на праймериз?
— Участвовала в "Лидерах России" дважды, в первый — провалилась и не прошла даже в полуфинал. У меня достаточно сильных сторон, но хватает и зон роста. Раскрою вам одну из них, несмотря на то, что много времени уделяю чтению, не всегда в достаточной степени использую знаки препинания. В конкурсе очень жесткие тесты на прохождение, подготовка требуется недюжинная.
Есть замечательная картинка. Три очереди: самая длинная — критиковать; вторая, покороче — давать советы; третья очередь — из тех, кто готов действительно что-то делать. Не болтать, а работать. Таких людей, к сожалению, не так много, и надо их собирать, объединять и мотивировать. Именно для этого существует конкурс "Лидеры России", который к тому же дает возможность заявить о себе.
Во второй раз я смогла добиться лучших результатов, но все равно не смогла пройти в полуфинал. Решила, что буду действовать системно и упорядоченно. В 2019 году я стала выпускницей Московской школы управления "Сколково", получила номинацию "Карьера года".
Тогда глава организации Андрей Шаронов сказал мне: "Маш, ты все собрала, что можно". А я ответила: "Нет, у меня еще есть цели. Я хочу победить в "Лидерах России", а после этого пойду заниматься наставничеством, поддержкой и развитием".
Общение с людьми, которые верят и делают все для того, чтобы страна менялась к лучшему, безусловно, вдохновляет. Хочется двигаться дальше, чтобы родители не просто гордились тобой, но и ощущали плоды твоей работы.
— Решение участвовать в праймериз было спонтанным или кто-то подтолкнул?
— Знаете, в определенный момент, когда удалось многому научиться, возникает потребность не просто строить карьеру, а работать для других. Мое желание помочь родному региону совершенно искренно. Благодаря участию в конкурсе у меня сформировалась система контактов, в которой люди друг друга поддерживают. Это создает возможности лоббировать интересы Иркутской области и ее жителей на федеральном уровне. Нацпроекты и федеральные программы нацелены на конкретный результат.
Региональные задачи нужно сформулировать, упаковать в проекты, правильно преподнести и презентовать, нужно включить в программы, получить финансирование, сформировать команду и реализовать. Кто-то должен это претворять в жизнь. У меня личная заинтересованность в том, чтобы Иркутская область процветала.
Как я уже говорила, я безумный поклонник Байкала и очень хочу, чтобы он действительно был защищен. Мы обязаны сохранить озеро для будущих поколений, ведь это 20% запасов пресной воды в мире.
Эту драгоценность мы должны оберегать от посягательств недружественных нам партнеров. Это наш бренд, очень большая точка роста с точки зрения туризма и экологии.
Байкал — это источник смыслов и культуры, которую необходимо взращивать и развивать. Культуры ответственной жизни, ответственного потребления. Нас западные партнеры приучили потреблять и потреблять... Но иногда нужно вовремя остановиться. Я не за то, чтобы жить в каменном веке, но я за здоровый баланс и гармонию.
— В последнее время было принято много решений, направленных на сохранение Байкала. Среди них есть и весьма непопулярные, не учитывающие интересы местных жителей. Например, нормы, согласно которым стало затруднительно строить даже какие-то жизненно необходимые постройки на территории придомовых участков без экологической экспертизы. Как относитесь к такому виду решений?
— Я убеждена, что мы должны четко отслеживать права местных жителей, отделять их от внутренних туристов — тоже наших граждан. И очень аккуратно относиться к туристам, которые приезжают из других стран. Интересы местных жителей нельзя приносить в жертву турбизнесу, их необходимо защищать.
Я немного посвящена в ситуацию на Ольхоне. Говорю о тех случаях, когда там ставились гостиницы с нарушением всех установленных норм. Кому эти гостиницы принадлежат, чей в этом интерес? Уверена, вовсе не коренных жителей, а совершенно конкретных людей. Если есть правила, то их должны соблюдать все. Крайне негативно отношусь к тем случаям, когда для отдельных людей законы работают, а для других нет.
— С чего вы планируете начать свою работу, если попадете в Госдуму РФ, помимо защиты Байкала?
— На мой взгляд, в стране и в регионе не раскрыт женский потенциал. Женское предпринимательство — мама-лидер, женщина-предприниматель — имеет очень большой потенциал для роста. Так, недавно я выступала на площадке БГУЭП, где было очень много слушателей-девушек. Сразу сказала, что они могут задавать абсолютно любые, даже самые провокационные вопросы.
В итоге 65-70% девушек спросили о том, как вообще совмещать семью и работу, насколько тяжело построить карьеру, где найти поддержку и как ее найти. Было очень много дискуссий вокруг этой темы. Одна девушка после мероприятия сказала: "Я теперь понимаю точно, что нужно и рожать, и карьеру делать". Уверяю, это вполне реально, просто нужно найти поддержку внутри семьи.
Сейчас масса возможностей для развития, обучения, и эту культуру развития надо формировать. Делать это должно государство. Должны быть разработаны меры поддержки женщин, которые хотят работать. Включая программы стимулирование работодателей. Такая система помогла бы людям обрести уверенность в своих силах и завтрашнем дне.
— Что еще вы готовы предложить региону?
— У меня есть идея развития центра технологий и компетенций, который консолидирует хорошие, правильные и интересные наработки, коими очень богат Иркутск. Это город высокой культуры и интеллекта.
Я вас уверяю, образование, полученное в БГУЭП, точно не хуже, чем в топовых вузах страны. Для меня это самый классный университет, дающий идеальное фундаментальное образование. У нас на факультете государственного и муниципального управления был обалденный декан, к сожалению, уже ушедший...
Проблема в том, что к решению многих вопросов мы подходим в формате лоскутного одеяла. А нужен комплексный подход, понимание целей. И четкий конкретный план действий. У каждого вопроса и ответа на него должна быть фамилия ответственного. Необходим порядок и система, когда мы понимаем, куда мы движемся и что нужно людям: не из области "за все хорошее и против всего плохого", а конкретные прикладные вещи.
Москва прекрасно реализует проекты по поддержке предпринимательства, вовлекает и крупный бизнес. Абсолютно убеждена, что в Иркутске и области можно делать то же самое.
Кроме того, я считаю очень большой проблемой отток жителей, в первую очередь, молодежи. Есть бедные регионы в стране, им с этим бороться сложнее. Но Иркутская область имеет очень серьезные водные и лесные ресурсы, полезные ископаемые. С моей точки зрения, нужно работать над тем, как разумно их использовать, прежде всего на благо жителей региона.
Игоря Ивановича Кобзева я считаю великолепным хозяйственником. Уверена, что нужно консолидироваться вокруг этого человека и системно, комплексно решать вопрос сохранения человеческого капитала: здесь кроется существенный потенциал и финансового роста, и качества жизни в регионе, как точке притяжения.
— Что вы сами можете предложить в качестве решения данной проблемы, например, среди молодежи?
— Для молодежи нужны качественные общественные пространства. В период пандемии мы убедились, что можно работать из любой точки мира на любую компанию. Сегодня встает вопрос, насколько уютно у нас в городе, когда ты хочешь выйти из дома в хороший ухоженный двор, на хорошую набережную. Тебе нужны спортивные площадки и общественные пространства, которыми ты мог бы гордиться. Например, прекрасно с этой задачей справились в Татарстане.
Нужно спрашивать непосредственно у молодых, чего они хотят. Вовлекать молодежь во все уровни управления. Пусть им в чем-то не хватает опыта и где-то нужна менторская поддержка, но эти ребята смотрят под другим углом и не всегда уже с точки зрения потребления. Среди этого поколения очень много тех, кто ответственно подходит к завтрашнему дню. Как мы должны жить сегодня, чтобы завтра сохранить наш мир в порядке. Мы очень сильно недооцениваем их потенциал и ресурс.
Нужно придумать, продумать и сформировать механизмы вовлечения этих ребят. Не только брать у них информацию, но и выстраивать полноценный диалог, чтобы у них была мотивация жить здесь и заботиться о своем доме.
— В регионе есть еще проблема — нет преемственности власти, частая смена. Может в этом кроется причина всех бед, как вы думаете?
— Блестящий вопрос. Ответ содержится внутри. Каждый здравомыслящий человек понимает, что любая чехарда и передергивание имеют последствия. Еще это вопрос доверия. Понятно, что особенно не просто приходится тем, кто не из этих мест. Конечно, я горжусь тем, что я сибирячка, иркутянка и не собираюсь мимикрировать, здесь мои корни и родина. Но мне кажется, что надо иногда свои амбиции уменьшать.
Региону сейчас очень нужен человек, который мог бы системно, аккуратно, четко и поступательно отстроить многие процессы. На это требуется время и люди, которые готовы стать частью этих улучшений. Не стоять в стороне и критиковать, а принимать участие и работать.
Дело в том, что иркутянам не должно быть обидно за тот город, ту область в которой они живут. Сибиряки — замечательные люди: и умные, и креативные, и красавцы, и рукастые. Почему они должны жить хуже, чем в Москве или том же Татарстане? Уверена: объединение, общие цели — в основе развития. Надо работать командой, и тогда все получится.