24 сентября 2021. V Международный Байкальский риск-форум (16+) продолжает свою работу. Ключевой темой второго дня деловой программы БРИФа стала климатическая повестка. Сегодня многие компании как в России, так и в мире стремятся существенно сократить выбросы парниковых газов на своих производствах. Однако внедрение "зеленых" проектов требует от бизнеса колоссальных вложений. К тому же при реализации планов возникает большое количество рисков. Один из них — пробелы в законодательстве и барьеры на внешних товарных рынках. К тому же, по мнению экспертов, российским компаниям нужно перестать находиться в ожидании и, наконец, включиться в формирование климатической повестки. Подробнее о климатических рисках и роли лесовосстановления в решении вопроса углеродной нейтральности — в материале ИА IrkutskMedia.
Сегодня климат постепенно меняется во всем мире. Это уже сложившейся факт. Изменения будут продолжаться. Фактические данные свидетельствуют, что в Северном полушарии Земли они идут более активно, чем в Южном, а прогнозы показывают, что потепление стане существеннмы фактором для России. К 2050 году ожидается рост температуры в городах европейской части страны на 3,5°С летом и 4,7°С зимой.
Если в последние годы в Иркутской области, Якутии и других субъектах РФ происходили сильные наводнения и пожары, то в будущем эти регионы, возможно, затопит еще сильнее, а площадь возгораний в лесах будет только расти.
При этом, по словам генерального директора РискТЭКонсалт Владимира Орлова, бизнес продолжает игнорировать прогнозы, которые были известны еще несколько лет назад и не спешит включаться в климатическую повестку.
"Практические прогнозы, которые были известны еще с 1990-х, оправдываются. Однако бизнес часто игнорирует эти прогнозы и включается только по принуждению", — подчеркнул спикер.
Многие организации рассматривают сегодняшнюю экологическую повестку как инвестиционный проект. А забота об окружающей среде и ответственные решения уходят на второй план. Например, стоимость строительства очистных сооружений сравнивают со стоимостью сбросов и штрафов за сверхнормативные выбросы. Однако сейчас компаниям нужно задумываться об экологии и считаться с климатическими рисками, поскольку перемены неизбежны. Промедление грозит еще более серьезными затратами.
"Россия — это одна из самых затронутых климатическими изменениями стран. В РФ все процессы идут быстрее, и нам нужно под это подстраиваться. Для разных индустрий разные риски, но за все будет платить народ. В будущем риски останутся те же, изменятся только их параметры и риск-факторы", — сообщил Владимир Орлов.
Управляющий партнер, руководитель практики консультирования в области управления рисками компании Делойт в СНГ Наталья Капризина также согласилась с экспертами, подчеркнув, что история с управлением климатическими рисками должна быть в ДНК каждой компании. Это должен быть образ мысли, образ жизни, а не сиюминутное реактивное мероприятие в ответ на быстроизменяющееся регулирование.
"Считаю, что большинство компаний, участвующих в Байкальском риск-форуме, разделяют этот постулат. Если так будет и дальше, то российский бизнес окажется в лидерах мировой повестки", — заметила спикер.
По мнению экспертов, ухудшение климата неизбежно и промедление может привести предприятия к беспрецедентным затратам. Больших инвестиций также потребует и достижение углеродной нейтральности.
"Крупнейшие экономики мира стремятся к углеродной нейтральности. Достижение необходимых показателей потребует колоссальных вложений, чтобы успеть обогнать Евросоюз по сокращению выбросов парниковых газов и добиться углеродной нейтральности к 2025 году, времени остается очень мало", — сказал исполнительный директор дирекции по ESG Сбербанка Иван Барсола.
При этом переход на "зеленые" рейсы несет для бизнеса много неопределенностей. Прежде всего это касается нехватки информации о реальных проектах, отсутствия отчетности, доступа к статистике. И выбрать реальную стратегию выживания для включения компании в ESG-повестку при таких условиях крайне сложно.
Одним из ключевых проектов в глобальной экологической повестке могут стать лесные климатические проекты. Те выбросы, которые нельзя будет утилизировать технологически, компании планируют компенсировать лесовосстановлением.
Новая стратегия низкоуглеродного развития РФ также предусматривает эту меру, поскольку решить вопрос углеродной нейтральности без поглощения СО2 лесами будет невозможно. Однако и здесь возникают определенные сложности. Это не только природные пожары, но и возраст деревьев. Львиная доля текущего леса, произрастающего в России, уже преодолела возрастной порог активного поглощения, либо подходит к этому. Поэтому нашей стране важно понимать площадь существующих лесов и проактивно заниматься их восстановлением.
К этой деятельности уже подключились многие компании, в том числе в Иркутской области. Лесовосстановление стало приоритетной отраслью экономики Приангарья.
Между тем специализированные лесовосстановительные организации уже столкнулись с некоторыми рисками, в частности, с юридическими запретами, отсутствием поддержки со стороны политиков региона. Поэтому для восстановления леса в Приангарье в первую очередь нужно упрощать механизм выполнения работ.
"Можно спроектировать на несколько лет вперед, но лес может, к примеру, сгореть. Это большой риск. Без коллективного взаимодействия будет сложно двигаться в этом направлении. Кроме того, нужно решить вопросы законодательства. Россия может быть глобальным углеродным донором, но при соблюдении всех необходимых условий", — заметил заместитель руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН Андрей Птичников.
Вместе с тем, одним лесовосстановлением проблему экологии не решить. Необходимо задумываться и о других экопроектах.
"Когда мы смотрим на то, сколько гектаров леса у нас сгорело за лето, крайне легкомысленно было бы полагаться на существующую инфраструктуру или поглощающую способность лесов — без очень серьезного переосмысления уже существующих, а главное потенциально необходимых мероприятий по управлению физическими и экологическими рисками. Как на уровне государства и региона, так и на уровне компаний", — подчеркнула Наталья Капризина.
Сегодня стратегическая задача бизнеса — включиться в формирование климатической повестки. Позиция ожидания является главным риском для РФ. Ситуация, складывающаяся в мире из-за изменения климата, требует корректировок существующего углеродного регулирования. Однако здесь перед российскими компаниями могут появиться новые барьеры на внешних товарных рынках.
Например, трансграничное углеродное регулирование (ТУР). Это актуальная тема для России. Регулирование предполагает введение пошлин на импортируемые в Европу товары, при производстве которых произошла значительная эмиссия углекислого газа и других соединений углерода. Речь идет о наиболее углеродоемких производствах — цемента, электроэнергии, удобрений, продукции черной металлургии и алюминия.
Создание симметричной системы обеспечит эквивалентные условия для европейских производителей и для импортеров. Система начнет действовать с 2023 года. При этом перечень продукции, попадающей под действие ТУР, будет расширен после 2026 года. Эти риски также нужно будет учитывать при включении в климатическую повестку.
Риск-форум. Фото: ИНК
В рамках второго дня деловой программы БРИФа эксперты также поделились опытом борьбы с климатическими и экологическими рисками на своих предприятиях. Перед участниками форума выступили спикеры из Сбербанка, En+, Росатома, Лукойла, Атомэнергомаша, "Газпром добыча Иркутск", "Алросы" и других компаний.
Напомним, что Байкальский риск-форум проходит в Иркутске с 20 по 24 сентября. Событие пятый год подряд организует Иркутская нефтяная компания совместно со стратегическими партнерами. В этом году ключевой темой мероприятия стало устойчивое развитие.
Присоединиться к трансляции БРИФа можно на YouTube-канале форума (12+).