30 сентября. Значимость Иркутска как административного, транспортного и торгового центра Сибири в XVII-XVIII веках сложно переоценить. После подписания в 1689 году Нерчинского мирного договора между Россией и Китаем, российская территориальная экспансия ограничивалась Забайкальем и Нерчинским острогом. Территория реки Амур, казалось бы, для России была временно потеряна, но идея судоходства по этой водной артерии не оставляла русское правительство. Наличие в крае огромных водных бассейнов и исключительная роль речных путей способствовали развитию судоходства в Сибири. Первыми перевозочными судами на Байкале, Ангаре, Енисее и Лене были различные дощаники и лодки-плоскодонки. По мере роста населения Сибири, торговых перевозок, освоения тихоокеанского побережья русским купечеством и организации научных экспедиций, возникает необходимость в материалах для строительства кораблей, укомплектования их экипажем. По этой причине в Иркутске — городе удаленном на тысячи километров от морей и океанов — было открыто настоящее морское адмиралтейство, которое занималось строительством кораблей и стало главной снабженческой базой портов Охотского моря. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
В конце XVII века в важнейших центрах "судоходного дела" — Енисейске, Илимске, Иркутске существовали верфи (плотбища). Из Енисейского и Братского острогов десятки дощаников направлялись вверх по Ангаре в забайкальские и даурские остроги, а задачи по снабжению провиантом этих территорий были возложены на Иркутский острог.
Начатые Петром I Камчатские экспедиции (с 1724 года), а затем и Великая Северная экспедиция (1733-1743 годов) открыли миру новые земли и моря, для изучения которых требовались корабли.
Строительство первых постоянных перевозочных судов было связано с необходимостью регулярного судоходства по Байкалу — небольшой пакетбот и лодка появились в 1726 году.