6 октября. Россия и Монголия перешагнули уже 100-летний юбилей установления дипломатических отношений между странами. В XXI веке Россия и Монголия ищут новые пути соприкосновения, укрепляют старые связи в экономике, образовании, здравоохранении и культуре. Особую роль в этих отношениях традиционно играла Восточная Сибирь, столицей которой является Иркутск — город с богатым историческим прошлым, чьи торговые и научные интересы с XIX века тесно были связаны с Монголией. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
Некогда Великая Монгольская империя, державшая в страхе половину мира и захватившая Китай, в XVII веке сама стала объектом экономической и военной экспансии со стороны Маньчжурской империи династии Цин. Маньчжуры в союзе с восточно-монгольскими князьями захватили Китай, затем начали наступление на Халху (Внешняя Монголия), таким образом, начинается постепенный процесс поглощения монгольских земель империей Цин.
После окончательного завоевания Китая в 1691 году Внешняя Монголия теряет свою независимость, ее интересы стали определять богдо-ханы династии Цин, подстрекавшие халхаских ханов к набегам на русскую Восточную Сибирь, что не встречало у последних особого энтузиазма. Серьезным противником Китая в Центральной Азии оставалось Джунгарское ханство (ойраты — западные монголы), временами успешно вело борьбу с Китаем и оспаривало влияние на сопредельные страны — Тибет, Восточный Туркестан, Казахские жузы и ханства Средней Азии. В первой половине XVII века часть населения Джунгарского ханства переселилась на территорию Поволжья и Дона, приняв подданство русского царя образовали Калмыцкое ханство.
Джунгарское ханство — кочевое государственное объединение, состояло из западно-монгольских племен и существовало в XVII-XVIII веках. Включало в себя земли современного Китая, Кахахстана, Монголии и России.
Об учебе студентов. Фото: Из личного архива Г.Ф. Кунгурова
О периоде пребывания этой группы монгольских студентов писал иркутский историк, журналист, писатель Г.Ф. Кунгуров следующее:
"Стоял голубой сентябрьский день 1913 года, тихий, ясный. Над Ангарой сияло солнце, дул колючий ветер. Улицы Иркутска были необычайно оживлены; жители с любопытством разглядывали невиданных гостей: шла группа монгольских подростков и юношей. Одеты они были в малиновые, синие и голубые широкополые "терлики" — халаты с длинными рукавами. Поверх халатов — делембовые или шелковые пояса, на ногах — мягкие монгольские сапоги-гутули на толстой подошве с круто загнутыми вверх острыми носками. Особенно поражали любопытных черные косички мальчиков да бурханчики и амулеты, которые висели у них на груди. Гости шли, тесно сбившись в небольшую группу, с большим вниманием рассматривали каменные дома, пестрые вывески. За группой монголов спешила довольно большая толпа городских мальчишек. Монголов сопровождал Иван Николаевич Инкижинов. Он привел их в пятую начальную школу. У входа юных гостей сердечно встретила жена Инкижинова — Александра Васильевна. Через год к группе монголов-учащихся присоединился юноша Чойбалсан. Это была первая группа монголов-учащихся; перед ними стояла трудная, но благородная цель — накопить знания, познакомиться с культурой великого русского народа".
Обучение монгольских студентов продолжалось в Иркутске четыре года, это событие положило начало образования монголов в Иркутске. Начавшаяся Первая Мировая война (1914-1918 годов) ослабила влияние России в Монголии, а затем последовавшая Гражданская война в России, казалось бы, свела на нет все предыдущие достижения, но это был только следующий этап Российско-Монгольских отношений, о котором мы расскажем в следующей статье.
Смотрите полную версию на сайте >>>
Следующая новость