27 октября 2021. Вопрос об установлении седьмой подзоны приаэродромной территории аэропорта Иркутска рассмотрели на депутатских слушаниях в Думе города сегодня, 27 октября. Установление ПАТ накладывает ограничения на строительство жилья и социальных объектов на значительной территории областного центра. Сегодня власти разрабатывают различные варианты для решения этой проблемы, в том числе предлагают отложить начало действия седьмой подзоны до 2025 года. Однако по словам председателя Думы Иркутска Евгения Стекачева, единственным выходом в этой ситуации может стать перенос действующего или строительство нового аэропорта за пределами города. Спикер предложил обратиться к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву, чтобы ускорить этот процесс. Кроме того, народные избранники приняли решение направить обращение правительству и Законодательному собранию Приангарья о пересмотре нормативов уровня шума в районе воздушной гавани Иркутска. Подробнее об этом в материале ИА IrkutskMedia.
Как рассказала и.о. заместителя мэра — председателя комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Светлана Свиркина, проблема строительства социальных объектов и жилья возникла в областном центре после постановки на кадастровый учет седьмой подзоны приаэродромной территории Иркутского аэропорта в 2021 году. Правилами запрещается размещение ряда объектов в части территории Иркутска ввиду превышения шумового уровня.
В настоящее время администрацией Иркутска выдано 22 разрешения на строительство многоквартирных домов, которые в настоящее время находятся в седьмой подзоне приаэродромной территории Международного аэропорта "Иркутск", из них у 11 объектов сегодня присутствует риск отказа в выдаче разрешения на ввод. В частности, три объекта со сроком ввода в эксплуатацию после 1 января 2024 года и восемь объектов, по которым выданы разрешения на строительство после 1 января 2020 года. Вместе с тем более 1 тысячи граждан уже заключили договоры долевого строительства в этих объектах. Также под угрозу срыва ввода в эксплуатацию попали три социальных объекта.
Сегодня власти продолжают работу над решением этой проблемы. В августе 2021 года администрация согласовала внесение изменений в проект, согласно которому седьмая подзона будет существенно сокращена. Подготовлено много документов, чтобы внести изменения в разрешительные документы. По плану Государственной Думы они будут рассмотрены в ноябре 2021 года.
Кроме того, аэропортом и Союзом строителей Иркутской области подготовлено обращение в адрес руководителя Росавиации, чтобы внести изменения в методику определения седьмой подзоны.
"Со своей стороны мы направили всем органам власти, о том, что ситуация критическая. Сегодня есть несколько предложений. Шесть находятся в юридическом поле. Они также касаются изменения методики определения седьмой подзоны, которая сегодня противоречит нормам СанПин. Кроме того, направили обращение в Роспотребнадзор, который может выделить Иркутск в особую зону, где до 2025 года не будут действовать ограничения седьмой подзоны. Также работаем с депутатами Госдумы. Других способов повлиять на ситуацию нет. Мы искренне надеемся, что на Роспотребнадзор РФ уже вышли все органы власти, которые заинтересованы в этой ситуации", — рассказал вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников.
Он также подчеркнул, что параллельно администрация работает с дольщиками, которые стали заложниками ситуации по седьмой подзоне. Часть решений возможно будет приниматься через суд.
По словам заместителя генерального директора по корпоративному управлению и кадровой политике аэропорта Иркутска Петра Беликова, сегодня компания приступила к изменению всего проекта по корректировке седьмой подзоны аэропорта Иркутска, поскольку в первый раз для расчетов был принят 2020 год. Также аэропорт обратился в Роспотребнадзор и Росавиацию с предложением установить отдельную границу внутри седьмой подзоны, где разрешено строительство, но с применением защитных мер.
"Чтобы исключить коллизию, необходимо вносить изменения в сам Воздушный кодекс, в санитарные правила, чтобы можно было предусмотреть защитные мероприятия, и только после этого разрабатывать проект и вносить в него изменения", — подчеркнул Петр Беликов.
В рамках обсуждения вопроса большое количество вопросов у народных избранников возникло по поводу дольщиков, которые в итоге не смогут получить обещанные квартиры. При этом под угрозу также попадают и сотни тысяч горожан, которые уже проживают в границах седьмой подзоны.
Депутат Александр Квасов подчеркнул, что сегодня более половины Иркутска находится в зоне экологического бедствия. Сейчас у властей есть уникальная возможность все посчитать и привлечь в Иркутск более 500 млрд рублей, чтобы решить эту проблему. Сейчас важно сформировать конкретный план действий, решить, что делать дальше. Одно из предложений — сформировать рабочую группу для координации действий по защите населения, чьи дома попадают в седьмую подзону. К этой работе народный избранник также предложил подключить правительство Приангарья и глав муниципальных образований Иркутского района.
"Седьмая подзона установлена и никуда от нее не денешься. Поэтому на нас с вами лежит большая ответственность. Неблагоприятное воздействие на жителей есть. Нужно надеяться на лучшее, но готовится к самому худшему. Поэтому нужно двигаться в этом ключе. Необходимо создать рабочую группу по определению мероприятий для защиты жителей и переселению граждан из седьмой подзоны. Это будет колоссальный толчок для Иркутска", — заметил Александр Квасов.
Также народный избранник предложил объединить Иркутск и населенные пункты Иркутского района. Эта возможность, в том числе позволит переселить граждан из седьмой подзоны и построить новые социальные объекты.
Подобное предложение поступило и от депутата гордумы Юрия Коренева. Он заметил, что губернатору региона важно ходатайствовать перед президентом РФ, чтобы поддержать инициативу главы Минобороны Сергея Шойгу о создании в Сибири города-спутника Иркутск-3 с населением в 300 тысяч человек. Данное решение позволит не только снести ветхое и аварийное жилье в столице Приангарья, переселить жителей, но и даст новые возможности для развития туризма. Однако данное предложение было отклонено.
Депутат Алексей Грешилов также обратил внимание присутствующих на застройку территории 16 округа Иркутска, где и находится аэропорт. В этом районе, по его словам, сегодня проживает почти 15 тысяч населения, также есть детсад и школа. В школе №23 обучается 2,1 тысячи учеников при норме 700 мест. При этом сегодня нет возможности начать строительство объектов из-за седьмой подзоны.
Вопрос прокомментировала представитель мэрии Иркутска Светлана Свиркина. Она сообщила, что работа по строительству объектов продолжается. В 16-м округе запланировано возведение школы на 1 тысячу мест. Еще один важный проект — Суворовское училище. Как только будут снят ограничения по подзоне — администрации приступит к реализации проектов. Со стороны городской власти все подготовлено для того, чтобы развивать территорию дальше.
В свою очередь председатель Думы Иркутска Евгений Стекачев предложил обратиться к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву, чтобы ускорить процесс переноса действующего или строительства нового аэропорта, поскольку от седьмой подзоны никуда не деться.
"Как Иркутск может повлиять на седьмую подзону? Выход один — переносить аэропорт. Об этом говорится давно. Сегодня он не просто неудобен, он опасен. Нужно обратиться к губернатору Иркутской области, чтобы ускорить процесс переноса или строительства нового аэропорта", — сообщил Евгений Стекачев.
Как отметила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторева, на данный момент правительство Приангарья взаимодействует с Минобороны РФ для определения участка под строительство нового аэропорта. Участок, который рассматривается в первую очередь — район деревни Позднякова в Хомутовском муниципальном образовании. Определиться с земельным участком нужно до конца года, а затем приступить к разработке генплана. Кроме того, предложено расширить площадь участка до 3 тысяч га.
Еще одно предложение депутатов касалось пересмотра нормативов по предельному уровню шума в зоне аэропорта Иркутска. По этому вопросу народные избранники тоже намерены обратиться к главе Приангарья и к Законодательному собранию Иркутской области.
Напомним, что новость об установлении границ приаэродромной территории аэропорта (ПАТ) потрясла Иркутск в марте 2021 года. Хотя о приказе Росавиации было известно еще два года назад, все же решение об установлении границ ПАТ застало местные власти врасплох. Бурное обсуждение началось и среди горожан, а также профессиональных сообществ. Ограничения, в частности связанные с седьмой подзоной, поставили под угрозу реализацию многих программ по строительству жилья и соцобъектов. Поскольку в границы приаэродромной зоны попадает более 50% площади областного центра. Обсуждение проблемы вынесли не только на площадку Думы Иркутска и правительства региона, но и Госдумы РФ. Власти и депутаты до сих пор ищут решение того, как избежать строительного коллапса в городе и взрывного роста количества пострадавших дольщиков.