Разрушение Иркутского Кафедрального Собора. Фото: Фото: Иллюстрация из советского журнала "Сатира", 1929 год
Власть большевиков не установилась в городе в одночасье. Уже в июле 1918 года, по свидетельству летописца Н.С Романова: "Звон в церквах на всенощной у нас в Тихвинской сливается с треском пулеметов, винтовочными выстрелами и жужжанием пуль". Выступление чехословацкого корпуса против большевистской власти было поддержано антибольшевистскими силами. После падения Центросибири (Советской власти) в Иркутске церковь снова вздохнула свободно, правда, совсем не на долго.
В начале января 1920 года после кровопролитных столкновений с колчаковцами большевики получили власть над городом. С этого момента началось претворение в жизнь того самого декрета "Об отделении церкви от государства". Были закрыты духовные училища и школы, отменено преподавание Закона Божия и началась реквизиция имущества монастырей и храмов. Первым в многочисленном списке разоренных был Вознесенский монастырь. Вскоре последовали и первые репрессии против иркутского духовенства.
"За контрреволюционную деятельность в прошлом и настоящем" первым в Иркутске был осужден епископ Зосима на 5 лет пребывания в концлагере и с ним еще двое иркутских священников".
В марте 1922 года началась масштабная кампания насильственного изъятия церковных ценностей.
Изъятие церковных ценностей при закрытии Собора Богоявления, 1931 год. Фото: Фото: Взято с сайта "миссионерско-апологетический "К Истине"
Уже через месяц, во время изъятия церковных ценностей кафедрального собора, были обнаружены предметы, не перечисленные в описях церковного имущества.
Архиепископу Анатолию было предъявлено обвинение в связях с контрреволюцией и в подготовке восстания против Советской власти. Тот факт, что он еще не был даже назначен в Иркутск на должность епископа на момент составления той самой церковной описи никак не помогло ему в защите, и Революционный трибунал приговорил епископа к расстрелу. Спустя год расстрел заменили десятью годами тюрьмы.
Параллельно этим событиям в Иркутске начинается обновленческий раскол. Стоит отметить, что движение обновленцев среди русского православного духовенства началось еще во время революции 1905 года.
Постепенно набирая силу уже в 1920 годы обновленцы привели Церковь к внутреннему расколу. В последующем все это будет только "на руку" новой власти, так как расколотая междоусобицей Церковь совсем потеряла свои позиции. Обновленцы сочувствовали революции из идейных побуждений, соотнося слова апостола Павла ("нетрудящийся да не ест") с идеей социализма.
Хроника преследования Иркутской епархии первой половины XX века отражает страшную картину целенаправленного уничтожения духовенства. Обвинения чаще выглядели однотипными. Формулировки: "контрреволюционная агитация под видом церковной проповеди", "проповедание антибольшевизма", "агитация против Советской власти". Уже в первой половине двадцатых годов исполняются расстрельные приговоры.
Так, первыми, апреле 1921 года, были расстреляны священник и псаломщик Михаило-Архангельской церкви села Тальяны Балаганского округа Михаил Тимашев и Кузьма Чистохвалов, которые ранее служили в Колчаковской армии.
Помимо тюремного заключения и каторги к духовенству применялись такие "меры воздействия", как непосильное налогообложение, лишение избирательного права, которое влекло за собой лишение продовольственных карточек, психологическое давление (оскорбления и издевательства со стороны властей), невыполнимые сельскохозяйственные задания.
Особенным с издевательским подтекстом примером давления на духовенство служит введенная в 1934 году норма по мясопоставкам.
Жалоба протоиерея Павла Постникова, 1935г.:
"Согласно прилагаемого при сем обязательства по поставке мяса государству в 1936 г. за №70324 мне поставляется в обязанность сдать в означенном году 98 килограмм мяса, как бы обладающему кулацким хозяйством. Но так как мне уже 68 лет и хозяйства у меня не только кулацкого, но даже и никакого нет, не имею я ни скота, ни птицы, ни хлеба не сею, ни сена не кошу, то, считая такой налог несправедливым и совершенно непосильным, прошу Культ-Комиссию ходатайствовать, чтобы таковой налог с меня был отменен".
К прошению была приложена справка от сельсовета, где подтверждалось, что ни дома, ни скота священник не имеет и сельхозналогом не облагается.
Ответ на жалобу следующий: "К обязательной поставке мяса государству привлекаются все коллективные дворы и единоличные хозяйства независимо от их имущественного положения и наличия в этих хозяйствах скота и птицы…[далее идет отсылка в цитированному Выше указанию ЦИКа СССР о мясопоставках] Зам. Уполногрпомпищепром".
Преследования затрагивали и мирских верующих. Накануне церковных праздников появлялись обязательные сельхозработы, а в случае посещения церкви снижались нормы выдачи продуктов, посещение храма в праздничные дни могло караться штрафом или списыванием трудодней. Продовольственная помощь семьям священников строго запрещалась.
В тридцатые годы начинается уже активное закрытие храмов и приходских общин. Формально поводом могло послужить что угодно. Например, невыполнение ремонтных работ в храме или неуплата общинного налога. Краевая Культовая комиссия принимала решения относительно всех церковных вопросов. Часто и сами сельсоветы принимали решение о ликвидации общин и закрытии храмов. Обоснованием для закрытия церкви могло являться отсутствие богослужений, которые не проводились в связи с арестом священника. Церковь признавали "бесхозной", нефункционирующей и в последующем закрывали. Церковное имущество изымалось, сами церкви превращались в склады или использовались для иных нужд.
Входо-Иерусалимская церковь Иркутска, что расположена на территории бывшего ЦПКиО, была закрыта согласно постановлению ВСКИК в ноябре 1931 года. В храме было размещено училище культуры. Позже, в разное время, в здании находился милицейский склад, университетское общежитие, склад лыжной базы.
После двадцати лет советской власти в городе практически все значимые храмы епархии были закрыты, многие уничтожены, церковное имущество разграблено, а священнослужители расстреляны либо арестованы. К 1939 году Иркутская Епархия практически перестала существовать. К концу тридцатых годов из 77 клириков Иркутской епархии 54 человека были расстреляны или погибли в тюрьме, оставшиеся были осуждены на длительные сроки пребывания в заключении.
Печальная история этих событий показывает размах секуляризации и “кадровой чистки” по-советски в Иркутске, собственно, как и на других территориях. Действия Советской власти затронули не только многовековой уклад православной жизни иркутян, заложили основы атеистического развития, но и сказались на архитектурно-культурном облике города.
Смотрите полную версию на сайте >>>