1 декабря 2021. Ужесточение антиковидных мер вызвало бурную реакцию у части жителей Иркутской области, в том числе и у предпринимателей. Однако запись видеообращений к властям закончилась для некоторых активистов не только крупными штрафами, но и арестами. Между тем не спешащие смягчать ограничения для бизнеса власти задумались о введении новых мер поддержки для субъектов МСП. Основные инициативы касаются льгот по налогам, а также снятия ограничений по времени работы для ресторанов и кино. Тем временем представители туристической отрасли, и без того загнанные в жесткие условия, обратились к правительству Приангарья с предложением разрешить некоторым видам транспорта ездить по льду Байкала. Об этих и других важных экономических и бизнес-событиях — читайте в обзоре ИА IrkutskMedia.
Деньги в руках. Фото: Ольга Брютова, ИА UssurMedia
Так, введение QR-кодов в Иркутске вынудило владельца MAVR-GROUP Арсения Митина продать один из крупных ресторанов Иркутска "Чайхана Казан Топчан". Предприниматель отметил, что на решение повлияла высокая арендная стоимость и неблагоприятные прогнозы насчет экономической ситуации в стране.
"В свои 30 лет я сделал себе вызов после пожара первой "Кинзы" и решил открыть на тот момент самый большой ресторан в Октябрьском районе, в котором я осуществил все свои мечты [...] Но в наши "ковидные будни" надо быть реалистом. Один мой уважаемый знакомый сказал: "Мы всегда руководствуемся принципом жалко, вместо серьезного экономического подхода". Вот и я также устал платить одну из самых больших аренд в городе. Особенно, когда тебе в ковид пытаются поднять аренду еще выше", — рассказал Митин в своем аккаунте в Instagram (12+).
Вместе с тем рестораторы продолжают бороться за снятие хотя бы части ограничений для бизнеса в регионе, продолжая встречаться с властями Приангарья и представителями регионального Роспотребнадзора.
Однако пока правительство и СПЭК не стремятся идти на уступки предпринимателям, указывая на непростую ситуацию с коронавирусом в Иркутской области. При этом разрешая работу цирков в регионе... В то время, как местные организаторы гастрольных концертов терпят значительные убытки из-за полного запрета на проведение культурно-массовых мероприятий в Приангарье.
Недавольные таким развитием событий предприниматели уже начали обращаться в прокуратуру. Так, общественный Уполномоченный по вопросам организации культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских попросила региональное ведомство принять меры и устранить запрет, связанный с проведением гастрольных концертов в Иркутской области.
"Прошу дать правовую оценку и принять предусмотренные законом меры прокурорского реагирования в целях устранения нарушений действующего законодательства", — говорится в обращении.
Свое недовольство предприниматели, а также некоторые жители Приангарья решили высказать посредством записи видеообращений к властям. Правда, после таких сходок активистов начали привлекать к административной ответственности за участие в митингах против QR-кодов. Крупный штраф в 150 тысяч рублей получил и бизнесмен из Усолья-Сибирского Михаил Ожиганов.
Все это создало благоприятную почву для встречи депутатов с жителями, которые они традиционно проводят на площади около цирка в Иркутске. На ней политики также наметили фронт предстоящих работ.
Спустя некоторое время Михаила Ожиганова отправили под арест на 25 суток. Что также не может говорить о здоровой политической и экономической ситуации в области.
Спасательный круг. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Бизнес-омбудсмен предложил органам местного самоуправления снизить размеры ставок налога на имущество физических лиц, используемое для предпринимательских целей, а также снизить размеры ставок земельного налога для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее Андрей Лабыгин также обращался к властям региона для снижения ставок налога на имущество организаций. В качестве меры поддержки бизнеса предлагается продлить действие ставки 0,5% на 2021 и 2022 годы.
Второй тип поддержки касается снятия ограничений по времени работы для ресторанов и кино. Так, бизнесу непонятно, почему нельзя смотреть кино после 23.00,а также ходить в заведения общепита, и как эта ограничительная мера может отражаться на уровне распространения коронавирусной инфекции. При этом в других регионах с похожей ситуацией по коронавирусу начали постепенно смягчать запреты для некоторых отраслей. Особенно это касается QR-free зон.
"Хочу отметить, что регионы идут по пути смягчения антиковидных мер для отрасли общественного питания. Ограничения по времени сняли Москва, Московская, Новосибирская, Тверская области, Ставропольский и Камчатский края. В республиках Чувашия и Башкортостан режим по времени не распространяется на объекты общественного питания со свободными от COVID зонами. В Карелии, Нижегородской, Тамбовской, Оренбургской, Владимирской, Белгородской, Костромской областях режим работы установлен до 24.00, 01.00, 03.00 при условии наличия у посетителей и сотрудников QR-кодов", — прокомментировал Андрей Лабыгин.
Все предложения, озвученные на совещании, взяли в проработку профильные министерства. Может быть данные меры хоть немного помогут предпринимателям улучшить свое положение. Однако власти по-прежнему сохраняют жесткий подход в вопросах вакцинации и не собираются ослаблять ограничения, все еще дистанцируясь от бизнеса. Поскольку считают, что на первом месте сегодня в любом случае должно стоять улучшение эпидемиологической обстановки в регионе. Пусть и в ущерб части региональной экономики.
Байкал. Лед Байкала. Зима. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
"С одной стороны мы имеем туристический бренд мирового уровня, а с другой — данное постановление, которое, по факту, ставит крест на развитии туризма. Поскольку по льду Байкала в Иркутской области не может передвигаться ни одно транспортное средство, кроме аварийно-спасательной техники. Если это начнут контролировать в полную меру, то будут гигантские репутационные риски для региона. Кроме того, документ может ограничить работу 109 туроператоров и 667 КСР, а также приостановить развитие федеральных и региональных проектов. Поэтому сегодня перед органами власти и представителями отрасли стоит задача — найти решения, которые позволят развивать туризм в рамках закона", — подчеркнул на выставке "Байкалтур" генеральный директор туроператора "Байкалика" Алексей Стрелюк.
Представители турбизнеса региона предложили снять ограничение для некоторых видов транспорта, а также разрешить ездить по традиционным туристическим маршрутам. Глава агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина также подчеркнула, что власти Приангарья готовы вступить в диалог и рассмотреть возможность для внесения изменений в постановление. При этом также важно работать и над пешими маршрутами на Байкале. Процесс, по ее словам, должен идти параллельно.
Добавим, что данный запрет распространился только на иркутскую сторону Байкала, тогда как в соседней Бурятии такого постановления принято не было. Руководитель комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП Бурятии Марина Бутюгова обратилась к представителям Иркутской области с просьбой брать пример с Бурятии, в том числе в вопросах применения законодательства. Все этого показывает полярность взглядов региональных властей в подходе развития туристической отрасли на Байкале. Складывается ощущение, что больших надежд и планов, появившихся после приезда в региона главы Ростуризма Зарины Догузовой в прошлом году, области хватило ненадолго. А мотивация осталась только у нашего восточного соседа — Бурятии.
Аэропорт Иркутска. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Тем временем в Иркутской области продолжают обсуждение другой, не менее важной для региона темы — перенос аэропорта Иркутска. Ускорить решение вопроса областные власти подтолкнула не только проблема седьмой подзоны, ограничивающая строительство в большой части Иркутска, но и участившиеся авиакатастрофы.
Как рассказал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на недавней встрече со СМИ, перенос аэропорта Иркутска за черту города — стратегическая задача правительства Приангарья, которую еще в 2014 году поставил президент РФ Владимир Путин. Однако решить вопрос в регионе не могли долгих 30 лет. И тольков 2021 году дело сдвинулось с мертвой точки. Проект строительства авиахаба разделили на несколько этапов. Один из них — утверждение площадки под строительства новой воздушной гавани.
"Перенос аэропорта Иркутска — это вопрос с историей, он обсуждается более 30 лет. Главная проблема — подбор площадки. Это полномочия правительства Иркутской области. Мы планируем до конца года получить согласование земельного участка около села Позднякова в Иркутском районе, который не был согласован в 2010 году. Ведем работу с федеральными органами власти. Уже получено предварительное согласование участка в Минобороны РФ. Мы рассчитываем получить все необходимые согласования до конца года", — сказал Игорь Кобзев.
Привлечь инвестора для строительства авиахаба намерены уже в 2022 году. Планируется, что он займется актуализацией проектной документации аэродромного комплекса, разработанной в 2010 году, разработкой проектной документации аэровокзального комплекса и получением положительных заключений Главгосэкспертизы. Завершить эту работу планируется до 2025 года. Кстати, о своей готовности включиться в конкурс по модернизации аэропорта уже заявил глава ВТБ Андрей Костин.
После обновление документации проект строительства нового аэропорта передадут в Росавиацию. Его планируется включить в государственную программу РФ по транспортному развитию страны. Строительство аэродрома планируется провести за счет федеральных средств, аэровокзального комплекса — за счет средств инвестора, транспортных путей, коммуникаций — за счет средств областного бюджета. Строительство нового аэропорта может начаться в 2025-28 годах.
Возможно, что и другие затянувшиеся инвестиционные проекты Иркутской области, будь-то газификация региона или "Ворота Байкала", будут завершены. Об этих вопросах столь амбициозно то и дело говорят на различных встречах и форумах. В конце концов, чтобы реализовать долговременные инициативы необходимы не только деньги (хотя это очень важная часть), но и люди, которые готовы с головой погрузиться в проблемы региона и сдвинуть многие горы. Главное, чтобы не в ущерб жителям Приангарья.