IrkutskMedia, 21 января 2022. История развития российских городов зачастую содержит в себе главы, посвященные трансформации архитектурного облика города. Иркутск не исключение, хотя сохранение культурного наследия прошлого стоит на особом месте, если учесть то внимание, которое ему придается за последнее время. Однако городское деревянное зодчество сегодня, по большей части, находится в печальном состоянии. На пути к восстановлению этих объектов стоят серьезные препятствия — сложно найти заинтересованных инвесторов, проблема с коммунальной инфраструктурой, законодательные аспекты и очень много нюансов, связанных конкретно с восстановлением объектов культурного наследия. О том, почему Иркутск еще только на пути к системной работе по восстановлению памятников архитектуры, которая может стать главной достопримечательностью города, а не позором — в материале ИА IrkutskMedia.
Памятники архитектуры в Иркутске. Фото: Фото: Правительство Иркутской области
Центральная часть столицы Приангарья — это место, где создавалась иркутская история, формировался уникальный с точки зрения архитектуры образ города, место, к которому у иркутян особое отношение. В тех деревянных домах, которые расположены в центре города, жители хотят иметь элементарные инженерно-бытовые условия. Памятники архитектуры, дома, усадьбы, где сегодня проживают иркутяне не имеют отопления, водоснабжения и канализации. В XXI веке в центре города люди все еще вынуждены пользоваться печным отоплением, дровяниками на улице, выгребными помойными ямами во дворах и уличными туалетами.
Такая ситуация отталкивает инвесторов вкладывать средства в восстановление памятников архитектуры в городе, учитывая затраты на подведение коммуникаций и сопутствующие проблемы, констатируют члены совета директоров "Агентства развития памятников Иркутска", добавляя, что бюджета городской администрации попросту не хватит.
Как отмечает председатель совета директоров АРПИ Максим Девочкин, в первую очередь необходимо найти деньги на расселение аварийных домов, особенно там, где жители живут в многоквартирных памятниках. Поскольку подвести коммуникации в таких домах невозможно, зачастую не только даже юридически, но и физически. То, как живут в деревянных домах их жители сейчас — это неуважение к ним, говорит глава совета директоров агентства. Поэтому необходимо людям предоставлять комфортное жилье, и создавать в центре красивую архитектурную застройку, комплексного характера.
— Восстановление памятников — это дорого. И бизнес просто так не будет вкладываться в это. Вот мы гордимся 130-м кварталом и многие говорят: "Тогда сделали, а сейчас что?". И почему-то все забывают, что прежде, чем нашли средства на реализацию, сначала туда были подведены сети. И часть вопросов была снята, а возможности проявились. Ну а вторым компонентом реализации проекта стало именно расселение домов. И принцип тот же — для реализации задумок нужно выполнить в первую очередь эти два условия, — отметил Максим Девочкин.
По словам председателя совета директоров АРПИ, проблем добавляет и то, что по действующим программам расселения, которые применяются в муниципалитете, город должен расселить дом, который является памятником, при этом сносить дом нельзя, хотя подтверждающих документов какой-либо ценности нет, поскольку не было никогда исследований, не проводилось ревизии памятников. А сохранять видовую застройку из домов, большинство из которых развалившиеся, покосившиеся, сгоревшие — точно не добавит туристической привлекательности городу. Поскольку даже любой критик, который заявляет о сохранении всех подобных домов, понимает, что город деньги на восстановление этой среды не найдет, а бизнес не пойдет.
Сергей Юдин сообщил о позитивных подвижках в вопросе подведения коммуникаций для деревянных домов в центральной части города.
— Сейчас мы с комитетом по экономическому и стратегическому развитию прорабатываем вопрос по вхождению в федеральные программы по развитию инженерной инфраструктуры в центральной части Иркутска. "Водоканал" уже дал нам свое заключение о том, какие сети необходимо восстановить, а где проложить новые. Этот же вопрос сейчас прорабатывает "Иркутскэнерго", — рассказал член совета директоров АРПИ Сергей Юдин.
Иркутск. Фото: Фото: Правительство Иркутской области
Член совета директоров АРПИ Евгений Стекачев рассказал, что администрацией 8 лет назад был разработан механизм для того, чтобы привлекать инвесторов. Он заключается в следующем: памятники передаются из муниципальной собственности в АРПИ, далее агентство на конкурсной основе подбирает инвестора, который за свой счет выкупает этот памятник, полностью его восстанавливает, АРПИ это контролирует и не переоформляет в собственность инвестора до тех пор, пока памятник не будет полностью восстановлен. Затем, после восстановления, инвестор забирает его в собственность и использует по своему усмотрению.
В идеале это выглядело бы так, что город совместно с инвесторами может решить в положительную сторону судьбу исторической части Иркутска: избавиться от уже не подлежащих восстановлению объектов и привести в порядок все существующие архитектурные памятники. В реальности воплотить это гораздо труднее.
Сейчас инвесторы не стремятся браться за реставрацию памятников архитектуры в Иркутске. И на то есть свои причины. Евгений Стекачев пояснил, что вначале на торги в Иркутске выставлялись объекты, которые находятся в таких районах, которые пользуются деловым спросом, и инвесторов было достаточно много. Таким образом было восстановлено около 30 памятников. Сейчас наблюдается определенный спад спроса. Этому виной экономическая ситуация, но самое главное, что основные инвесторы, которые этим занимались, понимают, что стоимость восстановления памятника архитектуры в разы отличается от стоимости строительства любого другого здания.
— Я сам имел подобный опыт в 2014 году, когда еще не был председателем Думы Иркутска. Выступал как инвестор по реставрации здания на ул. Лапина, 45. За свой счет восстановил дом-памятник. Это была усадьба протоиерея Иннокентия Шастина. Когда это все закончилось, получился очень красивый, но очень дорогой объект. С одной стороны, я взялся за это дело как бизнесмен, но с другой стороны, когда начал изучать историю этого здания, увидел получившийся результат, то начал получать какое-то эстетическое удовольствие.
Поэтому я, как человек, который прошел этот путь, могу заявлять, что да, это дорого, но очень красиво. И я думаю, что найдутся еще инвесторы, которые придут, чтобы оставить в Иркутске какой-то след о себе. Все-таки наш город достаточно уникальный и все старинные дома поражают своей архитектурой. Не то, что строят сейчас — лишь бы стены были. Раньше люди все-таки больше любили свой город. Это нужно развивать. Потому что, если придерживаться только экономической составляющей, то мы никогда не найдем инвесторов, — поделился Евгений Стекачев.
Он также заметил, одной из существенных проблем на пути к реставрации деревянных домов является то, что рынок восстановления памятников сейчас специализированный и очень узкий. Специалистов мало и они держат высокие цены, зарабатывая на том, что имеют лицензию на восстановление памятников. Поэтому он считает, что в этом направлении необходимо создавать конкуренцию, чтобы появлялись государственные и муниципальные проектировщики, застройщики.
— И самая большая беда — отсутствие специалистов. Для восстановления на ул. Лапина, 45 дома-усадьбы, который был из листвяка, мы очень долго искали хорошего плотника по всей Иркутской области. Нашли в Качуге. Кровельщик, который смог вручную сделать кровлю, вообще один на весь Иркутск, его пришлось уговаривать. То есть тема восстановления памятников очень тяжелая, с какой стороны не взгляни. Без поддержки государства здесь не обойтись, — сказал Евгений Стекачев.
Поэтому для того, чтобы привлечь инвесторов, их нужно дополнительно стимулировать, считает Стекачев. К примеру, предоставить налоговые льготы, облегчить процедуру подключения к коммунальной инфраструктуре. Потому что, по словам Евгения Стекачева, сейчас на реставрацию памятников архитектуры не то, что очередь не выстраивается — желающих нет вообще. Есть крупные инвесторы, для которых реставрация памятников архитектуры важна не с точки зрения бизнеса, а больше как репутационная составляющая.
— Люди, которые находятся в большом бизнесе и зарабатывают огромные деньги все равно рано или поздно приходят к тому, что начинают улучшать среду вокруг себя. В Иркутске это происходит не иначе как через восстановление старинной архитектуры. На мой взгляд, к восстановлению памятников инвесторы приходят тогда, когда у них в бизнесе все идет хорошо и он может себе позволить такие проекты, которые долго окупаются, — отметил Стекачев.
Такого же мнения придерживается и Максим Девочкин, приводя в пример проект En+ по баням Курбатова и Русанова. Этот проект не про экономическую эффективность, здесь другая задача, акцентирует внимание представитель АРПИ, и это такие миллиардные затраты, которые региональные инвесторы просто не осилят. Поэтому, для реализации задуманных проектов, по мнению Девочкина нужна единая среда, инфраструктура, комплексный подход и ость, инфраструктура и условия для бизнеса, для инвесторов. Сделать это можно только при поддержке региона и используя соответствующие рычаги.
Дом Европы в Иркутске. Фото: Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА". В РОСКОМНАДЗОРЕ ОБЪЯСНИЛИ, ЧТО ЭТА НОРМА ЗАКОНА ПРИЗВАНА ИНФОРМИРОВАТЬ РОССИЯН О ТОМ, ЧТО "РАСПРОСТРАНЯЕМЫЕ ЭТИМИ СМИ МАТЕРИАЛЫ ПРЕСЛЕДУЮТ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
Однако споры о том, как должен выглядеть исторический центр Иркутска ведутся довольно продолжительное время. И какую стратегию развития этой главной части города выбрать — пока не ясно. В АРПИ рассматривают различные варианты и механизмы создания квартальной исторической застройки. Общественник Алексей Петров (признан Минюстом РФ иноагентом) отметил, что Иркутск очень богат на исторические памятники разного уровня. Это памятники федерального, регионального и муниципального значения. К каждому из них нужно относиться по-разному.
— В чем главная проблема Иркутска? Большое количество федеральных памятников стоит в ужасном состоянии. Дом офицеров, дом кузнеца, бывший ТЮЗ на пересечении Карла Маркса и Ленина. Огромное здание на улице 5-й армии, военного комплекса. И Русско-Азиатский банк. В центре Иркутска все значимые памятники федерального значения находятся в плохом состоянии, — сказал Алексей Петров.
По мнению Петрова, в первую очередь необходимо найти деньги, средства, возможность входа в самые высокие кабинеты и что-то с этим решить. Понятно, что каждый памятник требует огромных вложений, и региональный бюджет все не потянет. Поэтому это главный вопрос для губернатора Приангарья Игоря Кобзева. Например, подготовить пакеты документов и выделять средства на один памятник в год. Если бы раз в год в Иркутске запускался процесс по реставрации какого-либо памятника, то это было бы большой победой и успехом для всех.
— В последние годы мы с точки зрения общественного формата заострили внимание на этих проблемах, но пока власти не очень хотят этими вопросами заниматься по одной простой причине. Это очень сложная тема, потому что не сразу видны результаты. Пока проблема решается так: мы завешиваем все здания "тряпочками" (тентовый фасад — прим.ред.) и забываем потом о них. И чем больше "тряпочек", тем быстрее мы об этом забываем. А когда нет "тряпочек", глаза мозолит и процесс, может, быстрее пойдет, — сказал Петров.
Кроме того, он отмечает, что проблема иркутского бизнеса в том, что они не могут развивать малоэтажный Иркутск, каким он был 100 лет назад.
Сергей Юдин, рассуждая об исторической целостности города, отмечает, что историческую часть города нужно рассматривать с точки зрения красоты и удобства для проживания, и в первую очередь учитывать, что мы сможем оставить своим потомкам. По словам собеседника, уникальнейшая для города улица Урицкого в силу современных тенденций и строительства торговых центров практически совсем потеряла свою первоначальную историческую цель и задачу. Раньше, будучи торговой осью, она соединяла два базара. В АРПИ на этот счет идет активное обсуждение, поскольку все в агентстве понимают, что необходимо правильное благоустройство этой улицы, создание своеобразного иркутского Арбата.
А развитие исторического центра возможно, по мнению Сергея Юдина, за счет разгрузки центра города от административных зданий. По его словам было много предложений и проработок, чтобы, например, создать административный кластер.
— На мой взгляд, в городе должны появиться жилые элитные кварталы. На сегодняшний день в центре города большое количество административных учреждений, министерств, ведомств. Периодически возникает вопрос: а не вынести ли нам административный кластер — областное правительство, городские муниципальные службы, чтобы разгрузить транспортную систему и сделать центр города жилым, культурным, просветительским, — сказал Сергей Юдин.
По мнению Максима Девочкина, ничего не мешает сделать несколько жилых кварталов полностью из деревянных домов. В центре мало жилья, поэтому такие кварталы могли бы компенсировать это. При этом формирование архитектурно-культурной среды по такому принципу позволит менять представление об Иркутске в глазах и самих жителей, и гостей города. Ведь туризм — это полноценная сфера, которая может работать на экономику города, на его развитие, лишь создав красивую среду.