22 февраля 2022. В конце прошлого года стоимость проезда в Ангарских автобусах выросла до 35 рублей. Удорожание проезда произошло не сразу, но постепенно все четыре перевозчика в городе нефтехимиков пришли к единой ценовой политике еще до начала 2022 года. Жителей Ангарска эта ситуация не устроила, ведь ровно год назад проезд уже дорожал и поднялся с 25 до 30 рублей. Но в Ангарском городском союзе автотранспортников (АГСА) пояснили, что повышение тарифов вынужденная мера. Подробнее об этом в материале ИА IrkutskMedia.
Ангарские автобусы. Фото: Ангарский городской союз автотранспортников
Когда в октябре 2020 года проезд на ангарских автобусах в одночасье подскочил до 30 рублей, общественность возмутилась. В социальных сетях появились призывы игнорировать городские автобусы, а вместо этого "ходить пешком". Такая реакция не удивительна, ведь до этого проезд стоил 25 рублей и такая цена сохранялась с 2018 года. Многие инстанции отреагировали на это.
Так, мэрия Ангарска обратилась в прокуратуру из-за повышения цен на проезд в автобусах. Также проверку провели антимонопольщики, но не нашла нарушений в повышении стоимости проезда в ангарских автобусах. Так гражданам пришлось смириться с ценой в 30 рублей за проезд в общественном транспорте. К слову, в Иркутске на тот момент цена проезда была всего 20 рублей днем и 25 рублей после 20.00.
Ровно через год, в октябре 2021 года, ангарские автотранспортные перевозчики стали подавать в администрацию Ангарска первые заявления о повышении тарифа до 35 рублей. Поначалу это были отдельные маршруты, которые не пользуются большой популярностью у населения города. Но все понимали, что повышение проезда на двух-трех направлениях означает, что в скором времени все маршруты подорожают до 35 рублей. Так и случилось.
В администрации Ангарска отметили, что поскольку на территории Ангарского округа регулярные перевозки пассажиров осуществляются по нерегулируемым тарифам (с применением тарифов, установленных перевозчиком), то перевозчик вправе самостоятельно устанавливать экономически обоснованную стоимость проезда.
Деньги. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
С декабря 2015 года правительство Иркутской области передало полномочия по расчету обязательного экономического тарифа общественного транспорта на муниципальных маршрутах непосредственно муниципалитетам. В соответствии с этим распоряжением в декабре 2020 года специалисты Комитета по экономике и финансам администрации АГО выполнили расчет размера тарифа, который необходим для выполнения всего объема рейсов, предусмотренных заказчиком. Средневзвешенный обязательный тариф по этим расчетам составил 60 рублей за одну поездку.
"На протяжении года автотранспортные предприятия АГО работали по тарифу, который в два раза ниже обязательного, так как руководство предприятий сознает, что тариф в 60 рублей лишает население доступного общественного транспорта", — пояснили в пресс-службе АГСА.
Ранее, в 2018 году, специалисты Комитета по экономике и финансам администрации АГО так же производили расчет размера обязательного тарифа. Тогда этот показатель составил 36,09 рубля за одну поездку. То есть в нынешней экономической ситуации предприятия Союза фактически сохраняют тариф 2018 года, который по-прежнему ниже обязательного на 25 рублей. Для удобства расчета при оплате поездки принято решение округлить сумму 36,09 рубля не в сторону увеличения, а в сторону уменьшения — до 35 рублей.
"Сегодня перевозчики оказывают услугу по стоимости в два раза ниже требуемой. Такая ситуация и самоустранение заказчика пассажирских перевозок от решения этой проблемы в итоге ведет к развалу отрасли пассажирского транспорта в АГО — предприятия отрасли не накапливают необходимые амортизационные средства, происходит вынужденная экономия всех затрат, которые необходимы для выполнения транспортного задания", — сказали в пресс-службе АГСА.
Ангарские автобусы. Фото: Ангарский городской союз автотранспортников
На сегодняшний день на территории Ангарска автотранспортных МУПов нет. Город обслуживают четыре частных перевозчика ООО "Авто 38", ООО "ГорАВто", ОАО "Заказ" и ОАО "Автоколонна 1948". По информации пресс-службы АГСА, население Ангарского городского округа ежедневно обслуживает порядка 200 автобусов большой и средней вместимости.
Однако, по информации перевозчиков, сокращение автопарка неизбежно из-за ситуации, вызванной распространением COVID-19: пандемия привела к значительному снижению пассажиропотока на 34-55%. Количество общественного транспорта на пассажирских маршрутах определяется заказчиком пассажирских перевозок исходя из потребностей населения.
"Сегодня большую часть рабочего дня автобусы ходят полупустые. Это подтверждается годичным обследованием пассажиропотока, который проведен на территории нашего округа по заказу администрации АГО специалистами ИрНИТУ. По итогам обследования установлено, что средняя заполняемость автобусов в Ангарске составляет лишь 43% от общей вместимости. То есть в автобусах пассажиры занимают менее половины мест", — рассказали в пресс-службе АГСА.
Весь пассажирский автотранспорт перевозчики за собственный счет оборудовали средствами пассажироучета. Сведения о количестве пассажиров, перевезенных каждой транспортной компанией, в режиме-онлайн передаются в транспортный отдел организатора и заказчика пассажирских автоперевозок — администрацию АГО.
В пресс-службе администрации АГО сообщили корр. ИА IrkutskMedia, что на сегодняшний день Ангарск обслуживает 121 автобус, среднее количество пассажиров в день составляет порядка 221 тысячи человек. При этом насление Ангарска по состоянию на 2021 год составляет 222 855 человек, согласно данным федеральной службы государственной статистики. То есть в среднем ежедневно практически каждый житель города нефтехимиков как минимум один раз пользуется автобусом. При таких вводных данных не сложно посчитать, какой доход ежедневно получают автотранспортные предприятия Ангарска.
Но не стоит думать, что эта сумма позволяет предприятиям "купаться в деньгах". По информации пресс-службы АГСА, за период с сентября 2020 по октябрь 2021 года существенно выросла стоимость топлива (на 55%), металла (до 82%), запасных частей (на 87%) и снизился пассажиропоток (на 34-55%).
Негативное влияние на экономику предприятий оказывает рост затрат на тепло и электроэнергию, которых требует содержание автопарка — это теплые стояночные боксы, участки обслуживания и ремонта. Плюс необходимость поддерживать достойную оплату труда всех, кто трудится для пассажиров — это несколько сотен водителей, работников ремонтных участков, диспетчерской службы, складского хозяйства, мойщиков транспорта, медики, операторов заправочной станции. При этом предприятия ежегодно индексируют заработную плату работников.
"У перевозчика нет возможности влиять на эти объективные факторы. Если монополисты ресурсов продолжат повышение стоимости своих товаров и услуг, это неизбежно вызовет рост стоимости не только услуг общественного транспорта, но и во многих других отраслях", — отметили в пресс-службе АГСА.
Доступная среда. Фото: Ангарский городской союз автотранспортников
Несмотря на вышесказанное нельзя сказать, что администрация АГО совсем не поддерживает автобусных перевозчиков. Из средств бюджета Ангарского городского округа автотранспортные предприятия получают субсидию в целях возмещения недополученных доходов в связи с перевозкой льготников. Кроме того, решением депутатов Думы и администрации АГО на территории города предоставляется бесплатный проезд детям из многодетных семей.
"Льготный пассажир отмечает каждую поездку электронной картой. Эти сведения в режиме онлайн получает областной оператор (ОГАУ "ИТЦ Иркутской области"). По данному соглашению областной оператор дает подтверждение количества пассажиров, с которых не взята провозная плата. Именно эту сумму спустя три месяца после оказания услуги бесплатного проезда министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возвращает перевозчикам за проезд льготных пассажиров, и ни рубля больше", — рассказали в пресс-службе АГСА.
Согласно данным, предоставленным пресс-службой администрации АГО, ангарчан возрасте до 18 лет, которые пользуются льготным проездом в автобусах — 7144 человека, а тех, кто ездит в автобусах бесплатно — 1056 человек.
Но на этом поддержка заканчивается. В пресс-службе администрации АГО поддтвердили то, что они не принимают участие в обновлении подвижного состава автотранспортных предприятий.
"Пассажирский автобусный парк в Ангарске — самый новый в Иркутской области. В 2018 году администрацией АГО в соответствии с требованиями Федерального Закона № 220 проведен открытый муниципальный конкурс на обслуживание регулярных муниципальных маршрутов общественного транспорта. Один из главных критериев конкурсного отбора — участники конкурса должны обладать новыми автобусами. Для участия в открытом конкурсе автопредприятия обновили транспортный парк за счет собственных средств, администрация округа не потратила на обновление автопарка общественного транспорта ни рубля из местного бюджета. Это еще одна причина глубокой убыточности пассажирских автопредприятий АГО", — сказали в пресс-службе АГСА.
Как отметил представитель ассоциации перевозчиков, в Ангарском городском округе заказчик пассажирских перевозок превратил общественный транспорт в коммерческий, можно сказать, переложив всю экономическую нагрузку отрасли на кошелек потребителя.
Но горожан мало волнует муниципальный это транспорт или частный — им хочется добираться из одного конца города в другой по адекватным ценам. Кроме того, особой альтернативы автобусам в Ангарске на сегодняшний день нет. Трамваи ходят не везде и не часто, а такси, как ни крути, обойдется дороже. По данным пресс-службы администрации АГО на сегодняшний день на линию выходит от 11 до 14 трамваев в день, в то время как автобусов -121. Поэтому люди вынуждены пользоваться автобусами, хоть и в последнее время эти поездки все сильнее бьют по карману.
Общественный транспорт создавался государством не для извлечения прибыли, а для решения социальной задачи — обеспечить население доступным транспортным обслуживанием. Это предмет первой необходимости и власти должны следить за тем, чтобы стоимость тарифов оставалась комфортной для населения и при этом сама автотранспортная отрасль могла держаться на плаву. Но в свете последних событий нужно признать, что в Ангарском городском округе общественный транспорт перестал существовать в контексте доступного тарифа.
Кто виноват в том, что многим жителям Ангарска не по карману платить по 35 рублей за проезд в одну сторону? Перевозчик, администрация Ангарска или инфляция, которая диктует подъем цен на все, но не гарантирует повышения зарплат, чтобы была возможность это все оплачивать. И нет никакой гарантии, что цены на проезд вновь не подскочат на очередные 5 рублей в следующем году.