Археолог Алексей Окладников – неутомимый исследователь Азии

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю
Алексей Павлович Окладников
Фото: Из открытых источников

24 февраля 2024. Имя знаменитого нашего земляка, ученого-археолога Алексея Павловича Окладникова известно во всем мире. Этот человек принимал участие в раскопках палеолитической стоянки в поселке Буреть, что относится к палеолитическому комплексу Мальтинской стоянки открытой Михаил Михайловичем Герасимовым. Алексей Павлович был крупнейшим исследователем наскальной живописи Центральной Азии и Сибирского региона, а также стал одним из основоположников Новосибирской школы этносоциологии. За научные достижения А.П. Окладников был удостоен в 1950 году Сталинской премии.  Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.

Алексей Павлович Окладников родился 3 октября 1908 года в деревне Константиновка Верхоленского уезда Иркутской губернии Российской империи в семье сельского учителя. Его отец — Павел Степанович Окладников погиб в годы Гражданской войны, а мать — Анна Аверьяновна Окладникова была крестьянкой. Обучение Алексея Павловича проходило в Ангинской школе, где благодаря директору школы Иннокентию Трофимовичу Житову он стал проявлять особую тягу к краеведению. Под руководством И.Т. Житова в школе был организован кружок краеведения, где школьники получали первый опыт сбора и систематизации местного фольклора, легенд и предметов быта.

Существенный вклад в становление А.П. Окладникова как археолога оказали археологические экспедиции Павла Павловича Хороших — одного из старейших археологов Сибири. В 1920-е года Павел Павлович вел археологическую разведку в Ленском крае. Именно эта археологическая экспедиция пробудила у А.П. Окладникова интерес к археологии. После окончания школы по рекомендации Окружного отдела народного образования он поступил в Иркутский педагогический техникум, а затем перешел в педагогический институт Иркутского государственного университета.

В институте он познакомился со знаменитым археологом Бернгардом Эдуардовичем Петри, который вскоре стал его преподавателем, "отец Иркутской школы археологии" обратил внимание на способного молодого ученика. Алексей Павлович Окладников вместе с Михаилом Михайловичем Герасимовым, Георгием Францевичем Дебецом и другими студентами ходил в "народоведческий" кружок к Б.Э. Петри. В 1928 году благодаря протекции Б.Э. Петри он устроился работать в Иркутский краеведческий музей в должности заведующего этнографическим отделом музея. 

Его первые работы в качестве музейного сотрудника были связаны с архивными источниками, по которым он проводит разбор и анализ документов Иркутского губернского архива, подготавливает публикацию брошюры на основе этих материалов о поисках в Якутии "заповедного" товара — ревеня.

В музее А.П. Окладников знакомится с будущей супругой — Верой Дмитриевной Запорожской, которая еще будучи студенткой Иркутского художественного училища устроилась работать в музей в должности заместителя заведующего Картинной галереи Иркутского краеведческого музея. Свадьба состоялась в 1932 году, но Вера Дмитриевна всю жизнь носила свою девичью фамилию, хотя и не была против фамилии мужа, но это обстоятельство было вызвано недопониманием в ЗАГС(е).

“Из воспоминаний Веры Дмитриевой: когда в ЗАГС(е) в Иркутске происходила регистрация брака, на вопрос заведующего ЗАГС(ом): "Как ваша фамилия, невеста?", Вера Дмитриевна, не подумав, что речь идет о ее будущей фамилии, машинально ответила: "Запорожская", что и было зафиксировано в документах”. 


Алексей Павлович Окладников и Вера Дмитриевна Запорожская. Фото: Из открытых источников

Важным фактором, который еще в юности оказал влияние на личность В.Д. Запорожской, была мировоззренческая революция ввиду Октябрьских событий 1917 года. Роль женщины в Советской России, исходя из позиции большевиков взявших власть, должна была противоположно измениться по сравнению с предписаниями "Домостроя". Другим фактором, повлиявшим на формирование системы ценностей и психологические установки В.Д. Запорожской, стал быт ее семьи. Отец В.Д. Запорожской был предприимчивым деловым человеком, происходил из богатой купеческой семьи, всю последующую жизнь Вера Дмитриевна положит на алтарь науки и станет верной спутницей в экспедициях своему мужу.

После свадьбы все весенне-летние-осенние археологические сезоны А.П. Окладников вместе со своей супругой проводил в экспедициях. В 1933 году они переезжают в Ленинград, где он поступает в аспирантуру Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) по направлению "История докапиталистических обществ". В эпоху политических репрессий в 1937 году, непосредственно затронувших руководителя "Иркутской школы" археологии Б.Э. Петри, органы НКВД стали интересоваться и А.П. Окладниковым.

В те годы археологические полевые сезоны длились вплоть до поздней осени и даже начала зимы, таким образом стараясь избежать подозрения в связях с Б.Э. Петри. Следует отметить, что под пытками НКВД Б.Э. Петри признался в участии в троцкистской организации подтвердив, что был завербован академиком Василием Васильевичем Радловым, умершим в 1918 году, но не назвав никого другого.

За 1930-е года А.П. Окладников с В.Д. Запорожской объехали большую часть Сибири и Дальнего Востока. В 1935 году в составе Нижнеамурской комплексной экспедиции Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР принимали участие в исследованиях, маршрут по Амуру от Хабаровска до Николаевска-на Амуре. За четыре месяца работы Алексей Павлович открыл многочисленные стоянки, поселения, городища, наскальные изображения — всего около 200 памятников от раннего неолита до поселений XVI–XVIII веков.

Полевой сезон 1938 года, а затем и сезоны первых послевоенных лет они проводят в Средней Азии в составе комплексной экспедиции М.Е. Массона, задачей которой было изучение каменного века. Именно в этой экспедиции А.П. Окладниковым было открыто погребение мальчика-неандертальца. Публикация этой находки стала звездным часом в научной карьере ученого. В послевоенные годы он снова принимает участие в археологическом изучении Туркменских пустынь, в открытии мезолитического погребения около пещеры Кайлю, неолитической "ювелирной мастерской" около горы Куба-Сенгир, в раскопках в пещере Дам Дам Чемше. 

В 1939 году происходит открытие палеолитической стоянки Буреть, где ими было найдено уникальное изображение палеолитической Венеры — костяной антропоморфной фигурки в меховом комбинезоне. Благодаря таланту Веры Дмитриевны как художника создаются реконструкции и планы древних жилищ, ей были зарисовываны находки, виртуозно выполнена реконструкция одежды людей. 

В 1940 году началась продолжительная командировка в Якутск. Перед ученым была поставлена задача — написание древней истории Якутии, представлявшей собой в то время "сплошное белое пятно". Но в это время начинается Великая Отечественная война. Дочь Алексея Павловича — Елена Алексеевна Окладникова — рассказывала об этом так:

"В 1941 году в июне началась война, а экспедиция в Якутск началась в мае. В разведке их было трое: Вера Дмитриевна и матрос шли на лодке вдоль берега Лены; Алексей Павлович — по берегу в поисках древних памятников. Подошли к очередной деревне. Там были все встревожены, в сельсовете очередь из мужчин. Вера Дмитриевна сторожила лодку, мужчины пришли с тяжелой новостью: "Вера, война". Решили, что Вера Дмитриевна отправится в Якутск, а мужчины идут в сельсовет на мобилизацию. Вскоре они вернулись.

Военком, выяснив, что приписаны в Ленинграде, а здесь в экспедиции с предписанием об оказании поддержки, посоветовал отметиться и отправляться по заданному маршруту, а по выполнении задачи прибыть в Ленинград и там уже разбираться. Никто и предположить не мог, что война затянется на четыре года. Экспедиция продолжила свой путь в сторону Ледовитого океана. Осенью вернулись в Якутск, там их и оставили — Ленинград уже был блокадным". 

Период с 1941–1945 год он трудился в Якутске в Научно-исследовательском институте языка и истории. Результаты этих многолетних трудов были обобщены в докторской диссертации: "Очерки по истории Якутии — от палеолита до присоединения к Русскому государству", защищенной в 1947 году. Разработанная им концепция происхождения якутского народа получила широкий резонанс. 

В послевоенный период А.П. Окладников обратился к разработке проблем археологии и древней истории Забайкалья, Дальнего Востока и Средней Азии. В 1947–1952 годах развертываются многоплановые изыскательские работы в Бурятской АССР и Читинской области и Монголии. Отряды возглавляемой им Бурят-Монгольской археологической экспедиции обследовали долины рек Селенги, Уды, Чикоя, Хилка, Ингоды, Онона, Шилки.

В 1949 году он в качестве начальника археологического отряда советско-монгольской археологической экспедиции под руководством С.В. Киселева впервые выехал в МНР. Этот отряд был создан для ознакомления с каменным веком на территории Монголии; работал он в районе рек Халхин-гол, Орхон, Керулен и др. А.П. Окладникову удалось обнаружить палеолитические стоянки около Харахорина и города Улан-Батор, мезолитические — на Халхин-голе и в районе города Дархан, неолитические — в Шабаракусу в долине реки Керулен около Чойболсана. Особое внимание Алексей Павлович уделял изучению наскальных рисунков Монголии, поскольку эта тема невероятно захватывала и увлекала его. Ученый отыскал несколько десятков петроглифов, относящихся в основном к бронзовому и раннему железному векам.


Алексей Павлович Окладников на шишкинских писаницах. Фото: Из открытых источников

В 1953 году Алексей Павлович снова совершил экспедиции на Дальний Восток. Этот район притягивал его внимание не без причины. Во-первых, надлежало проверить и отследить связь нижнеамурских культур с южными культурами. Во-вторых, в исследуемой области было необходимо искать решения значимых проблем, таких как:

— освоение первобытным человеком северо-востока Азии; 

— проникновение первобытного человека в Америку;

—  формирование палеоазиатских и тунгусо-маньчжурских племен;

— "айнская" проблема;

— происхождение, формирование и развитие первых национальных государственных образований на Дальнем Востоке: Бохай и "Золотой империи" чжуржэней.

В Приморье были проведены широкомасштабные разведывательные работы для обнаружения новых памятников, а также для проверки достоверности представлений о древностях юга Дальнего Востока. Значение этой работы определяется тем, что старые взгляды на последовательность культурных этапов уже не соответствуют вновь накопленным фактам: история народов Дальнего Востока оказалась несравненно длительнее и сложнее, чем представлялось раньше. Она характеризуется орудиями из оббитых галек, напоминающих ручные рубила Европы, а также нуклеусы-ядрища. Поселения этой группы концентрируются главным образом соответственно в Приморье, в Славянском и Михайловском районах, а также у озера Ханка. 

В результате экспедиции было совершено открытие в районе Уссурийска, в долине реки Осиновка, у одноименного села и в некоторых других местах Приморья осиновской культуры. Это открытие А.П. Окладников описывал следующим образом: 

"На дороге лежал маленький обломок камня с характерным раковистым изломом. Так расколоть камень могла только рука человека, и при этом мастера, в совершенстве владевшего своим ремеслом. Неподалеку оказались еще три таких же отщепа, очевидно, доставленных вместе с породой из какого-то карьера для добычи щебня. Оставалось найти сам карьер, что, вообще говоря, было уже делом не трудным. Он отыскался у деревни Осиновки, которая стала благодаря этому известной на весь мир".

Обобщение своих многочисленных археологических данных А.П. Окладникову позволили сделать вывод о существование на заключительном этапе палеолита широкой интеграции культур на обширной территории Азии — от Восточной Монголии до Приморья и Камчатки. Он говорит об интеграции культур Северной Азии с культурами, с одной стороны Аляски, с другой — Центральной Азии, а также о живых связях Старого и Нового Света через островную часть Алеутских островов, о древних культурных связях между арктическими племенами Азии и Европы, о длительных и многочисленных связях племен Дальнего Востока с Японскими островами и Кореей.

В начале 1960-х годов Алексей Павлович по приглашению М.А. Лаврентьева уезжает в Новосибирск и занимается организацией Института истории филологии и философии сибирского отделения АН СССР (ИИФиФ СО АН СССР). При создании института были реализованы комплексные междисциплинарные принципы, которыми он руководствовался в своих исследованиях. Все это нашло отражение в создании при его непосредственном участии в рамках института сектора комплексных исследований проблем развития народов Сибири под руководством Владимир Иванович Бойко. Заложенный в названии сектора подход был реализован в многочисленных публикациях его сотрудников.

Смотрите полную версию на сайте >>>