7 апреля. После смерти императрицы Екатерины II на Российский престол взошел ее сын Павел I, которому импонировали устремления сибирских купцов к созданию монопольной Северо-Американской торговой компании. Объединение купеческих капиталов происходило в Иркутске, где была не только создана контора, но и находились склады обеспечения компании. Рост капитализации компании, увеличение числа акционеров из числа дворянства европейской части России создали предпосылки к переводу главной конторы в Санкт-Петербург. Российско-Американская компания была организатором первого кругосветного плавания русского флота, освоения поселения в Калифорнии. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
После смерти Григория Ивановича Шелихова в 1795 году для его семьи образовалась достаточно опасная ситуация, когда все дела в компании были замкнуты на одном человеке, а прямого наследника, способного продолжить его дело, не было. Единственному сыну Григория Ивановича — Василию — было на момент смерти отца 4 года отроду.
Из братьев Григория Ивановича единственным способным в торговых делах был Василий Иванович, которому было 35 лет, он имел опыт в торговых делах, выполнял обязанности приказчика в Северо-Американской компании в Охотске: торговал, закупал пушнину, принимал участие в организации строительства и ремонта кораблей, снаряжал промысловые команды, отправляющиеся из Охотска на восток, в океан.
Казалось, что именно он продолжит дело своего старшего брата. Василий Иванович делал попытки заручиться поддержкой совладельца компании И.Л. Голикова, которому отправил письмо из Иркутска следующего содержания: "Милостивый государь, Иван Ларионович! Кончина покойного моего братца родного понуждает меня вступить в распоряжение общего моего с ним капитала и долей с Вами компании. Хотя прежде и не имел я случая иметь с Вами переписку, покорнейше прошу Вас явить ко мне Вашу благосклонность, а я, продолжая дела мои с Вами, почту быть Вам во всегда нелицемерным... Василий Шелихов. 24-го октября 1795 года".
Шелихов на момент отправки письма не знал, что существовало завещание Григория Ивановича, записанное с его слов рукой дочери Анны перед его смертью, которое было адресовано императрице Екатерине II, где все свое имущество и долю в компании он завещал своей жене с детьми. Необходимо отдать должное Надежде Шелиховой, которая в столь сложной для нее ситуации проявила незаурядное мужество и настойчивость. Понимая, что положение складывается не в ее пользу, она решила отправить прошение Екатерине II.
В прошении вдова особо отмечала достижения своего мужа, который, по ее мнению, трудившись всегда лишь на благо Отечеству, "приобрел как новые зверопромышленные острова у берегов американских, так увеличил и капитал свой". Наталья Шелихова просила Екатерину II о предоставлении ей всех прав по управлению делами Григория Шелихова. Все эти бумаги были переданы через Николая Никитича Демидова. Он пророчески указывал Наталье Шелиховой опираться на зятя Николая Резанова при решении тех или иных проблем, в лице которого Шелиховы приобретали важного защитника их интересов, благодаря его приобщенности к высшим правительственным кругам.
Финансовые дела компании осложнялись тем, что Григорий Шелихов многие сделки заключал тайно и полностью о всех выплатах знал только Полевой, который выполнял поручения Голикова, общий долг компании (не завершенных сделок) к концу года составлял около 60 тысяч рублей. Подробную финансовую ситуацию удалось выяснить только через суд. Так Алексея Евсеевича Полевого вызвали в Иркутский верхний надворный суд, где он был вынужден дать объяснение некоторых конторских дел Шелихова.
Судебные тяжбы, длившиеся между семьей Шелиховых и Голиковых, длились на протяжение нескольких лет, что привело к взаимному ослаблению компаньонов, а также появлению нового участника компании, в лице иркутской купеческой семьи Мыльниковых. Семья Мыльниковых в начале 1790-х годов владела самым значительным капиталом среди купеческих семей в Иркутске, в 1793 году они создали Иркутскую промысловую компанию для торговли с Японией и ведения пушного промысла в Северной Америке. В новую учреждаемую компанию в 1796 году входило около 20 купеческих семей и часть своего капитала в 1797 году внес сам Голиков. Эта доля, по его мнению, составляла ни много ни мало — 648 468 рублей, что заставило в ухудшившейся обстановке последовать этому примеру и Н.А. Шелихову.
В 1796 году умирает императрица Екатерина II и на Российский престол восходит ее сын Павел I, который благоволил к семье Шелиховых и учреждению монопольной компании. За достижения мужа семья Григория Шелихова была возведена в дворянское звание.
Император Павел I. Фото: Фото: Из открытых источников
3 августа 1798 года в Иркутске был подписан официальный акт, подтверждавший "предварительное соединение" двух компаний годом раньше и свидетельствовавший о появлении Соединенной американской компании. Купцы, подписав "Акт соединения", руководствовались принципом, что компания принесет пользу в первую очередь государству и обществу.
С согласия монарха планировалось начать мореплавание в Японию и Кантон. Компаньоны выразили уверенность, что главная контора должна неизменно находиться только в Иркутске. В ее подчинении находились конторы в Охотске, на Кадьяке, Уналашке и Курильских островах. Для лучшего ведения торговых операций учреждались новые конторы в Якутске, Кяхте и Москве.
Ключевой фигурой на завершающем этапе образования мощного монопольного объединения стал Резанов, развернувший бурную деятельность. Этот человек сумел на практике воплотить некоторые из самых честолюбивых замыслов Шелихова. Подобно своему тестю, он в начале 1799 года стал своего рода организационным и координирующим центром. Успешные его действия во многом объяснялись безошибочным выбором рычагов воздействия на императора через знакомство и даже дружбу с людьми в высших эшелонах власти.
В компании были учреждены четыре директора от семьи Шелиховых. Один из них стал второй зять Н.П. Шелиховой — М.М. Булдаков, а компанейские интересы в государственных учреждениях теперь представлял "уполномоченный корреспондент" компании в Петербурге — Н. П. Резанов. Компания получила монополию на торгово-предпринимательскую деятельность в Северо-Западной Америке вплоть до 55-го градуса северной широты и на управление этими территориями.
Полномочия компании, находящейся под "высочайшим покровительством", подтверждались "правилами и привилегиями" сроком на 20 лет. Жесткий государственный контроль за ее деятельностью ограничил статус в качестве частного предприятия. В то же самое время "Высочайшее покровительство" избавляло Российско-Американскую компанию от банкротства. Функции компании были обозначены управленческой, промысловой и дипломатической деятельностью.
Главным правителем российских поселений до 1818 года в Америке оставался А.А. Баранов (умер в 1819 году). В 1800 году главное правление компании было переведено в Санкт-Петербург, а в Иркутске осталась контора Российско-Американской компании.
Здание Российско-Американской компании в Иркутске. Фото: Фото: Из открытых источников
Кроме конторы Российско-Американской компании в Иркутске находились казармы, известные как "Американские казармы", которые не сохранились до наших дней. Построены они были в период 1802-1804 годов на территории нынешнего квартала № 70, на участке земли, граничащем с улицами Казарменской (ныне Красного Восстания) и Троицкой (ныне в этом месте переулок Аркадия Сударева), на средства, собранные членами Российско-американской компании.
В настоящее время на этом месте находится большой четырехэтажный каменный дом (ул. Красного Восстания, 7), возможно, частично построенный на фундаменте этих казарм. Об их внешнем облике можно судить по сохранившемуся чертежу фасада. Известно, что на построение в Иркутске каменных двухэтажных казарм нижних воинских чинов Российско-американская компания пожертвовала 70 тысяч рублей, в том числе семейство Шелихова 10 тысяч рублей. В 1930-е года они были разрушены.
Российско-Американская компания стала первой акционерной внешнеторговой компанией в России. С целью привлечения новых акционеров ей разрешили к имеющимся 724 акциям (номиналом в 1 тысячу рублей каждая) выпустить дополнительно еще 1 тысячу акций такого же достоинства. Ценз для получения права голоса был понижен с 25 до 10 акций в качестве необходимого минимума, постепенно число акций выросло до 7 тысяч. Этот шаг призван был усилить влияние новых акционеров — "благородных дворян". Но дворянству так и не удалось занять видного места в компании, поскольку только купечество имело опыт торговли и актуальную информацию о сделках на Дальнем Востоке и Сибири.
История Российско-Американской компании это не только торгово-экономическое освоение побережья Северной Америки, но и личный подвиг ее служащих. Так, уже в первые годы своего существования компании было подготовлено и проведено первое русское кругосветное путешествие — плавание легендарных кораблей "Нева" и "Надежда". К этому плаванию были причастны лучшие русские моряки, среди которых были Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский, адмиралы Федор Матюшкин и Василий Головнин.