1 июля 2022. Развитие инвестиционного и экономического потенциала Иркутска полностью зависит от совместных усилий всех институтов власти, общественности и предпринимательского сообщества. По мнению мэра столицы Приангарья Руслана Болотова, текущая геополитическая ситуацию открывает для города большие возможности, которыми обязательно нужно воспользоваться. В интервью корр. ИА IrkutskMedia градоначальник остановился на вопросах привлечения крупного бизнеса, обновлении инфраструктуры городского хозяйства и муниципального транспорта, а также перспективах Иркутска в информационных технологиях.
— Руслан Николаевич, сейчас на федеральном и региональном уровне анонсируются различные меры поддержки экономики и предпринимателей в текущих экономических условиях. Что может предложить в этом контексте город?
— Муниципалитет обладает определенными возможностями для решения возникающих экономических вопросов. В первую очередь — это выделение земли. Например, в свое время город сформировал участок, который получило ООО "Медтехсервис" для размещения завода. А сегодня — это перспективное медицинское фармпроизводство, полный цикл: начиная от тест-полосок, заканчивая новейшими препаратами. Скажу больше: это еще и те препараты, которые ранее импортировали. Инвестор значительно расширил рынок сбыта, планирует увеличение объемов продаж, выход на новые рынки сбыта, в том числе на зарубежные.
А на вопрос: над чем надо муниципалитету работать? Это сохранение всех тех проектов, которые есть в сфере строительства, благоустройства и инфраструктурном развитии.
Еще один хороший пример такой практической работы — инициатива, которую одобрило Заксобрание. Безусловно правильно выделять землю для строительства коммерческого жилья или подобных целей, но с условием строительства образовательного учреждения. Я предложил, давайте мы еще расширим эту программу и сделаем так, чтобы было возможным строить и спортивные сооружения.
Например, возводят фитнес-центр, и в одном из залов размещается муниципальный кружок, секция и так далее. И такой механизм точно интересен бизнесу, он потянется. Можно законодательно проработать возможность использовать объекты культурного наследия в качестве арендной недвижимости, с условием сохранения архитектурного облика. Поскольку многие объекты регионального и федерального значения, которые есть в Иркутске, в текущих условиях перспектив иных могут не получить. Сейчас время прорывных идей, это важно.
— Хорошие успехи получаются и в рамках муниципально-частного партнерства.
— Совершенно другой облик мы можем видеть на месте объектов культурного наследия, которые сейчас восстанавливают инвесторы. Те же “Курбатовские бани”.
— То что вокруг, остающееся неприглядным, будет находиться в едином архитектурном ансамбле? Или есть сложности с этим? И контролируется ли это?
— Да, это будет единый планировочный элемент. На входе этого проекта я сразу поставил условие, чтобы не было выборочности — здесь красиво, а здесь закрыть глаза. Поэтому сейчас они выкупают участки, в том числе аварийное жилье. В таком подходе заинтересованы все стороны, поскольку для бизнеса это дополнительные возможности, а для города — решение жилищных проблем и создание нового общественного пространства. Кроме того, этот элемент благоустройства в будущем войдет в проект единой набережной, от чего выиграет и город, и его жители.
— По срокам все осталось по-прежнему? Они не пересматривали проекты?
— Инвестор не пересматривает проекты, а продолжит их финансировать. Во всяком случае, все начатые проекты — “Курбатовские бани”, “Японский квартал, “Дом приемов”, “Дрожжевой завод”, — они доведут до разумного завершения. Но важно для нас не только это, но и комплексность подхода в этом вопросе. Бизнес сам понимает, что завершив свой большой проект будет нужна красивая набережная, поэтому они сами заинтересованы в том, чтобы и этот вопрос сдвинулся, что собственно и происходит. То есть появится единый планировочный элемент на еще одной центральной части Иркутска.
Кроме этого, в деловом районе "Иркутск-Сити" продолжается реализация проектов по строительству гостиницы Holiday Inn и бизнес-центра "Сигма". Продолжается подготовка к реализации проекта в рамках государственно-частного партнерства по созданию студенческого кампуса в Свердловском районе. У нас с 2020 года действует институт Инвестиционного уполномоченного, разработан регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Он в значительной мере упрощает процедуры взаимодействия с потенциальными инвесторами.
Ну и если говорить об инвестиционном портфеле столицы Приангарья, то он включает в себя 18 проектов на общую сумму порядка 2,5 млрд рублей. В 2021 году в экономику города было привлечено более 150 млн рублей инвестиций. Поэтому есть от чего отталкиваться.
— Иркутск может стать и столицей майнинга, развития криптовалют — об этом систематически говорят уже три года. В этом направлении вы видите перспективы?
— Безусловно. Важно правильно отрегулировать законодательно. Но я бы предметно остановился на теме дата-центра. Это хранение в первую очередь оперативных данных, облачных данных, огромных массивов информации. Все возможности в Иркутске есть, кстати, самое главное не электроэнергия, а пропускная способность оптоволокна.
У нас три конкурентных преимущества. Первое — больше полугода на улице минусовые температуры, а это вопрос охлаждения для дата-центра. Все-таки на входе дешевая, возобновляемая электроэнергия. И третье — близость к основным потребителям этих услуг.
— Вопрос один из самых волнующих и популярных — строительство и ремонт дорог. Недавно стало известно, что выделяется дополнительно 120 млрд рублей на строительство дорог местного значения. Будет ли город Иркутск в этом списке?
— Все торги по дорогам состоялись, все контракты отыграны, ни одного отказа не было.
— Из-за удорожания инертных материалов, битума угроза невыполнения контрактов не может произойти? Ведь, к началу строительного сезона стабильно наблюдается рост цен.
— Удорожание в 10-15%, которое произошло, уже заложено было в стоимость контрактов, поэтому угроз мы не видим. Более того, как раз те 120 млрд рублей, которые выделены по стране, частично и будут помогать компенсировать возникающий рост цен. Хотя динамика цен серьезная.
Подорожание уже произошло. Для сравнения. Средняя стоимость 1 км автомобильной дороги по национальному проекту "Безопасные качественные дороги" в 2021 составляла 44 млн рублей, а в 2022 году — 55 млн. То есть мы получили удорожание на 19%.
Это же касается объектов, которые реализуются в рамках президентской программы "Формирование комфортной городской среды". Тут также произошло удорожание. Увеличилась стоимость человеко-часов, в значительной мере выросли в цене материалы, детские игровые площадки, малые архитектурные формы, комплектующие, опоры освещения, парковые светильники. По разным позициям произошло увеличение в среднем от 30% до 42%. Объекты 2022 года мы отыгрывали по ценам января-февраля этого года.
Работы и, соответственно, оплата по ним будут вестись согласно заключенным муниципальным контактам. В прошлом году на торгах получалась приличная экономия бюджетных средств, за счет этого в 2021-м мы смогли дополнительно отремонтировать несколько улиц. Это было настоящим успехом за долгое время.
Так, например, по БКД в прошлом году изначально был запланирован 21 участок. Однако добавили еще улицу Ударника, которую должны были обновлять в 2024 году. Кроме того, в 2021 году комплексно благоустроено 54 двора, преобразились 17 общественных пространств. Два из них также — за счет экономии по итогам конкурсных процедур.
В этом году также будем продолжать благоустраивать общественные пространства. Среди них Нижняя Набережная, улица Карла Маркса, сквер возле усадьбы Волконских, сквер возле кукольного театра "Аистенок", парк "Комсомольский", сквер перед бассейном "Изумруд".
Должны отремонтировать 14 участков дорог общей протяженностью более 20 километров.
Также разрабатывается методика по увеличению авансирования для отыгрывания муниципальных контрактов от 50 до 80%. Это позволит, во-первых, подбирать надежных подрядчиков, во-вторых, контролировать расходную часть за счет складывающейся экономии.
— Анонсированное обновление парка автобусов для Иркутска произойдет?
— Да, как и планировалось. Мы разговаривали с Сергеем Чемезовым о приобретении в лизинг автобусов НЕФАЗ. Нас заверили, что НЕФАЗы будут в полном объеме, поэтому вся текущая ситуация не повлияет на выполнение задач. Планируется до 40 автобусов. В первую очередь поставим их на маршруты во Второй Иркутск, Ново-Ленино, Синюшина гора — то есть протяженные маршруты. Все это для того, чтобы заменить транспорт малой вместимости, снизить трафик на улично-дорожной сети.
— Вы говорили о такой важной вещи — как человечность. Что делать, когда цены в магазинах, некоторых сетях не выдерживают критики. Может ли город выступить с инициативой по сдерживанию цен?
— Знаете, скажу так, что я буду обращаться к сетям и отдельным владельцам, чтобы те с двухкратной наценки ушли на вменяемую по основным видам продукции, на которую идет наибольший запрос у потребителей. Причем это не касается элитных сортов хлеба, сыров, мяса или еще чего. Но все-таки таких людей надо к разумному призывать, наглеть нельзя и наживаться в таких условиях тоже.
— Какие прогнозы по бюджету города в части собственных средств и программных?
— То что касается средств из федерального бюджета, то здесь все в полном объеме и по графику. Здесь проблем у нас нет. Мы строим школы, детсады, дороги, выполняется программа по ФКГС и так далее. Город усиливает свои финансовые возможности. Мы сегодня немного увеличили резервный фонд для принятия неотложных, оперативных решений по менее сложной процедуре. Это связано в первую очередь с социальной поддержкой. Это первое.
Второй момент — мы будем активно пользоваться казначейским сопровождением. Это позволяет экономить деньги, причем достаточно существенно, не задействуя дополнительных кредитных ресурсов. Третий момент, которым мы будем заниматься — это оптимизация расходов. И четвертое — сохранить минимум в росте муниципального долга, что также получается.
— За счет чего может город еще получить импульс развития в текущих условиях?
— Думаю, что за счет работы с бизнесом. Расширить возможности поддержки предпринимателей, усилить целевое проектное финансирование. Сам по себе город не в состоянии все эти проблемы решить, мы не Москва. Поэтому нужна активная и системная работа различных фондов на региональном, федеральном уровне, институтов поддержки, начиная с экспортного союза, заканчивая фондами микрокредитования бизнеса. Предпринимателей надо интегрировать в эти процессы, а сейчас вообще нужны максимально хорошие условия.
Понимаете, бизнес, особенно малый и средний, это реальная помощь для любого города, поэтому в текущих условиях им обязательно нужна помощь. Однако любой кризис — это мощный толчок к развитию. Мы предоставляем различного рода субсидии: оплата процентов по кредитам, арендным платежам, приобретению оборудования, на разработку инновационных проектов и другое. Также проходит согласование проект, который предусматривает расширение форм финансовой поддержки. В частности, предлагается частичное возмещение затрат по уплате микрозаймов, на получение информационно-консультационных услуг и прочее.
Предприниматели имеют преимущественное право на выкуп объектов муниципального нежилого фонда, на заключение договоров аренды объектов нежилого фонда, земельных участков. Сегодня решаем вопрос, чтобы у малого и среднего бизнеса была возможность получить отсрочку оплаты на аренду муниципальных помещений и земельных участков. Сейчас важно сплочение и взаимная поддержка. Вместе мы справимся.