27 июня 2022. Тема модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на сегодняшний день как никогда актуальна, особенно в свете бережливого отношения и защиты Байкала. Поэтому проводимые работы предполагают определенные экологические требования: начиная с установки газоочистного оборудования, сбором и очисткой сточных вод, заканчивая транспортировкой отходов I-IV классов опасности и лесовосстановлением. Из-за селеопасности и необходимости укрепления защитных сооружений на Байкале остро стоит вопрос о снятии в некоторых случаях ограничений на сплошные рубки леса в границах Байкальской природной территории. Межфракционная рабочая группы "Байкал" Госдумы ФС РФ во главе с Сергеем Теном, а также представители комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и ОАО "РЖД" посетили два объекта строительства и модернизации БАМа в Северобайкальском регионе ВСЖД, чтобы ознакомиться с выполнением планов дополнительных мер охраны окружающей среды. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
В настоящее время ОАО "РЖД" ведет строительно-монтажные работы на 16 объектах в центральной экологической зоне Байкала с соблюдением требований экологической безопасности и природоохранного законодательства.
"Экологическая составляющая проектов и защита окружающей среды — в приоритете работы компании. Так, станция Андриановская соответствует всем требованиям природоохранного законодательства РФ. В границах объекта установлены четыре точки забора атмосферного воздуха на границе селитебной зоны, на одной из этих точек установлен ПАТ — пункт автоматического контроля. Кроме этого, предусмотрены четыре точки отбора максимального уровня звука, шесть точек отбора поверхностных вод и две точки отбора проб на объектах строительства", — отметил заместитель генерального директора — главный инженер ОАО "РЖД" Анатолий Храмцов.
В рамках поездки участники делегации побывали на участке железной дороги от Нижнеангарска до Северобайкальска на БАМе (Блокпост 1084 — Блокпост 1068), проверив соблюдение экологических стандартов, оценили инфраструктуру станции Андриановской на горно-перевальном участке Транссиба и посетили базу Аварийно-спасательного формирования (АСФ) в Северобайкальске.
Аварийно-спасательное формирование было создано в 2012 году на базе восстановительного поезда на станции Северобайкальск. После этого было принято решение о строительстве полноценной базы на берегу Байкала для минимизации экологических рисков от вредоносного воздействия на окружающую среду. База, на которой так же находится экологическая лаборатория, была принята в эксплуатацию в 2019 году.
В распоряжении базы также имеется мобильный комплекс автоматизированного контроля состояния атмосферного воздуха, который позволяет реализовать принцип "здесь и сейчас" — выявить превышения по каким-либо группам загрязнений и принять соответствующие меры в максимально короткие сроки. Такие передвижные лаборатории автоматически следят за состоянием воздуха, вибрационными изменениями, а также состоянием поверхностных вод и почвы.
Штат аварийно-спасательного формирования — восемь человек, способных работать как на воде, так и на суше. Основная задача подразделения — ликвидация аварийных розливов нефтепродуктов, а так же оказание помощи при ЧС техногенного и природного характера. Сотрудники АСФ сумели продемонстрировать отлаженность действий во время учения по ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории Байкала.
Территория Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе на ВСЖД, расположена в узкой прибрежной полосе Байкала в долинах селеопасных рек, поэтому является зоной высокой опасности и риска схода селевых потоков.
"Оползень, который произошел 15 июня — это очень плохой сигнал. Иркутская и бурятская науки уже несколько лет в один голос говорят о созревании ситуации для селепроявления на Байкале. Сейчас идет пик многоводности. Хамар-Дабан — это наиболее напряженный участок относительно селеопасности. До сих пор не ликвидированы очистные сооружения Байкальского ЦБК, которые стоят одна за другой на горе прямо на пути селя. Если сель ударит в первую карту, будет эффект домино, и 7 млн тонн крайне ядовитых веществ могут уйти в Байкал. В настоящее время часть мероприятий по селезащите осуществляется, однако процесс осложнен законодательством.
Как происходит сель? Когда "заваливаются" реки, сель должен проскочить по руслу реки и уйти, скажем, в Байкал. Если сель встречает на своем пути завалы, образуется некая плотина, а потом эта масса идет ударной волной. Поэтому сейчас в районе Байкальска ведется прочистка русел рек, однако лишь частичная, потому что закон запрещает рубить деревья. Это несколько парадоксальная вещь, потому что в чрезвычайных ситуациях необходимо не ходить по бюрократическим коридорам, а быстро принимать решения и вносить необходимые корректировки.
Никто не просит сплошных рубок, но полоса вдоль берега должна быть очищена от деревьев и завалов. На сегодня это основная проблема. Необходимо сделать безопасными хотя бы русла рек в крупных населенных пунктах, чтобы снять угрозу для жителей Байкала и технической инфраструктуры. Селеактивность — циклическое явление, как зима и лето, оно будет происходить постоянно", — отметил директор Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Виктор Воронин.
Два года назад Государственной Думой был принят федеральный закон ФЗ-254 "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", который предусмотрел механизмы всех производственных процессов, связанных с модернизацией БАМа и Транссиба на Байкальской природной территории.
"Мы прекрасно понимаем, что к нам, жителям прибайкальских регионов, человечество предъявляет достаточно высокие требования, потому что главной задачей является сохранение великого озера. Промышленные предприятия, которые работают на берегу Байкала, обязаны выполнять соответствующие требования. Мы приехали для того, чтобы посмотреть, как проводятся сплошные рубки для модернизации магистралей, как выполняются экологические требования. Высокий уровень подготовленности продемонстрировали работники экологической лаборатории и сотрудники аварийно-спасательных служб. Специалисты готовы ликвидировать последствия возможных техногенных катастроф в очень короткие сроки.
Вопрос селезащиты так же требует проработки. Наша задача — обеспечить защиту населения и избежать возможных негативных последствий в южной котловине Байкала, для этого необходимо совершенствовать законодательство", — сообщил первый заместитель председателя Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, депутат Госдумы Сергей Тен.
Сергей Тен. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
По его словам, при правильном и ответственном подходе хозяйственную деятельность на Байкале можно и нужно развивать, с учетом четко прописанных требований к ведению этой деятельности в ЦЭЗ БПТ.
"Второй вопрос, который мы расссмотрели — это целесообразность принятия поправок в законопроект "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал"". Потому что на чаше весов либо снятие в исключительных случаях ограничений на сплошные рубки, либо прекращения любых действий по укреплению селезащитных сооружений на Байкале до момента выбора варианта ликвидации шламонакопителей. Изменения предлагаются в законе точечные и с четким перечнем и указанием объектов. По аналогии с ФЗ-254 "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктур", — добавил Сергей Тен.
При разработке правительством Иркутской области проектной документации на реконструкцию девяти селезащитных сооружений общей протяженностью около 23 км в трех МО Слюдянского района Иркутской области выяснилось, что на пяти объектах (реки Большая Осиновка, Малая Осиновка, Безымянная, Утулик, Харлахта) при реконструкции селезащитных сооружений потребуются сплошные рубки на землях лесного фонда. Количество деревьев — почти 2 тысячи штук, по большей части это осина и береза.
"Законопроект сегодня нами подготовлен к внесению в Государственную Думу, у нас есть поддержка правительства и губернатора Иркутской области, правительства Республики Бурятия, Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Надеюсь, что мы преодолеем разногласия, которые сегодня высказывались в ходе обсуждения законопроекта, и на площадке МРГ "Байкал". Разумный баланс — вот что надо Байкалу и людям, которые живут на его берегах и, поверьте, больше всех заинтересованы в сохранении его биоразнообразия и уникальности", — резюмировал депутат Госдумы.
Смотрите полную версию на сайте >>>