26 августа 2022. Качественный и комфортный общественный транспорт — мечта любого жителя Иркутска. От состояния транспортной инфраструктуры, развития системы общественного транспорта зависит то, как воспринимают город его жители и гости столицы Приангарья. Эта тема всегда была наиболее острой в контексте городских проблем и запросов от горожан, учитывая еще и то, что город развивается, застраиваются новые отдаленные территории, на Иркутск завязаны транспортные потоки из близлежащих городов (Шелехов, Ангарск), а значит появляются потребности в большей мобильности для населения потенциальной агломерации и позиционирования Иркутска как транспортной столицы Приангарья. Сейчас очевидно, что город нуждается в обновлении подвижного состава, повышении качества работы водителей и их подготовки, благоустройстве остановок и другом. Одна из этих задач начала решаться — общественный транспорт столицы Приангарья получает новые автобусы, уже прибыло более 20 НефАЗов. Также составляющей развития транспортной сферы, темпы которой набирают обороты, стало повышение стоимости проезда в общественном транспорте (Иркутск стал едва ли не последним из городов СФО, кто пошел на эту меру). О том, почему власти города приняли такое решение и как это скажется на качестве услуг — читайте в материале ИА IrkutskMedia.
О повышении стоимости проезда в общественном транспорта власти города заявили в июле. Отметим, что Иркутск один из последних российских городов поднял цены на проезд. Как ранее сообщал вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников, это сократит бюджетные расходы, тем более в условиях приобретения новой техники. Ведь при стоимости проезда в 15-20 рублей из муниципального бюджета приходилось покрывать выпадающие расходы муниципальных предприятий из расчета обоснованного тарифа в более чем 50 рублей.
Теперь на высвобожденные средства можно будет закупить новый транспорт, благоустроить остановочные пункты, установить освещение и другие необходимые элементы для развития транспортной инфраструктуры. Еще один плюс — улучшение экологии, уменьшение заторов на дорогах и снятие транспортной напряженности на городских улицах. Но для этого нужно сделать так, чтобы горожане отдали предпочтение общественному транспорту вместо личного, а это зависит от комфорта и регулярности перевозок первым.
Как рассказал корр. ИА IrkutskMedia председатель правления ассоциации маршрутчиков "Компас" Станислав Орлов, поднятие стоимости проезда — мера вынужденная.
— Пандемийные годы сильно сказались на нас. Мы не хотим, чтобы был социальный взрыв у людей, но и нам тяжело. Нынешнее повышение цены очень важно. Выросла стоимость запчастей на 30-50%, транспорта — на 200%. Обычная пассажирская техника стоит 3,8 млн рублей. В 2019 году до пандемии ее цена составляла 1,4-1,6 млн рублей. Представляете разницу? Пассажиропоток упал. Также люди уходят из отрасли, потому что заработок низкий. Мы каждый год теряем 10% водителей. Мы поставлены на грань выживания. На 5 рублей повышение — это мелочь. Ведь обоснованный тариф в Иркутске — 52 рубля. Сильного поднятия цены нет, мы ведь прекрасно понимаем, что люди тоже в сложной ситуации, — сказал Станислав Орлов.
По его словам, крупные автопроизводители подняли цены абсолютно на все: начиная от колодок, которые меняют каждый месяц, и заканчивая агрегатами. Например, мотор стоил 400 тысяч рублей, сейчас он обойдется в 800 тысяч рублей.
— Мы просто за голову хватаемся. Не знаем, что делать. У нас на базе стоит 20 машин без моторов, потому что у нас нет столько денег. В целом у нас стоит более 30% парка. За счет 5 рублей поднимется на 20% зарплата у водителей. Люди охотнее станут идти в эту профессию, — сказал председатель правления ассоциации.
Кроме того, в условиях сурового сибирского климата требуется больше средств на обслуживание общественного транспорта в сравнении с южными городами России. Как сообщил Станислав Орлов, гниение автомобиля в Иркутске происходит за два года, на юге же транспорт может использоваться 5 лет и на нем и ржавчины не появится.
Руководитель некоммерческого партнерства "Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска" Сергей Ошурков рассказал корр. редакции, что поднятие цен на проезд необходимо, так как выросла стоимость ГСМ, запчастей, резинотехнических изделий, шин. Все поднялось на 100%, утверждает он.
— В пандемию было значительное сокращение пассажиропотока. После он восстановился, но не сильно. Он даже не вернулся к показателю 2020 года. Нам непонятно почему так. Может, люди купили машины, кто-то остался без работы и не ездит теперь, очень много кто продолжает работать удаленно. У нас пошел отток водителей. То есть они стали уходить от нас и уезжать на вахту. У нас техника есть, а водителей нет. Это естественно говорит о том, что надо поднимать зарплату водителям. А ее не поднимешь, пока не повысишь тариф. При подъеме тарифа начнут покупать новые запчасти. Появятся какие-то средства на обслуживание, — рассказал Сергей Ошурков.
С середины июля стоимость поездки в муниципальном общественном транспорте Иркутска составляет 25 рублей. При этом цена поездки не зависит от вида оплаты и времени суток. Между тем в ряде других сибирских городов людям приходится переплачивать, если у них на руках только наличные или же они совершают поездку вечером. Например, такие правила действуют в Омске, Новокузнецке, где горожане в общественном транспорте платят 25 рублей по безналичному расчету и 30 рублей наличными. Такая же схема в Кемерове — при оплате наличными проезд стоит 30 рублей, а по банковской или транспортной карте — 25 рублей. В Томске люди вынуждены платить за поездку 30 рублей после 21.00, днем стоимость составляет 24 рубля. Из плюсов в Томске — женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет платят за проезд всего 21 рубль, а цена поездки в электротранспорте составляет 19 рублей.
В Хабаровске (Дальневосточный федеральный округ) стоимость проезда в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах обходится горожанам в 30 рублей до 20.00, а после — в 33 рубля. В Красноярске стоимость проезда в общественном транспорте выше по сравнению с Иркутском — поездка в автобусе обойдется в 32 рубля, в трамвае и троллейбусе — 28 рублей. В Новосибирске цена поездки в троллейбусе и трамвае стоит 25 рублей, в автобусе — 26 рублей, но там функционирует и метрополитен.
Стоимость проезда в Абакане и Барнауле оказалась ниже, чем в Иркутске. В Абакане на муниципальных автобусах и электротранспорте — 17 рублей, в автобусах коммерческих перевозчиков от 25 до 30 рублей. Цена поездки барнаульцам наличными и безналом обходится в 28 рублей на городском общественном транспорте, по электронному кошельку — 24 рубля, по единому проездному билету — 23 рубля.
Добавим, что большинство частных перевозчиков повышают проезд в общественном транспорте Иркутска до 30-35 рублей. Также напомним, что в соседних с Иркутском городах стоимость поездок сопоставима. При этом стоит учитывать, что там численность населения в три раза меньше и протяженность маршрутов довольно короче. В Ангарске за поездку на трамвае необходимо заплатить 25 рублей, на автобусе — 25-35 рублей. В Усолье-Сибирском стоимость проезда в трамвае и автобусе составляет 30 рублей, в Братске в троллейбусе — 25 рублей, в автобусе — 25-80 рублей.
После повышения платы за проезд иркутяне резонно задаются вопросом: скажется ли это на повышении качества перевозок и их комфортности для горожан?
По словам депутата по избирательному округу №30, директора МУП "Иркутскавтотранс" Алексея Колмакова, опыт других российских городов показывает, что качественный общественный транспорт безусловно играет серьезную роль. Транспортное обслуживание — это сегодня проблема номер один во многих городах, и администрации ее решают по-разному.
Как сообщил Алексей Колмаков, всего "Иркутскавтотранс" обслуживает 33 городских маршрута, которые связывают практически все районы Иркутска. По соглашению с администрацией города ежедневно на линию должен выходить 151 автобус, но из-за высокого износа транспорта и нехватки водителей выходит намного меньше. В летнее время часть транспорта направляют на садоводческие маршруты. Сейчас, по мнению директора предприятия, решение этой проблемы сдвинулось с мертвой точки, поскольку скоро парк "Иркутскавтотранса" пополнят новые НефАЗы, часть уже прибыла на базу предприятия.
"Мэр принял историческое решение. Особенно в условиях имеющегося городского бюджета. И никогда за историю существования предприятия с 1926 года оно не получало такую партию новых автобусов. Особенно при таком износе транспорта. Мы уже предположили, на какие маршруты направим 40 новых автобусов. Их основная масса уйдет на магистральные большие маршруты, которые связывают районы города. Больше всего новой техники появится в Ново-Ленино. Также уточнили водительский состав, который проходит по рейтингу и сядет за руль нового транспорта", — сказал Алексей Колмаков.
Отметим, что в ближайшие годы Иркутск планирует перейти на брутто-контракты. Схема предполагает, что администрация будет закупать весь объем перевозок у муниципальных и коммерческих транспортных предприятий. И за счет подобного администрирования получится привлекать финансирование на обновление подвижного состава.
"На мой взгляд, без комплексного подхода мы здесь одними брутто-контрактами ситуацию не решим. Без оптимизации маршрутной сети, без согласования агломерации невозможно это сделать, потому что у нас очень много сегодня пассажирского транспорта заходит с Иркутского района. Это тоже все ложится нагрузкой на дорожную сеть. Это все надо как-то скоординировать, спланировать, чтобы это все работало как единый механизм", — добавил директор "Иркутскавтотранса".
Недавно стало известо, что правительство Иркутской области поддержит проект администрации Иркутска по замене трамваев. Планируется обновлять пути и трамваи совместными усилиями региональных и городских властей. Губернатор поручил подготовить проектную документацию и сформировать заявки на ремонты для передачи в профильные областные министерства и федеральные структуры.
"Вместе с губернатором Игорем Кобзевым проехали по одному из самых востребованных трамвайных маршрутов города — от Волжской до Центрального рынка. Игорь Иванович готов поддержать город. Планируем обновлять пути и трамваи совместными усилиями", — сказал мэр Иркутска Руслан Болотов.
Также добавим, что власти ведут работу по внедрению экологичного транспорта. Так, в конце минувшего года запустили межмуниципальный троллейбус на автономном ходу, который связывает столицу Приангарья с поселком Молодежный. Перевозками занимается "Иркутскгортранс". Как недавно сообщила заместитель мэра Иркутска Татьяна Макарычева, сейчас прорабатывается вопрос открытия троллейбуса на автономном ходу в Ново-Ленино.
В целом транспортная реформа в Иркутске уже реализуется. В дальнейшем в рамках нее предстоит проведение масштабной работы. Так, при разработке документов транспортного планирования учтут факты и маятниковой миграции по агломерации и подвижному составу, который будут включать в конкурсную документацию для обеспечения перевозки пассажиров.
Развитие транспортной инфраструктуры в непростых современных реалиях требует больших финансовых вложений. С одной стороны мобильность и безопасность транспортного сообщения напрямую зависит от качества дорог, наличия правильно спроектированных развязок, выделенных полос. Немалую роль играют элементы обустройства — современное освещение, остановки, переходы, пешеходные тротуары, ограждения. С другой стороны уровень качества транспортных услуг зависит от состояния подвижного состава, его комфортабельности, профессионализма водителей.